Песочная терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Песочная терапия для детей и взрослых: упражнения, средства для снятия психоэмоционального напряжения — Твоя психика

песочная терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Существуют различные методы психотерапии, которые помогают людям снимать психоэмоциональное напряжение и решать личные проблемы. Среди таких способов лечения выделяется песочная терапия.

Определение

Песочная терапия – это невербальное терапевтическое вмешательство, в котором используются песочница или лоток с песком, игрушки и иногда вода, чтобы создавать миниатюры миров, отражающих внутренние мысли, переживания и проблемы человека.

Эта форма игровой, выразительной терапии (или мировая техника) практикуется наряду с беседами. Песок и фигуры – средства коммуникации. Ее особенности изучали Маргарет Ловенфельд, Госта Хардинг, Шарлотта Бюлер, Дора Калфф и другие врачи и ученые.

Этот тип терапии часто используется при работе с детьми, но может применяться и ко взрослым, подросткам, парам, семьям и группам людей. Терапия с помощью лотка позволяет человеку создавать собственный микрокосм с помощью миниатюрных игрушек и цветного песка.

Сцена создается как отражение жизни человека и дает возможность разрешать конфликты, устранять препятствия и получать признание.

Возможность

Песочная терапия – это захватывающий, простой, творческий способ работы с пациентами.

Это позволяет им анализировать свои проблемы, используя образы и символы, подключает сенсорное восприятие, дополняя им устное общение со специалистом.

Визуализация расширяет возможности, позволяет клиенту выразиться, обрести спокойствие, исцелиться. Работа с песком ограничена только воображением тех, кто его использует.

Эффективность

Песочная терапия часто используется в работе с теми, кто страдал от какой-либо травмы, пренебрежения или злоупотребления.

Песочная смесь особенно хорошо подходит для терапии с маленькими детьми, которые часто не могут выразить свои чувства в словах.

Эта психотехника также полезна для подростков и взрослых, у которых возникают проблемы с самовыражением. Подходит метод и для получивших травму: психологическую, эмоциональную, физическую и т. п.

Терапия имеет дополнительную ценность для пациентов с серьезными химическими зависимостями, поскольку чрезмерное употребление лекарств снижает функции мозга.

Песочная техника также хорошо помогает людям, которые не знают, как снять эмоциональное напряжение и стресс.

В некоторых странах психологи практикуют этот метод в работе с заключенными, помогая им избавиться от психической напряженности.

Показания и противопоказания

Песочная терапия может быть особенно актуальна для детей. Ее следует использовать в таких случаях, если:

  • ребенок проявляет агрессию;
  • он ни с кем не общается;
  • заметны неврозы или тревожность;
  • ребенок находится в стрессовом состоянии из-за проблемных отношений в семье, со сверстниками;
  • были диагностированы психосоматические заболевания или отклонения, а также при наличии других проблем у детей.
  • Занятия с использованием песка помогают успокоить неусидчивых малышей, способствуют развитию речи в средней группе в детском саду, помогают развиваться детям дошкольного возраста с задержкой.
  • Для взрослых людей игры с песком также могут быть полезны.
  • Психологи прибегают к такому методу в следующих случаях:
  • наступление кризисного периода (в семье, на работе, личной жизни и т. п.);проблемы в личных отношениях;
  • развод;
  • смерть родных и близких людей;
  • панические атаки;
  • появление стресса, неврозов;
  • нарушения психического или эмоционального состояния.

В случаях, если у пациентов диагностированы эпилепсия, кожные заболевания или аллергия на песок, песочная терапия противопоказана.

Особенности работы

Песочная терапия проводится с помощью коробчатых контейнеров, называемых лотками. Они заполнены песком, который клиенты используют вместе с миниатюрными игрушками, чтобы создать игровой мир, отражающий некоторые аспекты жизни и свои реальные переживания.

Клиент выбирает из большой коллекции игрушек несколько и строит маленький мир, который отражает происходящее. Терапевт наблюдает за выбором и расположением игрушек без перерыва, позволяя человеку находить ответы внутри себя.

После того как игра завершена, терапевт анализирует ее и обсуждает с человеком выбор игрушек, схему их расположения на песке и их символические или метафорические значения. При обсуждении пациенты часто решают внести изменения в мир, который они создали в песке.

