Когда был построен дмитриевский собор во владимире

Дмитриевский собор во Владимире — белокаменная поэма

когда был построен дмитриевский собор во владимире

Адрес: Россия, Владимир, ул. Большая Московская, 60
Начало строительства: 1194 год
Окончание строительства: 1197 год
Координаты: 56°07'45.2″N 40°24'39.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

: 

Краткая история

Дмитриевский собор — мощевик-реликварий

Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества

Дмитриевский собор на карте

Краткая история

Ещё в начале XII века Суздальская земля была захолустьем на северо-востоке Руси, но уже в начале XIII века она становится княжеством, играющим решающую роль в жизни страны.

При Всеволоде Большое Гнездо Владимиро-Суздальское княжество достигает наивысшего могущества. В ознаменование расцвета Владимирской земли Всеволод решил построить на княжеском дворе, в сотне метров от Успенского собора свой «личный», придворный храм.

Общий вид на собор

Между 1194 — 1197 годами князь воздвиг церковь, украшенную белокаменной резьбой, и освятил её в честь своего небесного покровителя — Дмитрия Солунского. В те времена князья носили два имени: княжеское и христианское, данное при крещении. Всеволоду досталось имя Дмитрий. За многодетность Всеволод получил прозвище «Большое Гнездо». Ко времени строительства собора у князя родился сын Дмитрий, что стало ещё одним поводом освятить храм в честь великомученика Дмитрия.

Дмитриевский собор — мощевик-реликварий

Издревле святой Дмитрий почитался как покровитель воинов. Согласно житию, Дмитрий занимал должность проконсула в греческом городе Фессалоники (другое название — Солунь, современные Салоники). Помимо задач управления, проконсул должен был оборонять город от варваров и истреблять христианство.

Защищая границы, Дмитрий проявил себя как талантливый полководец, но разгневал языческого императора Галерия тем, что проповедовал христианскую веру.

Дмитрия закололи копьями в тюрьме, а после казни его тело бросили на растерзание диким зверям, но те не тронули его, и христиане Фессалоник предали останки земле.

Юго-восточный фасад собора

Будучи в Фессалониках, христианский император Константин (306 — 337 гг.) на месте казни великомученика основал церковь, в которой и по сей день хранятся мощи Дмитрия Солунского. Спустя 8 веков Всеволод Большое Гнездо, создавая придворный храм, съездил в Фессалоники и привёз оттуда реликвии. В качестве святынь Дмитриевского собора были избраны икона великомученика Дмитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и частица одежды, пропитанная кровью святого.

Дмитриевский собор — памятник белокаменного зодчества

Дмитриевский собор во Владимире представляет собой византийский тип храма с четырьмя столпами и тремя полукруглыми апсидами. Здание увенчано пологим золочёным куполом и ажурным крестом из прорезной золочёной меди с флюгером в виде голубя.

Летопись сообщает, что для строительства храма Всеволод пригласил русских зодчих и «не искал мастеров от немец».

Однако над отделкой трудились не только владимирские резчики, но и греческие искусники, поэтому в белокаменном убранстве собора преобладают элементы, характерные для западных средневековых базилик.

Северно-восточный фасад собора

Техника кладки, декоративные ложные арки на фасаде, перспективные порталы и окна заимствованы из романской архитектуры. Первоначально собор окружали галереи, соединявшие его с великокняжескими палатами. Переход был разобран в 1837 — 1839 годах, во время реставрации, проведенной по приказу императора Николая I.

Из-за обилия белокаменной резьбы, покрывающей стены храма и барабан купола, Дмитриевский собор называют «поэмой в камне», «ковром из каменных узоров». 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами.

На стенах храма земной мир представлен во всём многообразии: здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Резные композиции прославляют величие владимирского князя, такого же мудрого как царь Давид, бесстрашного как Александр Великий и сильного, как библейский богатырь Самсон.

Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и, следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею богохранимого государства.

Юго-западный фасад собора

На северном фасаде собора можно увидеть и самого создателя храма: на одной из закомар изображён человек, восседающий на троне с младенцем на коленях. Это князь Всеволод Большое Гнездо с младшим сыном. Рядом с ним высечены фигуры старших сыновей. Дмитриевский собор намного красивее снаружи, чем внутри. Его интерьеры оформлены скромно.

Из старинных фресок XII века сохранился лишь фрагмент росписи «Страшный суд», выполненной греческим мастером и его русским помощником. Храм невелик, ведь он строился исключительно для княжеской семьи и не был рассчитан на прихожан и богомольцев.

Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность.

достопримечательности

← Владимирская область Владимир Россия →

Города России на Putidorogi-nn.ru:

Москва Санкт-Петербург Казань Ярославль
Муром Ростов Великий Александров Иваново
Калуга Кострома Сергиев Посад Нижний Новгород
Псков Касимов Переславль-Залесский Суздаль

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/295-dmitrievskiy-sobor

На Владимирской земле немало древних храмов, поражающих путешественника своей красотой и, одновременно, лаконичностью. И сегодня мой рассказ будет об одном из них — Дмитриевском соборе во Владимире.

https://www.youtube.com/watch?v=weul6XUVV74

Дмитриевский собор

История строительства Дмитриевского собора

Дмитриевский собор, в том виде, как мы его видим сегодня — результат «реставрации» 1837-1839 годов и последующих работ, призванных хоть отчасти исправить то, что было разрушено николаевскими «знатоками русского стиля». Первоначально собор на уровне первого яруса с трех сторон был окружен галереями, а со стороны западного фасада по углам стояли две лестничные башни.

Когда точно был построен Дмитриевский собор, неизвестно. Историки полагают, что это было между 1194 и 1197 годами.

Заказчиком выступал князь Всеволод Большое Гнездо (1154-1212), который на своем дворе создал «церковь прекрасную» во имя мученика Дмитрия Солунского — своего небесного покровителя.

Строили собор преимущественно русские мастера, хотя к работам также были привлечены и выходцы с Балканского полуострова. В качестве строительного материала использовался белый камень — известняк, ставший «визитной карточкой» Владимиро-Суздальского княжества.

♦ О том, почему во Владимиро-Суздальской Руси применялся белый камень — известняк, читайте в статье «Храмовый комплекс в Кидекше: у истоков белокаменного зодчества Руси».

В 1197 году в Дмитриевский собор из базилики святого Дмитрия в Солуни (совр. Фессалоники) были привезены реликвии — «доска гробная» (большая икона) с изображением святого в полный рост и серебряный чеканный ковчежец, в котором находилась «сорочка» (частица одежды, пропитанная кровью мученика).

В 1237 году собор был разграблен и поврежден татарами, затем горел в 1536, 1719, 1760-е годы. До начала XVI века Дмитриевский собор числился великокняжеским, но затем потерял этот статус.

В XVI-XVII веках он «подновлялся», в результате чего были частично утрачены древние декоративные и конструктивные элементы.

Если реставрация 1837-1839 годов исказила внешний облик собора, то работы 1840—1847 годов внутри здания уничтожили древние фрески и не не только: был опущен пол, устроен новый иконостас.

После революции собор был закрыт и передан Владимирскому музею. В 1918 году Комиссия по сохранению памятников живописи под руководством И.Э. Грабаря под хорами обнаружила фресковые росписи XII века со сценами «Страшного суда».

В 1937 году начались реставрационные работы, которые были продолжены и в годы Великой отечественной войны. Одной из основных задач для реставраторов была проблема сохранности белого камня.

В ходе работ 1999—2004 годов белый камень был покрыт защитной пластической смесью, устроены водосточные трубы, заменен крест на куполе и создан специальный микроклимат внутри собора, позволяющий сохранить этот выдающийся памятник.

В настоящее время Дмитриевский собор во Владимире включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, внутри располагается музей.

Дмитриевский собор, западный фасад

Внешний облик Дмитриевского собора

Дмитриевский собор отличает ясность композиции. По своему типу он близок храму Покрова на Нерли. Представляет собой классический крестово-купольный трехапсидный храм, одноглавый и четырехстолпный. Будучи центром великокняжеского дворца, он воплощал собой идею могущества великокняжеской власти.

