Вера в науку как называется

Почему люди верят в экстрасенсов?

вера в науку как называется

Чтение мыслей и способность видеть будущее — это навыки, с которыми люди обычно не рождаются. Однако исследования показывают, что многие люди искренне верят в существование психических сил.

И несмотря на то, что многочисленные случаи доказанного мошенничества со стороны людей, заявляющих о своих паранормальных возможностях, должны были ослабить веру в психические сверхспособности, это не так.

Были случаи, когда Лайош Пап, венгерский спиритуалист и медиум, подделывал появление животных во время сеансов.

Людям всегда нравилось верить во что-то мистическое.

И совсем недавно самопровозглашенный экстрасенс Джеймс Гидрик попался на обмане: он признался, что его паранормальные демонстрации были трюками, выученными в тюрьме. Объявления же о том, что кто-то снимает порчу и делает привороты, можно найти, наверное, на каждой улице в России.

Паранормальные способности: миф или правда?

Другой примечательный пример — телепроповедник Питер Попофф. Его жена использовала беспроводной передатчик для передачи информации о посетителях проповеди Попофф через наушник.

Сам же он утверждал, что получил эту информацию паранормальным образом и прославился, попав на национальное телевидение, во время которой он творил чудеса для восторженных зрителей.

Параллельно с этим в России «накрыли» секту «бога Кузи», который так же выдавал себя за «бога во плоти» и собирал дань с легковерных «подданных».

Вы думаете, после этого люди перестали верить в силу экстрасенсорных способностей? Как бы не так. Согласно исследованиям, более четверти людей считают, что люди могут обладать экстрасенсорными способностями, такими как телепатия и ясновидение.

Вера в экстрасенсорные способности

Недавно опубликованная работа может помочь пролить некоторый свет на то, почему люди продолжают верить в экстрасенсорные способности. В рамках исследования были опрошены верующие и скептики с одинаковым уровнем образования и академического опыта, и выяснилось, что люди, которые верят в экстрасенсорные способности, менее склонны думать аналитически. То есть, они склонны интерпретировать мир с субъективной точки зрения и не воспринимают информацию критически.

Верующие в паранормальные способности часто рассматривают заявления о психических способностях как подтверждающие доказательства — независимо от их доказательной базы. Случай Криса Робинсона, который называет себя «детективом снов», демонстрирует это.

Робинсон утверждает, что предвидел террористические атаки, катастрофы и смерти знаменитостей. Его утверждения основаны на ограниченных и сомнительных доказательствах. Испытания, проведенные Гари Шварцем в Университете Аризоны, подтвердили способности Робинсона, однако другие исследователи, использующие аналогичные методы, не смогли подтвердить заключение Шварца.

Общее обозначение экстрасенсов

Психические заявления часто носят общий и расплывчатый характер — такие как предсказание авиакатастрофы или смерти знаменитостей — и отчасти поэтому многие люди верят в возможность экстрасенсорных способностей.

Это явление известно как эффект Барнума — распространенный психологический феномен, когда люди склонны воспринимать расплывчатые, общие характеристики личности как уникально применимые к себе. Вспомните, например, гороскопы.

Ученые и просто сторонники традиционной науки не признают экстрасенсов.

Исследования, например, показали, что индивиды дают высокую оценку точности описаниям своей личности, которые предположительно делаются специально под них, тогда как на деле являются достаточно расплывчатыми и общими, чтобы относиться к широкому кругу людей. Явление названо в честь Финеаса Тейлора Барнума, который имел репутацию блестящего психологического манипулятора.

Факты об экстрасенсах

Многие утверждения о наличии сверхъестественных способностей также оказалось невозможно подтвердить или проверить. Классической иллюстрацией является утверждение Ури Геллера о том, что он «пожелал», чтобы футбольный мяч сдвинулся во время пенальти на «Евро-96». Движение мяча происходило спонтанно в неконтролируемых условиях, и Геллер сделал свое заявление ретроспективно.

Вот это поворот: Ученые создали нейросеть со способностями экстрасенса

Когда исповедуемые способности подвергаются научному исследованию, исследователи обычно дискредитируют их. Это было верно в отношении Дерека Огилви — исследование показало, что он искренне верил в свои способности, но на самом деле не мог читать мысли младенцев.

И когда ученые поддерживали заявления о психических проявлениях, обычно следовала критика. Это произошло в 1970-х годах, когда физики Расселл Тарг и Гарольд Путхофф опубликовали статью в престижном журнале Nature, в которой поддерживалось мнение о том, что Ури Геллер обладал подлинными экстрасенсорными способностями. Психологи вроде Рэя Хаймана опровергли это, подчеркнув основные методологические недостатки.

Смешанные доказательства

Другим фактором, способствующим вере в экстрасенсорные способности, является наличие научных исследований, дающих положительные результаты. Это подкрепляет мнение верующих о том, что утверждения являются подлинными, а феномен реальным, при этом игнорируется тот факт, что опубликованные исследования часто подвергаются критике, и для общего принятия необходимо повторение результатов.