Терапия может состоять из одной сессии или нескольких. Она может длиться несколько лет.

Для детей

Многие дети не могут говорить об эмоциональных состояниях, особенно в условиях травмы, пренебрежения или злоупотребления. Невербальная природа песочной терапии и знакомая среда игры могут помочь детям обрести чувство комфорта и безопасности.

Получив небольшую инструкцию от терапевта, ребенок может свободно играть и развивать собственное видение ситуации. Этот метод терапии помогает снять симптомы эмоционального напряжения, т. к. является проницательным методом получения психологом доступа к травматическим переживаниям ребенка.

Песочная терапия также очень полезна для лечения детей, подвергшихся сексуальному насилию.

Эти дети часто будут молчать, опасаясь зла или смерти. Им часто угрожают, они постоянно находятся в тревожном состоянии, когда приходят на сеанс терапии. Задается особая траектория, по которой они должны двигаться в сторону исцеления.

Основные способы

Состояние эмоционального напряжения мешает ребенку нормально развиваться. Во время песочной терапии психологи применяют 5 способов решения проблем:

  • ребенок создает на песке свой мир, а затем рассказывает о нем терапевту;
  • ребенок строит замки, располагает фигурки, после чего психолог задает наводящие вопросы о созданном мире;
  • психолог придумывает определенную ситуацию, которую ребенок должен изобразить с помощью песка и дополнительных элементов;
  • ребенок создает песочный мир, а потом, в ходе обсуждения с психотерапевтом, вносит в него изменения, аргументируя свой выбор;
  • врач называет ситуации или конкретных людей, а ребенок изображает на песке свои эмоции или ассоциации, связанные с ними.

Подход к лечению выбирается индивидуально. Чтобы раскрыть суть проблемы и выяснить, какой причиной она вызвана, необходимо следить за эмоциями пациента во время терапии и анализировать каждую деталь, поскольку все построенное является отображением внутреннего мира ребенка.

Для взрослых

Хотя лечение с использованием песочного лотка может выглядеть как детская игра, она может обеспечить эмоциональное освобождение человеку во время сеанса. Взрослые, которые были травмированы и практически не реагировали на иные формы лечения, могут хорошо отозваться на этот вариант.

Окружающая среда создает атмосферу, свободную от угроз, и на протяжении терапии психолог работает с человеком, чтобы изменить положение объектов как воплощений истинных людей и событий.

Начав облегчать влияние страхов на фиктивном уровне, человек может обрести мужество и способность признать, что его собственная жизнь может измениться.

Процесс игры в песочнице включает в себя создание серии лотков и может продолжаться несколько месяцев или лет. Но существенные изменения могут произойти и за один сеанс.

Виды

Существует два вида песочной терапии: с использованием песочного лотка или песочницы. Оба типа включают применение песка в терапевтических целях в условиях отсутствия угрозы, их задачей является снятие эмоционального напряжения. Подходы имеют тонкие, но значительные различия.

Песочный лоток

Этот вид психотехники для снятия сильного стресса или перенапряжения может включать различные теоретические ориентации, тогда как терапия с использованием песочницы основана на юнгианской психологии.

Сеанс с помощью песочного лотка позволяет увидеть то, что испытывает человек в момент работы с песком, и терапевты активно помогают осознанию опыта.

Он помогает избавиться от эмоционального дисбаланса, ослабить признаки психических расстройств у больного пациента, если таковые имеются, приводит к расслаблению.

Песочница

Терапия в песочнице также помогает человеку, у которого есть потребность разрядить эмоциональную напряженность. Психотерапевты, работающие таким образом, сосредоточены на бессознательном и стремятся предоставить людям лечение в свободном, защищенном пространстве и возможность общаться без слов.

Психотерапевты не интерпретируют, не вмешиваются и не направляют человека во время сеанса, анализ проводится после терапии.

Хотя вербализация и является существенным аспектом любого сеанса, лечение с помощью песочной игры может быть более эффективным. Особенно для детей или для людей, которые не могут выразить свои чувства и эмоции в устной форме из-за прошлой травмы.