♦ По теме: «Боголюбово, храм Покрова на Нерли и разлив на Клязьме»

Дмитриевский собор, южный фасад

Собор построен из белого камня — известняка. Фасады четко делятся на три яруса. Нижний лишен убранства, так как в прошлом был закрыт галереями. Аркатурно-колончатый пояс второго яруса богато орнаментирован.

Он как бы отделяет «земную», нижнюю часть храма от верхней, «небесной», материальное и духовное. Верхний пояс и цилиндрический барабан богато украшены резьбой. Резьбой также украшен и барабан, который венчает шлемовидный золотой купол.

Неслучайно собор называли «каменной поэмой», «драгоценным ларцом».

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

566 резных камней украшают стены собора. Их можно рассматривать бесконечно: фантастические растения и животные, люди. Не все из них дошли до нашего времени в своем подлинном виде — многие рельефы были восстановлены в XIX веке или собраны из разобранных башен. Знаток искусства углядит здесь немало иноземных мотивов — распространенных некогда на Балканах, Византии, Западной Европе.

Южный фасад украшен композицией «Вознесение Александра Македонского на небо», сюжета, чрезвычайно популярного в Средние века в христианском мире. Северный фасад украшает рельеф «Князь Всеволод с сыновьями». Западная стена иллюстрирует подвиги Геракла. В декоре всех трех фасадов храма присутствует фигура царя Давида, который, по мнению ряда исследователей, предвосхищает образ Христа. По мнению других исследователей, это царь Соломон.

Когда рассматриваешь резные скульптуры, то не всегда можешь найти аналогии из реального мира. Скорее, это фантастический горний мир, населенный неведомыми существами. В то же время встречаются и вполне узнаваемые земные персонажи.

Весь собор пронизан символизмом. Так, например, птицы символизируют семью, львы — государство, львиные маски по верху барабана символизируют княжескую принадлежность собора.

Дмитриевский собор, деталь западного фасада

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Дмитриевский собор, деталь аркатурно-колончатого пояса

Внутреннее убранство Дмитриевского собора

Внутри собора сейчас функционирует музей. Благодаря этому обеспечиваются идеальные температура и влажность, чтобы сохранить уникальный белый камень. Кроме того, отсутствие традиционных элементов внутреннего убранства позволяют увидеть всю величественную структуру храма.

Своды и барабан Дмитриевского собора

Капители внутренних столпов украшают львы.

Львы

Уникальными являются сохранившиеся фрагменты фрески «Страшного суда» XII века под хорами в западной части храма. На ней изображены сидящие на тронах апостолы, за спинами которых стоят ангелы. Возможно, автором был греческий мастер. Некоторые исследователи считают, что авторов было два: греческого и русского происхождения.

«Страшный суд»

В алтаре Дмитриевского собора сейчас находится старый крест. Полумесяц под крестом часто трактуют как древний символ священства власти.

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Старый крест в алтаре Дмитриевского собора

Убранство Дмитриевского собора

Дмитревский собор изнутри

Деталь ворот Дмитриевского собора

Напоминание молодоженам

Адрес и режим работы

Адрес:

Источник: https://anashina.com/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire/

Храмы и монастыри во Владимире

когда был построен дмитриевский собор во владимире

Успенский Собор — главный храм Владимира, действующий кафедральный собор. Его строительство было начато в 1158 году, через год после переноса столицы из Суздаля во Владимир. Масштабы постройки уже тогда свидетельствовали, что он должен стать главным собором Владимиро-Суздальского княжества и всей Руси.

В 1185 году случился пожар. После перестройки храм стал еще массивнее. достопримечательность собора — фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, написанные в 1408 году. Конечно, они сохранились не полностью, но до нас дошли большие фрагменты росписи.

В храме находится икона Владимирской Богоматери, здесь покоятся мощи Андрея Боголюбского.

Успенский собор внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Дмитриевский собор

Дмитриевский Собор находится недалеко от Успенского. Это небольшой одноглавый белокаменный храм с уникальной резьбой, украшающей его наружные стены. Собор построен в самом конце XII века при князе Всеволоде Большое Гнездо. В храм, посвященный святому Дмитрию Солунскому, была перевезена икона святого Дмитрия и частица его одежды с каплями крови из греческих Фессалоник.

Попасть в храм не так просто — только по предварительным заявкам, оставленным в экскурсионном бюро Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Так что большинству туристов приходится довольствоваться наружным осмотром здания.

Поражает белокаменная резьба Дмитриевского собора, изображающая святых, князей, мифических животных. Нехарактерное для русского храма убранство придает ему сходство с западными средневековыми базиликами, богато украшенными подобного рода орнаментами.

Храм внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Церковь Успения Богородицы

Церковь Успения Богородицы была построена в XVII веке на средства богатых купцов Сомовых и Денисовых. Сейчас является старообрядческим храмом.

Церковь Никиты-мученика

Церковь Никиты-мученика была построена в XVIII веке на средства купца Лазарева. Отличается от большинства церквей города своим «светским» обликом. Больше напоминает дворец, чем храм.

Успенский собор Княгинина монастыря

Успенский собор Княгинина монастыря был построен в XIII веке. Внутри сохранились фрески XVII века. В храме находится икона Боголюбовской Богоматери.

Рождественский монастырь

Рождественский монастырь, основанный в XII веке, один из древнейших и крупнейших в русском государстве. От старых монастырских построек сохранились: Святые ворота и Христово-Рождественская церковь (XVII век), монашеские и больничные кельи, дом архимандрита. Сейчас здесь находится резиденция Владимиро-Суздальского архимандрита.

Источник: http://guide.travel.ru/russia/vladimir_region/vladimir/religion/

Дмитриевский собор во Владимире — режим работы 2019 и стоимость билетов, история и официальный сайт

когда был построен дмитриевский собор во владимире

Дмитриевский собор во Владимире возведен при великом князе Всеволоде Большое Гнездо в XII веке, когда Владимирское княжество находилось в зените своей славы. Дмитриевский собор — одна из самых выдающихся построек того времени, прославившаяся своим белокаменным убранством, благодаря которому его часто сравнивают с «драгоценным ларцом» и «каменной поэмой».

Адрес Дмитриевского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 60.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15-20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

В пешей доступности находятся главные достопримечательности Владимира, например, Золотые ворота и Успенский собор.

Режим работы Дмитриевского собора во Владимире в 2019 г

  • С 10:00 до 19:00
  • Выходные дни — 11, 25 и 26 июня, 9 и 23 июля, 6, 20 и 28 августа, 3 и 17 сентября

Стоимость билетов в Дмитриевский собор во Владимире в 2019 г

  • Взрослые — 150 рублей
  • Дети до 16 лет — бесплатно
  • Дети с 16 лет и студенты — 100 рублей

Из истории

К концу XII века Киев потерял свою былую значимость, в то время, как Владимиро-Суздальское княжество находилось в стадии наивысшего расцвета. Дмитриевский собор стал олицетворением силы, подъема и могущества Владимирской земли.

Храм был возведен князем Всеволодом III, которого называли Всеволод Большое гнездо за его многодетность – у него было 12 детей. В то время князья имели два имени – княжеское и христианское, которое они получали при крещении. Всеволод III получил при крещении имя Дмитрий Солунский, во имя которого он решил построить храм.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему стоглавый собор так называется

Точная дата сооружения Дмитриевского собора не установлена: согласно мнению историков, он был построен русскими мастерами в период с 1194 по 1197 год.

Храм возводился как дворцовая церковь князя Всеволода Большое Гнездо. Строение размещалось на великокняжеском дворе в окружении дворцовых построек, которые не сохранились до настоящего времени, но следы от них были обнаружены во время реставрации, проведенной в XIX веке.

Во время нашествия татаро-монгольского ига и взятия Владимира в 1238 году Дмитриевский собор, как и главный храм княжества – Успенский собор, был разграблен и подожжен. В последующие годы храм еще несколько раз подвергался опустошениям со стороны татар, литовцев и поляк.