Источник: https://hi-news.ru/research-development/pochemu-tak-mnogo-lyudej-verit-v-ekstrasensornye-sposobnosti.html

Религии древнего мира

вера в науку как называется

Простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет назад. Именно к этому времени относится появление человека современного типа (homo sapiens), который значительно отличался от своих предполагаемых предшественников физическим строением, физиологическими и психологическими характеристиками. Но самое главное его отличие состояло в том, что он был человеком разумным, способным к абстрактному мышлению.

О существовании религиозных верований в этот отдаленный период человеческой истории свидетельствует практика захоронения первобытных людей. Археологами установлено, что их хоронили в специально приготовленных местах.

При этом предварительно осуществляли определенные обряды подготовки умерших к загробной жизни. Их тела покрывали слоем охры, рядом с ними помешали оружие, предметы домашнего обихода, украшения и т. п.

Очевидно, в то время уже складывались религиозно-магические представления о том, что умерший продолжает жить, что наряду с реальным миром существует иной мир, где обитают умершие.

Религиозные верования первобытного человека отражены и в произведениях наскальной и пещерной живописи, которые были обнаружены в XIX-XX вв. в Южной Франции и Северной Италии.

Большинство древних наскальных рисунков — это сцены охоты, изображения людей и животных.

Анализ рисунков позволил ученым сделать вывод, что первобытный человек верил в особого рода связь между людьми и животными, а также в возможность воздействовать на поведение животных с помощью некоторых магических приемов.

Наконец, было установлено, что у первобытных людей имело широкое распространение почитание различных предметов, которые должны приносить удачу и отводить опасности.

Поклонение природе

Религиозные верования и культы первобытных людей складывались постепенно. Первичной формой религии являлось поклонение природе. Первобытным народам было неведомо понятие «природа», предметом их поклонения являлась безличная природная сила, обозначаемая понятием «мана».

Тотемизм

Ранней формой религиозных воззрений следует считатьтотемизм.

Тотемизм — вера в фантастическое, сверхъестественное родство между племенем или родом и тотемом (растением, животным, предметов).

Тотемизм — вера в существование родственной связи между какой-либо группой людей (племя, род) и определенным видом животных или растений. Тотемизм являлся первой формой осознания единства человеческое коллектива и его связи с окружающим миром. Жизнь родового коллектива была теснейшим образом связана с определенными видами животных, на которых охотились его члены.

Впоследствии в рамках тотемизма возникла целая система запретов, которые назывались табу. Они представляли собой важный механизм регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу исключало половые связи между близкими родственниками.

Пищевые табу строго регулировали характер пищи, которая должна была доставаться вождю, воинам, женщинам, старикам и детям.

Ряд других табу призван был гарантировать неприкосновенность жилища или очага, регулировать правила погребения, фиксировать положения в группе, права и обязанности членов первобытною коллектива.

Магия

К ранним формам религии относитсямагия.

Магия — вера в то, что человек обладает сверхъестественной силой, которая проявляется в магических обрядах.

Магия представляет собой возникшую у первобытных людей веру в возможность воздействовать на какие-либо естественные явления путем определенных символических действий (заговоров, заклинаний и т. д.).

Возникнув в глубокой древности, магия сохранялась и продолжала развиваться на протяжении многих тысячелетий. Если первоначально магические представления и обряды имели общий характер, то затем постепенно произошла их дифференциация. Современные специалисты классифицирую магию но методам и целям воздействия.

Виды магии

Виды магии по методам воздействия:

  • контактная (непосредственное соприкосновение носителя магической силы с объектом, на который направлено действие), инициальная (магический акт, направленный на объект, который недосягаем для субъекта магической деятельности);
  • парциальная (опосредованное воздействие через остриженные волосы, ногги, остатки пищи, которые тем или иным образом попадают к обладателю мат ческой силы);
  • имитативная (воздействие на какое-либо подобие определенного субъекта).

Виды магии по социальной направленности и целям воздействия:

  • вредоносная (нанесение порчи);
  • военная (система обрядов, направленная на обеспечение победы над противником);
  • любовная (направленная на призывание или уничтожение полового влечения: отворот, приворот);
  • лечебная;
  • промысловая (направлена на достижение удачи в процессе охоты или рыболовства);
  • метеорологическая (изменение погоды в нужном направлении);

Магию иногда называют первобытной наукой или пранаукой, потому что она содержала элементарные знания об окружающем мире и явлениях природы.

Фетишизм

У первобытных людей особую значимость имело почитание различных предметов, которые должны были приносить удачу и отводить опасности. Эта форма религиозных веровании получила название «фетишизм».

Фетишизм — вера в то, что определенный предмет обладает сверхъестественно силой.