Ограничения

Терапия с помощью песочного лотка, как и другие терапевтические методы снятия стресса, напряжения и т. п., имеет ограничения.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как попросить прощения у умершего

В некоторых сообществах или культурах этот метод можно рассматривать как трудоемкий, запутанный, расстраивающий, навязчивый или слишком зависимый от клинической экспертизы терапевта.

Взрослые могут быть устойчивы к этому визуально-экспрессивному подходу, потому что считают, им не хватает творчества или достаточных художественных навыков для эффективного лечения. Толкование изображений на песке остается предметом обсуждения в сообществе психологов.

Время от времени интерпретация символов, цифр или целых сцен как терапевтом, так и человеком может быть неопределенной или неоднозначной, причем такие объяснения иногда приводят к пренебрежению альтернативными пониманиями.

История появления

Британский педиатр и детский психолог Маргарет Ловенфельд известна как первый человек, который использовал лоток для песка в качестве терапевтического метода. После появления интереса к психодинамическому подходу в психологии в 1921 году она перешла в область детской психотерапии.

Она утверждала, что ее идея использования песочных лотков для лечения появилась после прочтения книги «Игры на полу», написанной в 1911 году Г. Г. Уэллсом.

Автор описывает различные забавные игры, в которые он и его сыновья играли, и поощряет игру как средство личного развития как для детей, так и для родителей.

Внедрение идеи

После создания Института детской психологии в Лондоне в начале 1930-х годов Ловенфельд поставила два цинковых подноса в детскую игровую комнату. Первый был наполовину заполнен песком, второй содержал воду и различные объекты, используемые для формования песка. Маленькие игрушки, бумага, кусочки металла и другие красочные побрякушки хранились в непосредственной близости от подносов.

Ловенфельд сообщила, что со временем дети, проходившие лечение, начали ссылаться на емкость с песком как на мир и вскоре создавали трехмерные сцены, объединив элементы из коробки с песком в лотке.

Она считала, что такой подход, который она назвала Всемирной техникой, может служить средством коммуникации между строителем сцены и наблюдателем, составляющим представление о внутреннем мире создателя.

Создание терапии

В конце 1950-х годов психолог Дора Калфф приехала в Лондон, чтобы учиться у Ловенфельд. В результате Калфф объединила ее метод с восточной философией, моделью Неймана и теорией индивидуализации К. Г. Юнга.

С разрешения Маргарет Ловенфельд, Дора назвала свой подход песочной терапией и обучила многих психологов, практикующих по всему миру, данной технике.

Ею также была разработана методика изучения эмоциональной напряженности человека.

Заключение

Песочная терапия хорошо помогает всем, хотя большинство людей полагает, что это упражнения для детей. Она идеально подходит для работы над различными проблемами, уменьшает нагрузку на нервную систему, успокаивает, снижает стресс.

Использование песочной игротерапии направлено на восстановление нормального психического и эмоционального состояния.

Такой техникой полезно владеть не только психологу, но и воспитателю, педагогу, учителю для работы с детьми дошкольного возраста и старше.

Источник: https://xn--80aannaibbcdegqefr1b0t.xn--p1ai/psihoaktivnye-veshhestva/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-i-vzroslyh-uprazhneniya-sredstva-dlya-snyatiya-psihoemotsionalnogo-napryazheniya.html

Как снять эмоциональное напряжение: методы, диагностика

песочная терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Существуют различные методы психотерапии, которые помогают людям снимать психоэмоциональное напряжение и решать личные проблемы. Среди таких способов лечения выделяется песочная терапия.

Песочная терапия как средство регулирования эмоционального состояния старших дошкольников

песочная терапия как средство снятия психоэмоционального напряжения

Введение3

Глава 1. Теоретические основы проблемы использования песочной терапии с целью регулирования эмоционального состояния дошкольников6

1.1 Особенности эмоциональной сферы дошкольников6

1.2 Влияние песочной терапии на развитие эмоциональной сферы дошкольников12

1.3 Приемы работы по песочной терапии с дошкольниками19

Выводы24

Глава 2. Опытно-практическая работа по использованию песочной терапии с целью регулирования эмоционального состояния старших дошкольников25

2.1 Анализ уровня сформированности эмоционального состояния старших дошкольников25

2.2 Проектирование педагогической деятельности по проблеме исследования33

2.3 Анализ результатов38

Выводы41

Заключение42

Список литературы43

Приложение

Введение

У каждого человека есть своя история. В этой истории есть и веселые, и грустные моменты. Есть и такие ситуации, которые очень хочется вспомнить, заново пережить, быть может, по-новому осмыслить, но доступ к ним «за семью замками» [2,с.16].

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства — специфическая форма отражения действительности [14,с.59].

Все люди — существа эмоциональные. Каждый день мы испытываем эмоции. Когда мы счастливы, то нам кажется, что все радуются вместе с нами. Когда грустим, то весь окружающий мир окрашивается в унылые тона. Когда чем-то рассержены, то всё вокруг только усиливает наше раздражение.

В условиях формирования современного общества перед педагогами стоит задача создания адекватных условий воспитания и обучения каждому ребенку.

Дети являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы по формированию эмоциональной сферы. Одной из таких форм является арт-терапия, в которой особо выделяется песочная терапия [4,с.64].

Поэтому психологи обращают повышенное внимание на использование арт-терапии и песочной терапии для развития эмоционально-волевой сферы дошкольника.

Классификация эмоций. Эмоциональные состояния

Классификация по знаку: 1. Положительные (смех, улыбка, радость, любовь, восхищение) 2. Отрицательные (плачь, злость, агрессия, гнев, ярость, грусть) По критерию мобилизации ресурсов организма: 1. Стенические — вызывают прилив энергии(любовь, радость, восторг) 2. Астенические – забирают энергию (злость, печаль, гнев, тоска, разочарование и т.д.) По модальности (Плутчек): любовь, Радость, Принятие,

Вопросами использования арт-терапии и песочной терапии в работе с дошкольниками занимались психологи: Е.О. Смирнова, М.В. Киселева, Е. Каралашвили, О.В. Бережнова, Дора Кальфф, Карл Густав Юнг и другие.

Е. Каралашвили говорила: «Умение ребенка понять и выразить своё настроение является важной задачей, которую решает дошкольный психолог.

Выражение собственных эмоций через творческую и продуктивную

деятельность развивает фантазию и воображение, способствует снятию психоэмоционального напряжения у детей» [2,с.17].

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психотерапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром, уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.

Дошкольный возраст — это возраст первичной социализации ребёнка. Одним из основополагающих принципов дошкольного образования — Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который определяет «Приобщение детей к социокультурным нормам», что способствует положительному социоэмоциональному развитию личности [20].

С введением ФГОС ДО дошкольник становится субъектом взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и детьми. Это способствует формированию благоприятной эмоционально-психологической атмосферы жизни ребёнка в системе социальных отношений, позитивной социализации детей. Позитивная социализация представляет собой активное творческое начало, которое позволяет ребёнку получить опыт общения и взаимодействия через радость и положительные эмоции [12,с.42].

Изучая данный вопрос, мы заметили, что не всегда дети испытывают разнообразные положительные эмоции. Часто у них бывает состояние грусти, поэтому ребёнок чаще переживает отрицательно-эмоциональное состояние.

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению

Введение ________________________________________________________ Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. 1.1Проблема развития музыкально-творческих способностей в психолого- педагогических исследованиях ________________________ 1.2.Понятие музыкально-творческих способностей__________________ 1.3.Методы и средства развития

Воспитатели не всегда замечают отрицательные моменты в эмоциональном состоянии старших дошкольников.

Они понимают необходимость регулирования эмоционального состояния детей, но не всегда используют эффективные приёмы в своей деятельности для решения данной проблемы. И родители не уделяют должного внимания регулированию эмоционального состояния детей.

В литературе разработаны разнообразные приёмы для регулирования эмоционального состояния старших дошкольников. Одним из таких приёмов является песочная терапия.

Таким образом, сложилось противоречие между большими возможностями использования песочной терапии с целью регулирования эмоционального состояния старших дошкольников и недостаточной реализацией данного потенциала. Исходя из выделенного противоречия, можно сформулировать следующую проблему: каковы психолого-педагогические возможности использования песочной терапии для регулирования эмоционального состояния старших дошкольников? Ответ на этот вопрос составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: процесс регулирования эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: приемы работы по песочной терапии.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические основы проблемы использования песочной терапии для регулирования эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.

2. Охарактеризовать эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста.

3. Подобрать приемы работы по песочной терапии с целью регулирования эмоционального состояния детей старшего дошкольного возраста и апробировать их на педагогической практике.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Шишка на заднем проходе что это

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 2» ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА Выпускная квалификационная работа Челябинск, 2017 СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава I. Теоретические основы формирования навыков самообслуживания у детей раннего возраста в процессе

4. Проанализировать результаты.

Методы исследования:

1. теоретические — анализ печатных источников, анализ интернет ресурсов, анализ понятийного аппарата;

2. эмпирические — тестирование.

Список литературы

1. Александрина У. Ю., Янькова Н. В. Песочная арт-терапия, как технология в работе с детьми дошкольного возраста // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. — 2013. — № 8. — с. 5.

2. Арт-терапия.//Обруч. — 2009. — № 4. — с. 16 — 17.

3. Афонькина Ю.А. Развитие интегративных качеств дошкольников. Методический конструктор / Ю.А. Афонькина. — Волгоград: Учитель, 2013. — с. 96.

4. Вайнер М.Э. Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки / М.Э. Вайнер // Коррекционно-развивающее образование. — 2014. — № 4. — с. 64.

5. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста / О.О. Гонина. — М.: Юрайт, 2015. — с. 79.

6. Как развивать эмоции у детей.//Дошкольная педагогика. — 2012. — № 7. — с. 53 — 54.

7. Киселёва М.В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселёва. — СПб.: Речь, 2013. — с. 160.

8. Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере / И.В. Ковалец. — М.: ВЛАДОС, 2014. — с. 136.

9. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии / А.И. Копытин. — СПб.: Питер, 2012. — с. 368.

10. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л.Д. Лебедева. — СПб.: Речь, 2012. — с. 256.

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте (с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в

11. Мардер Л.Д. Цветной мир: Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Л.Д. Мардер. — М.: Генезис, 2013. — с. 178.

12. Миронов В. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы / Миронов В. // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 10. — с. 42.

13. Песочная терапия как средство развития дошкольников.//Дошкольная педагогика. — 2014. — № 8. — с. 54 — 55.

14. Развитие эмоций у детей // Дошкольное воспитание. — 2013. — № 1. — с. 59.

15. Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. — СПб.: Речь, 2014. — с. 139 — 143.

16. Уханова А.В. Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы дошкольников / А.В.Уханова // Вестник практической психологии образования. — 2014. — № 2. — с. 115.

17. Урунтаева Г. А. Психология дошкольного возраста: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2015. — с. 336.

18. Хвостишкова Т.В. Игры с песком как средство развития мелкой моторики у дошкольников с речевыми нарушениями/Т.В. Хвостишкова — Орёл, 2015. — с. 207.

19. www.prodlenka.org Влияние арт-терапии на развитие детей дошкольников.

20. Министерство образования и науки Российской Федерации.

21. www.planetadetstva.net Применение арт-терапии в развитии, коррекции и восстановлении эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста с особыми потребностями.

Источник: https://forpsy.ru/works/diplom/pesochnaya-terapiya-kak-sredstvo-regulirovaniya-emotsionalnogo-sostoyaniya-starshih-doshkolnikov/

Презентация на тему: Песочная терапия как здоровьесберегающая технология

Выполнила:в оспитатель МДОУд/с «Золотой ключик»Хрусталева Анастасия Алексеевна

2

Слайд 2

Впервые песок в качестве терапевтического средства открыл швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг.Дора Калф (автор метода «Песочной терапии») увидела в этом методе возможность не только помочь детям выразить и отреагировать волнующие их чувства, но и развить психические и речевые функции ребенка, помочь процессу индивидуального становления личности и взаимодействию реальности и воображения.

3

Слайд 3

Песочная терапия – один из видов психотерапии, основанный на технике построения мира на подносе с песком.Цель песочной терапии – дать возможность ребенку быть самим собой.

4

Слайд 4: Задачи песочной терапии:

• снятие психоэмоционального напряжения;• развитие тактильной чувствительности;• развитие межполушарного взаимодействия;• создание положительного эмоционального настроя.

5

Слайд 5: Что необходимо для работы?

В песочной терапии используется деревянный ящик, окрашенный изнутри и снаружи голубой или синей краской. Габариты ящика для 1-3 детей должны быть — 50х70х8 см.На 2/3 объема ящик засыпается песком. Песок должен быть чистым, просеянным, можно использовать речной или морской песок, главное, чтобы он не был не слишком мелким и не слишком крупным. Он должен быть сыпучим и приятным на ощупь.Для игр в песочнице нужна коллекция миниатюрных игрушек. Размер игрушек не должен превышать 8 см.

6

Слайд 6: Игрушки для песочной терапии

• человеческие персонажи, куклы, миниатюрные статуэтки;• фигурки животных;• предметы домашнего обихода;• с казочные персонажи добрые и злые;• персонажи из комиксов и «мультяшные» герои;• украшения, сувениры;• природные элементы.

7

Слайд 7: Знакомство с песком: игры для маленьких детей

1. Поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями, как машинки, как санки, как змейки.2. Сделать те же движения ребрами ладоней и обсудить с ребенком разницу в оттисках,3. Набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом.4.

Закопать ладошки в песок и потом «найти» их.5. Раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.6. Пробежаться пальчиками по песку, оставляя на нем следы.

8

Слайд 8: Упражнения для снятия эмоционального напряжения, агрессии:

1. На ровной поверхности песка взрослый и ребенок оставляют оттиски своих рук, сначала просто прижимают ладонь к песку, а затем делают это тыльной стороной ладони. При этом взрослый проговаривает, что он в данный момент ощущает. И просит ребенка рассказать о своих ощущениях.2.

Создать пальцами, костяшками пальцев, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи.3. Устроить ливень из песка.

Пусть сначала это будет мелкий дождик из песка, поместившегося в одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями, а вот для ливня можно использовать, как вспомогательный материал, детское ведерко.

9

Слайд 9: Песочная терапия в лечении психосоматических заболеваний

Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний и идут на поправку.Взрослые, наблюдая за их поведением во время игры, учатся понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

10

Слайд 10: Примеры проективных игр:

1. « Моя семья »Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи как ему хочется.2. «Мои друзья »Ребенку задаются ситуативные параметры игры.

Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей.3. «Сказочные сюжеты »Ребенку предлагают построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом.

В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять.

11

Последний слайд презентации: Песочная терапия как здоровьесберегающая технология

Методика песочной терапии может быть применима и в домашних условиях. Родители, которые всерьез озабочены воспитанием маленького человека, смогут с помощью песочной терапии успешно корректировать поведение своих детей.В процессе такой игры развивается фантазия детей, речь, мышление, развиваются коммуникативные навыки, творческие способности.

Источник: https://slide-share.ru/pesochnaya-terapiya-kak-zdorovesberegayushchaya-tekhnologiya-266590

Песочная терапия для детей: программа занятий с психологом для ребенка дошкольного возраста, упражнения и конспекты с темами

Шелковистый теплый песок притягателен для людей любого возраста. Ощущение мелкой сыпучей фактуры расслабляет, раскрепощает, успокаивает. Поэтому так притягательна песочная возня для детей дошкольного возраста.

Но не всегда цена отдыха позволяет несколько раз в течение года вывозить малыша к морю. Исходя из этого, психологами была разработана программа занятий «Песочная терапия».

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое бар в психиатрии

Программа

Программа «Песочная терапия» известна с 1920 года благодаря психотерапевтам А. Фрейд, Э. Эриксону и др. В 1930-е годы сформировалась «Песочная терапия», которая стала успешно применяться для решения психологических проблем у детей и взрослых.

«Песочная терапия» снимает эмоциональное напряжение, является средством психологической диагностики, помогает восстановить душевную гармонию.

Параллельно развивается образное мышление, воображение, память, мелкая моторика. Для детей дошкольного возраста эти занятия позволяют без перенапряжения выразить страхи и опасения.

Малыши словно моделируют тревоги и разрушают их, освобождаясь от внутреннего напряжения.

Программа занятий направлена на преодоление проблем в общении, на формирование ответственности за принятое решение и его последствия. «Песочная терапия» дает возможность для детей дошкольного возраста избавляться от последствий стрессов и психологических травм, повышает самооценку. Цена таких занятий – душевный покой и гармония вашего ребенка.

Ситуации, при которых детям просто необходимы занятия

  • психосоматические заболевания у детей;
  • повышенная тревожность, агрессивность;
  • замкнутость ребенка;
  • невроз;
  • стресс как следствие сложных семейных или социальных конфликтов;
  • для детей с особыми потребностями.

Противопоказания к занятиям

Занятия «Песочная терапия» не рекомендованы для детей:

  • при эпилепсии;
  • с легочными и кожными заболеваниями;
  • с аллергической реакцией на пыль;
  • с проявлениями гиперактивности.

Этапы терапии

Занятия «Песочная терапия» предполагают постепенный переход с одной ступени на следующую в индивидуальном ритме ребенка.

Хаос

Это начальный этап для детей, когда они забрасывают в песок множество игрушек без группировки их по размерам, цветам, принадлежности к животным, предметам и т.д. Это свидетельствует о глубоких внутренних страхах и переживаниях, растерянности.

Борьба

Ребенок начинает разделять фигурки на противоборствующие группы. Появляются добрые и злые, плохие и хорошие фигурки. Не торопите малыша, предлагая ему доброго героя. Пусть выплеснутся все страхи, обиды и сомнения. Этот этап завершится с наступлением мира у воюющих сторон.

Исход

Это заключительный этап покоя, уравновешенности и гармонии. Все фигурки в парах или небольших группах. Появляются яркие элементы. Движения становятся спокойными и плавными.

Игры

Занятия «Песочная терапия» представляют собой детские игры, дающие возможность детям себя проявить.

«Знакомство»

Предложите малышу дотронуться до песка, погладить его, погрузить руки в песок. Нарисуйте волны и змейки. Выполните рисунки ладошками, кулачками, ребром руки, пальчиком.

Комментируйте ощущения, задавайте наводящие вопросы. Подсказывайте светлые, радостные и добрые ассоциации.

«Дождик»

Пусть малыш наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.

«Угадай — ка»

Ребенок должен узнать наощупь зарытые в песок фигурки. Эта игра развивает мелкую моторику рук и воображение, формирует уверенность в себе.

«Веселая история»

Выложите фигурки на песке в определенном порядке, покажите ребенку, дайте запомнить. Затем заройте игрушки в песок беспорядочно. Малыш должен отыскать фигурки в песке и выложить их в исходном порядке.

Если ребенок умеет читать, фигурки можно заменить буквами, выложив из них интересное слово.

«Мой город»

Пусть малыш построит любимый город, расставит в нем любимые фигурки, устроит место для себя.

Конспекты занятий

Вы можете изучить готовые конспекты занятий по «Песочной терапии», но лучше всего самому выстроить логику занятий с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка или группы детей.

Ваши конспекты будут включать все те же базовые игры, но в индивидуальной последовательности, в нужном для вас темпе.

Предлагаемые конспекты помогут вам найти подходящий поэтический материал, детские потешки, прибаутки, которые создадут атмосферу доброжелательности на занятии.

Обратите внимание на инвентарь, который предлагают готовые конспекты. Его цена абсолютно доступна. Вам понадобятся:

  • живой (кинетический) песок;
  • песок для домашней песочницы или цветной кварцевый песок (цена указана на сайтах производителей);
  • контейнер для песка (песочница, ящик, большая коробка и т.п.);
  • фигурки животных и рыб, растений и человечков, сказочных героев и героев мультфильмов;
  • ленты;
  • лоскутки;
  • цветные камушки;
  • машинки;
  • замки;
  • башни;
  • мостики и т. д.

Цены

Для групповых занятий нужно приобрести песочницы (средняя цена – 3000 рублей) и наборы для «Песочной терапии».

Цена на занятия в специализированных центрах по этой методике колеблются в пределах 2000 рублей за 1 час.

Книги

Хотелось бы порекомендовать также полезные книги по песочной терапии

Динамичная песочная терапия, автор Эль.

Арт-терапия в работе с детьми, автор Киселева.

Источник: https://ds10-lazorik.ru/prochee/chem-polezna-pesochnaya-terapiya-dlya-detej.html

Песочная терапия для детей дошкольного возраста

Песочная терапия — это эффективное средство психологической диагностики и коррекции сложных психоэмоциональных нарушений.

Игры с песком помогают ребенку избавиться от всевозможных страхов и опасений, преодолеть эмоциональное напряжение, улучшить зрение и стабилизировать психоэмоциональное состояние.

Современные методики песочной терапии используются для диагностики психического состояния, улучшения коммуникативных навыков и совершенствования адаптации ребенка в обществе.

Профессионально организованные игровые занятия в песочнице помогут развить внутренний потенциал ребенка, а также способность мыслить логически и образно.

Все психологи отмечают, что песочная терапия в работе с детьми содействует комплексному воздействию на психику и снятию напряженного состояния, помогает развить чувственные навыки и простимулировать процесс познания.

Пассивные и замкнутые дети становятся более активными, а гиперактивные наоборот успокаиваются. Взаимодействие с песком создает естественную комфортную среду для стимуляции созидательной деятельности.

Кому требуется песочная терапия?

Увлекательные занятия с песком полезны для всех, однако в большей степени они необходимы детям, у которых наблюдается:

  • повышенная тревожность и гиперактивность;
  • всевозможные психосоматические расстройства;
  • речевые дефекты на фоне нервного напряжения или семейных конфликтов;
  • неврозы различного характера.

Взаимодействие с песком поможет ребенку научится творчески развиваться и находить выход из различных сложных ситуаций, которые беспокоят его в данный момент.

Какие возможности открывает песочная терапия?

Песок и вода позволяют реализовать творческий потенциал ребенка. Происходит развитие позитивного восприятия мира и укрепление коммуникативных навыков. Дети с радостью готовы создавать из песка:

  • любимые растения и деревья;
  • различные машинки, поезда и корабли;
  • фигурки людей и зверей, здесь могут быть любимые герои мультфильмов;
  • всевозможные атрибуты и предметы мебели и многое другое.

Перед маленьким творцом открываются большие возможности для реализации своего внутреннего мира.

Современные интерактивные песочницы, световой стол и творческая мастерская позволят развить мелкую моторику, ускорить умственные процессы и стабилизировать психологическую реакцию.

Игрушки для песочной терапии могут быть самыми разнообразными, главное предоставить свободу действий, чтобы ребенок смог поделиться своим внутренним миром и найти выход из сложного психоэмоционального состояния.

Песочная терапия: упражнения

В теории и практике педагогической деятельности существует богатое разнообразие игр, связанных с песочной терапией.

  • Рисование. Ребенок учится создавать собственные изображений и узоры на кварцевом кинетическом песке. Это способствует развитию художественно-творческих навыков и улучшению концентрации внимания.
  • Управление и контроль. Ребенок пересыпает небольшую горку песка с собственной ладони в ладонь партнера. Тактильное взаимодействие содействует умиротворению и расслаблению. Ребенок в непринужденной форме учится чувствовать себя комфортно в команде.
  • Стабилизация эмоций. Педагоги и психологи помогают в игровой сфере перенести негативные эмоции в нужное русло. Например, можно поставить задачу слепить большой дом или же вырыть яму и утрамбовать ее с большой силой. Выплеск негативных эмоций поможет стабилизировать психоэмоциональное состояние.

Современные технологии песочной терапии способствуют развитию творческого потенциала, мелкой моторики и коммуникативных навыков. По словам воспитателей, наблюдается повышение общительности и сообразительности. Многие приобретают понимание различных процессов, начинают относиться более вдумчиво к различным понятиям и выражениям.

Взаимодействие с песком позволяет создать положительную атмосферу для общения, способствует корректировке решения трудных задач и ситуаций. Регулярные упражнения помогают выразить внутренние конфликты и скрытые переживания, повысить самооценку, улучшить творческие навыки.

Занимательные игры с песком — это лучший инструмент для устранения замкнутости и агрессии, а также развития скрытого потенциала ребенка.

Источник: https://anrotech.ru/blog/pesochnaya-terapiya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Как жить полной жизнью

Закрыть