Большой потерей для собора стал перенос в 1380 году, по велению московского князя Дмитрия Ивановича, главной его святыни — гробовой доски святого Дмитрия Солунского в Успенский собор в Москве.

В царствование Ивана Грозного к храму были сделаны пристройки из белого камня. Они располагались с трех сторон, в них находились приделы:

  • В северной части — придел в честь Святителя Николая
  • В южной стороне — в честь усекновения главы Иоанна Предтечи

В западной части находилась паперть.

В 1807-1808 годах проведены ремонтные работы, в результате которых был обновлен иконостас, а деревянная кровля заменена на железную. В это же время над древними приделами была устроена колокольня, с западной стороны храма построено крыльцо с колоннами.

В 1834 году Николай I во время посещения Владимира приказал уничтожить старинные пристройки и возвратить храму его первозданный вид. В 1837 году реставрация была закончена и Дмитриевский собор предстал во всей своей древней красоте.

Долгое время храм оставался холодным и богослужения в нем проходили только в летнее время. В 1883 году соборный староста купец В.Н. Муравкин построил рядом небольшую звонницу со сторожкой, в которой находилась духовая печь. От нее в храм вели трубы, по которым шел теплый воздух. Благодаря этому, богослужения стали проходить круглогодично, в храме стало сухо и тем самым, была создана благоприятная атмосфера для фресок.

Белокаменная резьба

Белокаменную резьбу собора создали владимирские резчики, работавшие вместе с болгарами, далматинцами или сербами. Поэтому в белокаменном убранстве можно увидеть сюжеты, распространенные на Балканах, в Византии и по всей Европе.

Всего на фасадах установлено около тысячи резных камней, представляющих причудливую картину мира: это образы христианства, герои народных мифов и сюжеты средневековой литературы.

Архитектура

В плане Дмитриевский собор представляет собой продолговатый четырехугольник, узкие стороны которого выходят на восток и запад.

Фасады здания разделены на три яруса:

  • Нижний фасад не имеет убранства, это объясняется тем, что раньше с трех сторон он был закрыт галереями. Кроме того, с западного фасада по углам галерей находились две лестничные башни. Эти галереи и башни также были украшены белокаменной резьбой. Но, к сожалению, к настоящему времени эти строения не сохранились
  • На среднем ярусе представлены белокаменные резные фигуры святых, среди которых князья Борис и Глеб, причудливые растения, фигуры фантастических зверей и птиц, словом настоящая сказка в камне
  •  Верхний ярус, имеющий узкие высокие окна, сплошь покрыт резьбой.

Позолоченный купол имеет пологую форму, напоминающую богатырский шлем. Сверху находится ажурный крест из золоченой меди.

Фасады храма

  • На южном фасаде храма выполнена композиция «Вознесение Александра Македонского на небо». Этот сюжет был очень популярен на Руси, в Европе и на Востоке. В основе сюжета — два грифона несут на своих крыльях царя, сидящего в плетеной корзинке. В руках Александра — приманка для грифонов в виде маленьких львят. Грифоны тянутся к приманке и таким образом, увлекают царя в поднебесье
  • На северном фасаде можно увидеть рельеф «Князь Всеволод с сыновьями», изображающий князя Всеволода III, благодаря которому был построен храм. На коленях он держит новорожденного сына, а вокруг него – остальные его сыновья
  • На западном фасаде выполнены сюжеты, изображающие подвиги Давида и Геракла.

В каждом из фасадов центральное место занимает фигура царя Давида, образ которого является ключом к пониманию символики белокаменной резьбы собора. Все персонажи рельефов Дмитриевского собора являются иллюстрацией к строкам Давидова псалма «Всякое дыхание да хвалит Господа!»

Фрески

Любуясь многочисленными узорами на фасадах храма, ожидаешь, что и внутри нас встретит подобное убранство. Однако, в настоящее время внутренняя обстановка храма достаточно скромна.

Вместе с тем, первоначально свод древнего собора был полностью расписан фресками и, вероятно, у молящихся буквально дух захватывало от великолепия церковной живописи.

Реставрация, проведенная в 1843 году, позволила обнаружить под сводами хор остатки фресковой росписи XII века, изображающей одну из лучших композиций — сцены из «Страшного суда». К настоящему времени сохранились лишь фрагменты этой живописи:

  • В центральном своде под хорами можно видеть фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелов позади них
  • В малом своде под хорами изображены сцены рая: трубящие ангелы и апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, Авраам, Исаак и Иаков, а также Богоматерь на престоле.

Фрески выполнены в нежных полутонах — светло-зеленых и голубых, зеленовато-желтых и синевато-серых. Лики апостолов отличаются строгой красотой, портретными чертами и индивидуальностью. Судя по стилю росписи, она была выполнена двумя живописцами – греческим и русским.

Дмитриевский собор имеет небольшие размеры, ведь он строился как «дом молитвы» для княжеской семьи и не был рассчитан на большое число прихожан. Внутреннее его пространство наполнено воздухом и светом, здесь все пронизано торжественным спокойствием и умиротворенностью.

Официальный сайт Дмитриевского собора во Владимире

Является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника: www.vladmuseum.ru

Дмитриевский собор во Владимире — это один из шедевров зодчества Северо-Восточной Руси. В 1992 году архитектурный памятник включен в список Всемирного наследия Юнеско.

Источник: https://tripguide.ru/page_137.htm

Дмитриевский собор

Дмитровский собор во Владимире — памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Храм возведен в честь великомученика Дмитрия Солунского, который был казнен за приверженность христианству. Собор представляет собой традиционный пример крестово-купольного храма, образец древнерусского искусства, знаменит своей белокаменной резьбой. Будучи одним из самых красивых соборов, является визитной карточкой города наряду с знаменитыми достопримечательностями — Успенским собором и Золотыми воротами.

Цены на билеты в Дмитриевский собор

Сейчас собор не действует как храм, а является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому его можно посетить, как и все музеи. Стоимость составит 150 рублей за человека.

Билет по льготной цене за 100 рублей могут приобрести учащиеся, студенты, пенсионеры, члены Российского военно-исторического общества, владельцы удостоверений ISIC, ITIC и IYTC.

Можно также приобрести единый комплект билетов на посещение нескольких достопримечательностей:

  • Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Старый Владимир — 500 рублей за каждого человека, 300 — для льготных категорий граждан.
  • Дмитриевский собор, Успенский собор, Золотые Ворота, Хрусталь и лаковая миниатюра, Рождественский собор Бологюбовского монастыря — 600 рублей за человека, 300 — льготная цена.

Собор работает ежедневно, один раз в месяц закрывается на санитарный день. Часы работы: 10:00—17:00, в некоторые месяцы в субботу собор открыт с 10:00 до 18:00 часов. Подробнее ознакомиться с сезонным расписанием можно на сайте.

История строительства Дмитриевского собора во Владимире

Строительство храма длилось в течение трех лет в конце 12 века. Великий князь Всеволод Большое Гнездо начал строительство во дворе своего княжеского дворца в честь святого-своего покровителя. Работами занимались русские мастера. По окончании стройки в храм была привезена икона Дмитрия Солунского и частица одежды с его кровью.

Во время татаро-монгольского ига в 13 веке храм был разграблен и поврежден. В будущем он пережил еще несколько пожаров и набегов. В 19 веке было решено реставрировать собор и вернуть ему изначальный вид.

Однако в ходе восстановительных работ были утеряны интересные фрагменты — лестничные башни и галереи, которые соединяли храм с дворцом князя, чтобы князь со своей семьей могли пройти на богослужение в храм. В советское время богослужения в храме не проводились.

В 1999–2004 годах проведена серьезная реставрация и сейчас собор открыт как музейная экспозиция, является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Белокаменные рельефы собора

Знаменит Дмитриевский собор своими рельефами — белокаменная резьба украшает порядка 600 рельефов. Большинство из них сохранилось в первоначальном виде, они украшены разнообразными сюжетами: как библейскими, так и мифическими, много на них изображений животных.