Фетишем мог стать любой предмет, поразивший воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, череп животного, металлическое или глиняное изделие. Этому предмету приписывались неприсущие ему свойства (способность исцелять, предохранять от опасности, помогать на охоте и т. п.).

Чаще всего предмет, который становился фетишем, выбирался методом проб и ошибок. Если после этого выбора человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, он считал, что в этом ему помог фетиш, и оставлял его себе. Если же человека постигала какая-либо неудача, то фетиш выбрасывался, уничтожался или заменялся другим. Такое обращение с фетишами говорит о том, что первобытные люди не всегда с должным уважением относились к выбранному ими предмету.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое символ веры в православии

Анимизм

Говоря о ранних формах религии, нельзя не упомянуть обанимизме.

Анимизм — вера в существование души и духов.

Находясь на достаточно низком уровне развития, примитивные люди старались найти защиту от различных болезней, природных катаклизмов, наделяя природу и окружающие предметы, от которых зависело существование, сверхъестественными силами и поклоняясь им, олицетворяя их как духов этих объектов.

Считалось, что душа есть у всех явлений природы, у предметов и людей. Души могли быть злыми и доброжелательными. Практиковалось жертвоприношение в пользу этих духов. Вера в духов и в существование души сохраняется во всех современных религиях.

Анимистические верования являются весьма существенной частью практически всех религий мира. Вера в духов, нечистую силу, бессмертную душу — все это модификации анимистических представлении первобытной эпохи. То же самое можно сказать о других ранних формах религиозных верований. Одни из них были ассимилированы сменившими их религиями, другие — оттеснены в сферу бытовых суеверий и предрассудков.

Шаманизм

Шаманизм — вера в то, что отдельный человек (шаман) обладает сверхъестественными способностями.

Шаманизм возникает на более позднем этапе развития, когда появляются люди, обладающие особым социальным статусом. Шаманы были хранителями информации, имеющей большое значение для данного рода или племени. Шаман совершал ритуал, который назывался камлание (ритуал с плясками, песнями, во время которых шаман общался с духами). Во время камлания шаман якобы получал указания от духов о способах решения проблемы или лечения больных.

Элементы шаманизма присутствуют в современных религиях. Так, например, священникам приписывается особая сила, позволяющая им обращаться к Богу.

На ранних этапах развития общества первобытные формы религиозных верований не существовали в чистом виде. Они самым причудливым образом переплетались друг с другом. Поэтому ставить вопрос о том, какая из форм возникла раньше, а какая позже, вряд ли возможно.

Рассмотренные формы религиозных верований можно найти у всех народов на первобытной стадии развития. По мере усложнения общественной жизни, формы культа становятся все более разнообразными и требуют более пристального изучения.

Источник: http://www.grandars.ru/college/filosofiya/drevnyaya-religiya.html

Доказано: вера исцеляет и меняет генетический код организма!

вера в науку как называется

Когда время от времени в СМИ появляются публикации о чудесном исцелении от смертельного заболевания, на лицах врачей и ученых, как правило, появляются скептические улыбки. Даже когда речь идет о неоспоримых фактах, подтвержденных современными методами исследования, традиционная медицина либо отмахивается от них, либо пытается объяснить неожиданное выздоровление больного ошибкой в первоначальном диагнозе.

Однако американский генетик Брюс Липтон утверждает, что с помощью истинной веры, исключительно силой мысли человек и в самом деле способен избавиться от любой болезни. И никакой мистики в этом нет: исследования Липтона показали, что направленное психическое воздействие способно менять генетический код организма!

Гены подвластны человеческой вере

На протяжении многих лет Брюс Липтон специализировался в области генной инженерии, успешно защитил докторскую диссертацию, стал автором ряда исследований. Все это время Липтон, как и многие генетики и биохимики, верил, что человек является неким биороботом, жизнь которого подчинена программе, записанной в его генах.

Гены с этой точки зрения определяют практически все: особенности внешнего облика, способности и темперамент, предрасположенность к тем или иным заболеваниям и, в конечном счете, продолжительность жизни. Никто не может изменить свой личный генетический код, а значит, нам остается лишь смириться с тем, что предопределено природой.

Поворотным моментом во взглядах доктора Липтона стали проводимые им в конце 1980-х годов эксперименты по изучению особенностей поведения клеточной мембраны. До того в науке считалось, что именно гены, находящиеся в ядре клетки, определяют, что следует пропустить через эту мембрану, а что – нет. Однако опыты Липтона показали, что внешние воздействия на клетку могут влиять на поведение генов и даже приводить к изменению их структуры.

Оставалось лишь понять, можно ли производить такие изменения с помощью психических процессов, или, проще говоря, силой мысли – веры.

