Семейное обучение что это такое

Реальный опыт перевода детей на семейное образование. Цена вопроса

семейное обучение что это такое

Анна Ермакова растит четверых детей. Старшая дочка Мария и сын Георгий вот уже 3 года успешно получают знания на семейном обучении. Первопроходцем стала дочь. Первые 2 года она ходила в томскую гимназию №4. Параллельно занималась художественной гимнастикой, хорошо проявила себя в спорте. Однако из-за частых тренировок стало не хватать времени на освоение школьной программы, после чего мама решила попробовать домашнее обучение.

Домашние уроки уже не являются чем-то уникальным. По данным Минобразования, около 100 тыс. российских семей отказались от школы в пользу самостоятельного обучения детей. Такая тенденция во многом объясняется проблемами в сфере классического школьного образования:

  • По статистике, 15% россиян отрицательно относятся к школе, они крайне недовольны качеством образования, которое получают их дети.
  • Согласно данным ВЦИОМ, 30% опрошенных считают, что учителя работают шаблонно, недостаточно развивают индивидуальные способности детей. Такое же количество респондентов полагают, что в школах нужно уделять больше внимания развитию аналитического мышления детей и их общему воспитанию.

В законе «Об образовании» есть несколько технологий, по которым дети могут осваивать школьную программу. Одна из них – семейное обучение. Для родителей это возможность организовать занятия по своему усмотрению. Однако обратная сторона свободы – ответственность: взрослые должны обеспечить должный уровень образования ребенку. Поэтому решение Анны перевести дочку на домашнее обучение во многом было вынужденным.

Впрочем, с организацией процесса у Ермаковой не возникло особых трудностей. Сначала она сама вникает в материал, и ей это даже нравится. Вспоминает много интересного, узнает кое-что новое. Первый год дочка аттестовалась в местной школе, сейчас сдает предметы по интернету. В основном получает пятерки, иногда – четверки. Анна довольна результатами учебы, а еще ее радуют успехи дочери в спорте.

Немного об организации процесса

Ермаковы занимаются по учебникам. После перехода на дистанционное обучение покупают дидактические материалы в продвинутой питерской школе, там же аттестуются. Анне процесс нравится. Учебный день ее детей – это не чехарда предметов: за один присест иногда удается пройти какую-нибудь большую тему с глубоким погружением. В школе это занимает несколько уроков и может растягиваться на одну-две недели, в результате дети забывают часть информации, которая была в начале темы.

Усвоение программы идет в наиболее удобном темпе, ребенок получает глубокие знания. На учебу у Ермаковых уходит в день около 3-4 часов. Этого хватает, чтобы выйти на достаточно высокий уровень знаний. Анна четко следит за этим. Кстати, по закону можно вообще не проходить аттестацию. В некоторых семьях так и поступают, но Ермакова считает отсутствие внешнего оценивания ошибкой. Ее цель – сделать все, чтобы после школы дети могли при желании получить высшее образование.

Варианты обучения вне школы

В российском законодательстве прописаны две формы внешкольного обучения: семейное и самообразование. В случае семейного образования вся ответственность ложится на плечи родителей. Они решают: как и когда занимается ребенок. За школой остаются только итоговые аттестации, для их прохождения стороны подписывают специальный договор с графиком оценивания и другими пунктами.

Домашнее обучение проходит при активном участии школы. Такая форма предназначена для детей с ограниченными возможностями. Они числятся в составе школы, их обучают в домашних условиях приходящие педагоги. В 2018 году на домашнем обучении в Томской области числилось 1080 детей.

Существует еще смешанный очно-заочный формат обучения. Ребенок периодически наведывается в школу, но посещает только предметы, которые лучше преподавать в классе, и  практические занятия. Особый распорядок ученика согласовывают родители и администрация учебного заведения. Ребенок пользуется школьными учебниками, аттестацию и контрольные работы сдает в школе.

По словам Анны, школа неохотно отпускает учеников в свободное плавание. В ее случае поначалу понимания со стороны администрации не было. Ермакова советует стоять на своем, если знаешь, для чего это нужно сделать. С каждым годом все больше родителей учат своих детей дома. В Томске приверженцы семейного обучения объединяются в сообщества, помогают друг другу. Хорошо, что у родителей есть свобода выбора.

Социальная сторона вопроса

Семейное обучение не означает изоляцию от детского коллектива. Марии Ермаковой хватает спортивной секции, там она учится дружить, с несколькими девочками общается уже несколько лет. С сыном Анны аналогичная ситуация. Ермакова считает, что общение по интересам более качественное.

От одноклассников остаются не только хорошие воспоминания. В каждом классе есть хулиганы, не дающие прохода нормальным детям, иногда учителя ведут себя не педагогично. Школа не дает выбора: ребенок попадает в коллектив, от которого никуда не деться, приходится выживать, приспосабливаться.

Финансы

Учить ребенка дома дешевле. Не приходится тратиться на форму и проезд, на обеды и расходы, связанные с поддержанием чистоты и порядка в классе. У Ермаковых основная статья расходов – канцелярия. Дети пишут, много рисуют. К крупным тратам относится покупка бумажных учебников.

Можно, в принципе, обходиться и без них, но электронные учебники неудобные. Занятия на стороне проводит только репетитор по английскому языку, цена вопроса – 350 рублей за один урок. Больше всего денег уходит на дистанционную аттестацию и дидактические материалы – 10 тысяч в год.

Источник: https://www.exocur.ru/realnyj-opyt-perevoda-detej-na-semejnoe-obrazovanie-czena-voprosa/

Самостоятельное обучение — семейное образование ⋆ MAXIMUM Блог

семейное обучение что это такое

Когда родители думают о самостоятельном обучении своих детей, вопросы начинают расти как грибы. Конечно, сложно представить, насколько изменится жизнь всей семьи, когда ребёнок (или дети) перейдут на семейное образование на дому. Без звонков, перемен, парт и булочек в буфете.

Самостоятельное обучение требует контроля времени!

Тем не менее, если родителям уже пришла в голову мысль о том, что существуют альтернативные варианты образования, значит, для неё есть свои предпосылки.

Это может быть и недовольство качеством получаемого массового образования, и факторы, связанные с внеучебной деятельностью ребёнка (например, ребёнок активно занимается спортом или творческой деятельностью), и проблемы в школьном коллективе.

Поговорим о главных опасениях, которые первым делом появляются у родителей, задумавшихся о домашнем обучении.

Это требует больших финансовых затрат

Это не совсем так. Переход на домашнее обучение при любом возможном раскладе потребует от родителей крупных вложений, но с возможностью ресурсного выбора: либо это деньги на репетиторов и частных преподавателей, либо свободное время родителей.

Последний вариант является бесплатным исключительно с финансовой точки зрения. Если у родителей есть резерв времени, можно обучить ребенка с первого по одиннадцатый класс в режиме низких расходов на высоком уровне.

Два работающих родителя не найдут на это времени

Как говорят сотрудники сообщества «Альтернативное образование», организация семейного образования при двух работающих родителях – дело сложное. Однако не невозможное.

Самым трудным этапом окажется сам переход от школы к семейному обучению со всеми дефектами привыкания, адаптации к новым привычкам, формирования нового режима. Во всех этих процессах главную роль играют именно родители.

Если этот процесс прошёл хорошо, то дальше учиться в самостоятельном режиме ребёнку будет просто, и функция родителей сведётся только к контролю программы.

Ключи к взаимопониманию между матерью и дочерью-подростком

Кстати, проблему отсутствия времени родителей успешно сейчас снимают дистанционные школы, которые практически контролируют каждый шаг в обучении ребёнка, не нарушая семейных границ.

Бюрократические проблемы самостоятельного обучения

Здесь все совсем просто: процедуру перехода из общеобразовательной школы на домашнее обучение можно пройти всего за один день – нужно лишь написать заявление. Таков закон.