Интересно, что не все рельефы до сих пор понятны современникам, но угадываются в них идеи Небесного города. Изображен на рельефах и сам основатель храма — князь Всеволод Большое Гнездо со своими сыновьями.

Благодаря многочисленным разносюжетным рельефам собор называют «белокаменной книгой».

Внутреннее убранство собора

Внутри собора сохранилась лишь небольшая часть фресок 12 века. Здесь же теперь можно увидеть 4-метровый крест с орнаментом, изначально украшавший купол храма — во время реставрации 2000-ых годов крест заменили на реплику. В соборе также размещено надгробие первого губернатора города Владимир — графа Р. Воронцова. Из священных артефактов в соборе оставлены лишь копии серебряного ковчега с одеждой великомученика.

Как добраться до Дмитриевского собора во Владимире

К собору можно подъехать на общественном транспорте со стороны ул. Большая Московская:

  • Троллейбус № 1, 5: остановка «Площадь Соборная»
  • Автобус № 12С, 15, 22, 25, 26, 28, 152: остановка «Площадь Соборная». Далее нужно будет пройти через парк к собору.

На расстоянии 1 км от Дмитриевского собора находится железнодорожная станция «Владимир-Пассажирский». Напротив нее — автовокзал. Время в пути пешком от станции — около 15 минут. Можно сесть на троллейбус № 5 у железнодорожного вокзала, но он поедет в объезд — дорога займет около 20–30 минут.

Около 4 минут займет неспешная пешая прогулка от собора до смотровой площадки, откуда открывается чудесный вид на город и реку Клязьму.

Вид на Дмитриевский собор со смотровой площадки, Андрей и Валерия

В пешей доступности от этого собора расположено множество исторических достопримечательностей города: Свято-Успенский Кафедральный собор, памятник князю Владимиру и святителю Федору, Исторический музей, памятник Александру Невскому, государственный Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Обычно Дмитриевский собор входит в экскурсионные программы по историческому центру города с посещением самых выдающихся и красивых достопримечательностей.

Во Владимире действуют многие популярные сервисы такси, воспользовавшись которыми, можно приехать к Дмитриевскому собору: Яндекс. Такси, Maxim, Такси Везёт, Uber.

Карта-схема пешего маршрута от автобусной остановки «Площадь Соборная» до Дмитриевского собора:

Панорамный вид на Дмитриевский собор во Владимире:

о соборе:

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/vladimir/temples/21802

Владимир

В далеком 12-м веке во Владимире были возведены Золотые и Серебряные ворота, до наших дней дошли только Золотые ворота, памятник Русской старины и уникальная достопримечательность Владимира. Ворота начали возводить в 1154 году по приказу Андрея Боголюбского и за десять лет их построили, для тех времен, это очень быстро. В те времена они предваряли въезд в богатую часть города, где жили бояре и князья. 

В XII веке ворота были на 1,5 метра выше, чем сейчас, и представляли собой мощную башню, прорезанную 14-метровым сводом с арочной перемычкой посередине. На самом верху Золотых ворот находится маленькая церквушка. 

На этаж ниже церквушки находится площадка, с которой русские воины лили кипящую смолу на врага, обстреливали его, бросали на камни. С двух сторон к башне примыкали земляные валы, окружавшие город. Название ворот символично: «Золотыми» назывались главные ворота Константинополя, а затем и Киева.

2. Успенский собор

На высоком холме над рекой Окой, возвышается прекрасный пример домонгольской архитектуры России, один из самых исторически важных русских православных церквей — Успенский собор. Строительство Успенского собора, белокаменной версии кирпичных византийских церквей Киева, началось в 1158 году.

Его простая, но величественная форма украшена тонкой резьбой, новаторский для того времени. Интерьер собора включает в себя ряд древних фресок конца 12-го века (северная стена) и 15-го века, причем последние нарисованы Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным.

 В настоящее время собор сочетает в себе церковь и музейную деятельность. 

3. Музейный комплекс — Палаты

Грандиозное, 18-го века здание Присутственных мест, расположенное между двумя соборами, известное как — Палаты. Сейчас в здании располагается детский музей, художественная галерея и историческая выставка.

Особенно можно выделить Художественную галерею с хорошей коллекцией искусства 18-го века, с прекрасным изображением городов Золотого Кольца.

В галерее представлены работы таких русских живописцев, как Рокотов, Антропов, Саврасов, Перов, Васнецов и Коровин, а также хорошая коллекция владимирских графистов и пейзажистов. 

4. Исторический музей Владимира

Музей охватывает историю Владимирской области с самого начала (каменного века) и до Февральской революции 1917 года. История Владимира тесно связана с историей самой России, так что можно найти много информация о княжестве Владимира и развитие северо-восточной части России до монгольского нашествия и после периода монгольского ига. Напоминает Музей истории Москвы, здание из красного кирпича было специально построено для музея в 1902 году на средства меценатов в псевдорусском стиле.

5. Музей хрусталя и лаковой миниатюры

Музей размещается в Троицкой церкви, бывшей старообрядческой, этот музей представляет хорошую коллекцию работ из хрусталя и стекла, экспонаты сделаны в стиле гравирования, литья и гранения. Особенно стоит выделить работы мастеров из города Гусь-Хрустальный.

6. Дмитриевский собор

Дмитриевский собор, еще одна удивительная историческая достопримечательность Владимира, был построен в 1194 -1197 годах как частная часовня князя Всеволода Большое гнездо во дворе его дворца и был освящен во имя святого покровителя святого великомученика Димитрия Солунского. 

При всем своем формальном единстве собор представляет собой великолепную работу русских и византийских мастеров.
Собор славится своими чрезвычайно богатыми белокаменными резьбами. Его покрывают более 600 рельефов. Они представляют фигуры львов, кентавров, снежных барсов и т. д. В украшениях есть фигуры из Библии. Над левым окном северной стены можно увидеть описание самого князя Всеволода. Внутри Дмитриевского собора города Владимира можно наблюдать фрески XII века. 

7. Церковь Покрова на Нерли

Церковь на реке Нерль — уникальный архитектурный памятник, представляющий Владимирскую и Суздальскую школу зодчества во времена Древней Руси. Он расположен недалеко от стариной деревни Боголюбово во Владимирской области, что примерно в 5 километрах от Владимира.

Она была построена в 1158 году и освящена в честь праздника Покрова Богородицы. Внешность церкви украшена резьбой по камню, изображающей святых и животных, подобными тем, что украшают Дмитриевский собор во Владимире. Фрески украшавшие когда то стены храма под воздействием времени были утеряны, и в настоящее время в церкви можно увидеть только несколько современных икон. 

Храм является действующей церковью, и здесь проводятся регулярные службы.

 Путеводитель по России — Достопримечательности Суздаля

Источник: http://xn--h1aqbff.xn--p1ai/rossiya/centralnaya-rossiya/dostoprimechatelnosti-vladimira/

Дмитриевский собор (Россия — Золотое Кольцо, Владимир) — вОтпуск.ру

Дмитриевский собор во в Владимире, построенный в XII веке, внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Его уникальная белокаменная резьба с фантастическими зверями, птицами и растениями сочетает в себе христианские и языческие сюжеты и поражает воображение. Внутри сохранились фрески XII века. Собор является филиалом Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История храма

Дмитриевский собор был построен при младшем брате Андрея Боголюбского — Всеволоде Большое Гнездо, самом могущественном русском князе XII века. Именно так он упоминается в «Слове о полку Игореве».

При нем княжество расширилось и влияло на все русские земли от Новгорода до Киева, его города богатели, а в них процветали искусства и ремесла. Центром был город Владимир, избранный столицей еще его старшим братом Андреем Боголюбским.

У Всеволода было двенадцать детей – именно поэтому его и назвали «Большое Гнездо», и после его смерти княжество раздробилось и потеряло былую силу.

Всеволод Большое Гнездо продолжает дело своего брата – укрепление и украшение Владимира. Он обновляет стены города, перестраивает и расширяет Успенский собор, и строит неподалеку еще один – Дмитриевский, в честь св. Дмитрия Солунского, своего святого покровителя. Собор строится в 90-х годах XII века, о его точной датировке спорят ученые: возможно, это 1191 год, а возможно – 1194-97.

