Почему звонят колокола в церкви

Голос нашей Церкви

почему звонят колокола в церкви

Звуки принято разделять на музыкальные и немузыкальные. К последним относят шумы, шорохи. Но как бы музыковеды ни стремились упорядочить знания о звуке и его природе, они так и не смогли определить, к какой же категории следует отнести колокольный звон.

В итоге эксперты придумали для него отдельную категорию, которую бесхитростно назвали звонами. И в этот раз в рубрике «Церковная школа» иеромонах Спиридон (Савин) как опытный и талантливый звонарь поможет нам разобраться во всем, что связано с колокольным звоном.

Напоминание о Господе

Наверняка каждый задумывался, почему для православного богослужения в качестве музыкального инструмента выбран именно колокол. Поэтому начнем с краткого экскурса в историю.

Колокольный звон всегда и считался, и был неотъемлемой частью не только жизни Православной Церкви, но и русского народа. Колокола появились на Руси практически одновременно с принятием христианства в 988 году.

Их необыкновенное, словно разливающееся в воздухе звучание особенно полюбилось нашим далеким предкам и с тех пор сопровождает всю жизнь православного человека.

Колокола звучали в праздничные дни, встречали высоких и почетных гостей, созывали благочестивых предков на вече, оповещали о надвигающихся бедствиях, призывали на защиту Отечества, приветствовали вернувшихся из славных походов воинов, давали спасительный знак заблудившимся путникам. Но все же главное назначение колокольного звона — напоминать о Господе, созывая верующих к началу службы и подчеркивая ее важные и торжественные моменты.

Традиция использовать колокола в богослужебной практике пришла не из Византии. Греческая Церковь не знала колокольного звона, который появился здесь только во второй половине IX века, а широкое употребление получил спустя 500 лет. Вместо этого в монастырях для созыва на молитву использовали било — деревянную или металлическую доску, по которой ударяли молотком, и клепало — железную или медную полосу, согнутую в полукруг.

Если мы обратимся к истории Ветхозаветной Церкви, то узнаем, что в те древние времена о богослужении христианам сообщали звуки труб. В период гонений на веру последователи Христа не могли открыто собираться в храме. Соответственно, невозможным становился и открытый призыв к участию в церковной молитве. Трубы смолкли, но втайне от язычников за верующими стали отправлять посыльных — лаосинактов, или народособирателей.

Обычай звонить в колокола пришел с Запада, где господствовал культ колоколов, а искусство колокольного литья было священной профессией. Изобретение колоколов приписывают святителю Павлину, епископу Ноланскому, жившему в IV–V веках. Но его изобретение также не получило распространения. Только в начале VII века Папа римский Савиниан, преемник святителя Григория Двоеслова, сумел ввести колокола в жизнь христианской Церкви.

Доподлинно неизвестно, как проник на Русь чужеземный обычай. Как бы то ни было, русский народ не просто воспринял и колокол, и искусство звона так как есть, а вдохновенно переосмыслил, придал этому явлению высокое духовное и творческое значение, разглядев то сокровенное и могущественное, в чем язычники слышали «голос христианского Бога».

Человеческое начало

В богослужебных книгах колокол именуется кампаном в честь итальянской провинции Кампания, где добывали медь для изготовления колоколов. «Некоторые ученые считают, что слово “колокол” произошло от греческого “калкун”, что означает “било”, или имеет связь со старинным славянским словом “коло” — “круг”», — говорит отец Спиридон.

Колокол имеет форму усеченного конуса и напоминает перевернутую чашу. Его ударная часть называется языком, который подвешивается внутри и, раскачиваясь, производит звук. Язык колокола — важнейшая часть, позволяющая создавать сложные ритмические рисунки. Из названия элементов, составляющих колокол, можно заметить, что он, как и другие музыкальные инструменты, не избежал очеловечивания.

Верхняя часть колокола называется головой или короной, отверстия в ней — ушами. Есть у него и губы, шейка, плечи, пояс и рубаха. На Руси колоколам даже давали имена, а за провинность наказывали — секли розгами, вырывали язык и отправляли в ссылку.

Первым узником стал колокол одного из соборов города Углича, возвестивший о смерти благоверного царевича Димитрия, младшего сына Ивана Грозного, в 1591 году.

Но есть в жизни колокола и приятные моменты. Его служение начинается с «Чина благословения кампана, сиесть колокола или звона».

По словам отца Спиридона, в последовании говорится, что прежде, чем установить колокол на звонницу, ему положено «сверху и извнутрь окроплену быти», затем звучит паремия — ветхозаветное чтение из книги Чисел о серебряных трубах, заменявших колокол, поются стихиры, возносятся молитвы о благословении и даровании колоколам благодатной силы, после чего их устанавливают на колокольне (звоннице).

Стоит отметить, что нынешняя и привычная форма колокола была найдена не сразу. Мастера экспериментировали, создавая четырехгранные, цилиндрические, полусферические и бочкообразные колокола. Преимущественно священные музыкальные инструменты изготавливают из меди и олова, однако истории известны колокола из других материалов: чугуна, камня, серебра, золота и даже стекла.