У ребенка в будущем появятся сложности при обучении в вузе и устройстве на работу

Бытует мнение, что «выпад из системы» не позволяет социализироваться и благополучно состояться в социальных слоях разного уровня. В первую очередь, это касается таких системных и слаженных структур, как университет и работа. Здесь стоит отметить, что работа бывает разная: и бумажно-клерочная, и творческая, предпринимательская, которая редко терпит узкого и точного функционала.

С первой категорией получившим семейное образование будет действительно не сладко, а со второй возникнет больше преимуществ, чем у «постшкольных» ровесников. Вуз также не является угрозой для детей с семейным образованием, ведь в вузах люди объединены по интересам, а не возрастному и географическую признаку, как в школе.

Выбор домашнего образования – это право любой семьи, а потому, взвесив все за и против, вы можете решить этот вопрос в любую сторону, как это гарантирует российское законодательство.

Источник: https://blog.maximumtest.ru/post/samostoyatelnoe-obuchenie.html

3 вида домашнего обучения: надомное, дистанционное и семейное — формы семейного обучения ребенка в школе

семейное обучение что это такое

Это способ организации учебного процесса для детей, которые серьёзно больны. По закону надомное обучение не является формой получения образования. 

При сохранности интеллекта ребёнок может учиться по общеобразовательным программам, но на дому или в больнице. Например, если необходимо по часам ставить инъекции или школа не приспособлена для инвалидной коляски.

Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

                                                                  Статья 66 Федерального закона «Об образовании».

Ребёнок на надомной форме обучения остаётся в контингенте школы. Ему выдаются учебники, он, как все, пишет контрольные и сдаёт экзамены. При желании он может посещать некоторые уроки в школе, а если есть возможность — учиться с применением дистанционных образовательных технологий (об этом чуть позже).

‍Перечень заболеваний, дающих право на надомное обучение, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году. Для перевода ребёнка на такое обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей.

На основании медицинских документов и нормативных актов субъекта Федерации школа издаёт приказ об организации обучения на дому, а также утверждает индивидуальный учебный план, расписание, определяет учителей, которые будут посещать ребёнка.

Плюсы надомного обучения

  • Даёт возможность больным детям учиться в обычных, а не специализированных школах.
  • Позволяет не отстать от школьной программы во время длительного лечения или реабилитации.

Минусы надомного обучения

  • Нельзя воспользоваться, если у ребёнка слабое здоровье, но нет инвалидности.
  • В учебный план включаются только основные дисциплины. По технологии, ОБЖ и прочим «необязательным» предметам ребёнок, скорее всего, не будет аттестован.  
  • Часто у преподавателей нет ни материальной, ни личной заинтересованности, и они не очень добросовестно относятся к обязанностям в отношении надомников.
  • Практически полное отсутствие социализации.

Дистанционное обучение

Это способ взаимодействия преподавателей с учениками на расстоянии, когда ребёнок общается с учителем по видеосвязи, делает задания онлайн или просто отправляет в электронном виде выполненные работы. При этом аттестации, как правило, сдаются очно. 

Юридически дистанционная учёба не являетсяформой получения домашнего образования. Дети, обучающиеся таким образом, обычно находятся на заочной форме и осваивают программу с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ).  

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

                                                                  Статья 16 Федерального закона «Об образовании»

Порядок применения ДОТ регламентирован приказом Минобрнауки от 9 января 2014 года. В обычных школах их используют чаще всего как подспорье в обучении детей с инвалидностью, а также для проведения уроков в отдалённых населённых пунктах.

Плюсы дистанционного обучения

  • Позволяет не посещать школу каждый день. Это особенно актуально для ребят, проживающих далеко от неё и имеющих проблемы со здоровьем.
  • Можно учиться не выходя из дома. Главное — иметь под рукой компьютер и интернет.

Минусы дистанционного обучения

  • Далеко не все школы работают с ДОТ. Чаще всего это частные и платные учреждения.   
  • Ребёнок находится в контингенте школы и должен подчиняться её правилам: посещать консультации и экзамены в строго определённые даты, выполнять задания по установленному графику и так далее.
  • Живой контакт с преподавателями обычно минимален, большая часть программы рассчитана на самостоятельную подготовку.

Семейное обучение

Это форма получения домашнего образования вне образовательной организации. Подразумевается осознанный добровольный уход из школы и обучение ребёнка силами семьи. При этом он так же, как все школьники, получает аттестат, поскольку обязан сдать государственную итоговую аттестацию.

В Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

                                                                  Статья 17 Федерального закона «Об образовании»

Причины ухода на семейное обучение разнообразны:

  • Родители и дети недовольны школой, в которой учат кое-чему и кое-как или происходят постоянные конфликты.
  • Способности ребёнка выше среднего, и ему скучно на обычных уроках. Возможно и обратное, когда ученику необходим свой темп занятий.
  • Ребёнок профессиональный спортсмен или музыкант и не успевает посещать занятия.
  • Семья часто переезжает или живёт в другой стране.

Переход на семейное обучение осуществляется так: уведомление органов местного самоуправления, подбор школы для сдачи промежуточных (итоговых) аттестаций и организация учебного процесса.

Путаница между семейным и надомным видами обучения возникает потому, что в обоих случаях ребёнок находится в домашней обстановке. Но надомная учёба — не форма обучения, а вынужденная мера для детей с инвалидностью.

Надомнику назначаются учителя, которые получают зарплату в школе. Семейное обучение, напротив, является проявлением свободы, и оно доступно абсолютно всем.

Организация учебного процесса лежит на родителях, в некоторых регионах даже предусмотрена компенсация за семейное образование.

Семейное и дистанционное обучение путают из-за того, что родители часто подключают для детей онлайн-школы. Это действительно очень удобно, так как мамам и папам не нужно самим заниматься с ребятами. Например, в Домашней школе Фоксфорда уроки проходят в формате вебинаров, а проводят их профессиональные педагоги.

Плюсы семейного обучения

  • Это полноценная форма получения образования.
  • Это наиболее гибкая форма обучения, дающая максимум свободы — от выбора программы до выбора школы для аттестаций.  
  • Доступно всем.
  • Позволяет давать ребёнку качественные знания, с учётом его интересов и потребностей.
  • Можно учиться онлайн в удобном темпе, без привязки к месту и правилам конкретной школы.

Минусы семейного обучения

  • Не все дети способны учиться без надзора со стороны школы, а родители не всегда располагают ресурсами, чтобы отладить учебный процесс.
  • Семейное образование в России пока в новинку. Приходится объяснять, что можно учиться не в школе и это нормально. 

Выводы

  • Надомное и дистанционное обучение не являются формами получения образования в Российской Федерации и подходят далеко не всем.
  • Семейное обучение — форма получения образования, установленная федеральным законодательством. Оно доступно всем желающим.
  • Семейное обучение путают с надомным, так как в обоих случаях ребёнок не ходит в школу.
  • Семейное и дистанционное смешивают потому, что и там и там обучение происходит удалённо, с применением гаджетов и различных программ.

Для большей наглядности продемонстрируем отличия трёх видов домашнего обучения через таблицу.  

Онлайн-школа «Фоксфорд» — помощник в обучении ребёнка дома. На уроках можно напрямую общаться с учителями и сверстниками. Занятия ведут преподаватели из лучших вузов России. Каждый урок сопровождают интерактивные домашние задания и электронный конспект. Контролировать успеваемость и поддерживать мотивацию помогают персональные кураторы.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/3-vida

Что такое семейное обучение и в чем заключаются его преимущества?

Получение качественного образования — один из важнейших этапов в жизни любого человека. Это — база для дальнейшего развития, получения хорошей и стабильной работы, а также других ценных возможностей.

Знания, полученные в детстве и юности, являются  фундаментом дальнейших жизненных успехов, вот почему образование на этом этапе является таким важным. Сейчас существуют разные подходы к обучению, но есть те, которым  следует уделить отдельное внимания. Проект InternetUrok.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Скопец что это такое

ru, созданный в 2010 году, продемонстрировал все преимущества концепции дистанционного образования в школьном обучении. InternetUrok.ru —  частная инициатива, созданная коллективом энтузиастов под руководством предпринимателя Михаила Ивановича Лазарева.