В отличие от Успенского собора, Золотых ворот и Боголюбова, в создании которых, по сведениям Н. Татищева, принимали участие западные мастера, Дмитриевский собор строили только русские, летопись специально упоминает это. Однако, собор строился с явной оглядкой на церковь Покрова-на-Нерли под Боголюбовым, а его богатая резьба имеет соответствия в средневековой архитектуре западной Европы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Где находится храм гроба господня

Главными святынями нового храма стали присланные непосредственно из Солуни (т. е. из города Фессалоники) часть одежды св. Дмитрия Солунского и мироточивая «доска гробная» – икона, которая, по преданию, была написана на доске от гроба святого мученика. Всеволод вынес почитание св. Дмитрия из Византии – свою юность он провел в изгнании в Константинополе, укрываясь у императора Мануила. Впоследствии эта икона была перенесена в Москву и сейчас хранится в Успенском соборе Московского кремля.

Пишется и новая икона св. Дмитрия для Успенского собора – она сейчас в Третьяковской галерее. Но мнению некоторых ученых, изображенный святой здесь мог иметь некоторое портретное сходство с самим Всеволодом. Дмитрий изображен в виде правителя-воина – на троне, в венце и с наполовину вытащенным из ножен мечем в руках. Список с этой иконы сейчас можно увидеть в экспозиции собора.

Храм был задуман как домовый храм княжеской семьи. Он был небольшим, одноглавым, очень богато украшенным снаружи и изнутри, и являлся частью дворцового комплекса: был окружен галереями, по которым можно было попасть во дворец. В XVI веке к собору пристроено два придела – Никольский и Иоанно-Предтеченский, паперть и колокольня. Впрочем, по мнению других исследователей, два придела в виде башенок были тут изначально, как и галереи, так что современный вид собора не равен подлинному.

В течение XVII-XVIII веков собор неоднократно горел и подновлялся и к началу XIX века пришел в аварийное состояние. Была назначена специальная комиссия, выделены средства, и собор в очередной раз отремонтировали. У него появился классицистский портик с колоннами у западного входа и вторая колокольня.

Нынешний, «первобытный» вид собора – результат реставрации 1838-1847 гг., произведённой по указу Николая I. Галереи были разобраны, собор очищен и заново покрашен в любимые Николаем бело-желтые тона, купол и стены были укреплены железными связками. Тогда же были открыты старые фрески – и собор был заново расписан по возможности в том же стиле. Осыпающиеся белокаменные рельефы частично были заменены точными копиями.

В конце XIX века сюда было проведено отопление – до этого храм был холодным, летним. Рядом построена небольшая звонница.

Хх век и нынешнее время

После революции храм сразу же был передан музею. В нем работала реставрационная комиссия под руководством художника Игоря Грабаря – та же, которая расчищала в эти годы рублевские фрески Успенского собора. И. Грабарь заново открыл фрагменты фресок XII века. После войны раскопки вокруг собора вел Николай Воронин, ведущий советский специалист по древнерусской архитектуре и автор реконструкций первоначального облика многих владимиро-суздальских храмов.

После войны здесь размещались музейные выставки, посвящённые архитектуре владимиро-суздальского края, потом была Галерея Героев Советского Союза – уроженцев Владимира. Сейчас это выставка размещена в Золотых воротах неподалеку.

С середины 70-х годов собор закрылся на длительную реставрацию, которая закончилась только в 2005 году. Разрушающийся от времени белый известняк был пропитан специальным защитным составом, обновлены коммуникации, позволяющие сохранять в здании особый температурный режим, был заменен крест на куполе.

Сейчас храм является филиалом музея, но несколько раз в год в нем, по согласованию с музейными работниками, проходят церковные службы. В соборе можно увидеть фрагменты сохранившихся с XII века росписей: это «Страшный суд», «Шествие праведных в рай» и «Борогодица».

Исследователи видят в этих фресках кисть двух разных авторов.

Здесь размещен древний список с иконы Дмитрия Солунского, копия серебряного ларца, который когда-то был привезен из Солуни и сохранял частицу одеяния святого, и четырехметровый крест, снятый с купола – он сейчас находится в алтаре собора.

Здесь захоронен Роман Илларионович Воронцов, Владимирский генерал-губернатор в 1778-83 гг., родной брат знаменитого дипломата и канцлера Михаила Воронцова и отец русского посланника в Лондоне Семена Романовича Воронцова. Воронцовы принимали участие в перевороте, приведшем на трон Елизавету Петровну.

А при Екатерине II, после реформы и образования новых губерний, Роман Илларионович стал губернатором Владимира и прославился взяточническом и поборами.

Сохранилось его погребение со скульптурой, поставленной в 1804 году его сыновьями – делалась она в Лондоне по заказу его сына Семена, а пирамида над надгробием была поставлена его внуком, Михаилом Воронцовым, Новороссийским губернатором, который отчасти финансировал ремонт собора в середине XIX века. Само погребение находится у южной стены, но надгробие было перенесено к западной в процессе последней реставрации.

Каменная резьба

Самое главное украшение Дмитриевского собора – это его богатейшая каменная резьба по двум верхним ярусам фасадов. Как и на церкви Покрова-на-Нерли здесь есть образ св. Давида – библейского примера справедливого и мудрого правителя, одновременно и царя и священника. Он изображен здесь трижды – побеждающим льва и восседающем на львином троне – похожее изображение есть на церкви Покрова-на-Нерли. Его окружают орлы, львы и барсы – символы власти – и благословляют ангелы.

С северного фасада изображен сам Всеволод с пятью сыновьями. Младшего Владимира он держит на руках и еще четверо – Ярослав, Святослав, Георгий и Константин – стоят вокруг.

Южный украшен самым необычным с нашей точки зрения сюжетом – «Вознесение Александра Македонского на небеса». Это средневековая христианская легенда, рассказывающая, как однажды Александр поймал двух огромных птиц, размером с коней и попытался взлететь на них на небо.

Он поднимался все выше и выше, пока ему не встретилось еще одна птица, сказавшая человеческим голосом: «Не зная земного, как можешь постичь небесное?» Этот образ взлетающего Александра получил огромную популярность в средневековой Европе и изображался неоднократно: Александр воспринимался как идеальный образ великого правителя, объединителя разных земель, целителя – именно поэтому он помещен на княжеский собор. Александр изображен не с птицами, а с грифонами, и держит в руках львят.

На западной стене изображены подвиги Геракла – сцены как он побеждает льва, что рифмуется и с изображениями побеждающего льва царя Давида и держащего львят Александра.

Вся резьба собора в целом укладывается в единую концепцию, подчеркивающую священность княжеской власти. Всего на соборе более пятисот различных изображений, большая часть из них – это орнаментальные растения, птицы и животные, многие из которых имеют фантастический вид.

Для средневековых христиан было совершенно нормально украшать храмы такими полуязыческими изображениями – они раскрывали красоту и разнообразие мира, ассоциировались с геральдическими княжескими символами и вообще со светской властью.

Тут Дмитриевский собор довольно резко контрастирует с украшенным гораздо скромнее Успенским кафедральным – считается, что таким образом здесь отразились вкусы древнерусской светской знати. Впрочем, обилие зверей и растительности некоторые исследования толкуют как иллюстрацию к псалму «Всякое дыхание да славит Господа».

На колончатом поясе собора изображены святые, например, Борис и Глеб, родственники Всеволода. Резьба собора, сохранилась, к сожалению, не полностью в первоначальном виде – за столетия она реставрировалась, часть фрагментов были сняты и поставлены заново не на свои места, но основные композиции и их смысл остались внятными и читаемыми.

На заметку

  • Местоположение: г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 60.
  • Как добраться. электричкой с Курского вокзала или автобусом от м. Щелковская до Владимира, далее троллейбусами №5, 10 и 12 до центра города, или вверх по лестницам до Соборной площади.
  • Официальный сайт: http://www.vladmuseum.ru/museums/build/37
  • Время работы: 11:00-19:00.
  • Стоимость билетов: взрослый – 150 руб., льготный – 100 руб.