Что же касается богослужения, то следует усвоить, что используемые в настоящее время на колокольнях православных храмов колокола делят на несколько видов: праздничный, воскресный, полиелейный, будничный, малый и зазвонные колокольца разной величины. На древнерусских колокольнях использовали большие «благовестные» колокола, колокола средних регистров, за благозвучность прозванные «красными», а третий ряд составляли малые зазвонные колокола.

Когда звонит колокол

«Колокол — это голос Церкви, музыкальная проповедь, слушая которую мы отрешаемся от суеты, обращаемся к Богу, чувствуем единение с Ним, с верующими, с близкими, ушедшими из земной жизни», — считает отец Спиридон. По его словам, в соответствии с требованиями Устава, значением богослужений и пошло разделение колокольного звона на виды.

Самым древним звоном, при котором ритмично ударяют в один, как правило, самый большой колокол, является благовест (праздничный, воскресный, будничный и постный). Он несет благую весть о начале богослужения и бывает к вечерне, утрене и к часам перед Литургией.

По уставу этот звон считается священнодействием и сопровождается молитвенным пением 118-го псалма и двенадцатикратным чтением 50-го псалма.

Благовест звучит во время исполнения «Достойно есть» Евхаристического канона, чтобы оповестить всех о преосуществлении Святых Даров, и чтобы в этот миг каждый мог присоединиться к молитве.

Перезвоном называют одиночные удары в каждый колокол, от самого большого до маленького. В богослужении он подчеркивает важность происходящего. Перезвон бывает водосвятным и погребальным.

Погребальный перезвон звучит во время служб Великой Пятницы перед выносом Плащаницы и на утрене Великой Субботы во время обхода храма с Плащаницей.

Такой же порядок звона бывает в дни поклонения Животворящему Кресту: в праздник Воздвижения, в Крестопоклонную неделю Великого поста и в день Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.

Поочередные удары в колокола, начиная от малого и заканчивая большим, именуют перебором — погребальным звоном, символизирующим окончание земной жизни человека. Обязательно перебор завершается трезвоном, выражающим радостную веру в скорое воскресение.

Сложным видом колокольного звона является трезвон, представляющий собой звон во все колокола по особой технологии и продолжающийся в течение трех подходов. Трезвон — выражение ликования и радости. Он бывает к Божественной литургии, на утрене в момент выноса из алтаря Евангелия, перед вечерней после часов и перед Литургией, например, на Благовещение, в Великий Четверток, Великую Субботу и дни Великой Четыредесятницы, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Трезвоном отмечают великие церковные торжества: на Пасху этот звон продолжается весь день и называется «красным звоном», отличающимся особой красотой и разнообразием ритмических фигур. Также трезвон положен по окончании праздничной и воскресной Литургий.

Звон различается своим темпом: в праздники он радостный и бодрый, в дни великопостных и погребальных служб — медленный и печальный. По словам отца Спиридона, в Типиконе отмечено, что в дни Великого поста звонарь звонит медленнее — косным звоном, который начинается с понедельника, а в субботу первой седмицы становится живее.

Непростая наука

Колокольный звон прочно закрепился в богослужебной жизни, став величественным искусством и национальным достоянием. Непосвященному человеку сложно постичь все тонкости непростой науки колокольного звона. Техника и традиции передавались от звонаря к ученику, формируя определенную школу. Отец Спиридон рассказывает, что для русской школы характерна такая система, при которой звонарь контролирует все колокола одновременно.

«Всегда считалось, что самые лучшие школы звона — в Троице-Сергиевой Лавре, Даниловом мужском, Новодевичьем женском монастырях и, конечно, в храмах города Ростова, где звонят по нотам, сочиненным на три настроя. К знаменитым ростовским звонам относят сысоевский, акимовский и егорьевский. Что касается мастерства, то, считаю, что каждый звонарь индивидуален и каждый по-своему сможет вызвать изумление и радость у слушателей».

Источник: http://www.pravpokrov.ru/Articles/index/552

Колокола врачуют душу

почему звонят колокола в церкви

Когда слышишь звон церковных колоколов, невольно устремляешь свой взор к небу. Как будто именно оттуда несутся эти чистые, дивные  звуки. На днях удалось побывать там, где рождается  «небесная» музыка.

На колокольню Свято-Троицкого кафедрального собора мы поднимались вместе с отцом Спиридоном


К «небу» вела узенькая и крутая деревянная лестница — тут не разбежишься. А ведь звонари по ней поднимаются не меньше двух раз в день. Выше, выше И вот они — колокола. Один, самый большой, в центре, а в стороне от него другой – поменьше. Остальные четыре маленьких выстроились в ряд между белокаменными стенами звонницы, хотя маленькие они относительно огромного первого. Отец Спиридон объяснил, что все колокола условно делятся на три группы: большие, средние и маленькие. Большие – это благовестники. Они возвещают благую, добрую весть о начале богослужения. Средние – дозвонные, а маленькие – зазвонные. Колокола выстраивают свои голоса в каноническом согласии: благовестник, подзвон и зазвон

Перед нашей встречей отец Спиридон совершил Таинство Венчания и поднялся на колокольню, чтобы проводить колокольным звоном выходящих из храма молодых супругов.