В работе проекта принимают участие многие специалисты: учителя, режиссеры, программисты, специалисты по компьютерной графике и другие профессионалы. Сайт – это настоящий кладезь полезной информации — на нем представлены видеоуроки, конспекты, интерактивные тесты и тренажеры по предметам школьной программы.

В 2014 году на базе портала был создан подпроект «Домашняя Школа». Это — система, которая позволяет дистанционно пройти весь курс школьного обучения вместе с преподавателями либо полностью самостоятельно. На примере этих решений видно, что дистанционное семейное образование является эффективным вариантом для обучения в самых разных ситуациях.

Что такое семейная форма образования?

Эта форма учебы предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы, дома. Суть семейного образования — изучение дисциплин программы в домашних условиях, но, как правило, экзамены и аттестации ребенок проходит в том учреждении, куда он официально зачислен на семейную форму получения образования. Такой вид обучения выбирается в том случае, когда учеба вне стен школы по разным причинам является более целесообразной, нежели посещение очного учебного заведения.

Какие формы семейного обучения бывают?

Выделяют несколько видов обучения без посещения уроков в очной школе. Они  различаются по двум особенностям: нюансами организации учебного процесса, и причинами, по которым произошел переход на эту форму обучения.

Можно условно выделить четыре типа домашнего обучения:

Надомное обучение.Этот вид обучения разработан специально для детей с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Список заболеваний, при которых возможен перевод на такое обучение, установлен законодательно. Последняя его редакция за 2016 год содержит 60 пунктов с пояснением относительно каждого из них (Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.06.

2016 № 436н)[1].  В этом случае ребенка обязаны обучать на дому преподаватели школы, к которой он прикреплен, хотя можно договориться с образовательным учреждением и о самостоятельном обучении. Школа предоставляет родителям всю учебную и методическую литературу а также специальный журнал для контроля обучения.

    Получить разрешение на подобную форму образования можно только при заключении медицинской комиссии.

Семейное обучение. Это вариант, при котором ученик может на общих основаниях посещать учебное заведение, однако родители и ребенок сами решили, что учиться вне обычной школы будет лучше. Причины могут быть разными, но обычно они сводятся к тому, что получать знания дома будут намного удобнее и эффективнее, нежели в учебном заведении.

Экстернат. Данный тип обучения предполагает самостоятельную работу ученика, который имеет выдающиеся способности и возможность учиться на хорошем уровне. Часто такие дети сдают экзамены досрочно: современное законодательство позволяет сдавать экзамены в форме экстерна на три года вперед. Оформить экстернат можно для ребенка любого возраста.

Дистанционное образование детей.

Источник: https://interneturok.ru/blog/chto-takoe-semeynoe-obuchenie-i-v-chem-zaklyuchayutsya-ego-preimuschestva

Семейное образование

Автор Кирилл Карпенко

Семейное образование — получение общего образования вне школы. Не стоит путать с «домашним» образованием: это слово означает школьное образование, осуществляемое на дому по медицинским показаниям. То есть «надомника» учат учителя из школы, в которую он зачислен. А семейное образование осуществляется полностью без участия школы.

Семьи, реализующие домашнее образование, называют хоумскулерами (от англ. Homeschooler).

Это законно?

Д/ф «Школа дома»: трейлер и три части фильма.

Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской федерации» общее образование может быть получено, как в школе, так и в форме семейного образования и самообразования (статьи 17 и 63). В этом случае есть право пройти аттестацию как промежуточную, так и итоговую в школе бесплатно (статья 34). Родители могут в любой момент перевести ребёнка на обучение в образовательную организацию (статья 44). 

Семья теряет право на семейное образование лишь в том случае, когда ребёнок не справился с промежуточной аттестацией и своевременно не ликвидировал академическую задолженность. В этом случае ребёнок должен продолжить получать образование в образовательной организации (статья 58).

При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (статья 63).

Это эффективно?

Настя Тропицель после перехода на семейное образование стала лучше учиться, меньше тратить на учёбу времени и приобрела важнейший навык — самоорганизацию.

Интервью с Настей Тропицель, популярным блогером и ученицей Домашней школы.

Да, исследования показывают, что академические достижения выше, а коммуникативные навыки лучше у детей, получивших образование в семейной форме.

Что касается академических достижений, то результаты вполне понятны и логичны: индивидуальное обучение всегда эффективней группового. Здесь, правда, нужно учитывать, что на семейное образование переходят обычно продвинутые родители, видящие в образовании огромную ценность. Поэтому эффективность определяется не столько формой, сколько содержанием семейного образования.

А вот хорошие коммуникативные навыки детей, которые не посещали школу, у некоторых вызывают сомнения. Дело в том, что в массовой школе всегда есть немало примеров дурного поведения. А уровень общения всегда определяется самыми низкими формами. Поэтому даже дети из культурных семей вынуждены опускаться до грубых форм общения, чтобы защитить себя от невоспитанных ребят. А за 9 — 11 лет ежедневных грубостей любой человек деградирует в своей способности вежливо общаться.

Также в массовой школе слишком много людей и шума, а интенсивность взаимодействий высокая. В этих условиях не только дети озлобляются и становятся грубыми, но и многие педагоги жалуются на эмоциональное выгорание, которое проявляется в чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения, дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и детям).

И наконец, в школе есть групповой эффект или эффект «разбитых окон». Он заключается в том, что, когда ребёнок видит брошенный кем-то на пол фантик от конфеты, он автоматически считает, что и он так может здесь себя вести. Когда он слышит, что другие дети матерятся в школе, то и он начинает повторять эту модель поведения.

Учителя склонны винить в таком поведении родителей, которые не привили своим детям навыки культурного поведения. Но родители обычно не знают, что их дети так себя ведут, потому что дома это не проявляется: дома нет «разбитых окон» (фантиков на полу, матов через каждое слово).

Дома среда другая, дома нет почвы для проявления безкультурия.

Шестиклассница Мария Баюшкина занимается 5 часов в день 6 дней в неделю художественной гимнастикой. Совмещать такую нагрузку с посещением школы было очень тяжело.

Интервью с Марией Баюшкиной, ученицей Домашней школы.

Школы, конечно, борются за высокую культуру поведения, моют и убирают помещения, делают замечания обучающимся, проводят профилактические беседы о недопустимости нецензурных выражений и оскорблений. Но искоренить эти проблемы практически невозможно, а в семейной среде таких проблем в принципе нет.

Дети, на семейном обучении, не изолированы от общества: они общаются с членами своей семьи, с соседскими ребятами, заводят друзей в учреждениях дополнительного образования, спортивных секциях, находят общие интересы с детьми друзей родителей. На семейном образовании дети и их родители могут управлять кругом общения, могут выбирать качественных, культурных и интересных друзей. Школьники же вынуждены общаться с теми, кто сидит рядом в классе, кто учится в той же школе.

Семейное образование даёт возможность значительно быстрее осваивать программу обучения, поэтому остаётся больше времени для общения.

Таким образом, нет ничего удивительного, что выпускники семейных школ обладают лучшими коммуникативными навыками.

Это необходимо?

Для некоторых детей семейное образование почти необходимость.

Одарённые дети. Им в школе скучно. Ребёнок сделал все задания за полурока, а оставшиеся полурока ждёт звонка. На семейном/индивидуальном обучении никого ждать не надо.

Дети с ограниченными возможностями здоровья. Они, наоборот, не успевают за темпом класса и учителя. Со многими детьми из этой категории всё в порядке, они могут быть успешны в обучении. Но при условии удовлетворения их особых индивидуальных образовательных потребностей. В школах инклюзия только на бумаге. Фактически в российских школах нет условий для успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Профессионалы. Дети, которые серьёзно занимаются спортом, искусствами или бизнесом, просто не могут совмещать эту деятельность с ежедневным посещением школы.

Эмигранты. Дети, живущие за рубежом, тоже физически не могут посещать русскую школу.

Это дорого?

На семейном образовании можно изучать предметы поочерёдно, а не все одновременно.

Интервью с Мефодием Мартыненко, юным художником и учеником Домашней школы.