Источник: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=1670

Белокаменная резьба Дмитриевского собора

Архитектурная работа – работой, но главным достоинством стала резьба Дмитриевского собора во Владимире. Она покрывала барабан купола и полностью верхний ярус. Для того, чтобы украсить его было привезено и украшено резьбой более 566 камней, которые вместе составляют причудливую картину, которая является комплексным отображением не только библейских персонажей, но и мифических, а также героев литературных произведений.

Колончатый пояс украшает так называемая «галерея святых», которые оказываются в окружении растений и животных. Южный фасад украшает эпичная картина, когда Александр Македонский вознесся на небеса. Северный фасад украшает Всеволод Большое Гнездо, который и построил этот храм, вокруг него расположены сыновья. Белокаменная резьба Дмитриевского собора восхищает и завораживает своих посетителей уже несколько веков.

Однако, к слову сказать, внешнее убранство получилось куда лучше, чем внутреннее. Среди всех красот, которыми обладают достопримечательности Владимира – Дмитриевский собор внутри будет немного разочаровывать, его убранство очень скромное, а те фрески Дмитриевского собора, которые его украшали были уничтожены горе-реставраторами, поэтому внутри храма не полюбуешься.

Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире отличаются внешней красотой, их объединяет искусное исполнение резьбы великолепными мастерами, которые сумели создать картины из камня. К сожалению, часть этих работ сохранилась только на фотографиях, после постоянных реставраций, но и по сей день они поражают своей красотой и восхищают талантом мастеров.

Фото и видео

Источник: http://russianasha.ru/tury-v-vladimirskaya-oblast/chto-posmotret/dmitrievskij-sobor

Дмитриевский собор во Владимире — история и описание храма

С X века, когда вся Русь обращается в христианство, на территории государства все больше и больше появляются православных церквей. Одним из таких древних, дошедших до современности, храмов считается Дмитриевский собор во Владимире.

История

Это белокаменное здание было воздвигнуто на Суздальской земле в 1197 году. Если ранее это княжество было захолустьем, то с течением времени и при удачной политике русских князей оно набирает свои силы, и роль этих земель в жизни государства значительно возрастает.

Расцвет этой территории приходится на правление Всеволода Большое Гнездо. Будучи очень набожным человеком, он, после удачного расширения своих земель, решает возвести небольшой храм в благодарность богу. Он выбирает для него место на небольшом расстоянии от Успенского собора. Строительство церкви началось в 1974 году и продолжалось три года. Своё название Дмитриевский собор получил в честь святого великомученика Дмитрия Солунского.

Владимирский князь считал его своим небесным покровителем, так как при крещении получил имя Дмитрий. Своё прозвище «Большое гнездо» он получил за многодетность. К тому времени, когда заканчивалась постройка церкви у него родился сын, которого именовали Дмитрий. Так что это ещё одна причина, по которой храм получил своё название.

Окончание возведения здания было ознаменовано Всеволодом. Он поместил в церкви икону своего покровителя, а также серебряный ковчежец, где по поверью, находились пропитанные кровью лоскуты одежды мученика. Всеволод ездил за этими реликвиями в Фессалоники, где они хранились после казни Солунского восемь столетий.

Во время татаро-монгольского нашествия собор подвергся нападению неприятеля. Церковь, как и столица княжества, город Владимир, была полностью разграблена и частично разрушена. Позже она три раза страдала от страшных больших пожаров, которые были не редкостью в те времена. Так она горела в огне в 1536, а также спустя полтора столетия в 1719 и 1760 годах. Во время междоусобиц и войн мародеры не раз грабили это место.

Храм был связан величественными галереями с царскими палатами, однако объявив реставрацию, в 1873 году Николай I потребовал разобрать связывающие здания переходы. По его приказу помещению вернули первоначальный облик, тем самым уничтожили ценные части здания — лестничные башни. А мастера, которых выбрал император, довели саму церковь до такого состояния, что она буквально стала рассыпаться на кусочки. Спасло ее лишь то, что через несколько лет была проведена повторная реставрация.

Когда в российской истории наступили советские времена, церковь не была действующей, ее закрыли как богослужебное место в 1919 году, а считалась только древнерусским памятником.

Здесь также в это время располагалась комиссия по сохранению изобразительно искусства. Руководил ею Игорь Грабарь, известны советский искусствовед и реставратор.

Еще несколько раз в течение XX века в храме проводились восстановительные работы. Последняя реставрация проходила в 1999-2004 годах, в ходе которой здание было полностью отремонтировано, а стены внутри и снаружи покрыты специальным защитным веществом.

В 1992 году храм вносится в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Примечание! На сегодняшний день в Дмитриевском соборе не проходят служебные обряды. Эта достопримечательность, являясь частью Владимиро-Суздальского заповедника, считается ценным «предметом» музейной экспозиции.

Особенности собора

Храм был построен по византийскому типу: четырехстолпный и трехапсидный. Венчает храм позолоченный купол, на котором стоит медный золоченый крест. Все здание было выполнено из белого известняка. Согласно историческому источнику «Повести временных лет» князь Всеволод пригласил для работы над строительством русских зодчих. Он не выписал из-за границы иностранных мастеров, как это делали другие представители княжеского титула.

Но отделкой здания занимались не только отечественные архитекторы. Им помогали греческие резчики. В связи с этим в украшении Дмитриевского собора можно разглядеть элементы, которые были свойственны базиликам западного средневекового мира.

Фасад собора разделён на три яруса. Первый, нижний, не имеет украшений. Второй ярус, колончатый пояс, щедро украшен белокаменными узорами. Главной темой всех изображений является тема власти.

Это раскрывают четыре композиции, помещённые на стенах здания:

  • Пророк Давид, как псалмопевец, пастырь и царь, символизируется с Иисусом Христом на восточном фасаде.
  • Полет Александровна Македонского. Это изображение на южном фасаде рассказывает историю о вознесении его на небо.
  • Северный фасад окрашен композицией, на которой представлен сам создатель храма — князь Всеволод. Вокруг него собрались его многочисленные сыновья.
  • На западном фасаде выполнены «Подвиги Геракла».

Все эти украшения проводят параллель: Владимирский князь как идеальный правитель. Вырезанные фигуры таких животных, как орлы, львы и барсы также являются элементами, означающими власть.

Третий ярус собора полностью украшает резьба, для которой использовалось 566 резных камней. Вместе они составляют интересное изображение мифических и реальных образов, стоящих рядом друг с другом.

Однако если раньше, при возведении храма, сюжеты рельефов были понятны каждому, то спустя всего несколько веков, их задумка стала тайной для обычных людей. И только историки и искусствоведы смогли восстановить почти потерянный смысл украшений.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему нельзя в церковь с месячными

Полезно знать! Внутреннее убранство собора по сравнению с внешним не производит сильного впечатления на посетителей. Раньше стены собора могли гордиться своими древними и красивыми фресками «Страшного суда». Однако множество пожаров и реставраций привели к тому, что храм потерял свою былую красоту.

Исследователям и искусствоведам удалось сохранить лишь несколько изображений:

  • Двенадцати апостолов, помещённых под хорами в центральном своде. Позади святых судей стоят ангелы.
  • На малом своде картины, показывавшие сцены Рая. Здесь апостол Пётр ведет свою жену к вратам, престол занимает Богоматерь, а также здесь присутствуют Авраам, Исаак и Иаков.

Как добраться до собора?

Храм расположен на Большой Московской улице, дом 60. Сюда туристы могут добраться, воспользовавшись общественным транспортом:

  • На автобусах с номерами: 12С, 15, 22, 25, 26, 28 — надо доехать до остановки «Соборная площадь»
  • На троллейбусе можно воспользоваться маршрутами 1 и 5, которые также останавливаются на «Соборной площадь»

Посещение

Эта достопримечательность открыта для посещения всю неделю без выходных.