Сцепил на руках веревочные тросы, идущие от языков малых колоколов, поставил ногу на деревянную педаль, соединенную со средним – дозвонным и, одновременно «играя» руками и  ногой, привел в действие этот многотонный инструмент. Всё пространство мгновенно наполнилось колокольным многоголосьем.

Внизу был, как на ладони, город, который с высоты птичьего полета казался незнакомым и каким-то солидным. А вокруг простирался небесно-голубой простор, в прозрачном солнечном свете морозного дня все краски были особенно яркими.  Дивная красота и непередаваемое чувство душевного полета и благолепия.

«Звоны бывают разные.И у каждого свое предназначение. Вот сейчас мы возвещаем свадебным перезвоном радость рождения новой семьи. Звоним на Венчание», — сказал мой спутник, продолжая  творить свою мелодию.

Тот, кто думает, что звонарь, следуя определенным канонам, механически исполняет свои обязанности, глубоко ошибается. Каноны определенные, конечно, существуют, но никто не запрещает ему проявлять свое творчество. И, глядя на отца Спиридона, который с молитвой, с радостью легко управлял этим  оркестром, убеждаешься, что звонарь – это и дирижер, и исполнитель, и композитор, и  импровизатор.

— Все звонари звонят  по-разному, даже сами себя никогда не повторяют. И у каждого свой рисунок. Я даже по одному звуку могу  узнать, кто звонит.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Исаакиевский собор кто архитектор

Эта «профессия» редкая

Звонарей не так уж много, «профессия» эта редкая. Штатных практически нет. И очень часто священнослужители ее совмещают со своими прямыми обязанностями. Так же поступает и отец Спиридон.  Начинал он звонить в Троицком храме г. Саратова, после окончания духовной семинарии. Но имел уже к этому времени первое высшее образование, которое получил в Саратовской Аграрной Академии.

Учился звонить по компьютерной программе сам и набирался практики, опыта и мастерства у тех, кто уже владел этим искусством, в частности, у Владыки Пахомия. Ключарь отец Виктор позже сообщил, что Владыка до того, как стать настоятелем Троицкого храма в Саратове, а затем возглавить Покровскую епархию, служил звонарем на подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве.

Приехав в Саратов, научил технике колокольного звона  других, в том числе отца Спиридона. А тот  передал эту науку дальше.

«Хотя и существует техника колокольного звона и она преемственная, но колокольный звон – это мелодия, условно говоря, человека, мелодия, которую он в себе рождает, — считает отец Виктор – И он может довести ее до совершенства. Пример – звонари Свято-Троицкого собора»

 В настоящее  время, когда к нам возвращаются наши исконные православные традиции, существует чин поставления в звонаря. Он был принят Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2012 году. Говоря языком светским – это своеобразное посвящение в профессию. Существуют сейчас и курсы подготовки звонарей, открываются кафедры колокольного звона при консерваториях. Есть она и в Саратовской консерватории имени Собинова.

 Неделя рождения звонарей


Когда отец Спиридон раскрывал все тонкости редкой «профессии» звонаря, поинтересовалась,разрешается ли подниматься на колокольню посторонним людям. И узнала про так называемую неделю рождения звонарей, и, увы, гибели колоколов.— Была до революции такая традиция.

На Светлую седмицу, в первую неделю после Пасхи, подняться на колокольню и позвонить в колокола мог каждый желающий. И если у кого-то обнаруживались способности,  звонарь мог взять его себе в ученики.

— А почему, увы,гибели колоколов?— Колокол, несмотря на свои размеры, вес, очень нежный инструмент и требует осторожного обращения.

Достаточно малейшего прикосновения, чтобы звук разнесся по округе. А многие думают, что надо как можно сильнее в него ударить, чтобы извлечь из него звук, и разбивают колокола. Это тот же инструмент, на котором нужно уметь  играть. У меня у самого долго не получалось звонить.

С улыбкой вспомнил,как стер до мяса кожу руки, когда у него вдруг все получилось, из звуков родилась мелодия и он, обо всем забыв, звонил, звонил: «Сейчас мне смешно, как я мог порвать руку веревкой»


Так говорили язычники,когда слышали колокольный звон. Его стройные, чистые звуки отвлекают от мирской суеты и рождают светлые, добрые чувства. Недаром же говорят, что голос колокола взывает к человеческой душе. Отец Спиридон рассказал, что в душе верующей, ищущей мира с Господом, церковный колокольный звон возбуждает светлое радостное настроение, а в душе постоянно грешной он отзывается чувством беспокойства и раздражения, вызывает смятие и борьбу. Так что по колокольному звону каждый может определять состояние своей души

— Бывали случаи, когда человек, решивший покончить жизнь самоубийством или совершить  какой-то проступок, преступление, услышав звон колоколов, останавливался. В этих звуках заключена большая внутренняя сила, божественная сила. Они находят отклик в душе каждого человека.