До недавнего времени у семейного образования был только один существенный недостаток — оно было значительно дороже школьного. Родителям нужно было либо самим обучать детей школьным предметам, либо оплачивать услуги репетитора. Но с появлением и развитием интернета и таких ресурсов, как InternetUrok.ru, этот недостаток семейного образования ушёл в прошлое. Их стоимость символическая или доступная для людей, имеющих компьютер.

На этом ресурсе есть видеоуроки по всем темам всех предметов школьной программы. Созданы уроки лучшими учителями Москвы и Санкт-Петербурга. А также тренажёры, тесты, проверка домашнего задания учителем, вопрос учителю, расписание и др. Среднее общее образование дистанционно «под ключ».

При этом на семейном образовании родителям не нужно тратить деньги на проезд ребёнка до школы, на портфель, на благотворительные взносы в фонд класса и школы, на школьную форму. Учебники обязано предоставить государство бесплатно.

Есть и другие домашние школы в интернете, например, Фоксфорд. Они также решают проблему обучения детей. Но стоимость обучения в них несколько выше.

Резюме

Школьное и семейное образование можно сравнить с общественным и личным транспортом. Автобус или седан? Что удобней, быстрей, комфортней и безопасней? До недавнего времени такое сравнение было полностью корректным, потому что стоимость семейного образования была так же высока, как стоимость личного автомобиля. Но стоимость копирования данных в интернете ничтожна, поэтому сегодня семейное образование стало дешевле обучения в школе.

Литература

Источник: https://xn--b1aiechzsbakee9j.su/deti/170-semejnoe-obrazovanie.html

«Школьная система калечит»: почему родители выбирают семейное обучение

В Екатеринбурге растет число школьников, обучающихся по системе семейного образования. Начиная с 2015 года от родителей поступило более тысячи заявокВ течение 2018/2019 учебного года в городской департамент образования поступило 295 уведомлений от родителей о переходе на семейное образование, в течение лета — 165.

Для сравнения, в 2015 году была подана 31 такая заявка, в 2016 году – 143, в 2017 – 183 и в 2018 – 200 о переводе своих детей на такую форму обучения. О том, чем они руководствуются, решаясь на такие меры, и с какими сложностями сталкиваются, ЕАН рассказала бывшая екатеринбурженка, ныне жительница Краснодарского края Анна.

С этого учебного года она перевела свою дочь-четвероклассницу на семейное обучение. Приводим ее рассказ от первого лица.

Предварительно просим читателей не путать семейное образование с домашним. В первом случае организацией обучения детей занимаются сами родители, школьники приходят в учебное заведение только чтобы пройти аттестацию. На домашнем обучении же, как правило, находятся дети с ограниченными возможностями здоровья, к которым учителя приходят лично или проводят уроки по видеосвязи.

С чего все началось

«Для многих семейное образование — это способ противостоять разрушительной системе школьного образования, которая калечит детей. Я, как и многие современные родители, недовольна сегодняшним наполнением учебной программы. Считаю, что некоторые из предметов попросту не полезны и отнимают время, а для многих преподавателей выполнить план важнее, чем то, чтобы ребенок получил знания. Но обо всем по порядку.

Моя дочь с первого класса активно занимается плаванием. На сегодняшний день тренировки проходят практически ежедневно по несколько часов. А еще бывают соревнования и спортивные сборы.

Получается, что у ребенка с утра до обеда школа, а после обеда до вечера — тренировки. Вечером, когда и она, и я уже вымотанные, нужно делать уроки. Кто-то скажет: «Ничего страшного, многие так учатся». Другие предложат бросить спорт.

Но понимаете, за три года обучения ребенка в школе я проанализировала всю нашу учебу и поняла многое.

Во-первых, несмотря на то, что девочка у меня неглупая, мне все равно приходилось ей каждый день перед выполнением домашнего задания объяснять ту или иную тему по математике, русскому или английскому языку. Почему сегодня происходит так, что объяснение и подготовка д/з ложится на плечи родителей или репетиторов начиная с самых младших классов?

Например, в нашем случае было так, что уже со второго класса с репетиторами английским языком занимались практически все одноклассники моего ребенка.

Если вспомнить нашу, советскую систему образования, многие согласятся, что тогда учитель всегда очень долго, на протяжении нескольких уроков мог объяснять одну и ту же тему. И весь класс ее отрабатывал. К контрольной же работе переходили только тогда, когда даже самый последний двоечник усвоит материал. Сейчас же принципа усвояемости в школе нет.

Учителя руководствуются только планированием с огромным количеством тем, которое жестко ограничено учебным временем. Бывает, что на очень сложную тему выделяется всего два урока. А весь материал, конечно, нужно успеть пройти до конца мая.

Если программа не будет пройдена в полном объеме, это страшно для учителя: он не выполнил план и может понести за это наказание со стороны руководства. 

«Школа ответственности не несет»

А вот если половину учебного материала дети не поймут, то школа или учитель за это уже не отвечают.

Все чаще педагоги говорят родителям: «Занимайтесь с ребенком сами!» Здесь самое время сказать, что по закону об образовании ни за воспитание, ни за обучение школа никакой ответственности сегодня не несет.

Согласно Конституции РФ, Семейному кодексу и ФЗ об образовании, вся ответственность за это лежит только на законных представителях детей. В этой связи переход на семейное образование не является чем-то особенным с точки зрения ответственности.

Никогда и никому вы не сможете предъявить никаких претензий за плохое обучение своего ребенка, даже если он обучается на привычной дневной форме!

Наоборот, в преддверии экзаменационной поры в 9 классе школы все чаще прибегают к тому, что направляют родителям так называемые информационные письма, в которых сообщают об «успехах» ребенка и подчеркивают, ссылаясь на законодательство, что ответственность за эти «успехи» лежит на родителях. Тем самым школа защищает себя от возможных негативных последствий. Вот и получается, что если мы, родители, и так отвечаем за образование своего ребенка, то почему бы не воспользоваться этим в полной мере?

Как всему научить ребенка?

Семейное образование дает свободу родителям в вопросе выбора как программ и учебников, так и методик обучения. Делать это можно как своими силами, так и с помощью репетиторов или специальных центров, занимающихся обучением детей. Все зависит от возможностей.

Пока моя дочь осваивает программу начальной школы, моих знаний для ее обучения хватает. Как будут развиваться события дальше, покажет время, но в любом случае мы обучаемся по советским учебникам и программам, проверенным временем. В этих учебниках материал изложен ясно и понятно. Кроме того, после каждой темы есть всегда материал для закрепления, а новая тема чаще всего начинается с повторения предыдущего. Родителям даже не нужно ничего выдумывать, главное — выбрать хороший учебник!

О «ненужных» предметах

Особенно важно, что семейное образование дает больше свободы в вопросе распоряжения временем ребенка. Приведу пример из своего опыта. Я уже упоминала, что дочка активно занимается спортом, соответственно, я не вижу необходимости лично для нас в трех часах физкультуры в неделю в школе. Кроме физкультуры есть и предметы, которые в большинстве случаев уже превращаются в фикцию: это ИЗО, технология и музыка.

На мой взгляд, один из самых вредных для развития, а точнее неразвития причинно-следственных связей у детей предмет — окружающий мир. Это вообще какой-то винегрет с фактами из разных сфер жизни! Прибавим к этому один час в неделю урока «Основы православной культуры и светской этики» и час на региональный компонент — в нашем случае это «Кубановедение». Получается, на все это уходит 8 часов в неделю — это полноценный рабочий день!

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как утром проснуться бодрым

Не спорю, что эстетическое развитие детей необходимо, но зная, как оно сегодня проходит в рамках школы, мы для себя лично выбрали иную форму: театральный кружок, танцы и изостудию в системе дополнительного образования. Там дочери намного интереснее заниматься этим, она развивается в плане творчества. В школе же на том же ИЗО они на протяжении трех лет срисовывали с картинок, распечатанных учителем на компьютере

Когда я поняла, что все равно занимаюсь с ребенком ежедневно, посчитала, сколько времени уходит на подготовку д/з, в том числе по тем предметам, которые я считаю, мягко говоря, неполезными, я пришла к выводу, что нужно что-то менять. Тем более что сегодня, на мой взгляд, цели думающих родителей и школы в вопросе образования и воспитания детей расходятся. Школа уже с начальной скамьи натаскивает детей на ЕГЭ, высокие баллы которого сегодня монетизируются в рейтинги для школ.

