Патриархат что это такое

Патриарх: кто это, что означает титул

патриархат что это такое

Патриарх — это почетный титул главы Православной Церкви. Слово происходит от греч. Πατριάρχης; образовано от слов πατήρ – отец и αρχή – начало, власть, начальник или глава отцов.

Православные Патриархаты

Существует 9 православных Патриархатов:

  • Вселенский Константинопольский Патриархат,
  • Александрийский,
  • Антиохийский,
  • Иерусалимский,
  • Московский,
  • Сербский,
  • Румынский,
  • Болгарский, 
  • Грузинский.

Епископ-Апостол

Патриарх Московский и всея Руси

1. Предстоятель Русской Православной Церкви носит титул: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси».

2. Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви и подотчетен Поместному и Архиерейскому Соборам.

3. Имя Патриарха Московского и всея Руси возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви по следующей формуле: «О Великом Господине и Отце нашем (имя), Святейшем Патриархе Московском и всея Руси».

4. Патриарх Московский и всея Руси имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем.

5. Отношения между Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом, в соответствии с общеправославной традицией, определяются 34-м правилом свв. Апостолов и 9-м правилом Антиохийского Собора.

6. Патриарх Московский и всея Руси вместе со Священным Синодом созывает Архиерейские Соборы, в исключительных случаях — Поместные Соборы, и председательствует на них. Патриарх Московский и всея Руси созывает также заседания Священного Синода.

7. Осуществляя свою каноническую власть, Патриарх Московский и всея Руси:

а) несет ответственность за исполнение постановлений Соборов и Священного Синода;

б) представляет Соборам отчеты о состоянии Русской Православной Церкви за межсоборный период;

в) поддерживает единство иерархии Русской Православной Церкви;

г) осуществляет начальственное наблюдение за всеми Синодальными учреждениями;

д) обращается с пастырскими посланиями ко всей Полноте Русской Православной Церкви;

е) подписывает общецерковные документы после соответствующего одобрения Священным Синодом;

ж) осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по управлению Московской Патриархией;

з) сносится с Предстоятелями Православных Церквей во исполнение постановлений Соборов или Священного Синода, а равно и от своего имени;

и) представляет Русскую Православную Церковь в отношениях с высшими органами государственной власти и управления;

к) имеет долг ходатайства и «печалования» перед органами государственной власти как на канонической территории, так и за ее пределами;

л) утверждает уставы Самоуправляемых Церквей, Экзархатов и епархий;

м) принимает апелляции от епархиальных архиереев Самоуправляемых Церквей;

н) издает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев, руководителей Синодальных учреждений, викарных архиереев, ректоров Духовных школ и иных должностных лиц, назначаемых Священным Синодом;

о) имеет попечение о своевременном замещении архиерейских кафедр;

п) поручает архиереям временное управление епархиями в случае длительной болезни, кончины или нахождения под церковным судом епархиальных архиереев;

р) наблюдает за выполнением архиереями их архипастырского долга по окормлению епархий;

с) имеет право посещения в необходимых случаях всех епархий Русской Православной Церкви (пр. 34 свв. Апостолов, пр. 9 Ант. Собора, Карф. 52 (63));

т) преподает архиереям братские советы как относительно их личной жизни, так и относительно исполнения ими архипастырского долга; в случае невнимания к его советам предлагает Священному Синоду вынести надлежащее постановление;

у) принимает к рассмотрению дела, связанные с недоразумениями между архиереями, добровольно обращающимися к его посредничеству без формального судопроизводства; решения Патриарха в таких случаях для обеих сторон обязательны;

ф) принимает жалобы на архиереев и дает им надлежащий ход;

х) разрешает архиереям отпуск на срок более 14 дней;

ц) награждает архиереев установленными титулами и высшими церковными отличиями;

ч) награждает клириков и мирян церковными наградами;

ш) утверждает присуждение ученых степеней и званий;

щ) имеет попечение о своевременном изготовлении и освящении святого мира для общецерковных потребностей.

8. Внешними отличительными знаками патриаршего достоинства являются белый куколь, зеленая мантия, две панагии, великий параман и предносной крест.

9. Патриарх Московский и всея Руси является епархиальным архиереем Московской епархии, состоящей из города Москвы и Московской области.

Патриарху Московскому и всея Руси в управлении Московской епархией помогает Патриарший Наместник на правах епархиального архиерея, с титулом митрополита Крутицкого и Коломенского.

Территориальные границы управления, осуществляемого Патриаршим Наместником на правах епархиального архиерея, определяются Патриархом Московским и всея Руси.

10. Патриарх Московский и всея Руси является Священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ряда других монастырей, имеющих особое историческое значение, и управляет всеми церковными ставропигиями.

Образование ставропигиальных монастырей и подворий в Московской епархии осуществляется по Указам Патриарха Московского и всея Руси.

Образование ставропигий в пределах иных епархий осуществляется с согласия епархиального архиерея по решению Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

11. Сан Патриарха является пожизненным.

12. Право суда над Патриархом Московским и всея Руси, равно как и решение вопроса о его уходе на покой, принадлежит Архиерейскому Собору.

13. В случае кончины Патриарха Московского и всея Руси, его ухода на покой, нахождения под церковным судом или иной причины, делающей невозможным исполнение им патриаршей должности, Священный Синод под председательством старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода немедленно избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Процедуру избрания Местоблюстителя устанавливает Священный Синод.

14. Церковное имущество, которым обладает Патриарх Московский и всея Руси в силу своего положения и должности, является собственностью Русской Православной Церкви. Личное имущество Патриарха Московского и всея Руси наследуется в сooтветствии с законом.

15. В период междупатриаршества:

а) Русской Православной Церковью управляет Священный Синод под председательством Местоблюстителя;

б) имя Местоблюстителя возносится за богослужениями во всех храмах Русской Православной Церкви;

в) Местоблюститель исполняет обязанности Патриарха Московского и всея Руси так, как они изложены в п. 7 раздела IV настоящего Устава, кроме пп. «ц»;

г) митрополит Крутицкий и Коломенский вступает в самостоятельное управление Московской епархией.

16. Не позднее шести месяцев по освобождении Патриаршего Престола Местоблюститель и Священный Синод в порядке, определенном п. 2 раздела II настоящего Устава, созывают Поместный Собор для избрания нового Патриарха Московского и всея Руси.

17. Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

а) быть архиереем Русской Православной Церкви;

б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;

г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7);

д) иметь возраст не моложе 40 лет.

Устав Русской Православной Церкви

Особенный митрополит

Источник: https://www.pravmir.ru/patriarh/

«Томос» — это должность или документ? И что такое «автокефалия»? Очень краткий словарь церковных терминов

патриархат что это такое

Томос

Вид церковного документа. Своего рода указ или грамота, которая выдается исключительно предстоятелем поместной православной церкви. Изредка такой документ выдается по вопросам вероучения. Но чаще всего томос касается церковного устройства — предоставления автономии или автокефалии.

Автокефалия

Это статус поместной церкви как независимой самоуправляемой части Вселенской православной церкви, возглавляемой патриархом, или архиепископом, или митрополитом.

Это такая поместная православная церковь, к юрисдикции которой относится определенная территория, где другие поместные церкви не могут действовать без согласия предстоятеля.

Автокефальная церковь имеет более широкие права, чем автономная церковь, и не является ни иерархически, ни административно частью другой православной церкви. Например, автономию имеет Украинская православная церковь Московского патриархата, которая является частью Русской православной церкви.

Поместная церковь

Религиозная община христиан, которая действует на определенной территории: провинции, государства, края и т. п. Поместная церковь может быть автокефальной, автономной или самоуправляющейся или полуавтономной.

Украинская православная церковь Московского патриархата

Самоуправляющаяся православная церковь с особым статусом и правами широкой автономии, является частью Русской православной церкви на территории Украины. Создана в 1990 году Архиерейским собором РПЦ.

По состоянию на начало 2018 года УПЦ МП имела в Украине более 12 тысяч религиозных общин, более 200 монастырей и более 10 тысяч священников. Предстоятель УПЦ МП избирается епископатом церкви и утверждается патриархом Московским.

С 17 августа 2014 года им является митрополит Онуфрий (Березовский).

УПЦ МП официально отказалась участвовать в Объединительном соборе по созданию автокефальной церкви в Украине и разорвала отношения со Вселенским патриархатом по примеру РПЦ. Однако, ожидается, что ряд представителей УПЦ МП все же примут участие в соборе.