Когда заговорили о врачующих душу колокольных звуках, поинтересовалась у отца Спиридона, как он относится к так называемой колоколотерапии.

— Говорят даже, что звонари не  болеют простудными заболеваниями?

— Откровенно говоря,бывает такое. А по  поводу лечения, исцеления колоколами могу сказать, что из истории известны такие факты, когда чуму, грызунов изгоняли звоном колоколов. Звонили, не переставая, до тех пор, пока они не уходили.

Это еще одно свидетельство Божьего  промысла, божественной энергии для тех, кто не верит в Бога. Живите по заповедям Христовым, ходите в церковь не лечиться звоном колоколов, а молиться, будет и здоровье, и долголетие.

Душа должна быть светла, она должна возвышаться.

Лечение колоколами – давняя русская традиция. После революции – 1917 г. она была утрачена. Только в конце 80-х – начале 90-х годов ушедшего века с возрождением в современной России активной церковной жизни специалисты заговорили о благотворном влиянии звонов на психику человека. Современная медицина пришла к выводу, что колокольный звон с успехом лечит целый ряд психических и психосоматических заболеваний.

Российский центр колокольного искусства совместно с учеными, медиками и высококвалифицированными мастерами колокольного производства готов уже сегодня к созданию  лечебных звонниц.

В 2003г., впервые в России, уникальный лечебный сеанс с использованием церковных колоколов был проведен в онкологической клинике г. Архангельска. Новый метод лечения назвали колоколотерапией. Выступление мастера колокольного звона благословил епископ Архангельский и Холмогорский Тихон.

Шведские ученые еще в начале 70-х гг. ХХ в. первыми в мире открыли, что звуки колокола, содержащие в себе резонансное ультразвуковое излучение, буквально за считанные секунды убивают болезнетворные вирусы (в частности, возбудителей тифа, гепатита и гриппа и др.).

 Совсем недавно группа российских исследователей под руководством академика Ф.Я.Шипунова установила, что колокола «работают» как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, тем самым и разрушая болезнетворную среду.

Русские колокола отличаются особой звучностью и певучестью, что достигается различными средствами. Историки свидетельствуют, что было время, когда на Великую Пасху в Москву съезжались туристы из Европы, Англии, Америки, чтобы послушать Пасхальный звон колоколов. Звонило их в общей сложности до пяти тысяч. Известный русский писатель Иван Шмелев называл это великое колокольное действо «единственной в мире симфонией».

Православные традиции сегодня активно возрождаются и возможно такие небесные симфонии зазвучат и в нашем прагматичном двадцать первом веке.


В России колокола появились почти одновременно с принятием христианства Св. Владимиром (988), то есть в конце Х века. Наряду с колоколами употреблялись также била (деревянные доски) и клепала (железные или медные полосы, согнутые в круг), которые существовали до последнего времени в некоторых монастырях. 

Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла православие, а из Западной Европы. На это указывает даже само название — колокол, которое происходит от немецкого слова Glocke. На церковном языке колокол именуется «кампан» —  от названия римской провинции Кампании, где из меди были отлиты первые колокола.

Источник: http://spiridon-pokrovsk.ru/2016/03/11/kolokola-vrachuyut-dushu/

Когда звонят колокола << Магический вестник

почему звонят колокола в церкви

С незапамятных времен колокольный звон вызывает в людях самые разные чувства: восторг, умиление, радость, тревогу и даже страх. Звон церковных колоколов воспевается поэтами, а музыканты слагают о нем свои песни. Во время Великой Отечественной Войны колокольный звон был тревожным и грозным, призывая людей собраться с силами и дать отпор фашистским захватчикам. В народе в таком случае говорили: «звонят в набат».

В церкви принято звонить в колокола трижды: к заутренне, к обедне, а также к вечерней службе. Это время суток традиционно считается самым благоприятным для занятий магией. Например, будут иметь успех ритуалы, направленные на избавление от головных болей и от болей в суставах рук. Но для этого больной должен сам быть на колокольне и звонить в колокола. Самое лучшее время для подобных манипуляций — вся неделя перед праздником Пасхи.

Колокольный звон и магия

Время колокольного звона хорошо подходит и для ритуалов по изгнанию бесов из человека или из его жилья. Сам ритуал проводится так. Семь раз прочитайте молитву «Отче наш», а после этого семь раз скажите такой заговор.

«Дух нечистый, я связываю тебя именем Иисуса Христа и Силою Святого Духа в моем теле (доме). Вон из моего тела (дома)! И не возвращайся больше никогда! Благодарю Тебя, Господи».

После этого нужно выпить три глотка свяченой воды, протереть ею лицо и прочитать молитву «Живые в помощи».

Данный ритуал рекомендуется выполнять в течение семи дней, во время ритуала должна гореть свеча. Чтобы энергетически очистить жилье, нужно свечой окурить все жилье, в том числе и хозяйственные помещения. Огонь имеет свойство сжигать плохую, «черную» энергию.

Время колокольного звона также может использоваться пасечниками для успешного разведения пчел. С этой целью нужно отбить небольшой кусочек колокола или соскрести с него немножко медной пыли, завернуть ее в бумажную салфетку и держать на своей пасеке. Во время самого первого удара колокола нужно прочитать такой заговор.