Уже с «началки» дети пишут всероссийские проверочные работы. Вроде бы проверяют учителей, а по факту получается, что учат детей искать ответы на тесты в Интернете, чтобы потом успешно списать во время самой контрольной.

Очень часто можно услышать вопрос: а как дальше, вот нужно будет изучать физику, химию, биологию? Отвечу. Во-первых, сегодня в школе часы на эти уроки страшно сокращены. Бывает, что на один предмет – час в неделю, и дети, которым эти предметы нужны в будущем для поступления, «сидят» на репетиторах. Зачастую 100 баллов по таким предметам — это заслуга именно репетиторов, а точнее родителей, оплативших эти услуги.

Во-вторых, я же тоже училась в школе и очень успешно ее закончила, с запасом знаний, который помогает мне в обучении своей дочери, а значит как минимум школьный уровень в голове у меня есть. Кроме этого, сейчас достаточно ресурсов в Интернете, в том числе и бесплатных, чтобы изучить и освоить те или иные темы.

Также родители по закону об образовании вправе выбрать частоту аттестаций и учреждение для прохождения этой аттестации.

Я говорю о том, что можно для прохождения аттестации прикрепиться к школе, например, или делать это через Интернет, сотрудничая со специализированными центрами. Например, чтобы получить аттестацию по тому же ИЗО, моя дочь приносит работы из творческой студии.

Подтверждения спортивных разрядов идут в зачет за физкультуру. По другим предметам – раз в месяц, в четверть или в год будем писать проверочные работы.

В заключение хочу сказать, что переход на семейное образование возможен в любой момент учебного года и, вопреки распространенному мнению, никаких трудностей тут нет. Для этого нужно просто прийти школу и написать заявление у директора или завуча, курирующего этот вопрос. И все. Если же ваш ребенок еще не поступил в школу, то тогда заявление о том, что вы выбираете такую форму обучения, нужно нести в местный департамент образования».

От редакции:

В течение 2018/2019 учебного года в городской департамент образования поступило 295 уведомлений от родителей о переходе на семейное образование, в течение лета — 165. Для сравнения, в 2015 году была подана 31 такая заявка, в 2016 году – 143, в 2017 – 183 и в 2018 – 200.

«На сегодня из 163 школ города 85 общеобразовательных организаций имеют такую практику. Так как реестр ведется с 2015 года, то в общей сложности насчитывается чуть более 1 тыс. заявлений от родителей о переводе на семейную форму обучения. Однако необходимо учитывать, что часть из них в итоге отказались от нее и дети перешли на очную форму обучения, часть детей уже выпустились из общеобразовательных организаций», — пояснили ЕАН в городском департаменте образования.

Источник: https://eanews.ru/news/shkolnaya-sistema-kalechit-pochemu-roditeli-vybirayut-semeynoye-obucheniye_23-01-2020

Вам также могут понравиться

Бывает, что ребёнку не нравится в школе: отношения с учителями не складываются, дружба с одноклассниками не получается, жизнь по строгому расписанию — тоже. Конечно, можно потерпеть и преодолеть, а заодно — превратить детство в череду ненужных стрессов. Или уйти из школы и учиться в комфортном режиме.

Бывает, что ребёнку не нравится в школе: отношения с учителями не складываются, дружба с одноклассниками не получается, жизнь по строгому расписанию — тоже. Конечно, можно потерпеть и преодолеть, а заодно — превратить детство в череду ненужных стрессов. Или уйти из школы и учиться в комфортном режиме.

Рассказываем о видах домашнего обучения и разбираемся, как на него перейти.

Надомное, дистанционное, семейное

Многие люди не различают формы образования и форматы обучения, поэтому в вопросах учёбы вне школы много путаницы. Давайте разбираться.

Начнём с формы образования. Их всего две: «внутри» образовательной организации (школы, гимназии, лицея) и вне её. Причём «внутри» вовсе не означает, что ребёнок физически ходит в класс, он может учиться и дома. Но при этом числится в своём классе, получает учебники, занимается по программе школы, сдаёт экзамены по расписанию.

На такое надомное обучение нельзя перейти по желанию родителей — нужно получить заключение медицинской комиссии о том, что ребёнок по состоянию здоровья не может посещать школу. В этом случае учителя будут приходить к школьнику домой или заниматься с ним дистанционно, например по скайпу.

Мы плавно перешли к понятию дистанционного обучения. И это уже не форма образования. Учиться на расстоянии могут дети, которые ходят в школу каждый день, если преподаватели дополнительно используют этот формат. И ребята, к которым педагоги приходят на дом. И те, которые учатся вне школы — получают семейное образование.

Учимся без школы

Теперь подробнее о второй форме образования. Законом «Об образовании» предусмотрено две формы обучения вне школы: семейное и самообразование. До 10-го класса можно получать только семейное образование: ребёнка учат родители и репетиторы. Для старшеклассников допустимо и семейное и самообразование — когда подростки занимаются самостоятельно: читают учебники, слушают лекции, смотрят видеоуроки.

Причин уйти из школы может быть несколько: желание сконцентрироваться на определённых предметах, конфликт с учителями или одноклассниками, профессиональные занятия спортом, музыкой или танцами или просто разочарование в школьном образовании.

Вернуться в школу, так же как перейти на внешкольное обучение, можно в любой момент.

Екатерина Петрова:
«Я столкнулась с постоянным перекладыванием на меня обязанности учить: сын возвращался из школы, и мы ещё 5–6 часов делали уроки. Казалось, школа просто принимает ребёнка, как в камеру хранения. Появились проблемы с успеваемостью и негатив к школе в целом. Сначала мы планировали полгода поучиться самостоятельно, потом — до пятого класса. В итоге Роберт сейчас дистанционно оканчивает шестой класс, и нас всё устраивает».

Что нужно, чтобы перейти на домашнее обучение

  1. Заявление в школу о переводе на семейное образование или самообразование.
  2. Заявление-уведомление о выборе формы обучения в органы местного самоуправления. В Москве это управа района. В Санкт-Петербурге, Севастополе и остальных регионах — Управление образования.
  3. Заявление об отчислении — если ребёнок уже учится в школе.

    Если вы только готовитесь к поступлению в 1-й класс, то достаточно заявления из второго пункта.

  4. Заявление о проведении промежуточной аттестации в любую школу на ваш выбор.

Аттестация нужна, чтобы доказать, что ребёнок действительно учится. Формально процесс выглядит так: накануне экзамена директор подписывает приказ о зачислении ребёнка в школу на время испытаний.

После окончания — приказ об отчислении.

До 9-го класса, когда ребёнку обязательно нужно сдать ГИА, промежуточные аттестации можно вообще не проходить. Но если хотите объективно оценивать успехи домашнего обучения, экзамены лучше сдавать каждый год.

Ежегодную промежуточную аттестацию можно пройти дистанционно. В интернете есть список школ, которые готовы принимать экзамены онлайн за определённую плату.

За

Екатерина Петрова:
«У Роберта может быть плохое настроение или апатия. В обычной школе это не причина не ходить на занятия. А так он может вернуться к учебникам, когда будет готов, и освоить даже больше материала, чем заложено в плане».

Репетитор по математике Диана Ермакова:
«Сжатые сроки вроде завтрашней контрольной, доклада или ответа у доски, нахождение в системе „хорошо-плохо“ нервируют учеников.

Обучение дома снижает уровень стресса: есть определённые рубежи, к которым ребёнок спокойно готовится, равномерно распределяя нагрузку».