– В сущности, я не придумал ничего нового, – говорит доктор Липтон. – На протяжении столетий медикам известен эффект плацебо – когда больному предлагают нейтральное вещество, утверждая, что это лекарство. В итоге вещество и в самом деле оказывает исцеляющее действие. Но, как ни странно, научного объяснения этому явлению до сих пор не было.

Мое открытие позволило дать такое объяснение: с помощью веры в целебную силу лекарства человек меняет идущие в его организме процессы, в том числе и на молекулярном уровне. Он может «отключать» одни гены, заставлять «включаться» другие и даже менять свой генетический код. Вслед за этим я подумал о различных случаях чудесного исцеления. Врачи от них всегда отмахивались.

Но на самом деле, даже если бы у нас был всего один такой случай, он должен был заставить врачей задуматься над его природой.

Чудеса возможны!

Академическая наука приняла эти взгляды Брюса Липтона в штыки. Однако, он продолжил свои исследования, в ходе которых последовательно доказывал, что без всяких лекарств вполне можно влиять на генетическую систему организма. Научное направление, изучающее влияние внешних воздействий на генетический код, получило название «эпигенетика».

И все же главным воздействием, способным менять состояние нашего здоровья, Липтон считает именно силу мысли – то, что происходит не вокруг, а внутри нас.

– Давно известно, что у двух людей может быть одинаковая генетическая предрасположенность к раку, – заявляет Липтон. – Но у одного болезнь проявилась, а у другого – нет. Почему? Да потому, что они жили по-разному: один чаще испытывал стрессы, чем второй; у них были разные самооценка и самоощущение, различный ход мыслей.

Сегодня я могу утверждать, что мы способны управлять нашей биологической природой; мы можем с помощью мысли, веры и устремлений влиять на наши гены.

Великое отличие человека от остальных существ на Земле как раз и заключается в том, что он может менять свое тело, исцеляться от смертельных болезней и даже избавляться от наследственных заболеваний, давая на это психические установки организму. Мы вовсе не обязаны быть жертвами нашего генетического кода и обстоятельств жизни.

Поверьте в то, что вы можете исцелиться, – и вы вылечитесь от любого заболевания. На первый взгляд, все предельно просто. Но только на первый взгляд

Когда сознания не достаточно

Если бы все было так просто, то большинство людей с легкостью решали бы любые проблемы со здоровьем с помощью произнесения незамысловатых мантр вроде «Я могу исцелиться от этого недуга», «Я верю, что мой организм в состоянии сам исцелиться»

Но ничего этого не случается, да и, как поясняет Липтон, не может происходить, если психические установки проникают только в область сознания, определяющего лишь 5% нашей психической деятельности, не затрагивая оставшиеся 95% – подсознание. Проще говоря, лишь единицы из тех, кто поверил в возможность самоисцеления силами своего мозга, на самом деле действительно в это верят – и потому добиваются успеха. Большинство же на уровне подсознания отрицают такую возможность.

Еще точнее: само их подсознание, которое, собственно говоря, на автоматическом уровне и контролирует все процессы в нашем организме, отвергает такую возможность. При этом оно (опять-таки на уровне автоматизма) обычно руководствуется принципом, что вероятность того, что с нами произойдет нечто сверхъестественное, куда меньше, чем дальнейшее протекание событий по наихудшему варианту.

Согласно Липтону, именно на такой лад наше подсознание начинает настраиваться в период раннего детства, с рождения до шести лет, когда самые незначительные события, намеренно или случайно сказанные взрослыми слова, наказания, травмы формируют «опыт подсознания» и в итоге – личность человека. Причем сама природа нашей психики устроена так, что все плохое, происходящее с нами, откладывается в подсознание куда легче, нежели память о приятных и радостных событиях.

В результате «опыт подсознания» у подавляющего большинства людей на 70% состоит из «негатива» и лишь на 30% – из «позитива». Таким образом, чтобы действительно добиться самоисцеления, необходимо, по меньшей мере, изменить это соотношение на прямо противоположное. Только таким образом можно сломать барьер, установленный подсознанием на пути вторжения силы нашей веры в клеточные процессы и генетический код.

Все возможно верующему.
Библия

Вера – мощная сила, которая сметает на своем пути любые преграды! Верь и получай свое чудо!

Источник: https://5sfer.com/dokazano-vera-iscelyaet-i-menyaet-geneticheskij-kod-organizma/

10. Вера и знание в религии и науке

предыдущая глава          следующая глава

1. Наука

Значение веры в религии столь велико, что саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания.

Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т.д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, претворяя веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике

Столь же необходима человеку вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания.

Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей.

Как сказал один из великих святых: «Душа видит истину Божию по силе жития» [1].

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как ставить свечку за упокой

Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера сорастворяется со знанием, и он становится «один дух с Господом» (1 Кор. 6:17).

Таким образом, как во всех естественных науках вера предваряет знание, и опыт подтверждает веру, так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания. И только вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов.

  1. Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 30. М., 1858. С. 195.