График:

  • Понедельник и четверг: 11.00-17.00

Источник: https://run4trip.ru/ru-sng/dmitrievskij-sobor-unikalnyj-xram-vo-vladimire.html

Дмитриевский собор. Достопримечательности России

—>

Были здесь? Оставьте отзыв!

Владимир,Россия

Монастыри, Соборы, Церкви

Дмитриевский собор один из самых замечательных памятников русского средневековья, построен в 1190-ые года как дворцовый храм великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который посвятил собор своему небесному покровителю – Святому Великомученику Дмитрию Солунскому. На фасадах собора находится более тысячи резных камней. В первоначальном замысле скульптуры ведущей является тема власти.

Ее раскрывают композиции с рельефом Св. Давида в трех центральных закомарах. В образе Давида – псалмопевца, пастыря, царя, пророка – предвосхищен образ Христа. К теме идеального правителя принадлежат следующие композиции: «Полет Александра Македонского» на южном фасаде, «Подвиги Давида» и «Подвиги Геракла» на западном фасаде, портрет князя Всеволода с сыновьями на северном фасаде.

Символами власти и покровительства служат геральдические фигуры львов, барсов, орлов. Росписи 12 века (обнаруженные в 1843 году) принадлежат композиции «Страшный суд».

В центральном своде под хорами сохранились фигуры 12 апостолов-судей на престолах и ангелы позади них; в малом своде под хорами – сцены рая: трубящие ангелы, апостол Петр, ведущий в рай святых жен, благоразумный разбойник, «Лоно Авраамово» с праотцами Авраамом, Исааком и Иаковом, Богоматерь на престоле.

Росписи Дмитриевского собора представляют собой оригинальный вариант классического византийского стиля конца 12 века. Живописцы прибыли во Владимир, вероятно, из византийского города Фессалоники, откуда происходят священные реликвии Дмитрия Солунского. В 1197 году в отстроенный храм из города Фессалоники (Солунь) из базилики Св. Дмитрия была принесена «доска гробная» – большая икона с изображением святого в рост.

В серебряном чеканном ковчежце хранилась «сорочка» – частица одежды, пропитанная кровью мученика. Так Владимир превратился во «вторые Фессалоники». Собор построен из белого камня-известняка местными мастерами. Его окружали одноярусные галереи. На западных углах они превращались в лестничные башни. Древний храм пережил разрушительные пожары 1536, 1719 и 1760 годов.

Крайнюю ветхость и бедность Дмитриевского собора заметил в 1834 году император Николай I во время посещения Владимира и пожелавший привести храм в первобытный вид и убрать галереи. В 1840–1847 годах состоялся ремонт и внутри здания. Стены были заново расписаны, при этом обнаружены древние фрески под хорами. В 1883 году появилось калориферное отопление, позволившее вести службу круглый год. После 1917 года храм сохранил свое значение как памятник древнерусского искусства.

Дмитриевский собор. Как добраться?

Адрес: Россия, Владимир, центр города, ул. Большая Московская, 60

Дмитриевский собор на карте

Галерея представляет живопись, графику, скульптуру признанных мастеров. Антиквариат. Консультации по подбору произведений искусства. Регулярно проводятся интересные выставки.

На 8 марта решил сделать супруге необычный подарок

к списку

Источник: https://100dorog.ru/guide/sightseeing/4048620/

Что посмотреть во Владимире за 2 дня самостоятельно

За 2 дня во Владимире можно успеть самостоятельно посмотреть основные достопримечательности города. Этого времени будет достаточно, чтобы посетить главные музеи и площади. Я расскажу, какие из них стоит посмотреть в первую очередь.

Классическая программа того, что самостоятельно посмотреть во Владимире за 2 дня :

1-й день:

  • Золотые ворота,
  • Успенский собор,
  • и весь центр.

2-й день:

  • Боголюбово,
  • Храм Покрова на Нерли.

Что посмотреть во Владимире в 1-й день

В 1-й день во Владимире посмотрите сначала Успенский Собор, а уже после Дмитриевский собор, Исторический музей и музей «Старый Владимир», посмотрите на Золотые ворота и самостоятельно зайдите во Владимирский костел (это бесплатно).

Успенский собор

Это центральное сооружение Владимира. Самый большой и важный храм Владимирской Руси.

Вид на Успенский собор со смотровой площадки у Дмитриевского собора. Справа желтое здание присутственных мест

Собор стоит на высоком берегу реки Клязьмы, над уходящими за горизонт лесами. Ему уже более 800 лет. Собор помнит всех правителей древней Руси, начиная с Андрея Боголюбского. В нем венчались на царство князья, сначала Владимирские, а позже Московские. Колокольню собора построили позже — при Александре I в 1810 году.

В феврале 1238 года монгольские войска штурмом взяли Владимир. Семья князя Юрия Всеволодовича погибла в Успенском соборе, когда монголы подожгли его. Самого князя в городе не было. В это время он собирал войско на реке Сить.

Собор стал местом захоронения нескольких поколений владимирских князей, а также представителей духовенства. Успенский собор в московском Кремле построен по мотивам именно этого храма во Владимире.

Сначала зайдите внутрь собора, потом погуляйте вокруг. Рядом есть смотровая площадка с видом на Клязьму и мост. Там же памятник князю Владимиру.

В храме сохранились фрагменты фресок, выполненные Андреем Рублевым, а также настенные росписи XIX века.

Успенский собор входит в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Памятник князю Владимиру на смотровой площадке около Успенского собора

Подробнее про собор читайте здесь

Время работы:

  • посещение с экскурсией: 13:30 — 16:30 (со вторника по воскресенье);
  • расписание богослужений есть на сайте храма: sobor33.ru

Исторический музей

Музей небольшой. Если не читать каждую табличку, то можно все осмотреть за час. Сюда хорошо приходить с детьми: наглядно, интересно и неутомительно. Только имейте ввиду, что там нет туалета.

Вход в Исторический музей

Интересно посмотреть на находки Сунгирьской стоянки, которым более 30 000 лет. Стоянку обнаружили на окраине Владимира со стороны выезда в Нижний Новгород. Там найдены захоронения кроманьонцев: мужчины и два подростка.

Время работы:

  • с понедельника по четверг — 10:00 — 16:00,
  • с пятницы по воскресенье — 10:00 — 17:00.

Входной билет: 150 руб.

Музей «Старый Владимир»

В 1975 году Владимиро-Суздальский музей-заповедник открыл филиал в старинной водонапорной башне, расположенной недалеко от Золотых ворот.

Музей в водонапорной башне

Экспонаты, разместившиеся на трех этажах, рассказывают о Владимире конца XIX века. Здесь собраны подлинные предметы быта, воссозданы интерьеры личных покоев и общественных учреждений. Музей позволяет перенестись на 100 лет назад и заглянуть в жилой дом, трактир, городской театр той эпохи. На крыше башни находится смотровая площадка. С нее виден исторический центр города.

Время работы: 10:00 — 18:00 (выходной день — понедельник).

Вход: 200 руб.

Владимирский костел

На самом деле он называется храм Святого Розария Пресвятой Девы Марии. Это действующий католический храм.

Собор Святого Розария

Здание костела и дом священника при нем построены в 1894 году. Величественная архитектура здания и более чем столетний возраст сделали костел одним из исторических памятников города.

По данным Википедии во Владимире около 200 прихожан католиков.

Службы на русском языке проводятся вживую и транслируются в записи. В костеле можно послушать органные концерты и выступление детского хора.

Вход свободный. Билет на концерт — 200 руб.

Время работы: расписание богослужений и концертов духовной музыки есть на сайте: hram-vladimir.ru

Золотые ворота

Белокаменные ворота построены в 1164 году. Они единственные сохранились до наших дней.

Золотое кольцо России

Новый год в Ярославле

Золотые ворота. Вид со стороны Москвы

Ворота использовались не просто для въезда в город, но и как триумфальная арка, и как место проведения богослужений (над ними был надвратный храм).

Свое название они получили из-за металлических листов, которыми обшивались дубовые створки ворот снаружи. Пластины были медными, но покрыты сверху настоящим золотом. По легенде, перед штурмом Владимира монголами, золоченые створки с ворот сняли и утопили в Клязьме. Створки до сих пор не найдены.