Против

Репетитор по математике Марина Горячева:
«Семейное образование и самообразование подходят способным и целеустремлённым детям. Учиться придётся по напряжённому графику, и тут важно желание ребёнка, а не амбиции родителей». Андрей Негинский, перешёл на семейное образование в 8-м классе:
«Внешкольное обучение освобождает время для кружков и секций, где можно не только получить дополнительные знания и навыки, но и научиться общаться со сверстниками».

Коротко

Источник: https://profi.ru/blog/v-shkolu-bolshe-ne-pojdu-chto-takoe-domashnee-obuchenie/

Семейное обучение VS Обучение в школе

Семейное обучение — одна из официально разрешённых в России форм получения среднего образования вне школы. Ребёнок грызёт гранит науки дома, но при этом ежегодно проходит в школе, к которой он прикреплён, аттестации по основным предметам. Число хоумскулеров неуклонно растёт. В плюсах и минусах этого формата разбирался News.ru.

Существует ещё надомное и дистанционное обучение — для тех детей, что не ходят в школу по медицинским показаниям. Ребёнок в этом случае остаётся учеником конкретной школы и осваивает программу этой школы с педагогами этого же учебного заведения, но удалённо. В рамках семейного образования (обучения вне образовательной организации) дети не привязаны к школьной программе, но обязаны освоить годовой курс.

В России, по разным оценкам, число детей, родители которых выбрали именно такой формат, в 2018 году составляло примерно 0,11% от общего количества школяров — в абсолютных цифрах это примерно 20 тыс. человек. В 2019 году не сели за школьные парты, предпочитая обучаться дома, уже 100 тыс. учеников, пишет «Московский Комсомолец».

Достоинства и изъяны

Немного о достоинствах. Переход на семейное обучение сулит индивидуальный подход: программа обучения учитывает и характер ребёнка, и темпы освоения материала, и его увлечения спортом или же какими-то другими занятиями.

Скорректированный план обучения превращает учёбу в увлекательный процесс, избавляя от уравниловки и обязаловки, но при этом добавляя в жизнь школяра большие порции творчества. Конкретный пример: в школе педагог ориентируется на календарно-тематический план, где строго зафиксирована дата изучения той или иной темы.

Например, программа по алгебре для средней школы в 7 классе рассчитана примерно на 102 урока. Но при индивидуальном подходе учитель может пройти этот материал с учеником средних математических способностей примерно за 40–50 уроков.

Эффективно тратится собственно учебное время: нет одноклассников, которым учитель обязан уделять внимание в течение урока; не теряется время на дорогу в школу и на школьные мероприятия, часто носящие сугубо формальный характер.

Собственные успехи измеряются не оценками в дневнике, а формированием реальных знаний и умений. У ребёнка развиваются гибкость и нацеленность на результат.

К недостаткам такого формата многие родители относят совершенно иной уровень ответственности за обучение ребёнка. Когда ребёнок ходит в школу, родители делят ответственность пополам со школой, а вот если он дома, то всё, и плохое, и хорошее, лежит исключительно на родителях. Ещё один существенный недостаток: родителям часто не хватает знаний, организационных способностей и терпения, чтобы учить своих детей. Даже тем из них, кто сам по специальности педагог.

У меня была попытка перевести своих детей на семейное обучение. Тогда они учились в 5-м и 7-м классе. Но я не справилась и пришла к выводу: успех семейному обучению гарантирован лишь в двух случаях — либо у тебя суперорганизованный ребёнок, либо ты сам суперорганизатор учебного процесса.

В нашем случае не было ни того, ни другого. Я убедилась в том, что помимо организаторских способностей, нужны академические знания — прочитать учебник перед уроком часто бывает недостаточно. Кроме того, если ты берёшься обучать своих детей сам, ни о какой работе речь идти не может.

Мы продержались два месяца, после чего вернулись в нашу школу.

О некоторых особых психологических свойствах, необходимых для трансформации из родителя в домашнего учителя для своих детей, говорит и психолог Наталья Панфилова.

При семейном обучении у ребёнка часто не нарабатываются в должном количестве навыки так называемого произвольного внимания. Ему сложно переключиться с роли ребёнка на роль ученика. Зато дети часто очень быстро учатся «выманивать» родителя из образа учителя, применяя разные манипулятивные штучки.

Родительская тревога за ребёнка очень быстро переключает его из роли учителя на роль родителя. Занятия затягиваются, становятся непродуктивными. Особая сложность возникает в общении с гиперактивными детьми — они способны довести родителей до полного исступления.

В школе общей дисциплине подчиняться легче, потому что это делает большинство.

Впрочем, семейное обучение не означает, что учить должны непременно папа или мама или же другие члены семьи. Можно приглашать гувернёров, репетиторов, домашних учителей. А можно обратиться в онлайн-школы.

Обучение онлайн

Действительно, все предметы из школьной программы, кроме разве что физкультуры, сегодня с успехом преподаются в Интернете.

Мы перешли на семейное обучение в шестом классе. Написали заявление в нашей прежней школе, после этого прикрепились к школе онлайн-обучения. Испытали огромное облегчение. У нас не было никаких проблем в обычной школе, но на тот момент мы профессионально занимались спортом и не смогли по времени совместить учёбу в школе и занятия. Дочь занимается сама.

Мне не надо контролировать процесс. Есть расписание уроков, составленное на год вперёд. Наша онлайн-школа присылает каждую неделю отчёт, какие уроки прослушаны онлайн, какие в записи, как обстоит дело с выполнением домашних заданий. Один раз в неделю приходит письмо — и больше мне как родителю не нужно коммуницировать со школой. Раз в год мы ходим на аттестацию.

Наталья Фукс, однако, отмечает, что семейное обучение подходит не всем детям. Особенно в варианте, когда преподавание идёт с экрана компьютера, — у ребёнка должна быть колоссальная способность к концентрации, чтобы не проигнорировать всё, что пытается донести до него преподаватель.

Сергей Лантюхов/News.ru

При обсуждении темы семейного обучения более всего споров возникает на тему социализации. Сторонники этого формата уверяют, что «домашние» дети получают прекрасную социализацию в кружках и спортивных секциях, а также просто во время общения со сверстниками во дворе.

Часть родителей сомневается в положительном влиянии на ребёнка как коллектива ровесников, так и собственно учителей.

И всё же подавляющее большинство экспертов, среди которых много профессиональных психологов, считают, что школа — репетиция взрослой жизни, где ученик встроен в социум, подчиняется определённым правилам, порядкам и выбирает свою роль в социальной структуре.

Школьную социализацию нельзя сопоставлять с тем, что имеется в кружках или секциях, и особенно она важна в период до 12–13 лет. А семейному обучению, каким бы талантливым ни был родитель, организовавший его, в какой-то момент наступает предел, считают психологи. И насколько просто будет снять сына или дочь с домашнего обучения и вписать такого ребёнка в коллектив в обычной школе — большой вопрос.

«Ужасные» школы и некачественное образование

Согласно статистическим данным, большинство родителей переводят детей на домашнее обучение, разочаровавшись в обучении в школе, — таких не менее 52% (данные исследований ВШЭ). В хорошую школу не попасть, в плохой обучение превращается в профанацию.

Школы сейчас ужасные. Попасть в хорошую сложнее, чем поступить в институт. На весь Санкт-Петербург всего десяток хороших школ, и конкурс туда составляет 50 человек на место. Остальные дети попадают в учебные заведения, больше похожие не на школу, а на детский сад с полной анархией, — считает Евгения Протасова.

Качественное обучение в школах — один из приоритетов государства в сфере образования. Это даёт надежду на то, что когда-нибудь школы перестанут быть «ужасными».

Сегодня созданы все условия для того, чтобы у детей была возможность получать качественное бесплатное образование.

Все внешние системы оценки, которые вводятся, направлены на то, чтобы выявить проблемы в отдельных школах и принять какие-то меры по повышению квалификации педагогов, по работе с коллективом и так далее.

Заложен переход на индивидуальные учебные планы, по факту — на индивидуальные образовательные траектории. Это будет способствовать тому, что каждый ребёнок сможет в том темпе, который ему по силам, с учётом его особенностей, освоить учебную программу к концу обучения.