предыдущая глава          следующая глава

Источник: https://www.eparhia-saratov.ru/Content/Books/119/64.html

7 научно-популярных книг о вере и убеждениях

Убеждения — это неосознаваемые ожидания, которые руководят нашими поступками и определяют то, как мы воспринимаем мир. Убеждения могут быть религиозными и политическими, общественными и личными, но все они помогают понять собственный опыт и придать окружающей жизни смысл.

Список литературы от лучших мировых вузов

Каковы бы ни были наши убеждения, все они имеют общую природу.

Обычно мы считаем свои убеждения истинными и рациональными. Чтобы защитить их, мы легко отвергаем взгляды тех, кто с нами не согласен. Но каждому человеку свойственно ошибаться, и убеждения играют в этом немаловажную роль. Можем ли мы полностью отказаться от веры и полагаться лишь на ясные доказательства?

Книги из этой подборки понадобятся вам при попытке ответить на эти и другие, не менее важные вопросы.

Эрик Хоффер. Человек убеждённый: Личность, власть и массовые движения

Классическая работа американского общественного мыслителя, которая раскрывает природу массовых убеждений. По Хофферу, за всеми политическими, религиозными и идеологическими движениями стоят общие психологические характеристики. Вера и способность к действию «человека убеждённого» происходит из неудовлетворённости и желания изменить существующий stasus quo.

Сочинения Хоффера не вполне вписываются в рамки академической науки. Не случайно сам он считал себя продолжателем Монтеня, Паскаля и Достоевского.

Книга будет хорошим началом для осмысленного разговора об убеждениях и их влиянии на общественную жизнь.

Эрик Хоффер

— Наш век, с одной стороны, — безбожный, но, с другой стороны, — он очень религиозный. Где бы ни жил истинноверующий, он везде наступает: обращает ли людей в свою веру или восстанавливает их против себя, — он везде переделывает мир на свой манер. Хотим ли идти вместе с ним или против него, мы должны знать как можно лучше его природу и его возможности.

Кэрол Теврис, Эллиот Аронсон. Ошибки, которые были допущены (но не мной)

Книга, написанная двумя социальными психологами, прекрасно показывает, почему человеку свойственно не только ошибаться, но и оправдывать свои ошибки внешними обстоятельствами. В основе большинства наших решений лежат подсознательные убеждения. От них не так-то просто отказаться, даже если доказательства нашей ошибки вдруг становятся очевидными.

Истории, в которых мы обитаем

В поиске механизмов самооправдания Теврис и Аронсон делают множество точных наблюдений о человеческой психике и даже предлагают ряд решений, которые помогут относится к собственным ошибкам более непредвзято.

Как только мы приняли решение, в нашем распоряжении оказывается масса инструментов, помогающих нам его оправдать и обосновать.

Бэн Голдакр. Обман в науке

Книга известного английского журналиста — это увлекательный отчёт о том, как отличить настоящую доказательную науку и медицину от подделки. А также о том, почему научные открытия трактуются неверно и к каким последствиям это может привести.

Почему интуиция так часто нас подводит? Почему мы видим закономерности и причинные связи там, где их нет, и упускаем их там, где они действительно важны?

Книга Бэна Голдакра послужит простым и понятным путеводителем по этим сложным вопросам.

Бен Голдакр

а если, прочитав эту книгу, вы, возможно, не согласитесь со мной, я заявляю следующее: вы будете неправы, но при этом вы будете относиться к этим проблемам гораздо более заинтересованно, чем сейчас.

Карен Армстронг. Поля крови: Религия и история насилия

Книга всемирно известного британского религиоведа, автора нашумевшей «Истории Бога» направлена на опровержение идеи о том, что главным источником войн и насилия являются религиозные убеждения. Десятки историй, которые рассказывает Армстронг, свидетельствуют: религия влечёт за собой насилие только тогда, когда к ней подключается политика и борьба за ограниченные ресурсы.

Исключительно полезное чтение в эпоху, когда причиной терроризма то и дело называют ислам, а о христианство вспоминают только в связи с инквизицией и Крестовыми походами.

Карен Армстронг

— Наш мир опасно поляризован в то время, когда связи между людьми — политические, экономические, виртуальные — стали тесны как никогда. Если мы хотим ответить на вызов времени и создать глобальное сообщество, в котором все народы будут жить в согласии и взаимоуважении, мы должны адекватно оценить ситуацию. Мы не можем позволить себе упрощённых суждений о религии и её роли в мире.

Франс де Вааль. Истоки морали. В поисках человеческого у приматов

Как советский человек поверил в колдовство

Книга известного нидерландского этолога рассказывает об истоках человеческой веры в то, какое поведение считается правильным и достойным, а какое — неверным и отвратительным. Многие считают, что мораль является свойством, которое отличает человека от других животных. Но приматы тоже знают, что такое добро и зло, вероломство и справедливость.