Золотые ворота интересны не только архитектурой, но и музеем, открытым внутри. Поднимаясь по лестнице к музею обратите внимание на дверной проем наверху. Это бывший выход на площадку над воротами. На стенах этого проема сохранились древние надписи. Их оставили участники обороны Владимира во время штурма монголами.

Сейчас в помещении надвратной церкви находится экспозиция, посвященная военной тематике. Один из самых интересных экспонатов — диорама «Штурм Владимира Батыем».

Золотые ворота — памятник древнерусской архитектуры, охраняемый ЮНЕСКО.

Время работы музея: 10:00 -18:00.

Входной билет: 150 руб.

Читайте авторский путеводитель по Золотому кольцу России

Что посмотреть во Владимире во 2-й день

Во 2-й день во Владимире посетите Боголюбский монастырь и Храм Покрова на Нерли. Если вы на машине, то их вполне можно посмотреть самостоятельно.

Женский православный монастырь, который разместился на месте дворца Андрея Боголюбского. От дворца XII века осталось несколько строений. Остальные сооружения комплекса относятся к более поздним историческим периодам. Более древние части конструкций заметить несложно.

Храм с колокольней на территории Боголюбского монастыря. На этой фотографии хорошо видно более темное основание колокольни и часть перехода с аркой. Это то, что осталось от княжеского дворца

На территории монастыря находится несколько храмов: 2 собора — Боголюбский и Рождества Богородицы (XVIII-XIX вв.), а также церковь Благовещания (XVII в.). Дополняет архитектурный ансамбль высокая звонница середины XIX в.

святыня монастыря — старинная икона Девы Марии.

Службы проходят в 6:00 и 16:00 часов.

Сайт: sv-bogolubovo.ru

Храм Покрова на Нерли

Эта небольшая церковь — одна из самых красивых архитектурных достопримечательностей не только Владимира, но и всего мира.

Храм Покрова на Нерли. Как его не фотографируй, все равно выйдет красиво

Находится храм в 10 км от города, на месте бывшего слияния рек Клязьмы и Нерль. Построили его в период княжения Андрея Боголюбского — в 1165 году. Храм возведен в память о сыне Андрея Боголюбского, который погиб в бою.

Белокаменная постройка гармонично вписана в природный ландшафт. Для этого мастерам пришлось создать специальную возвышенность, холм. Даже в половодье, когда луга вокруг исчезают под водой, участок земли с церковью остается сухим.

Часы работы: 8:00 — 18:00.

Многое можно самостоятельно посмотреть во Владимире за 2 дня, но главное не суетиться, а просто гулять по набережной Клязьмы, любоваться архитектурой и красотой старинного города.

Источник: https://dorogi-ne-dorogi.ru/zolotoe-kolco-rossii/chto-posmotret-vo-vladimire-za-2-dnya-samostoyatelno.html

Дмитриевский собор во Владимире

Город Владимир славится уникальной христианской святыней, равной которой нет во всем мире. Дмитриевский собор во Владимире — православный храм XII века, хранитель уникальных святынь и исторический памятник с неповторимой архитектурой, занесенный в списки ЮНЕСКО.

Находясь около храмового здания, вначале не сразу понимаешь, что ажурная белоснежная резьба является творением рук человеческих, и выполнена она из известнякового камня.

Краткая история владимирской святыни

В XII веке мало кто знал о существовании суздальского княжества, пока им не стал править Всеволод Великий. На пике расцвета княжества решено было построить храм, стоящий невдалеке от собора Успения Богородицы.

Другие храмы Владимира:

Князь Владимира Всеволод, прозванный в народе Большим Гнездом, решил на своем подворье возвести церковь в честь ангела-хранителя святого Димитрия Солунского, погибшего за христианскую веру в Салониках и причисленного к лику святых мучеников. В 1191 году был заложен и освящен первый камень будущей жемчужины края.

Дмитриевский собор во Владимире

За 6 лет русскими мастерами была возведена белокаменная церковь, в которую внесли иконы великомученика Дмитрия Солунского и ковчежец с частицей окровавленной сорочки святого. Князь распорядился доставить в нововозведенный храм часть доски от гроба святого, находящегося в Салониках, которая постоянно источала благовония. Это миро обладало чудодейственной силой даровать исцеления.

1237 год стал временем первого разграбления и разрушения шедевра русского зодчества и христианской святыни, когда монголо-татары разрушающим ураганом пронеслись по владимирской земле. Впоследствии Дмитровский храм во Владимире восстанавливали, он несколько раз горел, и только в период прихода к власти в конце XIX века Николая Первого была начата его реставрация. Пытаясь вернуть Дмитриевскую церковь к первоначальному виду, мастера не сумели сохранить лестничные башни и галереи.

С приходом Советов богослужения запретили, в 1918 году решением государственной комиссии здание церкви отнесли к исторической ценности. К 1000-летию Крещения Руси завершился процесс реставрации, во время которого белоснежные рельефы были покрыты специальной смесью.

На заметку! Ныне Владимирский Дмитровский собор относится к Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику.

Описание архитектуры

В XII веке построенный на территории княжеского дома одноглавый храм был окружен галереями, вдоль них стояли лестничные башни. Так, дворец князя соединялся с церковью, по этим переходам княжье семейство попадало на храмовые служения. В XIX веке во время реставрации переходов не стало.

Глядя с фасада, можно увидеть три яруса. Нижний украшен только резными порталами, а над ним расположилось архитектурное чудо в виде аркатурного колончатого пояса, на котором вырезаны белокаменные фигуры и орнаменты.

Резьба по камню на фасаде Дмитриевского собора

Тончайшая резьба, напоминающая изысканное кружево, украшает третий ярус, она же встречается на барабане купола. Богатырский шлем золоченого пологого купола означает готовность церкви стоять всегда на защите христианских интересов.

интересные статьи:

Южный фасад привлекает экскурсантов масштабной композицией, рассказывающей о вознесении Александра Македонского. Такое панно не свойственно для православной церкви, но в XII веке эта тема была популярной. Маленькие львята, сидящие на руках Македонского, составляют контраст с ужасными чудовищами-грифонами, знаменуя борьбу сил добра и зла.

Руками зодчих было создано шестьсот барельефов, на которых изображены:

  • святые;
  • животные;
  • мифические существа.

Основной фигурой всех храмовых фасадов является пророк Давид, царь и псалмопевец. Реставрированные рельефы в основном сохранены в первоначальном виде с XII века. Львы, орлы, кентавры прославляли власть князя. Фасады украшали картины, изумляющие своими сюжетами. Здесь можно увидеть святого Никиту, избивающего беса, и царя Давида, играющего на гуслях; улыбающихся львов и птицу Сирин, которая борется с барсом; охотника, убивающего льва, и скачущего всадника.

На заметку! Исторически привлекательно панно с изображением великого князя Всеволода Юрьевича в окружении его пяти сыновей.

Белокаменные стены, рассказывающие целые истории своими картинами, можно сравнить с выставочным полотном. «Белокаменная книга» — так любовно отзываются о храмовых рисунках горожане.

Святыни собора

Святынями Дмитриевского собора во Владимире являются фрески XII века и частицы картины «Страшный Суд».

Внутренняя роспись Дмитриевского собора

Икона Дмитрия Солунского и ковчежец в смутные времена разрухи хранились в Москве, сегодня во владимирском храме Дмитрия хранятся копии этих святынь.

Для паломников и туристов

Поклониться святыням и полюбоваться белоснежными рельефами можно ежедневно с 10.00 утра до 17.00 вечера.

Каждый житель Владимира укажет путь к городской гордости, Дмитровскому храму, визитной карточке города, который находится на улице Большая Московская, д. 60.

Внимание! В настоящее время храм закрыт для богослужений и действует, как музей.

Дмитриевский собор во Владимире

Июн 25, 2019 16:28 Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/dmitrievskij-sobor-vo-vladimire.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Что такое таинство венчания

Закрыть