Дулинов убеждён: вопрос качественного образования не решается только переводом ученика в условно сильную школу. Действовать нужно в сторону улучшения образования в целом, в том числе подтягивая отдельные школы до более высокого уровня. Работает здесь, в том числе, и внедрение новых технологий: теперь учителя обычных не элитных школ могут пользоваться наработками учителей сильных образовательных учреждений.

Финансовая сторона вопроса

Не всем известно, что семейное обучение бесплатным бывает только в случае, если ребёнка берутся учить домочадцы. Впрочем, оплату онлайн-школы можно отнести к умеренным тратам: в Москве это от 4 до 8 тыс. рублей в месяц, если речь идёт об освоении программы средней школы, и отдельно 2,7 тыс.

рублей в год за аттестацию; в Санкт-Петербурге школьные занятия по компьютеру обходятся в 13–15 тыс. рублей в год на одного ребёнка в 5–7 классе. Более затратны занятия с гувернёром или репетиторами — от 500 до 3000 рублей за час обучения.

Справедливости ради следует сказать, что к услугам репетиров прибегают и родители обычных школьников.

Однако за семейное обучение уже сейчас в некоторых регионах можно получить денежную компенсацию (максимальная сумма компенсации практикуется в Омской области — до 113 тыс. рублей в год). Кроме того, Агентство стратегических инициатив предложило уже к началу 2021 года сделать получение субсидий для возмещения затрат на образование при семейном обучении повсеместным.

Будут ли введены такие субсидии и скажется ли это на интересе родителей и детей к семейному обучению — покажет время. В любом случае большая часть родителей наверняка предпочтёт прислушаться к словам директора Федерального института развития образования, который считает, что «образовательный контент ребёнок получает из разных источников, а жить ему в дальнейшем в социуме, и роль школы в воспитании и социализации нельзя принижать».

Источник: https://news.ru/society/chislo-zhelayushij-obuchat-svoih-detej-doma-rastyot-god-ot-goda/

«Семейное образование – это способ заработать»?

Недавно ЧС-ИНФО писал о том, что за три года в России резко увеличилось число тех, кто предпочел официальной школе семейное образование. Материал широко обсуждался нашими читателями и вызвал споры, разделив аудиторию на два «лагеря». Об этом – в новом материале ЧС-ИНФО. 

Темой семейного образования озаботились и в Госдуме, на одном из заседаний комиссии по образованию и науке заговорили о регулировании такой формы образования. «10% наших школьников находятся на семейном обучении. Это очень много. Нужно регулировать это законодательно», – цитировали СМИ председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслава Никонова.

Высказывание вызвало недовольство у активистов – и в интернете тут же появилась петиция с призывом «оставить в покое семейное образование». Родителям не нужны новые требования – вместо этого депутаты должны решать реальные проблемы школ, уверены общественники.

«Родители и так успешно занимаются образованием своих детей. Многие из них делают это потому, что ситуация в школах вынуждает их принять такое решение. Все больше семей в нашей стране выбирают альтернативное, дистанционное и семейное образование потому, что недовольны ситуацией, сложившейся в системе образования, и не видят другого варианта, кроме того как взять ответственность за образование детей в свои руки.

Многие родители считают, что современное регулирование образования уже разрушает школы. К сожалению, нынешняя система образования, мягко говоря, уже не дружественна по отношению к семье. И последствия дополнительного «законодательного регулирования» семейного образования обернутся лишь новыми проблемами и бедами для выбравших его родителей», – сказано в открытом письме, которое обращено к Вячеславу Никонову.

Составители петиции считают, что сегодня родитель «вычеркнут» из процесса обучения в школе, не имея возможности влиять на то, кто и как учит его детей, какие ценности им прививают и к какому результату они приведут. «Устав от этой ситуации, некоторые семьи, в полном соответствии с законом, взяли решение проблем в свои руки.

На них и так ложатся все тяготы, связанные с решением учить ребенка вне школы.

Они, за редчайшим исключением, не получают компенсаций и льгот, сталкиваются с предубеждением и дискриминацией со стороны школ при прохождении аттестаций, несут нелегкое материальное бремя, а также юридическую и моральную ответственность за обучение своих детей», – отмечают они.

Конфликт государства и «семейника»

Чтобы понять, с какими проблемами могут столкнуться родители, выбравшие семейное обучение, корреспондент ЧС-ИНФО пообщался с жителем Новосибирска, чьи дети обучались в такой форме (он пожелал остаться анонимным, опасаясь возможных проблем). Собеседник издания подтвердил, что семьи, отдающие предпочтение альтернативной форме обучения, сталкиваются с проблемами в школе. Учителя, уверен он, не приветствуют «семейников».

«Районный отдел образования плохо встретил нас с этой новостью, а от директора школы идет неприятие.

Потому что за каждого ученика школа получает финансы, а если люди переходят на семейное образование, то в школу средства поступать не будут, – рассказывает собеседник ЧС-ИНФО. – Мы пошли на компромисс: мы все учили сами, но все сдавали в школе.

Мы с супругой обучили детей за счет своих ресурсов, не привлекая школу, но школа деньги за обучение наших детей получила. Зато так меньше неприятностей».

По словам мужчины, такая ситуация – несправедлива: если бы семья жила в Москве, где «семейникам» выплачивают компенсации за обучение, они могли бы получить солидную сумму денег.

«В Москве выделяется 25 тысяч в месяц на ребенка. Мы бы за 10 лет получили порядка 5 миллионов. Это конфликт государства и «семейников», – отмечает он.

Дополнительный заработок

Юрист общественной организации «Вектор», многодетный отец Андрей Андреев, напротив, считает, что дети должны обучаться в официальной школе. Семейное образование он называет способом заработка.

«Домашнее образование – это когда ребенок по медицинскому предписанию не может ходить в школу, учителя к нему приходят сами. А семейное образование – это «Я не хочу пускать своего ребенка в школу», – рассказывает Андрей Андреев. – Общественники пытаются собрать детей в группы и нанять для них учителя. Но это не семейное образование, это частная школа, за которую надо платить деньги. А родители хотят, чтобы им за это платили».

По словам юриста, в Омске, где с сентября отменили выплаты «семейникам», семьи пытаются через суд добиться компенсаций трат на обучение своих детей. Однако суд их не поддерживает – закона, обязывающего правительство им выплачивать деньги, нет.

«Родители пытаются на семейном образовании заработать. Заботы о детях здесь нет, – уверен он. – Детей надо водить в школу, без нее нет социализации. Дети, учившиеся за границей, приезжая сюда, не знают общество. Детей надо учить договариваться, решать проблему».

«Сегодня нет воспитательного процесса в школе, там дети должны получать образование, но не воспитание. В школе нет специально выделенных людей для воспитания, которые бы социализировали детей, организовывали. В школе самобытная дикая нездоровая социализация происходит, в основном», – не соглашается с ним предыдущий комментатор.

Кстати, сами учителя высказываются против перехода на семейное образование, если на это нет веских причин. «Школа это не только программа, но и уроки общения», – считает Дарья Немущенко, в прошлом учитель русского и литературы в одной из школ Новосибирска.

Тем временем, пока сторонники семейного образования бесконечно спорят с его противниками, агентство стратегических инициатив предлагает к 2021 году создать условия, при которых все родители могли бы получать компенсации трат на семейное образование, а в столичном педагогическом университете создают «Семейный медиауниверситет».

«Это специальный портал, где разместим пособия и рекомендации по ведению семейной формы получения знаний. Предоставим дидактические материалы по педагогике, детской психологии, конкретным предметам.

Поддерживая «семейников», отмечу, что очень бы не хотелось, чтобы такая форма еще более разобщала наш социум, дробила и без того атомизированное общество.

Она должна стать частью общенациональной образовательной системы», – отмечает ректор Московского педагогического госуниверситета, доктор исторических наук Алексей Лубков.

Ранее ЧС-ИНФО писал, что три года назад в форме семейного образования обучались 8,5 тысяч школьников. В этом году предпочтение этой форме отдали уже 100 тысяч учеников. Причем эксперты уверены, что это число будет увеличиваться двукратно каждый год.