Вааль использует точные примеры и увлекательные истории, чтобы доказать: истоки морали находятся не в религиозных доктринах, а в эволюционном прошлом нашего вида.

Помимо прочего, книга содержит взвешенную и остроумную полемику с «новым атеизмом» в духе Ричарда Докинза. Мы не можем полностью отвергать наши недоказуемые убеждения и полагаться только на науку. То, что делает нас людьми, находится куда глубже.

Франс де Вааль

— Критиковать веру — всё равно что спасать тонущую рыбу. Бессмысленно вытаскивать верующих из озера и втолковывать им, как для них будет лучше, если при этом легкомысленно оставить их на суше, где они мечутся и бьются, пока не испустят дух. Ведь они оказались в этом озере неслучайно.

Майкл Шермер. Тайны мозга. Почему мы во всё верим

Книга известного американского историка и журналиста, посвящённая человеческой вере. Вере в политику, религию, ангелов-хранителей, дурные приметы, демонов и инопланетян. Что стоит за всеми этими убеждениями? О чём бы мы не думали, вначале приходит вера, а уже потом возникают рациональные свидетельства и аргументы.

Шермер долгие годы возглавляет Общество скептиков, занятое проверкой и разоблачением невероятных фактов и гипотез. Но его книга — не только о странных и нелепых представлениях, но и о существе веры как таковой. Почему даже скептики порой так легко поддаются иллюзиям и самообману?

Майкл Шермер

— Я верю, что истина где‑то рядом, а также в то, что она редко бывает очевидной и почти никогда понятной всем. То, во что я хочу верить на основании эмоций, и то, во что я должен верить на основании свидетельств, не всегда совпадают. Я скептик не потому, что не хочу верить, а потому, что хочу знать.

Кэрол Дуэк. Гибкое сознание

Книга профессора Стэнфордского университета, подводящая итог 20 годам исследований в области психологии развития и мотивации.

Дуэк стала известна своим анализом психологических установок. То, во что мы верим, определяет наше самовосприятие и является одним из важнейших факторов жизненного успеха. Установка на данность — вера в то, что качества человека статичны и неизменны — заставляет раз за разом доказывать, что вы умны и талантливы. Установка на рост позволяет развивать свои таланты и гораздо легче справляться с неудачами.

Идея проста, но осознать и принять её последствия не так легко, как кажется.

Общество не делится на умных и глупых, общество делится на тех, кто учится, и тех, кто не учится.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/science/books-on-belief-motivation-and-creed

Вера в Аллаха (часть 3 из 3), Вера в Аллаха (часть 2 из 3), Вера в Аллаха (часть 1 из 3)

  • Авторство: IslamReligion.com
  • 06 Dec 2009
  • Последние изменения 25 Mar 2010
  • Распечатано: 409
  • Показано: 36796 (в сутки: 10)
  • 5 из 5
  • Оценено: 8
  • Отправлено почтой: 0
  • 0

§         Он один достоин поклонения;

§         Он – обладатель прекрасных имён и атрибутов.

(III) Только Аллах достоин поклонения

Вера в Аллаха должна влиять на всю жизнь человека, делая её праведной, благочестивой. Этому ислам уделяет основное внимание. Именно поэтому в первую очередь пророки призывали к повиновению Божьей воле, а вовсе не стремились доказать Его существование.

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника, которому не было внушено: «Нет божества, кроме Меня. Поклоняйтесь же Мне!» (Коран 21:25)

Только Аллах имеет право быть объектом поклонения человека, внутренне и внешне. Нельзя обожествлять никого, кроме Аллаха, и никого нарядус Аллахом. У Него нет сотоварища. Поклонение, как таковое, и любые его аспекты должны  быть обращены лишь одному Аллаху.

«Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного» (Коран 2:163)

Суть веры в Аллаха или даже всей религии ислам сводится к идее о том, что только Он заслуживает поклонения. Это Его право, которое невозможно переоценить. Таково истинное значение свидетельства «Ля иляха илля Аллах». Это и было основой вероучения всех пророков: Ибрахима (Авраама), Исхака (Исаака), Исмаила (Измаила), Мусы (Моисея), иудейских пророков, Иисуса и Мухаммада (мир им всем и благословение Аллаха). К примеру, пророк  Муса (Моисей) провозгласил:

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто по национальности кирилл и мефодий

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Второзаконие 6:4)

По истечении 15 веков  Иисус повторит этот призыв:

«Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый»  (Евангелие от Марка 12:29)

«Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Евангелие от Матфея 4:10)

Наконец, спустя примерно 600 лет раздался призыв пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха):

«Ваш Бог – Бог Единственный. Нет божества, кроме Него» (Коран 2:163)

Все они ясно заявляли:

«Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас другого божества, кроме Него» (Коран 7:59, 7:65, 7:73, 7:85, 11:50, 11:61, 11:84, 23:23)

Что такое «поклонение»?