«Умоюсь я, раб Божий (имя), в утреннюю зарю утренней росою, очерчу себя безымянным пальцем и скажу: «Как слышит всяка тварь Божия церковный звон, так и вы, пчелы мои, смиритесь, роитесь, плодитесь, жало убирайте, в избытке мед давайте». Будьте, мои слова, все полны: которые переговорены, которые недоговорены — все по своим местам, крепки, лепки отныне и до веку. Аминь».

Воздействие колокольного звона на организм человека

Ясновидящие утверждают, что во время колокольного звона распространяется очень мощная энергия. Этот звук по степени вибрации идентичен вибрациям материи тонкого мира, и оказывает животворное действие на человека.

Звон колоколов создает светлое радостное настроение. Он заставляет людей задумываться над смыслом бытия и изменять свои душевные качества. Звон колоколов имеет удивительную силу, которая попадает в самое сердце.

Легенды и действительность о колокольном звоне

Как гласит предание, колокольный звон избавлял людей от негативной энергии и даже эпидемий. Исследуя звук колокола ученые доказали, что в пространстве колокола образуется положительная энергия. Благодаря своей силе и мощи звон лечит душу и тело человека, восстанавливает его энергетику, гармонизирует психическое состояние и укрепляет физическое здоровье. Кстати, давно замечено, что звонаря не страдают от простудных заболеваний.

Во время звучания колокола окружающее пространство наполняется энергией добра и любви. Ученые установили, что звуковая волна распространяется в форме креста. Колокол является генератором энергии ультразвукового диапазона, его звон стерилизует пространство. Подобный эффект присущ только живому звуку. Благодаря такому эффекту в доме, где часто происходят ссоры, рекомендуется слушать аудиозапись колокольного звона, так как он очищает пространство от негативной энергии.

Звон колокола и аура человека

В результате исследований было доказано, что звучание колокольного звона восстанавливает биополе человека. Ученые зарегистрировали увеличение площади биополя, и его симметричность между правой и левой частью тела человека.

Кроме того, звучание колокола приумножает вибрацию, как окружающего пространства, так и тела человека.

В результате этой особенности происходит растворение негативной энергетики, которая имеет низкую вибрацию — она размельчается и выводится из энергетического поля человека.

Русские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что колокольный звон, воздействуя на энергетическую систему человека, активизирует его чакры, в результате чего увеличивается энергетический потенциал организма. Звучание колокола способствует нормализации обменных процессов в организме и деятельности сердечнососудистой системы, избавляет от стрессов, которые сопровождаются бессонницей, страхами и депрессией, восстанавливает вегетативные функции.

Замечено, что молитвы, прочитанные во время звучания колокола, действуют значительно эффективнее. Поэтому целители советуют людям, заботящимся о собственном благополучии, как можно чаще слушать колокольный звон.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой дьякон в православной церкви

Источник: https://magic-daily.com/posts/view/313

Благовест. Из истории колоколов

Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы.

Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.

Из истории колоколов

Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященни­ки украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.

Израильские археологи в 2011 году среди развалин вблизи Старого города нашли крошечный золотой колокольчик, оброненный кем-то в Иерусалиме около 2000 лет назад. Как полагают, колокольчик служил украшением, пришитым на одежду некого высокопоставленного чиновника

Как му­зыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку.

История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.). Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхо­да своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках.

Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой го­род, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание.

С тех пор на­чали изготавливать колокольчики самой разной формы и разме­ров, которые впоследствии увеличивались и привели к появле­нию церковных колоколов.

Святитель Павлин, епископ Ноланский. Икона

Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% ме­ди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получает­ся звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возраста­ли.

Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершен­ствовался. Интересно отметить, что когда колокола перелива­ли, обязательно увеличивался их вес.

Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чис­той меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.

А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок служ­бы колокола зависит от многого: от качества литья, от звона­рей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше все­го в зимнее время — на морозе металл становится более хруп­ким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!

Три жизни царь-колокола

Переливка колокола была таким же знаменательным событи­ем, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдель­ную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем са­ма отливка и поднятие на колокольню.

Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.

В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стро­пила. Предполагалось построить для него специальную коло­кольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.

Колокольня Ивана Великого и купола Успенского собора

Но вскоре в Кремле случился силь­ный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел коло­кол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упав­шие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от коло­кола отвалился кусок весом 11 тонн.

Что послужило расколу ко­локола — его падение в яму (основание которой было каменис­тое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет.

В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спро­ектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.

Царь-колокол — памятник русского литейного искусства XVIII века

Способы колокольного звона

Способов колокольного звона, характерных для нашей стра­ны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к кото­рой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой.

Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать неболь­шие колокола.

Если же вес колоколов достаточно большой, сис­тема их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению са­мих стен колокольни.

Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пу­дов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто че­ловек.

Колокольный завод Николая Шувалова в г. Тутаеве (Ярославская область)

Звонница

Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель пра­вой рукой.

Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (пооче­редно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколь­ко серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в ко­тором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослуже­нию, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство челове­ка и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон по­ложен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.

Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), при­зыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, пра­зднования побед.

Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом.

Об этом говорят и названия его основных ча­стей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий.

Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.

Примерный вид колокола и его основные части

Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола.

И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биорит­мов и резонансных частот для каждого органа.

Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже по­явились специальные методики использования колокольных зво­нов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно.

Пооб­щайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка ска­жет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.

Русский народ нашел до­стойное выражение церковной идеи колокола в своих могу­чих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его зна­мя победное, его торжественное пред лицом всего мира ис­поведание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.

Источник: http://40ms.ru/blagovest-iz-istorii-kolokolov/

Колокольный звон очищающий и исцеляющий, слушать

Колокольный звон называют «молитвой без слов», о нем недаром сложено столько стихов и песен. Русская Православная Церковь у многих ассоциируется именно с колокольным звоном. Мало кто знает, что существует несколько разновидностей колокольного звона:

  • благовест;
  • обычный колокольный звон.

Благовест тоже бывает двух видов:

  1. обыкновенный, или частый;
  2. постный, или редкий.

Обычный колокольный звон делится на:

  • трезвон (этот колокольный звон считается праздничным, ликующим);
  • двузвон;
  • перезвон (этот тип колокольного звона используют перед особо важными богослужениями, подчеркивая их значимость);
  • перебор (погребальный звон, который выражает всю скорбь человеческой кончины, символизирует нашу земную жизнь).

Всем известно, что в православном богослужении не используются музыкальные инструменты, почему же тогда колокольный звон так прочно ассоциируется именно с православными храмами? Колокола, как ни странно, появились на Руси из Западной Европы. Колокольный звон известен человеку с бронзового века, небольшие колокольчики встречались в Индии, в Египте, в Китае.

В Церковь колокольный звон пришел не сразу. Впервые колокола появились в храме, потому что людей надо было каким-то образом созывать на богослужение. Именно благодаря этому появился колокольный звон, который получил название благовест. Благовест звонят за 15 минут до службы. В монастырях за 30 минут. Во имя Святой Троицы бьют три удара в большой колокол.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где мощи николая чудотворца

Каждый колокол имеет свой тон. Особым мастерством звонаря считается способность выразить суть грядущего богослужения в этих трех ударах. Скорбное, радостное или будничное, каждый раз звонарь может по-разному звонить в один и тот же колокол, хотя колокола не настраиваются, как рояль.

Тем не менее, они остаются полноценными музыкальными инструментами, именно благодаря им рождается колокольный звон.

Кроме того, существует искусство отливать колокола, которое тоже требует особых навыков и таланта.

Если в Ветхом Завете для этого использовались трубы, то в христианские храмы созывали именно колокольным звоном. Во времена гонений на христиан было невозможно использовать такие громкие инструменты, как трубы.

В самом начале IV века император Константин Великий пытался вернуть для благовеста трубы, но эта традиция так и не прижилась. Зато колокольный звон постепенно вошел в церковное употребление. В начале VII века это стало распространенной традицией.

Родина колоколов — Западная Европа, на Востоке колокольный звон сначала не получил особого признания.

Со времен Крещения Руси, после 988 года колокольный звон стал появляться на нашей территории. Первые документальные свидетельства о колоколах на Руси относятся к 1066 году. Колокола в те времена стоили очень дорого, их часто захватывали завоеватели в качестве военных трофеев. Постепенно на Руси появилось собственное колокололитейное искусство.

На одной из алтайских часовен появится электронный звонарь

Очищение и исцеление колокольным звоном

Колокольный звон, изначально призванный приглашать людей к богослужению, стал музыкальным украшением церковной жизни. Теперь колокольный звон и его разновидности возвещают о церковных праздниках, и это — еще одна важная функция колокольного звона, ведь в обычные дни колокола звонят по-другому.

В современном мире у колокольного звона три основных функции:

  1. Сигнальная.
  2. Оповещение о важной части богослужения.
  3. Выражение торжества Церкви.

Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогает верующим достигнуть особого молитвенного состояния, отвлечься от житейских проблем и мысленно устремиться к Богу, сосредоточиться на общении с Ним. Наряду с этим существует множество теорий, утверждающих, что колокольный звон может оказаться полезным для:

  • излечения от недугов;
  • изгнания злых духов;
  • помогает при астме и других заболеваниях дыхательных путей, потому что убивает болезнетворные микроорганизмы в округе.

Православные верующие знают много случаев исцеления по молитве и других православных чудес, но к применению колокольного звона в качестве «лекарственного средства» следует все же относиться с осторожностью. У колокольного звона в Церкви совершенно другая функция, и все рецепты, которые советуют изгонять болезни и грехи с помощью колокольного звона — не более чем суеверия.

Задача колокольного звона — призвать верующих к молитве, укрепить их молитвенный настрой и проводить их колокольным звоном, чтобы они не потеряли особое состояние, которое появляется после богослужения в храме.