Украинская православная церковь Киевского патриархата

Православная церковь в Украине с резиденцией патриарха в Киеве. Делится на 34 епархии, объединяющие более 5 тысяч приходов. Создана в июне 1992 года путем объединения части УПЦ МП и Украинской автокефальной православной церкви. Действующий предстоятель — патриарх Филарет.

УПЦ КП не признана РПЦ и остальными православными церквями, а самого Филарета Архиерейский собор РПЦ предал анафеме, то есть отлучил от церкви. Анафему отменили в октябре 2018 года решением Синода Вселенского патриархата.

Делегация архиереев УПЦ КП будет самой многочисленной на Объединительном соборе.

Украинская автокефальная православная церковь

Православная церковь в Украине, создана в 1990 году, после выхода ряда галицких приходов из-под юрисдикции РПЦ на волне автокефального движения в конце 1980-х. Общины УАПЦ действуют в основном в западных областях Украины, на начало этого года их насчитывалось более тысячи. УАПЦ также не признана РПЦ и Константинопольским патриархатом. С июня 2015 года предстоятелем УАПЦ является митрополит Макарий. УАПЦ также приобщается к Объединительному собору по созданию поместной церкви в Украине.

Константинопольская православная церковь

Также часто упоминается как Константинопольский патриархат или Вселенский патриархат. Самая высокая по статусу из всех 14-ти независимых (автокефальных) поместных православных церквей. Предстоятелем с 1991 года является патриарх Варфоломей.

Прерогативой Вселенского патриарха является координация работы мирового православия, включая созыв соборов, а также поддержка межцерковных и межконфессиональных диалогов, у него есть право арбитра в церковных делах. Он также может предоставлять томос об автокефалии той или иной церкви.

Иногда для обозначения Вселенского патриархата используется термин «Фанар» — это исторический район Стамбула, где находится резиденция Вселенского патриарха — церковь Святого Георгия.

Должности и титулы

Патриарх — титул епископа, председательствующего в патриархии, глава автокефальной церкви.

Предстоятель — название должности председательствующего епископа поместной православной церкви. Предстоятелем также иногда называют епископа, который возглавляет местную церковь (епархию, экзархат), или священника, являющегося наместником или настоятелем монастыря или храма.

Митрополит — второй после патриарха титул епископа в православной церкви, председательствующий в митрополии, также возглавляет автокефальные или автономные церкви.

Иерей — официальное название священника в православной церкви.

Архиерей — служит для обозначения высших должностей в церковной иерархии, например, архиепископ, архидиакон, архимандрит.

Архимандрит — титул управляющих крупных мужских монастырей, ректоров духовных семинарий, глав духовных миссий и монашеских орденов.

Епископ — высший духовный сан в христианской церкви.

Клирики — обобщающее название для священнослужителей как сообщества, отличного от мирян.

Миряне — последователи религиозного культа, которые живут светской жизнью, т. е. не являются священниками или монахами.

Экзарх —представитель высшей церковной власти в государстве или в отдельных крупных областях государства. Для подготовки к предоставлению томоса украинской церкви Вселенский патриархат назначил своими экзархами в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады.

Другие церковные термины

Синод —высшее коллегиальное церковное собрание для решения важных дел (предоставление автономии или автокефалии, выборов патриарха и др.), состоящее из епископов под председательством иерарха вселенской, поместной, автономной или автокефальной церкви. В Украине также употребляется термин «Собор».

Епархия —церковный округ, основная церковно-административная единица в православной и греко-католической церквях во главе с епархиальным архиереем (митрополитом, архиепископом, епископом).

Лавра —этостатус, который получают монастыри, имеющие наибольшее влияние на духовную жизнь той или иной страны. В Украине соответствующий статус имеют три православных монастыря: Киево-Печерская лавра в Киеве, Почаевская лавра в Тернопольской области и Свято-Успенская Святогорская лавра в Донецкой области.

Ставропигия —православная церковная единица (приход, монастырь, братство), которая подлежит юрисдикции не местному иерарху, а непосредственно патриарху. Например, в ноябре Вселенскому патриархату передали Андреевскую церковь в Киеве. Таким образом она стала своеобразным посольством Константинопольского патриархата в Украине.

Хиротония —также известна как рукоположение, возложение рук. Это христианский обряд, во время которого происходит постановка священнослужителя в тот или иной чин. Рукоположение в дьяконы и священники может совершать один архиерей, рукоположение в архиереи совершается собором архиереев. Также используется для обозначения других христианских обрядов, содержащих (ныне или ранее) элемент возложения рук, например, миропомазание (обряд после принятия человеком крещения).

Миро — в христианстве специально приготовленное и освященное ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания или при освящении вновь построенного храма.

Схизма — собственно, раскол. Отделение части церкви или разделение ее на несколько частей из-за канонических противоречий. Таким образом, например, в христианстве возникли три основных течения: православие, католицизм и протестантизм.

Евхаристическое общение (сопричастие) — возможность совместного богослужения двумя епископами или священниками. Считается, что два епископа находятся в евхаристическом общении, если каноны и догматы позволяют им служить вместе. 15 октября Синод Русской православной церкви объявил о прекращении евхаристического общения и официально разорвал отношения со Вселенским патриархатом.

Источник: https://thebabel.net/texts/23093-tomos-eto-dolzhnost-ili-dokument-i-chto-takoe-avtokefaliya-ochen-kratkiy-slovar-cerkovnyh-terminov

Патриархат в Европе

патриархат что это такое

Мигранты-мусульмане, приезжающие в Европу, не настолько патриархатны в своих установках, как принято считать. В ряде стран ЕС их представления  относительно роли женщины в обществе близки представлениям местных жителей. Это подтвердилось в ходе исследования, проведенного Вероникой Костенко.

Автор исследования:

Принимающая страна влияет на установки

Мигранты в Европе в своих установках ближе к местным жителям, чем к населению той страны, из которой они приехали. Однако выходцы из мусульманских стран ассимилируются медленнее остальных. Их представления более прогрессивные, чем в отправляющих сообществах, но в целом несколько более патриархатные, чем в принимающих.

В ходе исследования использовались данные World Values Survey (WVS) и European Values Study (EVS). Автор проанализировала отношение мигрантов-мусульман в Западной Европе к гендерному равноправию на рынке труда.

Оно измерялось с помощью согласия/несогласия респондентов с утверждением: «Когда работы мало, у мужчин должен быть приоритет при трудоустройстве».

Параллельно установки мигрантов сравнивались с представлениями европейцев и ценностями, характерными для населения 12 мусульманских стран «исхода» — Алжира, Египта, Индонезии, Ирака, Ирана, Казахстана, Кыргызстана, Ливана, Марокко, Пакистана, Туниса и Турции.

Результаты показали, что женщины-мигранты чаще выступают за гендерное равноправие. При этом пол на суждение о преимуществе мужчин на рынке труда влияет сильнее, чем мусульманское вероисповедание. Значимую роль играет возраст – пожилые чаще имеют патриархатные взгляды. То же относится к людям, не имеющим высшего образования. Одинокие и разведенные мигранты прогрессивнее в своих взглядах, чем семейные.

Исследование также показало, что выходцы из тех стран, где выше грамотность, уровень жизни и ее продолжительность, более склонны к поддержке гендерного равноправия.

В целом результаты продемонстрировали, что мусульманское вероисповедание не является главным фактором, способствующим дискриминации женщин на рынке труда. Пол, возраст, образование, экономические условия и т.д. вносят весомый вклад в формирование гендерных установок.  Но религиозность все-таки важна – чем религиознее человек, чем чаще он посещает службы, тем он менее склонен поддерживать гендерное равенство, комментирует Вероника Костенко.

Женщины-мигранты интенсивно вовлечены в европейский рынок труда и составляют больше половины миграционного потока в Европу. Антимигрантские и антиисламские настроения касаются их меньше, чем мужчин. По мнению некоторых ученых, это связано с занятостью женщин-мигрантов в таких сегментах европейских рынков труда, как уход за детьми и пожилыми людьми.

Из статьи Вероники Костенко

Ситуация по странам

Результаты исследования подтвердили, что мигранты-мусульмане в целом демонстрируют установки достаточно близкие к тем, что приняты в обществе, где они живут. Правда есть страны с выраженными различиями между приезжими и местными жителями. Это, например, Швеция и Нидерланды.

Здесь, как отмечает Вероника Костенко, уровень поддержки гендерного равноправия один из самых высоких в мире. Поэтому мигранты оказываются более патриархатными на фоне принимающего сообщества.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Почему человек не здоровается

Но если сравнить приезжающих работников в ту же Швецию и Нидерланды с местными жителями консервативных европейских стран, например, Португалии, то окажется, что мигранты в Швеции и Нидерландах более склонны к гендерному равноправию, чем португальцы.

Это, как говорится в исследовании, может быть связано с тем, что выходцы с Востока выбирают подходящие для себя страны, исходя из своих ценностей и установок. В целом мигранты в Европе, как отмечает автор, гетерогенны по своим ценностным профилям, и объединять их в единую группу не имеет смысла.

Проведенное исследование демонстрирует, что приезжающие в Европу работники из мусульманских стран достаточно динамично ассимилируются в принимающие сообщества. «Между тем, ситуация гендерного неравенства часто используется для оправдания антииммигрантских настроений», — комментирует Вероника Костенко. Принятые в Европе представления о положении женщин в исламских странах переносятся на мигрантов из этого региона.

Вместе с тем, конечно, в демократичных обществах поддержка гендерного равноправия выше. И исламское большинство в стране приводит к более патрирхатным гендерным установкам. Однако, по мнению автора, нет причин считать, что ислам не меняется.

Стоит отметить, что в WVS и EVS в национальные выборки не включаются беженцы, люди, не владеющие языком опроса, а также нелегальные мигранты, которые стремятся избегать столкновения с официальными лицами. Также ответы мигрантов, как отмечает исследователь, могут быть подвержены влиянию социального окружения.  Но это слишком тонкий вопрос, поясняет автор. Если люди понимают, как правильно отвечать, это уже говорит о процессе их ценностной адаптации.

См. также:

Арабская молодежь предпочитает патриархат

Женщин угнетает не ислам, а неграмотность

Что думают о мигрантах в Европе

Эволюция ценностей, или Почему Восток все еще не догнал Запад

Мигранты из стран СНГ все чаще возвращаются на родину

Денежные переводы мигрантов поднимают уровень жизни на родине

Автор текста: Селина Марина Владимировна, 8 августа, 2017 г.

Социология ислам равноправие

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/208034704.html

Матриархат и патриархат: что выгоднее для выживания в природе

2018-01-31T08:00+0300

2018-01-31T08:18+0300

https://ria.ru/20180131/1513609501.html

Матриархат и патриархат: что выгоднее для выживания в природе

https://cdn24.img.ria.ru/images/150086/72/1500867209_0:275:3071:2017_1036x0_80_0_0_9b25880ca9de787902d417051f14942a.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

МОСКВА, 31 янв — РИА Новости. В современном обществе гендерные различия утратили былое значение. Женщины могут заниматься карьерой и политикой, мужчины — посвящать себя семье и детям. У животных не так. Гендерные роли у слонов, волков, лошадей четко распределены.

Ложный матриархат

У стайных животных вожак, как правило, самец, что логично. Обычно самцы крупнее и массивнее: это дает преимущество в борьбе за выживание, а также в драке за лидерство. Но для некоторых видов эволюция сделала исключение. 

Пятнистые гиены живут кланами со строгой иерархией, и верховодят там самки. Самцы занимают самое низшее положение, а посередине социальной лестницы находится молодняк женского пола. Гиена наследует свой статус от матери — повысить его возможно, но довольно трудно.

Самцы уважительно относятся к самкам, месяцами, а то и годами ожидая их благосклонности. Впрочем, гиены предпочитают спариваться с представителями других кланов, избегая таким образом родственных скрещиваний.

Едят самцы в последнюю очередь, после того как насытятся самка-вожак и остальные особи женского пола. 

Самки гиены крупнее самцов, а из-за высокого уровня тестостерона у них порой вырастают ложномужские половые органы. Причем настолько внушительного размера, что отличить самку от самца бывает непросто, особенно на расстоянии. Интересно, что детеныши пятнистых гиен появляются на свет зрячими и с зубками. Едва ли не сразу молодые самки начинают бороться друг с другом, не трогая братьев. Неудивительно, что среди самок выживают сильнейшие. 

Нельзя не отметить, что у пятнистых гиен самки на физическом уровне ближе к самцам — они агрессивные, крупные и сильные. Эволюция исполнила весьма замысловатый пируэт, создав матриархат по законам патриархата, то есть по законам сильнейшего, а не умнейшего.

Опытный лидер

Борясь за выживание, животные полагаются не только на агрессивность и физическую силу, но и на умение выстраивать социальную иерархию, на знания и опыт. Из-за постоянных схваток с соперниками организм самцов изнашивается быстрее, они реже доживают до почтенного возраста. Поэтому там, где накопленная информация важнее силы, лидерами признаются старшие самки. 

Известные сторонники истинного матриархата — слоны. Самая взрослая самка держится нейтрально по отношению к сородичам, ее никто не боится и не пытается задобрить. Но стадо следит за ее реакцией и подражает ей. Если она выказывает беспокойство, скажем, заслышав рык льва, стадо занимает оборонительные позиции. Слониха невозмутима — и все стадо спокойно. 

Достигшие половой зрелости самцы живут в гордом одиночестве или объединяются в небольшие группы — все же слоны животные социальные, вместе веселее. У косаток и крыс стаей руководит также старшая самка, но самцов никто не выгоняет. С ними намного проще охотиться. 

Победа патриархата

Впрочем, матриархат в природе все же исключение. У представителей семейств волчьих, копытных, в львиных прайдах, у приматов верховодят самцы. Получается, что патриархат в целом выгоднее, чем матриархат? 

Дело в том, что самкам более свойственно заботиться о детенышах даже в ущерб собственному здоровью. Этому способствует высокий уровень типично женских гормонов, в частности окситоцина и пролактина.

У самцов таких гормонов намного меньше, и их родительские инстинкты практически молчат. Природа жестока — иногда приходится пожертвовать жизнью детеныша, чтобы спасти свою.

Ведь можно произвести на свет новое потомство, а беззащитный малыш без взрослого все равно не выживет — зачем проявлять ненужный героизм? 

Допустим, в диком табуне один жеребенок повредил ногу и захромал. Он не может достаточно быстро передвигаться. Но табун не стоит на одном месте — ему необходима пища. Нельзя жертвовать общей безопасностью ради одного больного жеребенка, и вожак-жеребец ведет табун дальше, оставив больного. Кобыла же в силу материнского инстинкта будет защищать жеребенка до последнего, забыв о табуне и подвергая опасности десятки особей.

В природе роль вожака чаще всего достается самцу просто потому, что ему не надо вынашивать потомство, становясь на время беременности более уязвимым, а потом заботиться о детенышах. Как, будучи на сносях, защищать свою власть, сражаясь с соперниками? К тому же вожак должен посвятить себя всей стае, а не уделять внимание одному маленькому и слабому существу. 

Источник: https://ria.ru/20180131/1513609501.html

Равенство или патриархат?

ЛизаПсихология

Супруги должны быть партнерами, все делать вместе и делить все расходы пополам? Или в доме должен быть один «хозяин» – мужчина, а жене стоит быть на вторых ролях?

Есть три типа счастливого брака – традиционный, партнерский и восточный. Какой из них подходит вам с любимым? Очень важно не ошибиться с выбором. Ведь от того, как вы будете строить свою семью, зависит ваше счастье.

Но некоторые женщины признают только традиционный брак и ужасаются западной модели партнерских отношений. Например, как у американцев: все заботы – пополам, готовить принято по очереди. Или супруги сбрасываются и заказывают еду на дом, или идут в кафе. Уборка – тоже совместно, или они вместе оплачивают домработницу. Что же это за семья такая?!

Или как у шведов: детьми занимаются оба родителя, а не только мама, которая уже повеситься готова от того, что помимо работы тащит на себе весь быт, да еще и уроки с секциями и кружками. А у шведов папа тоже занимается детьми, даже если он устал после рабочего дня. Реальна ли вообще такая семья, которая отсюда кажется глянцевой картинкой?

Модели семьи

Современные женщины постсоветского мира видели только традиционную модель семьи своих родителей: оба супруга работают, вечером папа ложится на диван с газетой, а мама падает от усталости, но героически начинает трудиться по дому «во вторую смену».

И это они называют ЛЮБОВЬЮ, и при этом удивляются: «Разве партнерство – это семья?» А что тогда семья? Смириться с лодырем-инфантилом? Тащить на себе весь быт? Быть как многие жены – «я и лошадь, я и бык, я и баба, и мужик»? Что ж, можно смириться и тащить.

А можно подойти к делу иначе и задать себе вопрос: что же такое действительно счастливая семья? Как я могу быть счастливой?

Давай рассмотрим три примера удачных браков

Подумай, какая из этих моделей ближе тебе? В каких отношениях с супругом ты хотела бы состоять?

✔ ПЕРВАЯ ПАРА. Они поженились, когда у них практически ничего не было, кроме молодости. Их родители прожили долгую совместную жизнь, зная, что брак – это на всю жизнь: муж работает, жена больше по хозяйству. И молодые супруги приняли модель поведения своих родителей за единственно верную. Звезд с неба, возможно, не хватали, но жили тихо, мирно-счастливо. Эта традиционная модель семьи.

✔ ВТОРАЯ ПАРА решила все честно делить пополам. Оба работают, оба все делают вместе. Сегодня готовит один – завтра другой. Уборка? Совместно. Коммунальные платежи – 50 на 50. Если жене нужна шуба, она сама на нее зарабатывает, как и муж – на машину своей мечты, ведь нет никакого общего кошелька, у каждого свой бюджет. Это партнерский брак.

✔ ТРЕТЬЯ ПАРА выросла в другой среде. Для жены самое важное – благо мужа. Его желания у нее на первом плане. Он отвечает супруге взаимностью, взяв на себя ответственность за обеспечение семьи. Мужчина работает, женщина вьет гнездо, полностью ему доверяя и беспрекословно подчиняясь. Это восточная модель.

Кто занимается детьми?

В партнерском браке воспитание детей не является обязанностью мамы. Например, европейские или американские мужья вполне могут находиться в декретном отпуске по уходу за малышом, а их жены – выйти на работу. (У нас такое тоже возможно, но прибегают к этому единицы.) Точно так же при разводе дети не остаются с матерью «автоматически»: половину времени ребенок может жить с отцом. Это так называемая совместная опека.

В партнерском браке никто никому ничего не должен. Муж не обязан обеспечивать детей финансово и гулять с ними, а жена не обязана делать с ними уроки, купать и стирать. Обязательства перед детьми, безусловно, есть у обоих супругов. Но друг перед другом в отношении детей – нет. Каждый сам, по внутреннему убеждению, должен своим детям. Но супруги не предъявляют друг другу претензии и не выносят мозг упреками.

А в традиционных и восточных семьях, в отличие от партнерской, воспитание детей, уход за ними, как правило, лежат в основном на женщине.

Супружество как бизнес-проект

Разница между традиционным и партнерским браком еще и в том, что первый вариант выбирают люди достаточно инфантильные, незрелые. Как правило, это психологические подростки, которым обязательно нужно опираться на какие-то чужие, внешние нормы, правила, традиции. Им сложно жить своим умом, самостоятельно мыслить и принимать решения. Им важно, что о них подумают окружающие.

А вот люди психологически взрослые сами строят свою собственную жизнь, исходя из своих ценностей и интересов, а не под давлением общественного мнения и каких-либо авторитетов. Со своим любимым человеком они партнеры, и осознанно выбирают модель совместной жизни. Здесь два зрелых супруга договариваются точно так же, как два серьезных человека решают, например, создать совместный бизнес-проект.

У психологического взрослого не может быть семьи, созданной по традиционному типу, именно из-за того, что развитый человек не опирается на чужие нормы, подстраиваясь под них. Он не может слепо следовать инструкциям, его уровень мышления выше и сложнее, чем у психологических подростков.

Сделай свой выбор

Для того чтобы понять, какая из моделей брака подходит именно тебе, задай себе главный вопрос: зачем мне нужна семья?

• Является ли целью создания семьи рождение и воспитание детей?

• Зачем мне нужен муж, если в браке нет детей?

• А зачем мне в принципе нужен муж/ партнер?

Если ты считаешь, что смысл семьи – в продолжении рода, цель вашего брака – дети, а задача мужа – обеспечивать семью «на рабочем фронте», пока ты создаешь тихий уютный тыл, то тебе, скорее всего, будет комфортно в традиционном или восточном браке.

А если твоя цель – счастливая жизнь с избранным тобой человеком, вы хотите просто быть вместе, если равенство партнеров для тебя – залог самоуважения, а дети – возможное приумножение счастья, но не абсолютная цель, то оптимальным для тебя будет партнерский брак.

Какой тип брака лучше? А что удобнее – кроссовки или плащ? Футболка или пиджак? Это несравнимые вещи. Для каждой пары есть свой выбор, свое «хорошо» и «счастливо». Самое главное – помнить, что жить придется только в одной модели семьи. Не получится взять плюсы всех типов браков и соединить их вместе, убрав минусы. Такова суровая правда жизни.

Осознанный переход

• Бывает, традиционные семьи со временем переходят в партнерский вариант брака. Обычно это случается с теми, кто женился в юном возрасте, рос и развивался вместе с супругом. Старый уклад брака стал для них тесен и уже не соответствовал двум новым людям.

• Раньше муж делал что-то, потому что ему так сказала жена, ведь в его семье было принято, чтобы мама говорила папе: «Вынеси мусор». А жена стирала и готовила, потому что так делала ее мама.

Но став самодостаточными людьми, они сознательно изменили систему взаимодействий. Мужчина взял на себя часть быта, а женщина сняла с себя обязанность выполнять все домашние дела в одиночку. Оба зарабатывают, оба делят быт пополам.

Ответственность лежит уже не перед традициями и нормами, не перед чужим мнением, а только перед собой.

• А вот партнерский брак не может перейти в традиционный, если, конечно, партнеры не разрушили свои нейронные цепочки и не деградировали. И восточный брак останется восточным: с характером «послушной жены» надо родиться.

Ольга Юрковская, психолог, бизнес-консультант

Источник: http://kiozk.ru/article/liza/ravenstvo-ili-patriarhat

Звериный оскал национал-патриархата

Возможно ли равноправие мужчины и женщины? Этот гендерный вопрос продолжает беспокоить умы некоторых людей. В жарких спорах участники разделились: одни пытаются доказать равенство мужчин и женщин, другие же опровергают его.

В дискуссиях участвуют люди самых разных убеждений. Среди особо выделяющихся — убежденные сторонники господства мужчины над женщиной. В своих идеях они совмещают и средневековый сексизм, и радикальный национализм.

Казалось, кто в современном мире станет всерьез воспринимать такую идеологию? Однако возникло целое движение, поддерживающее эту дискриминацию. Имя этому франкенштейну от идеологии — национальный патриархат.

Причина популярности

Своим рождением национал-патриархат во многом обязан неверному толкованию человеческой истории. В понимании теоретиков патриархата история — это война полов. В ней глупые, но хитрые женщины стремятся захватить ресурсы умных, но наивных мужчин.

Как видят патриархат его нынешние сторонники? Цельное понимание концепции найти едва ли возможно. Связано это с тем, что движение его защитников — маскулистов, не является однородным. Да и теоретический уровень большинства адептов патриархата остается низким. Потому, за неимением большего, остается привести в пример их скудную формулировку:

“Патриархат — правильное разделение ролей мужчины и женщины в обществе”

Здесь и раскрывается одна из наиболее типичных их черт — это грубое и безграмотное биологизаторство. Маскулисты будут со всех сил ссылаться на устаревшие и опровергнутые исследования об “альфа-самцах”. Станут игнорировать исследования, которые утверждают, что разница между конкретными индивидами в итоге сильнее межполовых различий.

В мире национал-патриархата есть только самцы и самки с непобедимыми инстинктами. И побороть эту человеческую природу практически невозможно.

Поэтому и надо женщин держать в оковах патриархата — только так можно усмирить их распутную, корыстную природу.

Для современных маскулистов патриархат — утопия, идеальное или близкое к нему общество. В этой утопии сильные и волевые мужчины, подобно атлантам, держат на своих плечах благополучие мира.

Разница с другими утопиями лишь в том, что патриархальная утопия находится не в будущем, а в прошлом. А для того чтобы вернуть свою утопию и “правильно разделить роли мужчин и женщин” сторонники патриархата пытаются опереться на два общественных столпа: семью и нацию.

СЕМЬЯ

Сторонники патриархата считают современное общество и семью больными женоподобностью. Виной тому стали сами женщины, которые вместо выполнения своих функций стали лезть в “мужские” занятия — науку, политику и искусство. А готовить и воспитывать детей женщины разучились. В этом их также упрекают маскулисты:

“Глупо давать девушкам право работать, если они все равно садятся на шею мужчин. Идеальная сидит дома, варит борщ, ухаживает за детьми и стирает твои портки».

Но если обобщить все частные возражения маскулистов, общая картина станет ясна: женщины больше не считают своей главной задачей удовлетворение чувств мужчин. И это задевает собственнические чувства маскулистов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое тришкин кафтан

Патриархальная система уготовила женщине возможность воспитывать детей и ухаживать за домом. Все по канонам Домостроя. Это патриархи называют гордо — хранительница домашнего очага. И по мнению патриархов, эта грубая иерархия абсолютно нормальна. Для маскулизма она попросту естественна. Идеолог “Мужского Движения” Олег Новоселов пишет:

«Не надо обманываться некоторым внешним сходством, тем, что женщина тоже умеет разговаривать и тем, что оба они называются людьми. Между человеческим мужчиной и самцом льва гораздо больше сходства, чем между мужчиной и женщиной»

Идеология патриархата прямо говорит: женщина неполноценна. Потому и отношение к ней должно быть соответствующим. И несмотря на то, что труды Олега Новоселова и его сторонников разбиты профессиональными учеными, ему продолжают верить.

Развивая свой аналог расовой теории, маскулисты пытаются доказывать свою правоту с помощью науки. Под видом исследований публикуются зачастую выдуманные истории с единственной целью — прикрывшись наукой, оправдать свою идеологию.

Видя с каким энтузиазмом критикуются женщины, можно подумать, что патриархат одновременно выступает стеной солидарности по отношению к якобы угнетенным мужчинам. В действительности же маскулисты открыто презирают часть мужчин за их “мягкотелость и желание быть под женским каблуком”. Даже термин отдельный придумали — бабораб.

Вспоминая неугодных мужчин, наиболее радикальные маскулисты и вовсе изобретают фантастические биологизаторские теории. Согласно одной из них, все половозрелые женщины являются носителями опасного грибка. Этот паразит не только разрушает мозг носительниц, но и способен заражать мужчин. И атакованные грибком мужчины неизбежно превращаются в баборабов.

В итоге, выступая защитниками семьи, маскулисты на деле выступают за ее разрушение. Ведь для построения своей утопии из прошлого им требуется уничтожить современный институт семьи, ведь она “матриархальна” и якобы угнетает мужчин.

Промахнулись маскулисты и со своей ролью “освободителей”. Их патриархальная альтернатива диктует и мужчинам и женщинам как правильно вести отношения. Где же здесь освобождение и возможность самостоятельного выбора?

НАЦИЯ

Женоненавистники не стали ограничиваться критикой одной лишь семьи. Ведь патриархальные ценности должны быть везде — не только дома, но и в любых общественных институтах.

Изобретать свою политическую программу с нуля слишком сложно. Гораздо проще использовать уже имеющиеся идеологии в угоду своим интересам. Именно такой простой дорогой и пошел маскулизм. Долго искать благую почву для средневековых ценностей не пришлось — вспомнили о национализме.

Правозащитный центр Сова” считает связь патриархата с ультраправыми идеями закономерной. Как и маскулисты, правые радикалы также ратуют за воссоздание консервативных порядков, где женщине будет отведена вторичная роль.

Для придания веса словам, маскулисты и националисты обращаются к античным текстам. Американский классицист Донна Цукерберг подтверждает:

“Крайне правые сообщества, идеологически связывающие себя с Европой, все чаще используют символику, тексты и исторических деятелей древней Греции и Рима для придания культурного веса их реакционному видению идеальной белой мужественности”.

Для патриархов эпоха античности — идеальная форма общественного устройства. Ведь там женщина действительно была фактически отодвинута на второй план. Ни о каком равноправии тогда не было и речи. Но кого волнует, что к современному обществу неприменимы законы и нормы тысячелетней давности? Патриархат грезит историческим реваншем.

В прошлом это уже воплощалось в реальность. Яркий пример — “Школа подготовки жён” в нацистской Германии, где готовили образцовых невест для “истинных арийцев”. Они не учились в университетах, не работали на производстве. Зато осваивали светские манеры и учились держать свое тело в красивой форме. Не об этих ли временах мечтают современные маскулисты?

Истинные арийцы на пикете в поддержку Позднякова

Вслед за националистами женоненавистники перенимают не только восхищение от великого прошлого. Перенимается и неприязнь контактов с “чужаками” — людям другой национальности или культуры. Лидер сообщества “Мужское государство” Владислав Поздняков открыто говорит:

“Я против расового смешения. В мультикультурализме нет ничего хорошего: он уничтожает нации, уничтожает их культуры, превращает мир в один сплошной компот”

Однако иностранцы, стремящиеся превратить нацию в “компот” — далеко не самое страшное. Гораздо больше ненависти у национал-патриархата вызывают женщины, которые были замечены с приезжими. Таких девушек даже оскорбляют, используя сугубо националистический жаргон – называя “чернильницами” и предательницами нации.

Отличающиеся особенно неприкрытым национализмом, сторонники “Мужского государства” нашли вполне удобную объяснительную модель, почему славянские девушки “предают нацию”, вступая в контакт с иностранцами:

“На русских издревле с завидной регулярностью нападали и совершали набеги, это происходило всю нашу долгую историю. На захваченных территориях женщинам ничего не оставалась делать, как раздвигать ноги перед победителями, это в принципе естественно по законам природы, когда самка отдается более сильному самцу. И вот на протяжении многих столетий вывелась порода женщин, которые уже на подсознательном уровне раздвигают ноги перед инородцами.

Другие женоненавистники хоть и не выдвигают таких теорий, но и не выступают против высказываний, насквозь пропитанных евгеникой и расологией.

От слов к делу

Они проводили свой досуг, стреляя из пневматики по бутылкам и изготавливая “коктейли Молотова”. Встречи сопровождались обсуждением ненависти к женщинам и кавказцам. Вскоре стрелков задержала полиция. Так закончилась история Хабаровской группы националистов-женоненавистников.

Хабаровский инцидент показателен. Идеологическая база национал-патриархата на практике оказалась хорошей платформой для объединения ультраправых. Причем для кооперации достаточно было лишь почитать в Интернете посты “Мужского государства”. Этого хватило для создания подпольной ячейки.

Нельзя точно сказать на что способны такие группы женоненавистников и расистов. В крайних случаях это доходит до открытого терроризма. Однако если не сгущать краски, станет ясно: значительная часть радикалов на деле ограничится борьбой полов и наций комментариями в сети.

В Интернете практика женоненавистников заключается в откровенной травле феминисток и противников национал-патриархальных идей. В ход идут примитивные оскорбления и обсуждение внешности жертвы. Травля болельщиц на Чемпионате Мира 2018 года или высмеивание мертвой студентки Татьяны Страховой – прямая демонстрация человеконенавистничества на практике.

И когда одни борцы за мужское господство выбирают конспирацию или вообще остаются дома, другие, напротив, демонстративно показывают обществу свое присутствие.

Активисты устраивают открытые собрания, участвуют в оппозиционных митингах. Не обходят борцы стороной и своих главных идеологических оппонентов – радикальных феминисток. Совместно с националистическими организациями совершаются нападения на феминистские акции, срываются заседания и семинары женщин.

Пристальное внимание к феминизму объясняется просто. Маскулисты считают, что он борется против мужчин:

“Неофеминизм все чаще и агрессивней посягает на права мужчин, фактически являя собой мужененавистическую идеологию, подрывающую основы традиционной семьи и здорового общества”

Свою же агрессию маскулисты воспринимают как попытку защитится и ответить современному феминизму. Ирония в том, что когда дело доходит до практики, национал-патриархат очень похож на современных радикальных феминисток.

Маскулисты изо всех сил пытаются защитить мужское население от цепких лап матриархата. В свою очередь феминистки видят почти в каждом мужчине потенциального насильника и угнетателя, о чем стараются погромче кричать. Этот абсурд в совокупности с неспособностью видеть и решать действительные проблемы роднит казалось бы противоположные стороны.

Без будущего

Стояния на митингах и оскорбления в Интернете не дают мужским движениям ощутимой поддержки извне. Даже среди людей консервативных взглядов радикальный маскулизм непопулярен. А заявления о расовой гигиене, биологическом несовершенстве женщин и дрессированных мужчинах-рабах так и останутся просто криками группы маргиналов.

Идеологическая ограниченность и жизнь в изоляции от реального мира ставит крест на маскулизме как серьезном движении. Мечтам его адептов о построении национал-патриархата также не решено сбыться. И все же это маргинальное движение не стоит списывать со счетов.

Основной вред маскулизма не только в попытках пропагандировать национализм и женоненавистничество. И не в том, что в критические моменты идеологи патриархата могут успешно транслировать свои идеи в массы. Национал-патриархат уводит недовольных от решения настоящих проблем в бесполезную “войну полов”. Тем самым маскулизм еще больше отдаляет наступление настоящего полового равенства.

Источник: http://vestnikburi.com/zverinyiy-oskal-natsional-patriarhata/

Классический патриархат и жена в тени: Как сегодня живут мужчины в Таджикистане

«Таджикистан — страна контрастов», — сказал один из спикеров, когда мы задали вопрос о гендерном равенстве в его стране. Мы в этом убедились, ведь мнения наших спикеров оказались едва ли не полярными.

Один отстаивал традиционные семейные ценности, в то время как второй придерживался профеминистических взглядов.

О том, как живут мужчины и женщины в Таджикистане, как общество реагирует на ЛГБТ-комьюнити и что предпринимает государство для поддержки и развития женского предпринимательства, рассказали этнические таджики Нурлан и Айхан.

преподаватель, г. Исфара

Таджикистан — страна контрастов. Тут гендерное равенство вроде бы как и есть, но многое зависит от традиций, как национальных, так и семейных, от воспитания, менталитета, окружения и многих других факторов, сказывающихся на равенстве.

 У нас есть и девушки, которые на мужа глаз поднять не смеют, а есть и такие бизнес-леди, которые Биллу Гейтсу фору дадут.

Лично я за золотую середину: чтобы женщина работала, тем самым познавая, как трудно достается мужчине все по жизни, если он один семью на себе тащит, плюс, чтобы она пар выпускала через «пашню». Да и вообще это хорошо, когда человек пребывает в социуме.

В семье один глава — это муж. Если жена попытается встать с ним вровень, то наступит хаос, ведь для мужчин соперничество — естественно, поэтому они пытаются быть лидерами. Отобрать у них это, — значит, убить мужика в мужике. Возьмите, к примеру, царство зверей: там в 90% случаях вожак — самец. Это что-то да значит. А две главы — это соперничество. Поэтому женщина, как я считаю, должна быть нежной, ласковой, хрупкой и ранимой. За это мы и любим женщин. И любим быть сильными в их глазах.

В моем понимании, семья, как компания. В любой компании есть глава, потом заместители и младший персонал. На протяжении многих веков, и даже тысячелетий, эта система работала.

Но сегодня, если проанализировать ситуацию, то выяснится, что мы сами виноваты в том, что она работать перестает: семьи рушатся, и не только потому, что муж — пьянчуга, наркоман или тунеядец, но и из-за того, что типа «характерами не сошлись»! Да дело не в «характерами не сошлись», а в том, что жена не захотела быть на голову ниже мужа, а муж, в свою очередь, позволил ее гонору разрастись до небывалых высот.

И нет тут никакой дискриминации. Это идиотизм, скорее, когда мужчина по собственной воле или по невнимательности позволил своей женщине «подать голос», а та по глупости восприняла это, как свою заслугу. И вот мы уже видим картину: сидящий в недоумении муж и собирающая свои вещи жена, с воплями и криками утверждающая, что с такой»тряпкой», как он, жить не собирается.

Да, мужчина не может насильно удержать жену, но если она рявкнула, стоит дать ей понять, что делать так не нужно. Умный мужчина с достоинством и честью выйдет из такой ситуации, он не поднимет руку на женщину, но и умная женщина не станет доводить до крайности, зная что огребет.

Конечно, жена может советовать, но все-таки мужу решать, как поступить. Она лишь дала совет, но должна смириться с любым решением мужа. Не важно, кто дает ему советы, важно то, что ответственность за принятие решений — на муже. Потому что мы лидеры. Это природа.

программист, г. Худжанд

Представителей ЛГБТ-сообщества мне, честно говоря, не приходилось встречать, по крайней мере, никто из знакомых не заявлял такого о себе открыто. Общество в большинстве своем относится к ним негативно. Думаю, что если они себя чем-то выдадут, то получат в свою сторону минимум неодобрение, а максимум — побои. Вообще, у нас не принято выражать свои чувства на публике — считается неприличным, если парень и девушка на улице начнут целоваться, и не важно, женаты ли они при этом, или нет.

Закон запрещает иметь более одной жены, но мне известны случаи, когда мужчины, которые ездят на заработки в РФ, заводят там вторую семью. Но все равно зарегистрировать брак в ЗАГСе они не могут, иначе нарушат закон да еще и законная супруга может подать в суд, пожаловаться.

Гендерное равенство более-менее соблюдается, но в каждом регионе ситуация разная. Конечно, бывает так, что основной кормилец в семье жена, а муж с детьми сидит, но такие семейные модели крайне редки. По большей части мужчина главный в семье. Классический вариант, так я бы сказал. В самих семьях партнерство все равно не делится 50 на 50, так как преобладают патриархальные устои в обществе, наверное, процентов на 90.

Например, в моей семье жена принимает участие в обсуждении всех вопросов, но окончательное решение — за мной. Домом тоже жена занимается — уборкой, готовкой, покупками. Я помогаю при генеральных уборках, когда подвигать мебель нужно и т.д. Могу что-то и приготовить, но редко. А вот за детьми присматривать часто помогаю — они со мной больше играют, чем с мамой, потому что она с ними ведет себя строже.

На государственном уровне для развития женского предпринимательства у нас многое делается — проводят конкурс «Фарах» для предпринимательниц, банки выдают кредиты бизнес-леди, внедряются образовательные программы. Вот я недавно хотел в свой отдел взять программисток. Две девушки приходили на собеседование, но, к сожалению, провалили тестовое задание. Хотел и работу им дать, и «казарму» разбавить, а то у нас в ІТ-отделе 10 мужчин!

Редакция может не разделять мнение спикеров

Подготовила Ира Керст

Источник: https://womo.ua/kak-segodnya-zhivut-muzhchinyi-v-tadzhikistane/

«Вмешательство Константинополя привело к новой розни»: почему Киевский патриархат не признаёт своё упразднение

Украинская православная церковь Киевского патриархата не признаёт свою ликвидацию. Об этом сообщила пресс-служба религиозной структуры, отметив, что собрание, на котором было принято решение об упразднении УПЦ КП, не было поместным собором и не имело права принимать такое решение.

Эксперты отмечают, что подобные заявления со стороны Киевского патриархата свидетельствуют о борьбе за власть внутри недавно созданной Православной церкви Украины.

Константинополь сделал ставку на митрополита ПЦУ Епифания, однако это не устроило главу УПЦ КП Филарета, который надеялся сам контролировать новую церковную организацию, полагают аналитики.

Раскольническая Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) не признаёт себя упразднённой после образования Православной церкви Украины (ПЦУ). Соответствующее заявление было опубликовано пресс-службой УПЦ КП. В документе говорится, что проведённый 15 декабря 2018 года собор, на котором патриарх Филарет Денисенко поддержал решение о ликвидации УПЦ КП, не имеет юридической силы. 

Также по теме

«На Украине идёт передел религиозного влияния»: константинопольский патриарх не признал существование УПЦ КП

Киевский патриархат «не существует и никогда не существовал», заявил глава Константинопольского патриархата Варфоломей. Он отметил,

«Собрание, которое состоялось 15 декабря 2018 года в храме Святого Благоверного Князя Ярослава Мудрого (Тёплой Софии), не является поместным собором УПЦ КП, а является ситуативным собранием делегатов УПЦ КП перед объединительным собором, которое по требованию для участия в объединительном соборе со стороны представителей Вселенского патриархата приняло формальный, ситуативный документ, не имеющий юридической силы», — отмечается в сообщении.

Пресс-служба УПЦ КП также утверждает, что журналисты неправильно трактуют тиражируемый в СМИ документ, «который якобы свидетельствует о ликвидации Украинской православной церкви Киевского патриархата». Несмотря на то что данный материал обозначен как постановление поместного собора УПЦ КП, он таковым не является, разъясняет ведомство.

В пояснении раскольнической церкви отмечается, что УПЦ КП не планировала проведение поместного собора — не были утверждены процедуры выборов делегатов, рабочие органы и их состав, в том числе руководящий орган — Соборная рада.

«Подтверждением формальности и ситуативности данного собрания является несоблюдение норм Устава УПЦ КП, согласно которым собрание в Тёплой Софии не может называться поместным собором и нести ту же властную силу», — говорится в сообщении.

Вопрос о ликвидации УПЦ КП был поднят 15 декабря 2018 года по требованию представителей Вселенского патриархата, которые выдвинули его как условие для проведения объединительного собора, разъясняет пресс-служба раскольников.

«Все заявления чиновников Министерства культуры Украины и различные публикации и комментарии в СМИ или социальных сетях о Киевской патриархии и УПЦ КП, которые якобы «ликвидированы» или прекратили свою деятельность, со ссылкой на решение «поместного собора», которого не было, является не только проявлением некомпетентности, но и незаконными действиями, которые подрывают устои действующей церкви», — подчёркивается в сообщении.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое символ веры в христианстве

Также отмечается, что по состоянию на 5 июня 2019 года УПЦ КП продолжает являться действительным юридическим лицом и имеет право использовать свои официальные документы, включая бланки и печати.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник в беседе с RT отметил, что патриарха-раскольника Филарета не устраивает его место в новой церковной иерархии.

«Такое заявление вызвано борьбой, которая сопровождается взаимными обвинениями, за власть между УПЦ КП и ПЦУ. Филарет пытается сохранить своё влияние на церковную структуру, а Епифаний (глава ПЦУ. — RT) пытается освободиться из-под его контроля», — считает эксперт.

Это мнение разделяет и источник RT в Киево-Печерской лавре.

«Сразу было понятно, что Филарет не будет работать на вторых ролях. Очевидно, он надеялся, что сможет неформально руководить новой украинской церковью. Но этого не произошло. Насколько мне известно, у Епифания с Филаретом возник серьёзный непубличный конфликт. Всё это может привести к большому церковному расколу», — отметил собеседник RT.

Церковь Порошенко

Напомним, что Пётр Порошенко активно продвигал создание на Украине поместной православной церкви, которая бы не была связана с каноническим и признанным Московским патриархатом Русской православной церкви (РПЦ).

В апреле 2018 года Порошенко и Верховная рада обратились к Константинопольскому (Вселенскому) патриархату с просьбой предоставить автокефалию новой украинской церкви, которая должна была формироваться из раскольнической УПЦ КП и неканонической Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ).

  • Патриарх Константинопольский Варфоломей и Пётр Порошенко
  • Yasin AKGUL / AFP

Новая структура — Православная церковь Украины — была создана в ходе объединительного собора, состоявшегося в Киеве 15 декабря 2018 года. Патриарх Константинопольский Варфоломей 6 января 2019 года вручил главе ПЦУ Епифанию и Порошенко томос об автокефалии.

Также по теме

Глава ПЦУ Епифаний исключил возможность раскола новой церкви

Глава новой Православной церкви Украины (ПЦУ) Епифаний Думенко заявил, что в стране действует единая церковь и раскола между

В свою очередь, Московский патриархат и каноническая Украинская православная церковь МП разорвали молитвенное общение с Константинополем. РПЦ считает объединительный собор и томос об автокефалии канонически ничтожными. На сегодня ПЦУ не признана ни одной поместной церковью, кроме Константинопольской.

Заявления УПЦ КП о непризнании своей ликвидации связаны со сменой власти на Украине, считает Бортник. После ухода Порошенко с поста президента, пояснил эксперт, процесс создания новой церковной структуры вышел из-под контроля.

«Давление на церковь со стороны властей ослабло после того, как Владимир Зеленский занял пост главы государства. Сейчас у игроков, которых подавляла администрация Порошенко, появилась возможность «выйти на поле». Эта ситуация повлияет на желание экс-президента сохранить своё положение в политической системе Украины через парламентские выборы», — отметил политолог.

Между тем источник RT в партии «Батькивщина» сообщил в комментарии RT, что Зеленский не намерен вникать в церковную тему, поэтому Филарет осмелился сделать заявление о том, что УПЦ КП не признаёт себя упразднённой. 

«При Порошенко подобные выступления были бы невозможными. Насколько мне известно, Филарет намерен сохранить церковь Киевского патриархата. Это значит, что новая украинская церковь может закончиться, ещё и не начавшись», — рассказал собеседник RT.

Неукротимый раскольник

УПЦ КП уже не в первый раз выражает несогласие со своим положением внутри ПЦУ.

Так, Филарет продолжает издавать указы, выдавать ордена и медали, а также требует от священнослужителей Православной церкви Украины исполнять свои распоряжения. 23 мая он заявил, что отказывается подчиняться положению томоса об автокефалии. По словам Филарета, если бы он знал о содержании документа до его вручения, то отказался бы его принимать.

  • Глава раскольнической УПЦ КП Филарет
  • Reuters
  • Gleb Garanich

«Но мы на соборе не знали его содержание. Узнали уже после объединения. Если бы мы знали содержание, то мы не согласились бы на такой томос», — сказал он.

Также по теме

«Если бы знали содержание — не согласились бы»: почему в ПЦУ раскритиковали томос об автокефалии

Бывший глава раскольнической УПЦ КП Филарет заявил, что отказывается подчиняться выданному Украине томосу об автокефалии. По его

Филарет утверждает, что на деле документ поставил новообразованную ПЦУ в зависимое положение перед Константинопольским патриархатом. Церковная структура не получила право варить миро (масло, необходимое для миропомазания, которое может варить только автокефальная церковь), все её конфликты разрешаются на уровне Вселенского патриархата, а последователи вне Украины стали частью паствы Константинополя.

Член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько отметил, что такая линия поведения связана с амбициями Филарета, который не удовлетворён своей ролью в ПЦУ. 

«Константинопольский патриархат сделал ставку на Епифания, поэтому все его действия будет поддерживать, а любые поступки Филарета будет осуждать», — пояснил Безпалько.

Напомним, ранее константинопольский патриарх Варфоломей на встрече с украинскими журналистами заявил, что «так называемый патриархат Киевский не существует и никогда не существовал», а Филарет лишь был «восстановлен в достоинстве» как бывший киевский митрополит. При этом, по словам Епифания, раскола внутри новой церковной структуры не существует, так как УПЦ КП и УАПЦ были распущены. Именно это утверждение и оспаривает Киевский патриархат.

Константинопольский патриархат воспринимает данную ситуацию очень негативно, поскольку считает легитимным главой ПЦУ Епифания, напомнил Руслан Бортник.

«Сегодня верующие этой церкви дезориентированы. Жители Украины много лет привыкли ориентироваться на Филарета, однако в коммуникации с Константинопольским патриархатом находится Епифаний, на которого делает ставку Константинополь», — отметил он.

Такая борьба за влияние в украинской церкви может привести к тому, что Украина лишится томоса, отметил источник RT в партии «Народный фронт».

«Я думаю, что вселенский патриарх будет недоволен, когда узнает, что церковь Киевского патриархата продолжит работать на территории Украины, хотя планировалось, что все церкви объединятся в одну. Теперь может возникнуть вопрос, почему с сентября должна переименовываться церковь Московского патриархата, если даже Киевский патриархат не выполняет все свои обязательства», — пояснил собеседник.

Раскольники без президента

Все собрания, которые проводили раскольнические организации, не имеют никакой силы и авторитета, подчеркнул в беседе с RT заместитель главы синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. По его словам, это политические сборища, которые организовывались по воле администрации Порошенко. 

«Все их решения бессмысленны, они не признаются в православном мире ни одной из православных церквей, кроме фанарской. Споры, которые сейчас ведут Филарет и Епифаний о законности того или иного решения, ничтожны по своей природе и демонстрируют то, что вмешательство патриарха Варфоломея в этот раскол усугубило, ожесточило ситуацию и привело к новой розни между людьми», — рассказал представитель МП. 

По словам Кипшидзе, «главной жертвой этого вмешательства была и остаётся каноническая православная церковь, которая под огромным беззаконным давлением со стороны власти продолжает сохранять единство с Московским патриархатом». 

После того как администрация Порошенко, которая обеспечивала существование раскольнического альянса, прекратила своё существование, началась борьба за власть и влияние, добавил Кипшидзе.

«ПЦУ является мертворождённой структурой, потому что именно под этим брендом президентская администрация пыталась создать устойчивый союз неканонических церквей. Очевидно, что это попытка не удалась, поскольку раскол может порождать только раскол, а не объединение церквей. Сейчас продолжают расти центробежные тенденции внутри этого искусственного образования, которые приведут как минимум к его серьёзному переформатированию», — заключил представитель МП.

Источник: https://russian.rt.com/ussr/article/638800-ukriana-tserkov-raskol

«РАССКАЗ СЛУЖАНКИ» ГЛАЗАМИ УЧЕНЫХ. Ждет ли нас возврат к патриархату?

на портале BBC 13.07.19 под заголовком «»Рассказ служанки» глазами ученых. Ждет ли нас возврат к патриархату?».

«Рассказ служанки» — мрачная антиутопия, действие которой происходит в государстве Галаад, возникшем на месте Новой Англии. США, как и весь мир, охватила эпидемия бесплодия, и правительство под предлогом борьбы с терроризмом сначала лишило женщин основных прав

героиня Джун сохранила способность рожать. Но в Галааде такие женщины становятся «служанками» — суррогатными матерями, приписанными к богатым семьям. Глава семейства насилует их в строгом соответствии с принятым в Галааде ритуалом, чтобы получить потомство.

Мы поговорили с социологами и исследователями гендера о том, какие понятия из современной науки о гендерных отношениях освещаются в сериале и какое отношение он имеет к реальной жизни. Но сначала — небольшое предисловие.

Предупреждение из 85-го

Роман «Рассказ служанки» стал предупреждением и мрачным пророчеством на фоне успехов гражданского движения в середине 20-го века, рассказывает исполнительный директор Горбачев-Фонда, доктор философских наук Ольга Здравомыслова.

«Роман Маргарет Этвуд опубликован в 1985 году. Он появился на волне эйфории, вызванной распространением феминистских идей, успехами, достигнутыми в борьбе за права женщин и гендерное равенство. Непосредственно связанные с молодежными революциями 1968 года на Западе, с женским движением 70-х годов в Европе и США, эти изменения усиливали гражданское общество и расширяли пространство свободы для женщин», — рассказывает эксперт.

На этом фоне Этвуд предвидела возвращение патриархального уклада в новой форме — адаптированной и высокотехнологичной. Исследователи считают, что именно это мы наблюдаем сегодня. И именно это в гротескной форме мы видим в «Рассказе служанки».

«Этвуд предлагала задуматься тем, кто считал, что гражданское общество и демократия одерживают победу просто в силу естественного хода истории, неизбежности прогресса — поскольку свобода лучше, чем несвобода».

«В романе Этвуд, напротив, побеждает христианский фундаментализм. Он отбрасывает либеральные ценности и разрушает построенное на них американское общество — в результате гендерный порядок патриархата возвращается в его самой жесткой и грубой форме», — говорит Ольга Здравомыслова.

Через два года после «Рассказа служанки», в 1987 году, вышла ставшая классической книга Рейвин Коннелл «Гендер и власть. Общество, личность и сексуальная политика». В ней содержится то же послание, что и в «Рассказе служанки», о будущем возвращении патриархата и его возможных формах.

«Коннелл признает, что распространение феминизма и даже рост его влияния не знаменуют собой уход патриархата в историю. Этот уход ни в коей мере не является неизбежным, и вполне вероятно, что нас ждет обновленный высокотехнологичный патриархат», — говорит Здравомыслова.

По Коннелл, несмотря на то, что патриархальный уклад возвращается в адаптированном виде, суть его остается той же — утверждение доминирования мужчин и социально-политической системы, при которой гетеросексуальные мужчины имеют преимущества перед всеми остальными.

«И Этвуд, и Коннелл недвусмысленно предупреждают: древний патриархат способен приспосабливаться и возрождаться, поскольку гендерное неравенство и насилие, на которые он опирается, имеют глубокие, разветвленные корни в идеологии, политике и повседневных практиках», — говорит Здравомыслова.

«В то же время и писательница, и исследовательница настойчиво проводят мысль о стремлении и способности человека к сопротивлению. О смелости женщин, которые, рискуя жизнью, выбирают борьбу за достоинство, даже если насилие всемогуще».

Таков конфликт, который лежит в основе сериала. Так совпало, что это и один из основных социальных конфликтов нашего времени. Давайте посмотрим, в каких категориях авторы сериала его отразили.

«Слоеный пирог»

В России нормы гендерных взаимоотношений причудливо смешаны, отмечает в беседе с Би-би-си координатор программы «Гендерные исследования» Европейского университета в Санкт-Петербурге Анна Темкина.

«Это своего рода «слоеный пирог»: правовая эмансипация женщин произошла более 100 лет назад, но патриархатные нормы сохраняются во многих сферах, в семье, в сфере сексуальности и других. В некоторых сферах они усиливаются: в 2010-х легитимируется идеология против абортов, гомосексуалов, за традиционную семью. Утверждается, что мужчины и женщины не равны, у них разное предназначение», — говорит она.

В то же время в профессиональной сфере или в сфере воспитания детей есть движение в сторону равноправия, отмечает исследовательница. В результате разные нормы отношения к женщинам перемешиваются.

«Эти процессы происходят практически одновременно. Так и получается «слоеный пирог» в гендерных отношениях в целом — на практике постоянно комбинируются разные нормы, в зависимости не только от социального слоя или поколения, но и конкретной ситуации», — говорит Анна Темкина.

Виктимность и агентность

«Консервативный поворот везде в мире — это усиление патриархата, потенциальное — а иногда вполне реальное — ухудшение положения женщин или иных уязвимых гендерных групп», — считает Темкина.

«Положение жертвы в современных условиях сложное. Не так давно это широко проявилось в публичном дискурсе — молчавшие и невидимые жертвы насилия получили голос, в частности, в рамках движения #MeToo».

Женщины в обществе, где нет сильной феминистской традиции, лишаются агентности, или agency, то есть возможности самостоятельно действовать.

«У женщины, в частности, изымается возможность контроля своей сексуальности, репродуктивных практик и решений. И это происходит далеко не только в антиутопиях или абстрактных лозунгах», — говорит Темкина.

Механизм лишения агентности построен на табу — запрете на обсуждение ряда тем.

«Мы нередко лишены agency в совершенно конкретных ситуациях, например, при взаимодействии с системой здравоохранения, при рутинном посещении, например, гинеколога. Всегда есть опасность, что тебе доставят страдания грубостью, непониманием, морализаторством — даже в коммерческом секторе», — рассказывает ученая.

«Мои коллеги-мужчины были поражены, когда я рассказала, как грубо общалась с женщинами врач-гинеколог на профессиональном осмотре — они этого не знали, не могли даже предположить, ведь говорить об этом не принято, стыдно и неуместно. Молчание и стыд — достаточно эффективные механизмы контроля».

Адаптация

В третьем сезоне сериала главная героиня, Фредова, меняет отношения с ультрапатриархальным миром. От открытого сопротивления она переходит к адаптации.

«Если первые два сезона показывали нам ее бесконечные попытки не встраиваться в это общество (нарушение правил, попытки побега, сопротивление), то третий сезон — это иллюстрация того, как сопротивление осуществляется изнутри этой структуры», — отмечает координатор программы «Гендерные исследования» Европейского университета Анастасия Новкунская.

«В целом, новая стратегия главной героини — это отчасти согласие с правилами существующего в данном обществе одного из четырех гендерных контрактов, гендерный контракт служанки», — добавляет она.

Адаптация меньшинств к патриархальному обществу тоже исследована социологами.

«Для описания таких тактик сопротивления патриархату социолог Дениз Кандиоти предложила категорию «патриархальная сделка». Подобные «сделки» описывают спектр практик, которые могут использовать подчиненные группы (в случае патриархата — женщины) в зависимости от располагаемых ими ресурсов», — объясняет Новокунская.

Один из распространенных примеров патриархальной сделки — это использование женщинами своей сексуальности для продвижения карьеры, особенно в рамках цифровых коммуникационных платформ, соцсетей и так далее.

Например, это карьера Ким Кардашьян, построенная на ее сексуальности, но в то же время давшая ей платформу для распространения в том числе феминистских идей.

Тотальный институт

В течение первых сезонов сериала мы наблюдаем за тем, как в Галааде работает система уничтожения идентичности человека и замены ее на один из четырех архетипов — жены, служанки, тетки, марфы.

«В мире этой антиутопии принципиально не то, что женщины перестают быть женщинами, а то, что они вынуждены отказаться от всех других идентичностей, а в гендерном измерении для них предложен набор всего из 4-5, жестко определенных по легитимному набору действий», — говорит Новокунская.

Однако учреждения, в которых идентичность заменяется на социальную функцию, существуют и в реальном мире.

«Это процесс, который можно наблюдать не только в антиутопиях. Например, американский социолог Ирвинг Гоффман предложил понятие «тотального института», как организации или учреждения, которые направлены на изменение этой самой идентичности за счет дисциплинарных механизмов. Классические примеры тотальных институтов — психиатрическая лечебница, тюрьма или армия», — говорит Новкунская.

Источник: https://eusp.org/news/rasskaz-sluzhanki-glazami-uchenykh-zhdet-li-nas-vozvrat-k-patriarkhatu

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Кто такой андрей первозванный краткая биография

Закрыть