Висламе поклонением называется всё, что Аллах одобряет и любит – слово, утверждение, мнение; любое действие, которое приближает человека к Творцу.

Поклонение может быть «внешним» – ежедневная молитва, пост, милостыня, паломничество, и «внутренним» – принятие шести столпов веры, почитание, преклонение, благодарность, любовь, доверие. Говоря иными словами, Господь заслуживает поклонения и душой, и телом.

Однако без четырёх основных элементов служение Аллаху останется неполным: без благоговейного страха перед Ним, любви к Аллаху, надежды на божественную награду, и крайней смиренности перед Аллахом.

Одним из величайших актов поклонения является молитва, в которой человек взывает ко Всевышнему за помощью и поддержкой. Как и любое другое поклонение, она должна быть обращена только к Господу. В Его руках находится полная власть над судьбой человека. Только Он может обеспечить благим и избавить от бедствий. Право быть объектом поклонения Господь оставляет за собой:

«Не взывай вместо Аллаха к тому, что не приносит тебе пользы и не причиняет тебе вреда. Если же ты поступишь таким образом, то окажешься в числе беззаконников» (Коран 10:106)

Посвятить хотя бы маленькую частичку поклонения кому то помимо Аллаха – пророкам, ангелам, Иисусу, Марии, идолам, природе  — означает совершить ширк (многобожие) – величайший грех в исламе. Это единственный непростительный грех (если только человек не покается), который противоречит самому смыслу сотворения человека.

(IV) Аллах известен своими прекрасными именами и атрибутами

Мусульмане верят и принимают имена и атрибуты Аллаха такими, какими они приводятся в исламских текстах: не искажая их, ничего не отрицая, не представляя и не уподобляя их человеческим качествам.

«У Аллаха — самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (Коран 7:180)

Совершенно неуместно, говоря об Аллахе, использовать такие  слова, как: Первопричина, Родитель, Сущность, Абсолют, Логический Концепт, Неизведанное, Бессознательное, Идея, Дед Эти названия не обладают ничем прекрасным; кроме того, Господь не описывал себя подобным образом. Все имена Аллаха выражают Его величественную красоту и безупречность. Всевышний никогда не забывает, не спит и не чувствует усталости.

Он не бывает несправедливым, у Него нет сына, матери, отца, брата, помощника или сотоварища. Он не был рожден и не родил. Он Совершенный, а посему, не нуждающийся ни в ком. Он не становится человеком, чтобы понять наши переживания.

Господь Всемогущий (Аль-Кауий), Единственный Несравненный (аль-Ахад), Принимающий покаяние (ат-Тавваб), Милостивый (аль-Рахим), Вечно живой (аль-Хай), Поддерживающий жизнь (аль-Каййум), Всезнающий (аль-`Алим), Всеслышащий (ас-Сами`), Всевидящий (аль-Басыр), Прощающий (аль-Афув), Помогающий (ан -Насыр), Исцеляющий (аль-Шафи`).

Два самых распространенных Имени – Милостивый и Милосердный. Все, кроме одной главы Корана, начинаются словами «С именем Аллаха Милостивого Милосердного». Эту фразу мусульмане повторяют чаще, нежели  христиане используют слова Отец, Сын, Святой Дух в своих молитвах. Начиная любое важное дело, или решив, например, написать письмо, или приступив к еде, мусульманин произносит имя Аллаха; напоминая себе, тем самым, о Его Милости и Милосердии.

«Милость Аллаха опережает Его гнев» (Сахих аль-Бухари).

Наряду с именами «Милостивый и Милосердный», мусульмане широко используют «Прощающий» (аль-Гафур), «Часто Прощающий» ( аль-Гаффар), «Принимающий покаяние» (ат-Тавваб) в своих молитвах.

Источник: https://www.islamreligion.com/ru/articles/39/viewall/

Токсичная вера: как религии мешают жить своим приверженцам

Предполагают, что в ходе эволюции чаще выживали и больше потомства давали люди, которые умели занимательно рассказывать истории, так, чтобы остальные их слушали, сидя кружком у костра. Ну а кроме того, людям, видимо, всегда было интересно отвечать на вопросы, начинающиеся с «почему» или «зачем». Сочетание этих двух особенностей Homo sapiens породило множество религий — систем взглядов, которые занимательно объясняют устройство мира.

Правда, во многих случаях достоверность канонических объяснений оставляет желать лучшего. Но пока система мира, построенная на их основе, держится, это неважно. Главное — практическое применение. Вот, например, мы знаем, что всё состоит из атомов и в масштабах микромира они расположены довольно далеко друг от друга. Так что в первом приближении камень — это пустота, дырки между атомами.

Однако это знание не поможет тому, кто получит камнем в лоб.

Вера поддерживает на плаву, когда других средств уже не остаётся. Недаром многие воцерковляются после потери близких, катастроф или тяжёлых заболеваний. Однако иногда религиозные взгляды могут, наоборот, «утопить» человека, ограничивая его возможности и запрещая некоторые жизненно важные действия. Религии нередко вступают в противоборство с наукой и медициной, да и, что там говорить, со здравым смыслом тоже.

Есть подозрение, что так будет происходить всегда. Ну или, по крайней мере, ещё очень долго: строение мозга и сознания человека не переделать за сотни, да даже за тысячи лет.

Недаром один из первых эпизодов культового фантастического сериала «Вавилон-5», действие которого происходит в XXIII веке, посвящён истории инопланетной семьи, которая отказывалась делать операцию своему больному ребёнку по религиозным соображениям.

Когда доктор, землянин «по национальности», всё-таки выполнил хирургическое вмешательство и спас инопланетному мальчику жизнь, родители убили собственное чадо, так как нарушение целостности тела считалось у них едва ли не самым ужасным грехом. А поскольку их судили по законам их родной планеты, они не понесли никакого наказания.

Мы никого не призываем не верить, но ратуем за то, чтобы думать головой.

Индуизм: месячные вызывают землетрясения

Истории, подобные сериальной, случаются и сейчас. Хотя земные современные верования позволяют делать больным операции, не всегда считается, что именно они позволяют поправить здоровье. Хуже того, некоторые совершенно естественные состояния организма считают чуть ли не происками нечистой силы.

В этом смысле больше всего досталось женщинам, а конкретно — особенностям работы их половой системы.

Если мужчины постоянно готовы к производству потомства, то дамы — нет: яйцеклетка созревает у них раз в месяц, и если она не оплодотворяется, из места, к которому она должна была прикрепиться после зачатия, идёт кровь.

Всего несколько столетий назад причины этого процесса были неведомы представителям нашего вида, а поскольку наличие месячных никак не удавалось объяснить, их, как водится, приняли за что-то плохое.

Это отразилось и в религиях. Например, в православии прихожанкам во время менструаций запрещается заходить в основную часть церкви (а в алтарь, в отличие от мужчин, им нельзя заходить никогда), участвовать в таинствах причащения и многих других.

Им можно находиться только в притворе — месте для некрещёных, грудных детей и прочих несознательных персонажей. Такое правило действует потому, что любое кровопролитие в храме недопустимо.

Так что раненые и люди с кровавыми мозолями тоже не должны находиться в церкви.

Есть и другие варианты, более сексистские. Индуисты считают, что женщины сами «заработали» себе ежемесячные кровотечения. Дело в том, что именно с женщинами бог Индра делал свои «грязные дела» вместо того, чтобы очищаться от греха убийства брамина. (Почему виноватыми посчитали женщин, а не Индру, остаётся только гадать.

) У жителей Непала есть поверье, что женщина во время месячных оскверняет своим присутствием не просто храм, а даже собственный дом, и если она останется в нём на ночь, то на деревню обрушатся стихийные бедствия. Поэтому на время «красных дней календаря» многие гражданки западного Непала уходят в специальные хижины и живут там.

При этом им можно есть только рис с солью (интересно, кто и как за этим следит?), а также пить воду. Обряд называется чаупади.

В хижинах почти ничего нет, они часто расположены там, где живут дикие звери. Нетрудно догадаться, что пребывание в них — занятие не самое приятное. Организм, и так ослабленный кровопотерей, подвергается дополнительным психологическим нагрузкам и физическому истощению. Как итог, каждый год в «менструальных хижинах» погибают непалки — и это несмотря на то, что обряд временного отселения официально запрещён с 2005 года.

Их убивают дикие звери, отсутствие медицинской помощи и угарный газ, который накапливается в тесном помещении, когда они пытаются разжечь огонь, чтобы стало хоть немного теплее. В декабре 2016 года во время чаупади в попытке согреться от костра задохнулась пятнадцатилетняя девочка, а месяцем раньше её 26-летнюю соотечественницу нашли мёртвой в такой же хижине. Предположительно, вторая женщина погибла от сердечного приступа.

В соседней индуистской стране, Индии, дела в целом обстоят лучше. Там в конце 2015 года женщинам даже удалось запустить флешмоб Happy to Bleed, призванный не молчать о менструациях. Обсуждение месячных, особенно с мужчинами, в этой стране под запретом, и участницы флешмоба хотели изменить ситуацию.

Поводом начать кампанию стало заявление настоятелей храма в Сабаримала (штат Керала), куда вход лицам женского пола в возрасте от 10 до 50 лет запрещён. В одном из интервью настоятель храма отметил, что он начнёт пускать в свою обитель женщин только тогда, когда изобретут аппарат, позволяющий сканировать дам на наличие у них «нечистой» менструальной крови.

К счастью, не во всех индуистских храмах придерживаются столь строгих взглядов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Сколько раз читать молитву

Закрыть