Многие храмы в Пасхальную седмицу позволяют всем желающим подняться на колокольню и звонить в церковные колокола, чтобы полноценно разделить вместе радость Пасхи. Благодаря этой традиции многие начали свое служение Богу в качестве звонарей.

Главное чудо колокольного звона состоит не в исцелении физических недугов, а в способствовании тому, чтобы человек вознес свое сердце к Небу, забыл благодаря этим прекрасным звукам проблемы обычной жизни и искренне молился о грядущей вечной жизни. В определенном смысле колокольный звон помогает очистить душу человека.

Для исцеления от болезней лучше всего обратиться к врачу, ведь именно руками врачей здесь, на земле, Господь порой исцеляет человека от самых тяжелых недугов. Конечно, молитвы в храме, где все так не похоже на обычную будничную обстановку, разговор с Господом под звуки колокольного звона, — это естественно для верующего человека.

Ведь, если бы Господь не помогал людям исцелиться, не было бы многочисленных свидетельств этому в Библии, не существовало бы молитв о здравии и чудес исцеления даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях.

Научиться колокольному звону сейчас можно в специальных школах звонарей. На приходах обычно всегда требуются хорошие звонари, поэтому желающие могут пройти обучение в такой школе. Миф о том, что звонари часто глохнут, не имеет под собой никаких оснований. В современном мире существует много способов защитить слух даже для тех, кто сам звонит в колокола и слышит колокольный звон особенно громко.

Романовский колокол

Вальс колоколов

Источник: https://www.pravmir.ru/kolokolnyj-zvon/

Звонарей в русских церквях меняют на роботов. Электроника звонит «по уставу», но «бездуховно» — Meduza

По словам представителей Русской православной церкви, в России сейчас около 40 тысяч храмов — а через тридцать лет с нынешними темпами строительства их будет вдвое больше.

На все эти церкви может не хватить профессионально обученных звонарей, но это, как выясняется, не проблема: их могут заменить «электрозвонари», то есть роботы.

По словам производителей электрозвонарей, уже сейчас такие установлены в сотнях российских храмов — хотя профессиональные звонари новые технологии зачастую не одобряют. Спецкор «Медузы» Полина Еременко рассказывает, откуда взялись электрозвонари, как они работают, сколько стоят и что о них думают в РПЦ.

«Я прихожу на колокольную и вижу автозапчасти»

В 1995 году к радиоинженеру из московского Института проблем химической физики РАН обратился настоятель храма Благовещения в Туле Лев Глазнов, недавно вернувшийся в Россию из Америки. Как вспоминает Архипов, священник сказал ему: «У меня там было такое устройство электромеханическое, по большому счету шарманка, я ее заводил, и колокола сами звонили. Сделаешь такую?»

На разработку устройства Архипов потратил восемь лет. Подглядывать решения из готовых иностранных систем он не стал, потому что «русский колокольный звон устроен иначе, чем западный».

До того Архипов уже работал с музыкой — он «делал баяны» для Московской экспериментальной музыкальной фабрики. Сделать электрозвонарь оказалось сложнее. «Электроника — это недолго. А вот разработать привод — самое сложное, — поясняет Архипов.

— Делали разные варианты: наковаленки, смеси с электромеханическими устройствами — чего только не пробовали».

В итоге устройство, которое производит компания Архипова «Куранты из Черноголовки», работает так. К языкам обычных колоколов привязаны веревки (с их помощью можно звонить и вручную), к веревкам — тросы, ведущие к приводам и электромоторам. Все они соединены в одну цепь с аппаратом управления, который подает сигналы, когда и по какому колоколу нужно ударить.

Заказы Архипов, по его словам, начал получать почти сразу, как закончил разработку. Сегодня его электрозвонари установлены по всей России, в Таиланде, Греции, Израиле, Болгарии, Азербайджане. Среди российских заказчиков лидируют Москва, Московская область и Татарстан.

Система Архипова стоит 140 тысяч рублей «под ключ» для стандартного набора из семи колоколов. За каждую записанную мелодию он платит звонарю гонорар в 15 тысяч рублей. «Я неделями вшиваю звоны в электронику, в память устройства, — рассказывает Архипов. — Я не то что тело, я свою душу вкладываю в это, в то, чтобы эти звоны звучали как положено».

У конкурентов «Курантов из Черноголовки» — большой разброс цен. Самые дорогие электрозвонари продает компания «Техбюро» — комплект итальянского оборудования стоит около 500 тысяч рублей.

Гендиректор «Техбюро» Андрей Новиков уверяет, что проблем с адаптацией импортных электрозвонарей к исконному русскому звону нет, а итальянская система имеет несомненные эстетические преимущества. «Она устанавливается внутрь колокола вместо языка. Да, ручной звон уже невозможен.

Но в русских системах какие-то дополнительные тросы, веревки, провода тянутся по стенкам звонницы, — рассказывает Новиков. — Я прихожу на колокольню и вижу автозапчасти. А у нас — конкретно для колокола промышленно изготовленный механизм».

Внешний вид звонницы важен многим клиентам, среди заказчиков «Техбюро» — музеи, расположенные в соборах, и Русский культурный центр в Париже.