Судя по тому, как активно обсуждается эта тема, вопрос действительно актуален. Хорошо, что в России существует альтернатива школьному обучению, ведь в некоторых странах ее нет вообще.

Хоть и жаль, что людям, которые выбирают семейное обучение, приходится сталкиваться со сложностями и непониманием. С другой стороны, если выдавать родителям финансовую компенсацию за обучение своих детей, наверняка, появятся желающие злоупотребить такой возможностью.

В любом случае, вопрос этот важный и требующий серьезного обсуждения, в том числе и на государственном уровне.

Источник: https://4s-info.ru/2019/10/04/semejnoe-obrazovanie-eto-sposob-zarabotat/

Что такое семейное обучение, и как это работает

Считается, что ребенок, начиная с шести-семи лет, обязательно должен ходить в школу.

Это не совсем так. Обучать ребенка можно и в семье. При этом даже не обязательно закреплять его за определенным учебным заведением, где он будет иногда появляться и отчитываться о своих достижениях.

Родителям достаточно обратиться в департамент образования с уведомлением о том, что они берут на себя обязанности по обучению сына или дочери, а ребенку время от времени проходить аттестацию одним из наиболее удобных способов.

По приблизительным данным, в Самаре на семейном обучении сейчас находятся около 400 детей.

Решают сами

Не стоит путать семейное обучение с домашним. На последнем находятся дети, которые не могут посещать школу по состоянию здоровья. С ними на дому занимаются учителя из того образовательного учреждения, в котором ребенок числится. Семейное образование подразумевает, что обучением ребенка занимаются родители. Они сами решают, что и по каким изданиям будет проходить ребенок.

pixabay.com

Выбравшие для своих детей семейное обучение называют разные причины принятия такого решения. В основном родителей не устраивают условия, имеющиеся в большинстве общеобразовательных школ. К ним относят повышенные нагрузки (каждый день шесть-семь уроков, потом еще факультативы), количество детей в классе (30 человек Сколько внимания преподаватель сможет уделить каждому?), уравниловку, недостаточное внимание воспитательному процессу.

Многие выражают недовольство учебными программами. Родителям не нравится, как подается материал. Они говорят либо о бессистемности, либо о чрезмерной углубленности, не соответствующей психологическим и возрастным возможностям ребенка.

На новый лад

— Когда мой шестилетний сын начал ходить на подготовительные занятия к школе, он спросил меня, почему в учебниках такие глупые задания, — рассказывает организатор семейной инициативы «Первоцвет» Оксана Алексеева. — Я была вынуждена согласиться с ним.

Стала просматривать другие учебники — их много, школы работают по разным. Ни одна программа меня не удовлетворила. Я стала искать и постепенно пришла к учебникам 1940-1950-х годов. В них еще не было наукообразия, которое появилось после реформы, в 1970-е.

Тогда учебники наводнили научными терминами, из-за чего они стали менее понятны.

Оксана захотела, чтобы ее ребенок учился именно по тем изданиям. Ни в одной школе такой программы нет, значит, единственный выход — заниматься самостоятельно дома.

pixabay.com

— Мне было понятно, что если взять оригиналы советских учебников, то возникнут сложности — многое за это время изменилось, — продолжает она.

— То есть, например, объясняя условия задачи, я должна буду еще сделать экскурс в историю, чтобы ребенок понял, о чем идет речь. Не очень удобно. Я начала искать переиздание и нашла.

Оказалось, не я одна заинтересовалась идеей обучать ребенка по советским учебникам. Их уже переиздает общественная организация «Родительское всероссийское сопротивление».

В обновленных учебниках устранены анахронизмы, элементы идеологии, добавлены комментарии и вопросы к текстам, описывающим дореволюционную и советскую Россию.

Материал адаптирован под требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), чтобы его можно было официально использовать в школе. Осовременили не только тексты, но и иллюстрации.

Если в советском учебнике, например, был нарисован лыжник в валенках и фуфайке, то в новом учебнике он щеголяет в спортивном комбинезоне.

Нужен учитель

— Я не была готова уйти с работы, чтобы полностью посвятить себя занятиям с сыном, — говорит Оксана. — К тому же обучением должен заниматься человек, имеющий педагогическое образование. Поэтому пришла идея объединиться несколькими семьями и пригласить учителя.

Я стала искать единомышленников и нашла их. Мы своими силами сняли помещение, нашли учителя и начали заниматься по программе первого класса. Сначала набралось 10 человек.

Потом класс разделили на два: одним оказалась более близка русская классическая школа, другим — советские учебники.

Альтернативных методик сейчас много. Это вальдорфская педагогика, русская классическая школа, школа Щетинина, школа Жохова.

— У родителей масса возможностей для выбора методики, которая наиболее близка им и понятна детям. Семейное обучение хорошо еще и тем, что можно миксовать, отбирая лучшее из всех программ, — считает Алексеева.

Уроки в семейном классе проходят не каждый день, а трижды в неделю. В остальное время дети занимаются дома. Выполняют задания и развиваются в тех направлениях, которые им интересны.

В середине учебного года в коллектив первоклассников добавилась девочка из второго класса. Такое в семейном обучении тоже возможно. Существовали же в сельской местности малокомплектные школы, когда одновременно занимались два — три класса.

Контроль за знаниями

Конечно, бесконтрольным процесс образования детей никто не оставит. Ребенку, находящемуся на семейном обучении, предстоит время от времени проходить аттестацию.

Здесь возможно несколько вариантов. Можно обратиться в школу по месту жительства. На время прохождения аттестации ребенка прикрепляют к этому учебному заведению. На него заводят личное дело, которое потом отдают родителям. Документы хранят дома и каждый раз приносят на очередную аттестацию.

Проблема в том, что большинство школ не имеют опыта аттестации находящихся на семейном обучении. Поэтому нередко выдвигают требования, которые не устраивают родителей. Например, предлагают ребенку проходить аттестацию каждую четверть и присутствовать на всех контрольных работах, которые выполняют его сверстники.

Но тогда семейное обучение ничем не будет отличаться от обычного. Та же привязка к учебным материалам, то же посещение школы по графику.

Существуют и лояльные учреждения, которые на протяжении многих лет организуют аттестацию для находящихся на семейном обучении. Они уже отработали этот процесс до мелочей. Как правило, аттестацию проводят раз в год. Предварительно дети получают перечень вопросов, на которые нужно будет знать ответы. Знакомятся с педагогом, который будет проводить проверку знаний.

Еще один вариант, который выбирают большинство родителей, — дистанционная аттестация. Во многих городах, в том числе в Самаре, есть такие платформы, которые являются посредниками. Родители заключают договор и со школой, и с этой организацией.

В своем личном кабинете ребенок может посмотреть демоверсию тех тестов, которые он должен сдать за каждый год обучения. Это все предметы в рамках ФГОСа. Там нет привязки к какой-либо конкретной программе. За основу берется федеральный минимум.

Материал, который ребенок должен освоить к концу каждого учебного года. На основании этих требований и формируются вопросы.

Ребенок может пройти аттестацию по каждому предмету тогда, когда он будет к ней готов. Необязательно в конце года, можно и раньше.

Аттестация проходит дистанционно. Родители присутствуют рядом, но не выполняют за ребенка задания. Они вправе помочь ему сориентироваться в вопросах — так же, как учитель в школе. Некоторые дистанционные платформы предполагают видеофиксацию. Так что вариант, когда за ребенка все ответы дают родители, исключен.

Самостоятельная работа

— В этом году к нам присоединятся еще 12 семей. Мы планируем оставаться на семейном обучении, — подвела итог Алексеева. — В начальных классах этот процесс организовать проще, там один учитель.

В среднем звене, скорее всего, нам потребуются несколько учителей — гуманитарного, языкового, физико-математического направлений. Естественные науки можно изучать самостоятельно. Например, так в этом году мы проходили программу по окружающему миру.

Отказываться от этой формы обучения не планируем.

Источник: https://sgpress.ru/news/147062

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Зачем бог создал человека

Закрыть