Скопец что это такое

Скопцы и «дети»

скопец что это такое

Сегодня российское общество обеспокоено нашествием разного рода экстремистских религиозных организаций, которые раскинули обширную сеть вербовки подростков и молодых людей. Им обещают многое: от справедливого будущего до посмертного блаженства, однако нередко адепты подвергаются самому жестокому обращению или сами занимаются истязаниями.

Между тем проблема появилась не вчера: уже более 200 лет назад в России действовали группы, которые сейчас назвали бы тоталитарными сектами. Они не пришли извне, а зародились после церковного раскола в среде старообрядчества. Последователи самодеятельных «духовных движений» были не столь безобидны, как может показаться.

Подробности деятельности изуверских сект в мордовском крае выясняла Ольга Старостина.

Церковный раскол XVII века поставил людей перед выбором: кому верить, за кем идти? После того как был казнен на костре неистовый протопоп Аввакум, по России прокатилась волна самосожжений.

2,7 тысячи человек добровольно приняли смерть в огне в Палеостровском монастыре, еще около 2 тысяч — в карельском Пудоже. Многие старообрядцы уходили от преследований на Север и создавали в лесах свои общины.

Они хотели нести «свет истиной мудрости и любви» и при этом люто ненавидели своих противников, особенно Патриарха Никона, самого известного мордвина того времени.

Бегуны

«Кто совратил тебя, тетка, пуститься странствовать?» — интересовались у крестьянки члены следственной комиссии, созданной в 1850 году при Министерстве внутренних дел Российской Империи. «Сам Христос», — отвечала та. «Какой же ты веры?» «Известно какой, Христовой. В чем состоит сказать не могу. Надо бегать, душеньку спасать».

Примерно такое же содержание имел каждый допрос бегунов или, как их еще называли, странников. Секта появилась во второй половине XVIII века, отделившись от старообрядчества беспоповского согласия. Ее основал выходец из Владимирской губернии, бывший дезертир Евфимий.

Согласно его учению, «апокалипсичный зверь — есть царская власть, икона его — власть гражданская, тело его — власть духовная».

Борьба с антихристом должна заключаться в том, чтобы порвать все связи с порочным обществом, отказаться от документов, уплаты налогов, военной службы, «таитися и бегати».

Единомышленники Евфимия делились на несколько категорий: благодетели, последователи, странники и скрытники. К первым относились, как правило, зажиточные крестьяне и мельники, в домах которых были устроены укрытия. В их тайных подвалах и чуланах прятались странники и скрытники.

Благодетели обеспечивали материальную базу секты, поэтому им разрешалось «работать на антихриста». Странниками именовали разъездных вербовщиков и связных между благодетелями и лесными скитами. Наконец, скрытники давали обет поститься и молиться до смерти.

Они уже считались умершими для мира.

Церковный брак бегуны считали «состоянием беспрерывного, но бессознательного прелюбодеяния без покаяния». «Жить с женою — грех, а с девкой — нет, — говорили они.

— Детей не надо!» Каждая из девиц признавалась на допросе, что «любилась со странниками в лесах», а некоторые руководители секты имели несколько постоянных спутниц. Последовательницы Евфимия беременели часто, но мамами становиться не хотели.

Они вытравливали плод, а в случае неудачи топили новорожденных или подбрасывали к крестьянским домам. В одном из поселений, где некоторое время жила большая группа фанатиков, при чистке пруда нашли больше 30 младенческих трупов

В вятской общине бегунов практиковалось «умерщвление ради спасения». Якобы добровольно согласившихся на смерть топили, сжигали и травили ядом. Как правило, жертвами были дети, девушки и парни до 25 лет.

Местные бегуны страшных следов не оставили, хотя, возможно, их просто не искали. Впервые в мордовском крае они появились в 1870-х годах. «Сначала в селе Царевщине Мокшанского уезда Пензенской губернии, а чуть позже в Соколовке Саранского уезда, — рассказывает краевед Сергей Бахмустов. — Последних обнаружили по доносу узника городского острога.

Вразумить фанатиков попытался священник-миссионер Порфирий Зарин, но безрезультатно. Бегуны покинули Соколовку в 1884 году, оставив в селе последователей — пять мужчин и пять женщин. Местное население, состоящее в основном из старообрядцев Спасова согласия и молокан, относились к ним плохо, презирали и обзывали обидными прозвищами.

Секта исчезла по мере вымирания ее членов».

По мнению Бахмустова, деятельность бегунов напоминает немногочисленная, но решительно настроенная группа «Горний Иерусалим», объявившаяся в 2007 году в Пензенской области недалеко от границы с Мордовией. В ожидании конца света 35 ее членов ушли в подземелье вместе с детьми. В случае насильственной эвакуации угрожали себя сжечь. В пещере они просидели около восьми месяцев. Двое умерли от недоедания.

Скопцы

Еще ранее бегунов в мордовском крае пытались обосноваться скопцы. Секта выделилась из среды хлыстов, одного из старейших русских внецерковных религиозных течений. Название произошло из-за обряда самобичевания.

По словам историка, изначально хлысты практиковали групповое богообщение в состоянии транса. «На собраниях происходили сексуальные безумства! — рассказывает Сергей Бахмустов. — Но появились и такие, кто этой безнравственностью возмутился.

Постепенно хлысты пришли к убеждению, что истинный путь — это полный отказ от половой жизни». Но исполнить это требование оказалось не так просто.

«Самые ревностные и искренние последователи секты должны были признать, что природа с ее непреложными законами не может быть побеждена одним усилием воли», — писал в 1913 году исследователь Николай Высоцкий.

Первым «зов природы» обуздал крестьянин Орловской губернии Андрей Блохин. 30-летний мужчина отсек ненужный орган раскаленным ножом С него пошла новая изуверская ересь — скопчество.

Ее главным идеологом стал ближайший друг основоположника Кондратий Селиванов, который, кстати, сначала проявил малодушие

В архивах сохранились документы Орловского Духовного правления, в которых говорится: «Когда Кондратий Никифоров (Селиванов) узнал, что Андрей Блохин оскопил себя, то и он, взяв также железо, стал скопляться, только от робости сам уды свои отжечь не мог». Довести до конца болезненную операцию ему помог Блохин, который «то увидел и, взяв железо, раскаляя в печи, те его уды отжег»

Операция оскопления мужчин и «замыкания» (зашивания) женщин среди скопцов была обязательной и именовалась «крещением».

Первые сектанты появились на территории Мордовии в конце XVIII века, но особый размах движение получило в 1810 году в Алатырском и Ардатовском уездах. Самым крупным деятелем был Семен Милютинский, создавший в Алатыре большую организацию, которую называл «кораблем». Согласно его убеждению, человек лишился рая из-за плотского греха.

Дореволюционный Алатырь был оккупирован скопцами

«Буквально толкуя библейские тексты, милютинцы обнаружили в Священном Писании немало мест, которые использовали в качестве агитационных аргументов, — продолжает Бахмустов. — Например, историю с жертвоприношением Авраама рассматривали как образное выражение скопчества. Привлекали цитаты из Евангелия от Матфея, из посланий апостола Павла.

На бдениях, которые посещали не только скопцы, но и «сочувствующие», проповедники противопоставляли церковному вероучению свои максимально упрощенные принципы. В православии спасение — это результат ежедневной духовной работы, а в скопчестве он якобы достигался самим фактом кастрации. Грешить-то больше нечем. И желающие «очиститься» таким образом находились.

Их не смущала ни мучительность операции, ни ее необратимость».

Милютинцы сочиняли весьма примитивные стихи агитационного характера. Молитвенные импровизации перемежались с обещаниями материального благополучия всем, кто принял «физиологическое крещение». В одном из песнопений говорилось о грядущей встрече с «кораблем Полного Духа Святого», «сударем-батюшкой» Иисусом. Кормчим являлся «второй Сын Божий» (Селиванов), а знаменосцем выступала сама Богоматерь. Имелись и пассажиры:

В корабле сила несчетная
Миллионами, биллионами;
Белы голуби летят тучами,
Все они за крест мучимы,
Все скопцы — купцы русские,
Миллионщики знаменитые

Главным проповедником «корабля» был родственник Милютинского, отставной унтер-офицер Кирилл Миронов, который прибыл в Алатырь в 1832 году. Он разъезжал по уездам и вербовал новых учеников. В мордовских селах бывший военный столкнулся с серьезными трудностями. Дело в том, что местные батюшки вели широкую миссионерскую деятельность.

Кроме того, склонить на свою сторону мордву пытались более традиционные старообрядцы, которые к скопцам относились враждебно. А вот русские поселения представляли широкое поле для деятельности. В них уже много лет спорили между собой староверы поморского и федосеевского толка.

Последние, подобно скопцам, оспаривали целесообразность браков и потому с радостью встретили единомышленников.

Скопцы располагали к себе широкой благотворительностью. Часто жертвовали деньги нуждающимся семьям и даже подкупали сторонников. Старики, отошедшие от брачной жизни, соглашались на оскопление за деньги. В итоге секта охватила большую территорию Ардатовского и Алатырского уездов, проникла в Казань, Симбирск, Самару, Саратов и Нижний Новгород.

«Власти слабо реагировали на их деятельность, так как внешне они проявляли себя ревностными христианами, — рассказывает краевед. — Посещали православные храмы, выказывали почтение священникам, духовным и мирским властям, старались держать свои дела в секрете.

А на самом деле не признавали священства, отрицали церковные обряды и службу. После причастия обязательно топили баню, чтобы «смыть с себя святое таинство». Притворное благочестие воспринимали как подвиг, вынужденную жертву ради дела.

Сам Милютинский и его ближайшие сподвижники имели репутацию образцовых прихожан».

Тучи над сектой сгустились в 1851 году, когда власти признали ее изуверской. Прошли массовые аресты, следствие длилось около восьми лет. Главный оскопитель Милютинский умер в тюрьме в 1857 году, не дождавшись приговора. Многих его сторонников сослали в Сибирь. Раскаявшиеся получили свободу. Среди населения Мордовии единичные скопцы встречались вплоть до 1920-х годов.

«Ходят слухи, что они вновь объявились в республике», — заключает Сергей Бахмустов. — Берегите умы и части тела»

Источник: https://stolica-s.su/news/society/59698

Скопцы — кто это? | Сектантство | Багира Гуру

скопец что это такое

В середине XIX века в России возникла секта скопцов, и страну охватило форменное безумие. Количество скопцов превысило все мыслимые пределы — не менее четырёхсот тысяч человек.

Золото партиями

В 1869 году в городке Моршанске Тамбовской губернии был арестован купец Максим Платицын. Его обвинили в «пристано-держательстве скопцов и совращении простолюдинов в лжехристианскую ересь». Платицына лишили всех прав, избили батогами и сослали в отдалённую сибирскую губернию.

В кладовых дома купца нашли десятки бочек, наполненных золотом, которое оценивалось в миллиарды рублей! Откуда у провинциального купца такое фантастическое богатство? Дело в том, что секта скопцов отличалась финансовой изобретательностью. Например, почти каждой осенью меняльные конторы Москвы и Петербурга, накопив огромное количество новых монет, вдруг прекращали принимать стёртую серебряную монету, Глядя на столицы, провинциальные менялы делали то же самое.

Ценность стёртой монеты резко падала. За несколько дней до Нового года менялы так же внезапно начинали принимать такие деньги по смехотворно низкой цене: за двугривенный давали четвертак, за пятиалтынный — двугривенный, за гривенник — пятиалтынный

Когда в подвалах меняльных контор собиралось огромное количество стёртого серебра, его тут же отправляли на Нижегородскую ярмарку, где всегда был дефицит мелочи. Стёртая монета, привезённая приказчиками и поверенными меняльных контор, немедленно расползалась по ярмарке — по номиналу И так — из года в год! Прибыль от этих манипуляций шла не только в карманы менял, но и на поддержку движения скопцов

Талантливые аферисты

Странно, однако оскопившиеся люди часто обнаруживали в себе деловые таланты. В полицейских списках выявленных скопцов значились имена едва ли не всех владельцев самых крупных магазинов Охотного Ряда и Кузнецкого Моста. В Петербурге скопцы оккупировали лучшие места Гостиного двора. Скопцам добровольно отдавали свои богатства такие миллионщики, как владелец Тульской полотняной фабрики Луганин, московский подрядчик Пороховой, купцы первой гильдии Кобелев, Григорьев, Ильин, Солодовников

Не брезговали скопцы и настоящими афёрами. Они вошли и в историю шулерства. По всей России ими была организована сеть подпольных школ, в которых преподавали опытные карточные жулики. Потом выпускники расползались по стране и отчисляли процент прибыли в пользу вскормившей их секты

«Божья свита»

идея скопцов такова: «Второе пришествие Спасителя случится не раньше, чем вся Россия будет оскоплена». А зачем? Если в православии или католицизме спасение души достигается ежедневной работой над собой и борьбой с грехом, то в скопчестве всё гораздо проще: нечем грешить — следовательно, ты чист.

Скопцы ссылались на Евангелие от Матфея, где говорится о скопцах для Царствия небесного — (глава 19, стих 12). Согласно постулатам скопческой ереси, Христос был оскоплён Иоанном Предтечей. По мысли теоретиков скопчества, во время Страшного суда Иисус Христос сядет на трон в Санкт-Петербурге и воздаст по заслугам всем, попиравшим скопческую религию.

Себя скопцы называли «светом Христовым» и «Божьей свитой». Но благими намерениями дорога вымощена сами знаете куда.

Вместо искомой чистоты — необузданный секс. Вместо любви к ближнему — хитроумные финансовые операции на грани и за гранью закона

Оргии продолжались до утра

Основоположником движения скопцов был сбежавший от рекрутства крестьянин Кондратий Селиванов, уроженец села Столбова Орловской губернии. Сначала он примкнул к секте хлыстов, а потом объявил себя живым богом и царём Петром Третьим. Перед живым богом раскрывались двери самых богатых домов. Селиванов жил в доме петербургского купца-миллионщика Солодоаникова.

Очень скоро Селиванов создал мощную законспирированную организацию. Скопцы маскировались под обычных граждан, даже в церковь ходили и делали пожертвования.

Можно было прожить всю жизнь рядом со скопцом и не подозревать, что этот добропорядочный гражданин еженедельно в ночь с субботы на воскресенье доводит себя до полного исступления на радениях, бегая по молельной в белой рубахе босиком с истошным криком: «Дух, дух святой!».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как справиться с двойней

Две печати

Все, кто не был оскоплён, по мнению сектантов, являлись недочеловеками — значит, ограбить или обмануть такого было благом. Брак у скопцов предавался проклятию. Женщина, родившая ребёнка, называлась источником скверны, а дети именовались осколками и щенками.

Вербуя новых сторонников, скопцы вдохновенно вещали о необходимости удаления от «женской лепости», отказа от мяса, вина и табака, а также таких грехов, как клевета, зависть, тщеславие и гордость. Новичков тут же кастрировали.

Существовало несколько степеней оскопления: — малая печать — — которая позволяла заниматься любовью и предназначалась для рядовых членов общины, и — царская печать», после которой мужчина становился полным и бесповоротным кастратом. Операция проводилась без всякого наркоза, поэтому часто заканчивалась смертью человека. И всё-таки тысячи людей мечтали о том, чтобы их кастрировали.

Почему? Дело в том, что оскоплённый «малой печатью» становился гиперсексуалом и мог заниматься любовью сутки подряд. Так что напрасно царь Дадон из «Золотого петушка» ехидно интересовался у скопца: «И на что тебе девица»? А обладатель «царской печати» мог быть уверен, что вскоре займёт высокую должность и станет очень богатым человеком.

Для скопцов не было проблемы достать денег на открытие своего дела. Они могли рисковать, зная, что в случае неудачи братья — помогут.

«Отец» и «сын»

Согласно архивным документам, скопцам покровительствовал князь Потёмкин. Он так любил обрусевшего итальянца-скопца Антона Бравура, простого учителя пения, что сделал его профессором несуществующей Филармонической академии. Поговаривали, что Потёмкин неспроста так любил итальянца — по его совету, он подвёргся малой кастрации, и его любовная неутомимость, поразившая Екатерину, была вызвана именно этим.

Злые языки причисляли к скопцам генералиссимуса Суворова, знаменитого портретиста Боровиковского и ещё великое множество аристократов, придворных, поэтов, генералов. Слухи слухами, а долгое время правительство боролось со скопцами чрезвычайно вяло. «Живой бог» Селиванов жил на широкую ногу, ни от кого не скрывался. Взяли его только тогда, когда секта хлыстов — конкурирующая организация — стала посылать в жандармское управление пачки доносов.

В наказание скопцов всего лишь сослали в Иркутск. А через несколько месяцев после этого император Павел зачем-то потребовал вернуть Селиванова в Петербург. Состоялась историческая встреча, о которой сам Селиванов потом писал в своих воспоминаниях. Если верить «живому богу», Павел не только признал его своим отцом, но и просил благословить себя на царствование.

Селиванов сказал, что сделает это после того, как сын монарха, Александр Павлович, подвергнется кастрации. Павел отказался, и тогда «отец» в сердцах проклял «сына»

Современники свидетельствовали, что встреча царя и беглого рекрута действительно состоялась — причём при закрытых дверях. После чего Павел распорядился поместить главу скопцов в отделение для душевнобольных при петербургской Обуховской больнице.

Классово чуждый элемент

Лечился Селиванов недолго. Через год с небольшим, по личной просьбе посольского камергера Еланского (тайного скопца), — живой бог» был отпущен. Теперь он председательствует на скопческих собраниях, собственноручно кастрирует мальчиков и мужчин.

А власти упорно признают его «по слабости здоровья неспособным оказывать никакого действия в распространении скопчества». И так продолжается более двадцати лет! Согласитесь, есть в этом какая-то загадка, которую уже не разгадать Умер Селиванов в возрасте ста лет в Суздальском монастыре. А дело его расцвело. Суздаль стал скопческой меккой.

Великое множество скопцов появилось и в Москве. Прижали скопцов только при Александре Втором, и тогда новое руководство секты решило, что пора залечь на дно. Пресса практически перестала писать о скопцах.

Только в 1915 году появляется несколько статей в московских и питерских газетах, где трогательно рассказывалось о скопцах — матросах Балтийского флота, а также о распространении скопчества в сухопутных войсках Новороссийского края.

Последнее, что мне удалось извлечь из бездонных недр Публичной библиотеки, — краткое газетное сообщение о том, что в 1929 году в Ленинградской области и городе Горьком слушалось несколько дел о ритуальном членовредительстве. Упор делался на то, что все подсудимые были кулаками или буржуями — то есть классово чуждым элементом

Журнал: Тайны 20-го века №6, февраль 2010 года Рубрика: Сектанты

Источник: https://www.bagira.guru/sectarianism/skoptsy-kto-eto.html

Как «белым голубям» крылья подрезали

скопец что это такое

Много известных личностей родилось на орловской земле. Но, пожалуй, лишь один из них всю свою жизнь посвятил тому, чтобы не рождались другие. Это был основатель секты скопцов Кондратий Селиванов. Вот что о нём известно из исторических источников.

Родился в селе Столбове Орловской губернии (возможно, точное название это населённого пункта — Столбецкое, ныне — в Покровском районе — А. П.). Был отправлен в рекруты, но, не захотев служить, сбежал. Вступил в секту «хлыстов». Но вскоре, не удовлетворённый их обрядами, Кондратий Селиванов создал свою собственную, провозгласившую, что единственным путём спасения души является борьба с плотью путём оскопления. За короткое время скопческая секта стала довольно многочисленна.

В 1772 г. по указу Екатерины II, «за распространение богопротивной ереси», Селиванов был приговорен к каторжным работам, но успел скрыться и был пойман только в 1774 г. В 1775 г. его приговорили к телесному наказанию и каторжным работам, но дошел по этапу Кондратий только до Иркутска и по неизвестным причинам остался там жить.

В 1795 году Селиванов вернулся в Москву, где прослыл не только искупителем, но и представлялся своими приверженцами как царь Петр Федорович. В 1797 г. Селиванов оказался в Санкт-Петербурге и был представлен императору Павлу I, после беседы с которым его препроводили в сумасшедший дом.

https://www.youtube.com/watch?v=ek27e2OLMd0

В 1802 г. Селиванов отправлен был на жительство в богадельню при Смольном монастыре, а затем взят на поруки. С этого времени главный скопец и его окружение подпадали под императорскую милость, в дом, где ими проводились богослужения («радения») даже был запрещен вход полиции. В 1805 году Селиванова посетил император Александр I.

В 1820 г., по ходатайству петербургского генерал-губернатора графа Милорадовича, племянники которого были вовлечены в секту, Селиванова арестовали и сослали в суздальский Евфимиев монастырь, где он оставался до смерти, последовавшей в 1832 году.

Известный русский юрист Анатолий Кони писал, что похоронили основателя скопчества в Шлиссельбурге, где его могилу постоянно посещают верные последователи-скопцы.

А теперь — о тех людях, которые поверили в идеи новоиспечённого царя Петра III. Их число оказалось достаточно велико. Данные исследователей по этому поводу расходятся — от нескольких десятков тысяч до 300-400 тысяч человек. Настоящая армия.

И, естественно, много скопцов в XIX веке проживало в родных Селиванову местах — на Орловщине.

В Государственном архиве Орловской области, в фонде Малоархангельского уездного суда, мне удалось найти трёхсотстраничное «Дело об однодворцах Лунине, Гринёве, девках Татьяне Гринёвой и других, судимых за оскопление».

«Белые голуби» из Гнилой Плоты

Итак, обо всём по порядку.

20 июля 1833 года Орловская палата уголовного суда рассмотривала поступившие к ней из Малоархангельского уездного суда документы: протоколы допросов скопцов из села Гнилая Плота, подозревавшихся «в создании, содержании и распространении скопческой субботнической секты».

Допросам земского исправника, местного стряпчего и депутата от духовной стороны подверглись 13 мужчин и 3 женщин. Надо сказать, что чтение протоколов, в которых подробно записаны показания каждого из скопцов, — достаточно увлекательное и, одновременно, страшноватое, чтение.

Пимен Лунин признался, что он скопец, что первоначально был вовлечен в скопчество господским человеком из Орловского уезда, Василием Шишкиным, который и подвиг его на «сие скопчество тем, что сие есть Богоугодное дело и спасение души». Шишкин же в собственном доме и вырезал у Лунина «детородные ядра». За скопчество Лунин был наказан плетьми и сослан в Декаую (неразборчиво — А.П.) крепость, откуда в 1802 году возвращён на прежнее место жительства.

Фёдор Гринёв сообщил судье, что он скопец с 1805 или 1806 года, а лишился детородных частей в результате несчастного случая. Ходил Фёдор на охоту, стрелял уток, зашёл в воду, в тростник, но через некоторое время почувствовал сильную боль в детородных частях, где была рана и опухоль.

Сказал об этом неудачливый охотник товарищу, Емельянову Шалимову. Тот довёл Гринёва до дому, а потом сходил за лекарем. Лекарь его чем-то напоил, и Фёдор «сделался без памяти». А на другой день увидел он, что «детородных ядер уже не имеет».

Кто был тот лекарь, Гринёв не знал, а товарищ его, Шалимов, умер давно.

Роман Можаров тоже признался в скопчестве, но заявил, «что детородных частей у себя не имеет с самого малолетства, выболели оные у него от того, что одержим был он болезнью «родимцом». В 1824 году, чтобы излечиться, ходил Можаров в Малоархангельск, к местному лекарю Ивану Марковичу Рогато-Левицкому, который в течение трёх месяцев давал ему какие-то лекарства. За лечение Роман заплатил три рубля и получил от лекаря свидетельство.

О том, что лишились детородных частей в результате заболевания, сообщили также Пётр Головин, Иван Шаталов, Николай Егурнов, Александр Бахтиаров, Данила Сидельников, Стефан, Илья, Василий и Савостьян Карловы.

Кто-то из них лечился у того же Ивана Левицкого, кто-то — у орловского штаб-лекаря Малиновского, третьи назвали лекаря Брунса из города Щигры Курской области, четвёртые — неизвестного ливенского лекаря, а Иван Шаталов так вообще, аж в Воронеже свои мужские достоинства утратил.

Все «пострадавшие» за лечение заплатили (от четверти муки до 15 рублей), и у всех, без исключения, оказались на руках «свидетельства», выданные лекарями (мы бы назвали это справками — А.П.).

Из всех допрошенных мужчин лишь один Семён Есипов признался, что он себя оскопил ещё 36 лет назад, а уговорил его на это дворовый человек помещика Дурнова Василий Шишкин. «Шишкин у себя в доме лишил меня детородных ядер, перевязав их верёвочкой и отрезав ножом». Есипова тогда наказали плетьми, а Шишкина сослали.

В отличие от гнилоплотских мужиков, однодворки этого села, «девки Татьяна Гринёва и сёстры Агафья и Устинья Головины» никаких справок по поводу того, почему у всех них нет обеих грудей, не представили. Все трое сообщили, что груди у них болели, «гнили», а лечила их однодворка из деревни Малая Сучья Плота Осиповна, чьё имя они не знают. Вот после её лечения они и оказались безгрудыми.

Ни один из 16 допрошенных не признал свою вину в главном пункте обвинения — «содержании и распространении еретической секты».

Суд решил

Если бы малоархангельский земский исправник, стряпчий и депутат от духовной стороны ограничились только этими допросами и представленными от лекарей «свидетельствами», то, вероятно, обвиняемые были бы оправданы. Однако в селе Гнилая Плота, кроме самих скопцов, были допрошены (под присягою) ещё 43 «сторонних человека».

Эти «сторонние люди», однодворцы, без каких-либо сомнений, показали, что в их селе действует «скопческая секта в самой высшей степени». Возникла же она более 30 лет назад, с того самого времени, как возвратился в Гнилую Плоту из ссылки наказанный за скопчество Пимен Лаврентиев сын Лунин. Он и есть — «главный распространитель и основатель оной секты, до него ни одного скопца и ни одного соблазна к сей Богопротивной ереси не было».

Свидетели показали, что в селе более 20 дворов «впали в эту ересь». По ночам, с субботы на воскресенье, скопцы из этих дворов приходят на тайные сборища к Пимену Лунину и совершают там еретические моления («радения»). Сами скопцы не едят мяса, чуждаются супружеского ложа, не женятся и не выходят замуж, не слагают «трёхперстного знамения крест», а если и делают это, то лишь «для сокрытия их гибельного раскола».

Священник Покровской церкви села Гнилая Плота отец Павел рассказал, что «всех оных, состоящих в скопческом расколе, и в церкви, и посещая дома их, пытался при всяком удобном случае увещевать, чтобы отстали они от раскола, но во всём том они остались непреклонны». Скопцы не поддались ну уговоры, несмотря на то, что за несколько лет до событий 1833 года уже были осуждены и сосланы в Сибирь 8 их единоверцев из этого села.

https://www.youtube.com/watch?v=eTxbBi2Me1k

Свидетельские показания обычных православных жителей Гнилой Плоты и легли в основу приговора. Сыграло свою роль и то обстоятельство, что в скопцах оказались целые семьи: у основателя секты Пимена Лунина сын, две дочери и племянник тоже были скопцами, то есть очевидным для судей стало вовлечение родственников в «богопротивную ересь». Под суд попали, правда, не все скопцы Гнилой Плоты, некоторые, избегая ареста, заранее покинули родные места.

Не принял суд в качестве аргументов в пользу обвиняемых их «свидетельства», полученные от лекарей, заключив, что эти справки «сделаны несправедливо, чрез богатство».

Первоначальное решение по делу о скопцах из Гнилой Плоты было вынесено 28 декабря 1833 года. По нему шестерых признанных виновными скопцов-мужчин собирались отправить в Иркутскую губернию на поселение, а двоих женщин — в ту же губернию, на суконные фабрики.

Однако 7 апреля 1834 года секретным письмом на имя Министра внутренних дел Российской империи, орловский гражданский губернатор Кочубей сообщил, что Орловская Палата уголовного суда приговорила:

1) скопцов Петра Головина, Николая Егурнова, Савелия Гринёва, Александра Бахтиарова и Ивана Шаталова к сдаче в солдаты и отправке на службу, «в какой только годности окажутся — в Кавказский отдельный корпус, в случае же совершенной неспособности к службе — к ссылке в Закавказскую провинцию»;

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как батюшка освящает квартиру

2) Пимена Лунина и однодворческих девок Татьяну Гринёву, Агафью и Устинью Головиных — к ссылке в Закавказскую провинцию; (напомню, на всякий случай, что в Закавказье тогда только-только разворачивалась борьба России за овладение этим регионом, и отправка осуждённых туда была гораздо более серьёзным наказанием, нежели ссылка в Сибирь — А.П.);

3) подсудимых Фёдора Гринёва, Романа Можарова, Василья и Савелия Карловых, Данила Сидельникова, Семёна Есипова — оставить на прежнем месте жительства, под подпискою, что если они будут продолжать распространение «скопческой ереси», то будут наказаны по всей строгости законов.

P. S. Какой оказалась судьба наказанных собой, Богом и орловским судом малоархангельских скопцов, остаётся лишь догадываться. Но спустя 13 лет, в 1847 году, из Министерства внутренних дел в Орловскую Палату уголовных дел поступил запрос о том, откуда родом и какого сословия сосланная на Кавказ Татьяна Гринёва. Зачем это потребовалось — неизвестно, но, значит, жива была ещё к этому времени гнилоплотская скопческая сектантка, лишившая себя когда-то грудей во имя спасения души.

А последние скопцы официально в СССР исчезли лишь в 1929 году, после большого показательного суда над ними.

Александр Полынкин

Скопцы («агнцы Божьи», «белые голуби» и т.д.) — одна из исторических русских сект, заслуженно считающаяся изуверской. Возникла во второй половине XVIII века. Численность в середине ХIX века — до 300 тыс. человек. Исповедовала духовный аскетизм и человеческое бесстрастие. Чтобы победить то, что вводит человека в «грех», скопцы практиковали кастрацию («огненное крещение», «убеление»). Было две стадии «убеления»: «малая печать» — отрезание яичек и «большая» — удаление еще и пениса.

Существовали «печати» и для женщин: выжигание сосков, отрезание грудей, клитора, половых губ. Самокастрации случались редко, чаще «убеляли» новообращенного члена секты другие скопцы. Все делалось без наркоза, с примитивной антисептикой, нередко заканчивалось смертью. В разное время секта действовала то почти открыто, то тайно, внешне скопцы оставались православными.

Царизм боролся с сектой, но реально с ней покончила лишь советская власть, организовав в 1929 году крупный судебный процесс над ними.

Сегодня скопцов в России нет. По крайней мере, нет о них документированных данных у специалистов-сектоведов. Скопцы сегодня — лишь исторический феномен.

(18 марта 2009, «Аргументы Недели», Сергей Нехамкин)

Источник: https://maloarhangelsk.ru/kak-belyim-golubyam-kryilya-podrezali/

Хлысты, скопцы и молокане: чем они отличаются

21 ноября 2016История, Антропология

​Почему крестьяне отказались от православия, что общего у российских сектантов и западноевропейских протестантов и как иудаизм стал религией русского человека

Автор Людмила Жукова

Кризис средневекового мировоззрения наступил в России в XVII веке и вылился в раскол, породивший феномен старообрядчества. Важным катализатором этих изменений стали петровские реформы, усугубившие кризис традиционной ре­лигиозности. Петр I вдохновлялся опытом протестантских стран: целью было не только создание института церкви, но и религиозное просвещение.

«Я давно побуждал сделать книгу, где бы изъяснить, что непременный Закон Божий, и что советы, и что предания отеческие, и что вещи средние, что толь­ко для чину и обряду сделано и что непременное понеже  Понеже — потому что.

всю надежду кладут на пение церковное, пост и поклоны и прочее тому подобное» — писал в 1724 году император в созданный им высший орган церковного управления Святейший синод.

Так впервые за долгое время был объявлен приоритет Писа­ния над церковной традицией, а догматов — над обрядом.

Разрешив самостоятельное чтение Библии, что в православной традиции не поощрялось, Петр I и его единомышленники не подозревали о последствиях. Как остроумно заметил английский историк Кристофер Хилл: «Библия могла иметь различный смысл для разных людей в разные времена и при разных обстоятельствах. Она была огромным сундуком, из которого можно было вынуть все что угодно». 

Читая или слушая Библию, простые люди увидели массу несоответствий меж­ду библейскими заповедями и церковной реальностью. Так возникли новые религиозные группы, чьи принципы явно напоминают основные идеи европей­ской Реформации: отказ от института священства, поклонения иконам, почи­тания святых и совершения таинств. Впрочем, появление новых сект связано не только (и не столько) с чтением Библии, но и с разочарованием в традици­онных религиозных институтах. 

Правительство опасалось миссионерской активности сектантов и стремилось изолировать их от православных, ссылая в Сибирь, на Северный Кавказ и в Закавказье.

Возможность открыто исповедовать свою веру религиозные меньшинства получили лишь после царского манифеста от 17 октября 1905 года, провозгласившего свободу совести. Однако после установления советской власти религиозная свобода стала фикцией.

Борьба государства с любыми формами религии привела к тому, что число русских сектантов сильно сократилось, а некоторые группы и вовсе ушли в небытие. 

Хлысты

Семья хлыстов в деревне Селиванихе. Начало XX векаUniversity of Alberta Libraries

Первые упоминания о хлыстах относятся к концу XVII — началу XVIII века.

Существуют разные версии о происхождении названия секты: оно либо связано с практикой самобичевания, либо произошло в результате искажения слова «христы» — так называли хлыстовских наставников. До сих пор идут споры о том, как возникло это движение, зато известно точно, что основал его ко­стромской крестьянин Даниил Филиппович.

В отличие от других сек­тантов, хлысты формально не порывали с православием: они продолжали посещать церковь, но одновременно участвовали в особых собраниях — радениях. По­следние представляли собой особую экстатическую практику: члены общины, имевшие статус пророков и пророчиц, до изнеможения кружились, выкри­кивая свои пророчества.

Остальные внимали им, кланяясь в ноги и рыдая. Хлыстовские радения проходили тайно, и посторонние на них не допуска­лись: так возникло множество безосновательных слухов о происходившем там свальном грехе и кровавых жертвоприношениях.

Страшилки о хлыстовских практиках приводятся в книге русского писателя XIX века Мельникова-Печерского, который служил чиновником осо­бых пору­чений Министерства внутренних дел и по долгу службы изучал и преследовал раскольников: «Мне самому приходилось слышать от лиц, хорошо знавших хлыстовские корабли  Кораблями назывались хлыстовские общины., рассказ о гнусном людоедстве, равно как и о заклании младенцев мужского пола».

Вопреки этим расхожим стерео­типам  Подобные обвинения довольно распростра­нены: в первые века нашей эры им подверга­лись христиане, а сегодня — представители современных новых религиозных движений. , хлысты проповедовали аскетизм и безбрачие.

«Хмельного не пейте, плот­ского греха не творите, не женитесь, а кто женат, живите с женой как с се­строй; нежени­мые не женитесь, женимые разженитесь», — эти заповеди хлы­сты приписы­вали Даниилу Филипповичу.

Свое «экстравагантное» богослужение хлысты оправдывали, апеллируя к Биб­лии: «Надобно молиться по старине, как молился царь Давид для спасения душ», а Давид, как известно, молясь, «скакал из всей силы перед Господом» (2 Цар. 6:14).

Корабельное радение хлыстов. Иллюстрация из книги Владимира Даля «Исследование о скопче­ской ереси». 1844 годWikimedia Commons

Хлыстовские общины назывались кораблями, а их лидеры — кормщиками и христами. В некоторых случаях лидерами были женщины — кормщицы и богородицы. В христианской традиции корабль — по аналогии с Ноевым ковчегом — символ спасения. Лидеры общин были окружены особым почита­нием: перед ними ставили свечи, на них крестились, а те, в свою очередь, ода­ривали всех водой или квасом, хлебом и изюмом.

В XIX веке на волне увлечения мистицизмом интерес к хлыстовству проявляли представители высших слоев общества; по некоторым свидетельствам, с хлы­стами был связан Григорий Распутин. В конце XIX — начале ХХ века хлысты и хлыстовские практики описывались в ряде художественных произведений, например в «Жизни Клима Самгина» Максима Горького, «Серебряном го­лубе» Андрея Белого, в поэзии Николая Клюева. 

В советский период, несмотря на преследования властей, хлыстовские общины некоторое время продолжали существовать и прекратили свое существование в 50–60-х годах ХХ века.

Молокане

Происхождение молоканства обычно связывают с деятельностью крестьянина Семена Уклеина, жившего во второй половине XVIII века в Тамбовской губер­нии. В почитаемой у молокан книге «Дух и жизнь» он воспевается как герои­ческий воин, единственным оружием которого была Библия: «Неустра­шимо всякого дьявольского за ним преследования, ревностно вышел со святою Биб­лией прямо на ратное поле и открыл войну против всей духовной демон­ской власти».

Название «молокане», вероятно, связано с употреблением последователями этого движения молока во время православных постов. Правда, сами молокане возводят его к одному из новозаветных текстов — Первому посланию апостола Петра: «Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1 Петр. 2:2).

1 / 4

Молокане на Кавказе. 1870-е годыNew York Public Library

2 / 4

Молоканская деревня. 1870-е годыNew York Public Library

3 / 4

Молокане, приехавшие в Лос-Анджелес с Кавказа. 1905 годNew York Public Library

4 / 4

Молокане в Лос-Анджелесе. Начало XX векаLibrary of Congress

Молокане отвергли водное крещение и причастие, а также, следуя ветхоза­ветным запретам, отказались от почитания икон и употребления в пищу сви­нины: «Икона — не Бог, свинина — не мясо; поклоняться изображению не по­добает, а есть свинину нелепо и нечисто»  «Дух и жизнь», 1975 год..

Молоканское богослужение, совершаемое под руководством пресвитера, вклю­чает чтение и толкование Библии, пение псалмов и духовных пе­сен. Молокан­ство делится на два основных направления: это постоянные молокане и духов­ные (или прыгуны). Последние практикуют экстатические формы богослуже­ния (пророчество, глоссолалия  Глоссолалия (с греч.

«говорение на язы­ках») — практика говорения на несуществую­щем ангельском языке в ходе богослужения. Восходит к раннехристианским временам, неоднократно упоминается в Новом Завете. Сегодня встречается в ряде христианских конфессий., прыжки и т. п.

) и почитают сочинения одно­го из своих лидеров — Максима Рудомёткина, в середине XIX века объявившего себя воплощением Святого Духа.

К концу XVIII века движение насчитывало уже несколько тысяч человек. В 1805 году Александр I издал указ, согласно которому молоканам было разрешено открыто исповедовать свою веру. Однако при его младшем брате, императоре Николае I, молокан начали преследовать и ссылать в Закавказье, которое стало главным местом их расселения.

В XIX — начале ХХ века эми­гри­ровавшие из России общины молокан появились в Турции, США (штаты Кали­форния и Аризона) и в других странах. В начале 1920‑х в СССР был создан Союз духовных христиан-молокан, просуществовавший до 1930‑х и возобнови­вший свою деятельность в 1991 году.

В начале XXI века общая численность молокан, живших в России, США, Австралии, Мексике, Армении, Азер­байджане и Тур­ции, по некоторым данным, составляла около 300 тысяч человек.

Духоборы

1 / 7

Духоборы на крыльце дома. Начало XX века

Источник: https://arzamas.academy/mag/377-sekti

Скопцы: что стало с самой страшной сектой в России

Церковный раскол середины XVII века породил множество изуверских сект, и одной из самых страшных и могущественных стала секта скопцов, адепты которой оскопляли себя, надеясь избежать греха.

Изуверство

О секте в России заговорили в конце XVIII века, когда «прославились» скопцы в Орле, куда Екатерина Великая послала полковника Волкова с целью выяснить, что правда, а что нет. Императрица сразу приняла меры для искоренения этого явления: зачинщики были высечены и сосланы в Нерчинск, но секта уцелела, и в 1800-м году была выявлена снова.

Как пишет в работе «Мир „белых голубей“ (скопчество)» историк В. Н. Ряполов, сектанты практиковали оскопление мужчин, отрезая или отжигая железом яички, а наиболее фанатичные практиковали отрезание полового члена и даже сосков. Скопцы обрезали женщинам половые губы, клитор и груди, что, впрочем, не лишало женщин способности к деторождению.

Фанатики оскопляли себя, своих родственников и детей, нанося этим вред здоровью. Они верили, что если лишить себя органов, являющихся «источником» похоти, то можно якобы победить грехи и войти в рай. Многие из-за инфекций и кровотечений умирали сразу после «процедуры», другие теряли интерес к жизни, жирели.

Мужчины лишались работоспособности, выносливости, желания новизны, риска.

Искупитель Селиванов

В 1800 году скопцов заключили в крепость Динамюнде. Оказалось, что их лидером является некий Кондратий Селиванов, называвший себя «искупителем», который пришел в секту хлыстов, втерся в доверие и возглавил сектантов. Он трактовал Евангелие по-своему усмотрению и договорился до того, что главным условием спасения назвал оскопление. В конце концов, сектанты сами выдали его властям.

В 1774 году Селиванов был выпорот и сослан в Иркутск на каторгу, но бежал, вернулся в Москву и объявил себя императором Петром III. Селиванова арестовали и доставили к императору Павлу, который хотел взглянуть на самозванца, после чего заключили в Обуховскую больницу для умалишенных. Но Селиванов через три месяца — после смерти Павла — вышел и оттуда: его среди прочих освободил Александр I.

В результате этого скопчество расцвело, охватывая все новые сословия. В секту входили крестьяне и помещики, купцы и нищие. Император был вынужден взять с Селиванова подписку, что тот больше не будет вовлекать в секту мужчин, но это не помогло. «Искупитель» жил то у купцов Ненастьевых, то у Костровых, то у Солодовниковых и собирал на радения до 300 человек.

Радениями у скопцов назывались песнопения, соединенные с коллективными телодвижениями и кружениями, от чего адепты впадали в транс. «Святой дух пробирает!» — хвастались они, не подозревая, что на самом деле одержимы бесами. Скопцы верили, что когда их число достигнет 144 тыс., наступит Страшный суд, и все они обретут рай. Они пользовались таким высоким покровительством, что даже полицейские не могли их тревожить.

Единственное, что им запрещали — это огненное крещение, то есть отьятие у мужчин яичек путем прижигания раскаленным железом.

Выпороть и сослать!

Вскоре скопцы появились даже в армии, а одна из девиц-сектанток объявила себя супругой Великого князя Михаила Павловича. Оскоплять себя начали даже молодые придворные, и тогда Александр I решил покончить с этим. В 1820 году Селиванова тайно заточили Спасо-Ефимьевом монастыре и поступили так с другими лидерами скопцов, после чего секта ушла в подполье, но менее опасной не стала.

Своей внешней добротой, вкрадчивостью, обещанием богатства (наследников у них не было) скопцы вовлекали в свои ряды новых адептов. Завещая друг другу имущество, они аккумулировали огромные состояния, что тоже служило своего рода пропагандой. К сектантам относились купцы-миллионщики Садовников, Кобычев, Васильев, Антонов. Николай I в свою очередь ужесточил преследование секты.

По уложению 1845 года скопцы лишались гражданских прав и подлежали ссылке в самые глухие места Сибири, а за оскопление других приговаривались к кнуту, клеймению и 6 годам каторги.

Но как указывает в работе «Ответственность скопцов согласно Уложению о наказаниях 1845 года» Илья Андреевич Александров, это исполнялось не всегда, и в 1867 году в центральной России присутствовало не менее 7 тыс. скопцов.

Бодрым шагом в XXI век?

Несмотря на преследование, секта пережила рубеж XIX—XX веков. В 1901 году в Рязани были обнаружены 16 скопцов. Все они заявляли, что кастрировали себя сами. Обер-прокурор Константин Петрович Победоносцев сетовал, что скопцы скрытны, и это лишает власти возможности следить за ними. Он отмечал, что к счастью, почти все они бездетны, но предостерегал, что они весьма искусны в пропаганде. В 1905 году император Николай II позволил скопцам самим выбрать место проживания, и несколько тысяч сектантов вернулись из Сибири. Это вызвало новый всплеск оскоплений. В результате в 1910 году в Харькове судили 142 скопца, в 1911 году в Курске — 22, в 1912 году в Воронеже было арестовано 80 скопцов, в Уфе — 26. 1913 год ознаменовался процессами над скопцами в Екатеринбурге, в Рязани и в Вышнем Волочке. И только революция и Гражданская война разметали сектантов так, что о них забыли. Правда, во времена НЭПа сектанты попытались возродить общины, но большевики терпеть их не стали. В 1929 году появился закон «О религиозных культах»: общины закрывали принудительно, а кое-где провели и показательные уголовные процессы. Например, в декабре 1929 года в Саратове, и в 1930 году в Ленинграде. Скопцы были объявлены кулаками и эксплуататорами; в вину им ставилось уродование людей, пропаганда монархии, религии и антисоветчина. В Ленинграде 15 сектантов получили сроки от 2 до 4 лет с конфискацией половины имущества. В 1930 году лидер сектантов, Ломоносов, получил 10 лет лишения свободы, а активисты — от 2 до 8 лет. Очевидно, большая часть скопцов сгинула в ГУЛаге, а их идеология просто исчезла.Впрочем, исчезла ли? Последние скопцы были встречены журналистом Александром Колпаковым в 1999 году в Подмосковье. Член секты Анатолий рассказал, что его, сироту, оскопил старик-родственник в середине 1950-х годов в деревне, куда его отправили на воспитание. Его кастрировали в бане, наобещав, что отпишут дом и подарят коробку золотых червонцев. Еще два скопца поведали Колпакову, что их оскопил отец. Всего в 1999 году журналисту удалось найти 7 скопцов и даже побывать на радении.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как ставить свечку за упокой

Источник: https://weekend.rambler.ru/read/43022279-skoptsy-chto-stalo-s-samoy-strashnoy-sektoy-v-rossii/

Кто такие скопцы и зачем они это делали

≡  9 Июль 2019

Скопцы Якутии. Начало XX века

История этой жестокой и необычной религиозной секты и по сей день бередит умы человечества. Скопцы – люди, добровольно уродовавшие себя. История секты – это века существования и масса вопросов, один из которых – «Во имя чего?». Так кто же они, скопцы России?

«Царь над царями»

Движение скопцов зародилось в середине XVIII века в Орловской губернии, где в ту пору находился центр секты хлыстов, во главе которой стояла самозваная «Богородица» Акулина Ивановна. Однажды к секте прибился крестьянин Кондратий Селиванов, который поначалу изображал немого, а затем неожиданно заговорил.

Акулина Ивановна поспешила провозгласить Селиванова «царем над царями» и сделала его вторым человеком в общине. Нравы у хлыстов были довольно свободными, и однажды Селиванов выступил против свального греха и предложил радикальное средство избавиться от греховных влечений – «раскаленным железом отжечь свои детородные уды».

Селиванов провел самокастрацию, но понимания среди хлыстов не встретил и ушел из общины.

Селиванов сделал себе самокастрацию.

Сокрушение змия

Вскоре Селиванов основал собственную общину в Тамбовской губернии и нашел немало последователей, захотевших по его примеру «сокрушить душепагубного змия» путем оскопления. Возможно, секрет успеха нового учения заключался в желании некоторых стать побогаче.

Селиванову удалось привлечь на свою сторону нескольких богатых крестьян, возжелавших праведной жизни и царствия небесного. А поскольку у кастрата прямых наследников быть не может, в общине утвердился порядок, согласно которому добро одного скопца наследует другой скопец.

Таким образом, ценой утраты мужского достоинства сектант вступал в клуб богатых наследников и мог по прошествии лет разбогатеть.

Вскоре среди членов секты было уже немало обеспеченных людей.

Лишние части

Первоначально оскопление совершалось раскаленным ножом или топором, однако довольно скоро этот обычай прекратил существование. От него сохранилась лишь традиция сожжения ампутированных органов.

Мужское оскопление устойчиво разделялось на два вида. Первый и наиболее распространенный сводился, по формулировке судмедэксперта, к «отсечению яичек». Второй – полное оскопление. После операции скопцы вставляли в отверстие мочеиспускательного канала особые оловянные или свинцовые затычки для воспрепятствования, по их словам, «самопроизвольному истечению мочи».

Что касается оскопления женского, то оно подразумевало большее хирургическое «разнообразие»: «вырезание, вытравление или выжигание грудных сосков», «отнятие (ампутация) одной или обеих грудей», «вырезание малых губ» или «вырезание больших губ вместе с малыми»

При этом наиболее распространенным видом женского оскопления была ампутация обеих грудей.

Инструменты для оскопления.

Под судом

Первый «скопческий процесс» состоялся в 1772 году. Перед судом предстали 246 человек. В списке обвиненных в ереси были в основном крестьяне, но крестьяне отнюдь не бедные. Например, скопец Яковлев имел две избы, 10 лошадей, семь коров, 15 овец и пять свиней.

Его единоверец Запольский имел три избы, девять лошадей, пять коров, 10 овец и тоже пять свиней. И таких богатеев среди подсудимых были десятки. Сам Селиванов тогда бежал, но попался в 1774 году, был высечен и выслан в Нерчинск. До Нерчинска он не дошел и последующие 20 лет жил Иркутске, однако дело его не было забыто.

Скопчество было поставлено вне закона, но число его последователей продолжало расти.

Государь Петр III

Постепенно скопчество обрастало собственной мифологией. Сектанты уверовали, что томящийся в Сибири Селиванов есть не кто иной, как чудом спасшийся государь Петр III.

Рассказывались бредовые истории о том, что Петр III оскопился еще в родной Голштинии, а его жена Екатерина за это супруга невзлюбила и свергла. По другой же версии, Екатерина тоже уверовала в скопческое дело и ушла странствовать, оставив вместо себя фрейлину, которая и свергла кастрированного царя. Какой бы абсурдной ни была вера скопцов, их деловая хватка оставалась крепкой.

В сумасшедшем доме

И вот в 1796 году у скопцов появилась надежда на исполнение заветных мечтаний. С воцарением Павла I отношение к тем, кто был гоним при Екатерине II, резко изменилось, и Кондратий Селиванов сумел покинуть Сибирь. Верховный скопец объявился в Москве, а вскоре был вызван к самому императору.

– Ты мой отец? – якобы спросил Павел у новоявленного Петра III.

– Греху я не отец, – ответил Селиванов. – Прими мое дело, и я признаю тебя своим сыном.

Однако оскопиться император не пожелал и отправил нахала в сумасшедший дом.

«Золотой век»

И все-таки скопцы дождались своего часа. Александр I, который относился к деяниям отца так же плохо, как Павел I относился к деяниям своей матери, выпустил Селиванова из лечебницы и, подержав в богадельне, отдал на поруки бывшему камергеру польского короля Алексею Елянскому, который сам вскоре принял скопчество.

С этих пор и начался «золотой век» кастрированных сектантов. Селиванов установил контакты с представителями высшей петербургской аристократии, которая в то время увлекалась всевозможными мистическими учениями, и даже благословил Александра I на войну с Наполеоном.

За это благословение император пожаловал главному скопцу три богатых кафтана.

Селиванов обрел небывалые привилегии. Достаточно сказать, что ни один полицейский не имел права переступать порог его дома, где совершались сектантские радения и оскопления. Безнаказанность была полная. С Селивановым общались представители кружка генеральши Татариновой, в котором состояли придворные аристократы и в который был вхож сам князь Голицын, тогдашний министр просвещения.

Даешь оскопление!

Кончилось дело тем, что скопцы слишком зарвались. Алексей Елянский подал государю проект переустройства России, по которому Селиванов должен был стать духовным учителем самого царя. На себя Елянский был готов взять руководство вооруженными силами.

Более того, в 1819 году генерал-губернатор Петербурга Милорадович узнал, что два его племянника обратились в скопчество. Это была последняя капля, и в 1820 году Селиванов был арестован и отправлен в монастырь, где и оставался до своей смерти в 1832 году.

Однако секта продолжила свое существование, а ее члены по-прежнему накапливали огромные богатства.

Хранитель общака

В XIX веке одним из лидеров российского скопчества был купец первой гильдии Максим Плотицын, живущий в Моршанске (Тамбовская губерния). В его доме было нечто вроде монастыря, в котором проживали шесть женщин с удаленной грудью.

Поскольку Тамбовщина, где Селиванов создал свою первую общину, была священным для скопцов местом, многие сектанты завещали свои богатства Плотицыну. Он же был хранителем скопческого общака. По некоторым сведениям, у купца находилось около 30 миллионов рублей золотом.

Всего этого богатства Плотицын лишился в 1869 году, попавшись на даче взятки должностному лицу. Плотицына посадили в тюрьму, многих скопцов сослали в Сибирь, а деньги в ходе следствия были кем-то разворованы.

Последняя точка

Однако окончательно своего богатства скопцы лишились только после 1917 года. Известно, что у менял сестер Смирновых было экспроприировано 500 тысяч рублей, у купца Павла Бурцева – 4 миллиона, у братьев Никифоровых – 1 миллион. Но с началом НЭПа многие из разоренных вернулись в бизнес.

Окончательно скопческое предпринимательство было уничтожено лишь в 1929 году в ходе большого процесса по делу сектантов, состоявшегося в Ленинграде. Сельских скопцов раскулачили, городских посадили, а те, кто остался на свободе, стали влачить жалкое существование.

Оскопленные мужчина и женщина.

«Новый Селиванов»

И все же история скопчества и поныне не оставляет многих в покое. В качестве любопытного курьеза можно привести такой случай. Он был описан в 1983 году британскими медиками.

Речь идет о 37-летнем безработном, «который был помещен в больницу из-за потери крови, последовавшей за попыткой самокастрации».

Пациент утверждал, что «в своем предыдущем воплощении он возглавлял религиозное движение в России XVIII века, подвергался преследованиям и поэтому кастрировал себя раскаленной кочергой».

Источник: http://oppps.ru/kto-takie-skopcy-i-zachem-oni-eto-delali.html

Скопцы: самая загадочная и влиятельная секта кастратов в России

Во второй половине XVIII века в Орловской губернии обосновалась община одной из самых влиятельных на тот момент сект Российской империи, так называемые «хлысты».

Общину они называли кораблем, а капитаном того корабля была некая Акулина Ивановна, которую братья и сестры называли «богородицей». Сами хлысты называли себя «люди Божьи».

Секта эта была довольно закрытой, адепты этого течения проповедовали крайне аскетичный образ жизни и отказ от всех земных наслаждений. Впрочем, по слухам, в секте царила вовсе не чистота помысла и тела, а свальный грех.

В эту секту и пришел странный немой крепостной. Он пошел напрямую к Акулине Ивановне и жестами объяснил ей, что бежал от рекрутской повинности. Но стоило «богородице» милостиво принять пришельца в «корабль», как к нему тут же вернулся голос.

Разумеется, Кондратий никогда и не был немым, а вот внимание привлечь умел всегда.

Акулина пришла в восторг от такого «чуда» и объявила, что Кондратий Селиванов — никто иной, как «сын божий», а она сама, «богородица», родила его, как и возвестил святой дух.

Получив власть, Кондратий обвинил адептов секты в разврате и сказал, что единственный способ совладать с телесными искушениями — лишить себя даже возможности поддаться плотским утехам. По слухам, Кондратий настаивал на кастрации и сам подал пример, оскопив себя каленым железом. Но братьев и сестер такая жертвенность оттолкнула, а не восхитила, так что Кондратию пришлось покинуть секту. Чтобы основать свою.

Скопцы у штурвала

Уйдя с «корабля» Акулины Ивановны, Кондратий остановился в Тамбовской губернии и основал там собственный «корабль». К тому времени у него уже был полностью сформированный концепт нового учения. Он объявил себя сыном божьим и искупителем, который призван спасти род человеческий от лепости (похоти) и сокрушить душепагубного змия (вы уже поняли, что это).

Сам процесс оскопления он назвал «огненным крещением». Поразительно, но секта росла довольно быстро. В первую очередь туда привлекали богатых крестьян, которые способны были закабалить своих односельчан, шантажируя их огромными долгами и обещая простить их, только если те вступят в секту.

Богобоязненные крестьяне прислушивались к адептам секты — они искренне верили, что апостолы тоже были скопцами и что отсечь свою плоть — это богоугодное дело. Скопцы ловко манипулировали священными текстами, выискивая целые цитаты из Евангелия, будто подтверждающие необходимость оскопления.

На удивление, секта быстро росла. Многие вступали в нее ради денег. У членов секты не могло быть детей по естественным причинам, так все их богатства доставались братьям и сестрам. В отличие от других сект, где рост учения происходил за счет привлечения детей адептов, скопцы привлекали других участников силой убеждения и обещали им Царствие Небесное. Иногда они оскопляли младших родственников.

Ритуалы

Любая секта держится на ритуальной части. Чем более жестокие и кровавые ритуалы проповедует группа, тем теснее связь между ее членами — людям хочется верить, что вся боль, через которую они прошли, была не зря.

Оскопляли и мужчин, и женщин. Операцию проводили обычно мастера или старухи, которые путешествовали из одной общины в другую, предоставляя свои «услуги» всем желающим. Мужчины оскопляли мужчин, а женщины — женщин. Временами сектанты не дожидались, пока в их деревне появится специально обученный человек, а сами оскопляли друг друга и даже сами себя.

Мужское оскопление было двух видов. Самый распространенный сводился к «отсечению яичек вместе с частью мошонки после предварительного стягивания мошонки, выше захваченных яичек, толстою ниткой, тесемкой или веревкой» (Пеликан Е., «Судебно-медицинские исследования скопчества»).

«Такой род оскопления, — пишет далее Евгений Пеликан, — называется у них „малою печатью“ или „первою печатью“, „первым убелением“, „первою чистотою“, причем они называют яички „ключом ада“, а ствол — „ключом бездны“.

Но так как оскопление, известное под именем малой печати, по естественному физиологическому закону еще неокончательно освобождает скопцов от вожделения и даже полового совокупления, то фанатики решаются на отнятие у себя полового члена.

Эта операция, называемая ими „второю“ или „царскою печатью“, „второю чистотою“ или „вторым убелением“ („сесть на белого коня“ в противоположность к первому убелению или „сесть на пегого коня“), делается или совокупно с отнятием ядер, или же ствол (что замечается чаще) отнимается впоследствии. При этом скопцы иногда вставляют особые оловянные или свинцовые шпеньки в отверстие мочеиспускательного канала для воспрепятствования, по показанию их, самопроизвольному истечению мочи».

Проще говоря, так как удаление яичек все равно давало возможность скопцам заниматься сексом, они прибегали к более радикальным мерами и удаляли половой член полностью. Редко прибегали и к «третьей печати» — удалению сосков.

Временами «оскоплению» подвергались и женщины: им удаляли половые губы, клитор, иногда — груди. Так как, в отличие от мужчин, женщины при этом все равно были способны иметь детей, известны случаи, когда покинувшие секту крестьянки обзаводились семьями.

Преследование

Вскоре движение скопцов стало таким многочисленным и влиятельным, что в 1772 году состоялся суд, в результате которого около трех сотен скопцов сослали в Сибирь, вместе с Кондратием Селивановым, которому удалось бежать.

Несмотря на то, что во времена царствования Екатерины движение скопцов было вне закона, число адептов росло стремительно. Говорили даже, что Кондратий Селиванов — никто иной, как Петр III, свергнутый муж Екатерины.

Расцвет секты приходится на царствования Александра I, в дом Селиванова запретили доступ полиции. Вероятно, у секты были влиятельные покровители. Селиванов оскоплял мальчиков и юношей уже открыто.

Торжество секты закончилось в 1820 году, когда один из фаворитов Александра, граф Милорадович выяснил, что под влияние секты попали двое его племянников. Провели следствие, дело дошло до суда, и Селиванова отправили в один из суздальских монастырей. Там он и умер в 1832 году.

Казалось бы, на этом и конец секте. Но число адептов насчитывало уже десятки тысяч человек — и дело Селиванова продолжило жить после его смерти.

Скопцы в СССР

Вторым лидером секты стал уже не крестьянин, в купец первой гильдии — Плотицын. Когда в 1869 году, уже при Александре II, он попался на взятке должностному лицу, при обыске у него изъяли 30 млн рублей. Огромные деньги!

Тогда-то власти и поняли, с сектой какого размаха имеют дело — любой, кого заподозрили в связи со скопцами, отправлялся в Сибирь.

Впрочем, окончательно с сектой покончили только в середине XX века. Последний задокументированный процесс над скопцами прошел в 1929 году, скопцов из села отправили в Сибирь, а из города — посадили. Это была последняя капля, после этого секта так и не была восстановлена.

  • Проклятые картины: 7 полотен, которые приносили своим владельцам несчастья

Источник: https://www.cosmo.ru/lifestyle/society/skopcy-samaya-zagadochnaya-i-vliyatelnaya-sekta-kastratov-v-rossii/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Почему была проведена церковная реформа

Закрыть