У еще одного производителя — Международного центра колокольного искусства — те же семь колоколов «с веревками и проводами» стоят от 85 тысяч до 302 тысяч: все зависит от дальности доставки, сложности монтажа, наличия дистанционного управления, качества материалов, техобслуживания и количества мелодий — их в комплекте бывает до 50.

«Прежде чем заняться электронным звонарем, мы провели консультации с авторитетными богословами, — рассказывает руководитель центра Андрей Дьячков. — Ответ был один: конечно, настоящий звон лучше, чем электронный, но если совсем никакого звонаря нет, то тогда пусть будет хоть какой-то».

Электронный звонарь может существовать, но лишь до тех пор, пока не появится достаточно способных звонить людей, говорит Дьячков. Поэтому центр принципиально выпускает только устройства, которые позволяют звонить вручную, — на случай, если в приходе появится настоящий звонарь. Кроме того, центр не только делает роботов, но и обучает звону людей.

«Слава богу, что электронный звонарь есть»

В храме Николая Чудотворца в поселке Кимильтей в Иркутской области электрозвонарь установили два года назад — про новинку им рассказал младший брат настоятеля, священник из Новгородской области. Денег настоятель, отец Владимир, попросил у предпринимателя из своего прихода.

Колокола за 600 тысяч в храме стояли уже давно, но не было звонарей. «Две тысячи человек населения — выбирать не из кого, — объясняет „Медузе“ отец Владимир. — Вера-то падает. До революции тут был постоянный звонарь. В церкви даже хранится фотография — маленький горбатый старичок.

За мое время — я 19 лет настоятель — было два звонаря, но одна переехала в Иркутск, а другая стала многодетной матерью. Славу богу, что электронный звонарь есть. Люди приезжают — встречаешь их колокольным звоном».

Когда недавно крестили ребенка, отец Владимир, как обычно, достал из кармана телефон — и выбрал одну из мелодий для колоколов. Его любимая — благовест.

Настоятель одного из недавно построенных храмов в Московской области, попросивший не называть его имя, рассказал «Медузе», что нехватка звонарей ощущается не только в отдаленных епархиях, но и в центре. Особенно — хороших звонарей, из-за чего автомат в большинстве случаев звонит лучше человека, а электрозвонарь теперь часто закладывается в стоимость церкви на этапе строительства.

Система в церкви собеседника «Медузы» играет 50 мелодий, хотя использует он лишь несколько. Главное, по его словам, это что «все звоны играют по уставу. Так даже лучше — не каждый звонарь-любитель вообще знает звоны по уставу». Прихожане, добавляет он, «вообще не замечают разницы».

«Душа поет от настоящего колокола, а не от записи»

Русская православная церковь распространение автоматов никак не ограничивает. Руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси Александр Волков сказал «Медузе», что технология распространена в православных церквях не только в России, но и в Греции. «Это вполне нормальная практика, особенно в регионах, где нет возможности содержать настоящего звонаря», — говорит он, поясняя: дело не в деньгах, а в нехватке обученных кадров.

Настоящие звонари, впрочем, выступают резко против своих электронных заместителей. Руководитель Московской школы звонарей Илья Дроздихин уверен, что робот не cможет заменить человека. «Есть все-таки законы искусства. Как любое искусство, звон несет в себе смысловую нагрузку. Его главная функция не оповестить о начале служения, — объясняет он. — Колокольный звон — проповеднический, он должен зажечь в людях искорку веры.

Механика всего этого лишена. Теряется живой звук. Душа поет от настоящего колокола, а не от записи». Дроздихин уверен, что спрос на живых звонарей не пропадет — не только потому, что электронные стоят дорого, но и потому, что все несколько тысяч выпускников его школы трудоустроены (окончить ее можно за два месяца). «У нас учатся совершенно разные люди, — добавляет звонарь.

— Художники, предприниматели, судьи, сотрудники полиции».

Руководитель колокольных звонов храма Христа Спасителя и храмов Московского кремля Игорь Коновалов, также не одобряющий использование электрозвонарей, уверен: проблема в том, что РПЦ последние тридцать лет переживает «расширение в ущерб качеству». «Пришло множество молодых священников, для которых история Церкви и вообще история духовности является тайной за семью печатями. Они не скрывают этого, вытаскивают из кармана телефон и радуются: „Смотрите, у меня все играет“», — рассуждает он.

«На одном из фронтонов Исаакиевского собора тоже установлено это безобразие, но не церковными властями, а бывшим директором музея, который, мягко говоря, набороздил больше лошади», — негодует Коновалов.

На вопрос, возможна ли установка электронного звонаря в храме Христа Спасителя, он ответил эмоционально: «Вы что, с ума сошли? Ни там, ни в храмах Московского Кремля, ни в соборе Василия Блаженного их не будет никогда! Слава богу, к нам никто с таким предложением пока не приходил. Я думаю, что и не придет».

Источник: https://meduza.io/feature/2018/07/24/zvonarey-v-russkih-tserkvyah-menyayut-na-robotov-elektronika-zvonit-po-ustavu-no-bezduhovno

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир