Наперсный крест что это

Наперсный крест — древо

наперсный крест что это

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Николаевский наперсный крест

Наперсный крест — енколпий в форме креста, носимый священниками и архиереями.

Нательные или наперсные (носимые поверх одежды) кресты-енколпии стали носиться среди христиан с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, их могли носить все — от обычных мирян до царей и митрополитов.

В XVIII столетии в России началось упорядочение ношения наперсных крестов. Вначале украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили более ранние кресты-енколпии среди архиереев.

В 1722 году император Петр I разрешил архимандритам членам Святейшего Синода возлагать на себя наперсный крест.

Императрица Елизавета Петровна в 1741 году подтвердила это право. В следующем 1742 году императрица Елизавета повелела носить наперсный крест всем архимандритам для отличия от игуменов.

После этого указа епископы, носившие на груди без различия кресты или панагии, стали явочным порядком употреблять для отличия от архимандритов только панагии [1]. В том же 1742 году императрица Елизавета наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Дубянского.

Затем такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II.

Павловский наперсный крест

Павловский крест

В царствование императора Павла I практика награждений духовенства, в том числе наперсными крестами, была законодательно оформлена «с тем однако же, что сии отличные почести, не инако как по воле или утверждению Нашему [то есть — Императора] даваемы или дозволяемы будут.» Тогда же был выработан образец наградного креста.

На оборотной стороне были помещены надпись «пресвитеру, дающему образ верным словом и житием«, вензель императора Павла I и дата: «Установлено 1797, декабря 18.» На лицевой стороне помещалось, как правило, накладное рельефное (а позднее ненакладное начертанное) изображение Распятия.

Крест был четырехконечный на цепочке, и то и другое изготавливалось из серебра с позолотой. Оформление креста оставалось неизменным вплоть до революции 1917 года.

Вскоре после учреждения «павловский крест» приобрел название: «_наперсный крест от Святейшего Синода выдаваемый,» хотя в действительности эта награда утверждалась императором, а только с 1881 года — Синодом.

Докторский наперсный крест

Академический крест

Наперсными крестами особого вида с 1808 года награждались священники, имевшие ученую степень доктора богословия. Магистры носили небольшой серебряный крест в петлице рясы. С 1884 года такими же крестами стали награждаться кандидаты богословия.

Наградные кресты XIX в

Затем были учреждены бронзовые наперсные кресты, в память Отечественной войны 1812 года и Крымской войны 1853-1856 годов, которые носили все священнослужители от рядового священника до митрополита.

С 1820 года за особые заслуги придворных и служащих за границей, а также просто заслуженных протоиереев и священников, стали награждать литыми золотыми крестами, украшенными бриллиантами и другими камнями из Кабинета Его Величества.

Впоследствии священнослужителям, награжденным «кабинетными» крестами, было разрешено принимать драгоценные кресты с украшениями от благодарных прихожан.

Николаевский крест

Рисунок Николаевского креста

В 1896 году императором Николаем II был учрежден новый тип наперсного креста.

Император «Всемилостивейше соизволил [] на присвоение в ознаменование всерадостного торжества Коронации и Священного Миропомазания Их Императорских Величеств, всем состоящим на службе иереям монашествующего и белого духовенства, равно как и рукополагаемым вновь в означенный сан право возлагать на себя крест» установленного образца, приобретаемый за свой счет.

Крест был учрежден восьмиконечной формы и изготавливался из серебра. На лицевой стороне его изображалось Распятие, а на оборотной стороне наставление апостола Павла: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим 4, 12), а также вензель императора Николая II и дата его коронации на церковнославянском языке.

Патриарший наперсный крест с украшениями (образца до 1997 г.)
Патриарший наперсный крест с украшениями (образца после 1997 г.)

Современное состояние

Ныне восьмиконечный наперсный крест является в Русской Православной Церкви принадлежностью иерейского сана, в то время как в Греческих Церквях, как это было в России до 1896 года, обычные священники наперсных крестов не носят.

Видоизмененный «павловский» золотой крест в Русской Церкви, называемый в просторечии также «протоиерейским», ныне является иерейской наградой, следующей за камилавкой (для монашествующих — за набедренником).

В качестве еще высшей награды, пресвитерам после палицы даруется напресный крест с украшениями, подобный тому который носится архиереями.

Высшим признанием заслуг протоиерея является награждение вторым крестом с украшениями — патриаршим крестом — после чего он может быть возведен в сан протопресвитера.

Настоятельницы монастырей по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. За особые заслуги игумении могут быть удостоены права ношения креста с украшениями. В случае оставления ими должности, они не имеют права ношения наперсного креста.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что написано на вратах ада

Использованные материалы

  • «Общая история наперсного креста,» Капков К. Г., Священники — кавалеры Императорского Военного ордена св. Великомученика и Победоносца Георгия, М.: «Летопись», 2012, 120-132:
  • Воробьев, Михаил, свящ., «О церковных наградах», информационно-аналитический портал Саратовской епархии Православие и современность:
    • http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&td=3
  • Положение о наградах Русской Православной Церкви.

    Иерархические награды Русской Православной Церкви, II.3, 5:

    • http://www.mospat.ru/index.php?mid=279

[1]  http://www.numismat.ru/blog.shtml?d=2012-3-3

Источник: https://drevo-info.ru/articles/12006.html

Находка крест. Любой копатель должен это знать (+)

наперсный крест что это

Сможете отличить греческий крест от латинского? Любой копатель должен разбираться в крестах и пулях. Это не сложно, тем более в крестах — глобально с ними можно разобраться за несколько минуты. Напрестольный, киотный, мощевик, наперсный. Плюс, сколько лучей и какой формы.

Определяем крест. Шаг #1

Первым шагом надо определить, в какой категории ваш крест. Напрестольный крест. Характерная особенность креста — его размеры от 30 см и больше, плюс зачастую богатый вид (некоторые могут быть реальными произведениями ювелирного искусства). Такие кресты размещались в храмах на престоле алтаря. Артефакт является обязательным элемент любого алтаря (Православной церкви). И именно этот крест целуют во время литургии.

Киотный крест. Название креста произошло от слова Киот, обозначающее, полка для икон, шкаф, сундук, или ящик для икон. Иногда киотный крест использовался как походный. Но чаще всего этот крест находился в красном углу — киоте, рядом с иконами. Возможны варианты, когда киотный крест располагался внутри иконы.

Крест энколпион или крест мощевик. Тут надо сразу разделить понятия. Мощевик, это общий термин применяемый для ёмкости хранения частиц мощей. И он может быть любой формы, в том числе и креста. Если у вас такой крест, правильно называть его либо крест-мощевики (сочетание), либо энколпион.

Такие кресты наполнялись частицами освященных просфор, мощами святых, или другим. По религиозной легенде, такой артефакт способен защитить владельца от беды. Важная деталь, крест-мощевик почти всегда носился поверх одежды. Есть отличный экскурс по теме энколпион, там рассказано о разнице между мощевиком и энколпионом.

Наперсные кресты или нагрудные кресты. Ещё одна разновидность крестов, предполагаемая ношение креста поверх одежды. Наперсный крест носили священники, у обычного люда наперсных крестов не было.

Обратите внимание. Термин наперсный крест происходит от слова персы (груди). Часто можно встретить, когда пишут ‘наперсТный крест’. Это неправильно, ибо перст — это палец. Копателям такие ошибки допускать нельзя.

Крест тельник. Именно эти кресты вы чаще поднимаете из ям (вы ведь уже копали находки крестики?). Небольшой крест на всю жизнь. Выдавался при крещении. Носился на груди под одеждой.

Определяем нательный крест. Шаг #2

С киотными, мощевиками, и наперсными — главное определится в типе, дальше вопросы к специалистам. А вот крестами тельниками, тут есть варианты и для простых.

Для начала помните, любая крестообразная форма в православной религии считается символом. Проще говоря, сложите две палки крестом, и это уже православный символ. И неважно какой обвес: лепестки, шарики, лучи — главное чтобы был крест.

Посчитайте количество лучей. Если на кресте луча 4, у вас в руках греческий или латинский крест. При равной длине обеих перекладин — крест греческий (как вариант, георгиевский крест). Если вертикальная перекладина длиннее — крест латинский.

Если на вашем кресте 8 лучей — это обычный православный крест. Состоит он из центральной линии, укороченной верхней перекладины, средней перекладины, и косой нижней перекладины.

6 лучей это тоже православный крест — вертикальная, средняя перекладина, и косая внизу. Относится к обычным крестам.

Бывают еще и такие кресты шести лучевые — вертикальная, короткая верхняя и средняя перекладины. Без подпорки для ног на распятии (вы ведь знаете, что косая перекладина это подпорка для ног?) Это так называемый униатский крест, иногда его называют патриарший крест. Скорее всего вам такой никогда не попадется.

Вот такие базовые понятия о крестах должен знать любой копатель. А разбираться в лепестках, крестах листиках, каплевидных крестах (кстати, капли обозначают кровь), крестах лилиях, бургундских крестах, египетских, мальтийских, папских, и прочих крестах — это уже по желанию. Всё о находке крест собирается здесь. Там же найдете супер дорогие кресты с эмалью, как отличать домонгольские кресты, и другой.

Находка наперсный крест на дороге. Оцените размеры. И как такой можно потерять?

Источник: https://md-arena.com/naxodka-krest-lyuboj-kopatel-dolzhen-eto-znat/

Чем отличается нательный крест от наперсного? — Судьба инфо

наперсный крест что это

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Николаевский наперсный крест

Наперсный крест – енколпий в форме креста, носимый священниками и архиереями.

Нательные или наперсные (носимые поверх одежды) кресты-енколпии стали носиться среди христиан с давних пор. В них хранились мощи или другие святыни. Изготовленные из меди, серебра или золота, их могли носить все – от обычных мирян до царей и митрополитов.

В XVIII столетии в России началось упорядочение ношения наперсных крестов. Вначале украшенные драгоценностями наперсные кресты заменили более ранние кресты-енколпии среди архиереев.

В 1722 году император Петр I разрешил архимандритам членам Святейшего Синода возлагать на себя наперсный крест.

Императрица Елизавета Петровна в 1741 году подтвердила это право. В следующем 1742 году императрица Елизавета повелела носить наперсный крест всем архимандритам для отличия от игуменов.

После этого указа епископы, носившие на груди без различия кресты или панагии, стали явочным порядком употреблять для отличия от архимандритов только панагии [1]. В том же 1742 году императрица Елизавета наградила драгоценным наперсным крестом своего духовника протоиерея Феодора Дубянского.

Затем такие же награды щедро раздавала полюбившимся протоиереям и священникам императрица Екатерина II.

Павловский наперсный крест

Наперсный крест и палица

После камилавки следующая награда священника – наперсный крест, т. е. носимый на груди (на персях), поверх рясы или богослужебной одежды, называемой фелонь. Палица же представляет собой ромбовидный плат, украшенный вышивкой, церковной символикой, и олицетворяет собой духовный меч против злых сил. Ее носят на груди. Эта награда вручалась наиболее заслуженным протоиереям.

Палица. Кон. XIX в

Долгое время священники вообще не носили никаких наперсных крестов, как не носят их и по сей день на православном Востоке. Повседневный восьмиконечный крест ввел в обиход, предписав его носить всем батюшкам России, государь Николай II. Как повествует историческое предание, произошло это по следующему поводу.

Юный государь как-то подошел под благословение к диакону: они, как известно, крестов не носили и не носят, и благословлять рукою не имеют права. Произошла некоторая заминка, и чтобы она более не повторялась, а также чтобы в повседневной жизни можно было отличить диаконов от священников, было решено даровать последним право носить крест.

Наградной же наперсный крест был учрежден ранее, в 1798 году. До революции их изготовляли из позолоченного серебра вместе с цепью и исключительно в Москве. В год производилось примерно 900 таких крестов, которые рассылались по епархиям, где и вручались награждаемым.

Отметим также, что если тот или иной священник уже имел пожалованный золотой крест без украшений, то он мог принимать от прихожан крест с драгоценными украшениями, но только после того, как Святейший Синод входил с ходатайством к государю о разрешении его носить.

Кроме наградных крестов – обыденных и традиционных, были и памятные кресты. Так, в память о войне 1812 года манифестом государя Александра I от 30 августа 1814 года духовенству был дарован наперсный крест с надписью «1812 год».

В указе от Святейшего Синода 14 февраля 1818 года, во исполнение царского манифеста, было постановлено удостоить этим крестом всех членов Синода и их контор, а также всех архиереев, в том числе и находящихся на покое.

Этими крестами удостаивались и настоятели ставропигиальных монастырей, священники кремлевских соборов Успенского и Благовещенского, а также придворного (в Зимнем дворце). Впрочем, награда эта была отнюдь не для избранных. Ее получили многие священники из белого и черного духовенства – по усмотрению епархиальных архиереев, которым и высылались комплекты наперсных крестов.

Награду эту носили на узкой ленте ордена Святого Владимира. Отметим также, что к столетию Отечественной войны 1812 года, в 1912 году, иереи – прямые потомки награжденных памятными крестами или старшие в роде – получили право ношения крестов 1812 года, которыми были удостоены их деды и прадеды.

Крест священнический наперсный с украшениями

После окончания Крымской войны 1853–1856 годов все иерархи и отчасти священники России за их молитвенный подвиг получили от государя бронзовые наперсные кресты.

На их аверсе (лицевой стороне) было изображено «Всевидящее око», на реверсе (оборотной стороне) изображена надпись: «На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся вовеки». Те же из священников, кто был в действующей армии, получали, помимо крестов, и медали на ленте ордена Святого Георгия.

Священнослужители, которые находились при частях, приведенных в военное положение, или в местах на военном и осадном положении, получали к кресту медаль на Андреевской ленте.

24 января 1913 года в ознаменование 300-летия избрания на царство Михаила Феодоровича Романова для духовенства был учрежден особый нагрудный юбилейный знак. Этот знак представлял собою золотой или позолоченный четырехконечный крест, покрытый с лицевой стороны эмалью и окаймленный золотом.

Помимо этих и золотых крестов без украшений, были и наперсные кресты с украшениями и непременно увенчанные короной, которые выдавались Кабинетом Его Императорского Величества. Такой крест, в частности, имел Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский.

К золотому наперсному кресту согласно одному из постановлений Московской патриархии 1962 года можно было представлять не менее чем через пять лет после рукоположения во иереи.

Однако этого правила не особенно придерживались, и в советское время, как и сейчас, он являлся достаточно частой наградой.

Но, чтобы как-то выделить награжденного из череды прочих лиц, награда вручалась либо одновременно с поставлением в иереи, либо вручение креста совмещалось с пожалованием камилавки и набедренника, вручением ордена или назначением на новое место.

Хорошо известна целая династия священников Тарасьевых, которые служили на подворье Московской патриархии в Белграде. Там с 1950 по 1974 год священствовал уважаемый всеми отец Виталий; сын его Василий с детства прислуживал батюшке, затем, повзрослев, создал хор из православной и инославной молодежи.

Всему Белграду был известен его звонофон отца Виталия – уникальный набор ярославских колоколов. Известен он был и как председатель благотворительного комитета помощи бедным и престарелым своего прихода.

Через год, после поставления его в иереи, в 1957 году, патриарх Московский Алексий I пожаловал отцу Василию золотой наперсный крест и палицу.

Кстати, и отец Василий был награжден патриархом Алексием крестом с украшением и одновременно митрой. Одновременно сербским патриархом Викентием ему было дозволено совершать богослужение в митре не только на подворье, но и в других храмах Сербии, что не дозволялось даже местным архимандритам.

Патриарх Московский Пимен во время своего визита в Югославию одновременно с указом о назначении отца Василия новым настоятелем подворья (5 октября 1974 года) пожаловал ему крест с украшениями.

Крест священнический наперсный. XIX в

Наперсный крест как награда вручался не только православным священникам. В свое время даже нецерковным людям был хорошо известен Хьюлетт Джонсон, настоятель Кентерберийского собора в Англии, который испытывал искреннюю симпатию к СССР и впоследствии стал лауреатом Ленинской премии мира.

В 1945 году патриарх Алексий I во время аудиенции в Чистом переулке вручил настоятелю наперсный крест, с которым тот не расставался до конца дней своих, нося его на груди.

Через десять лет патриарха Алексия I и его ближайшего сподвижника, митрополита Крутицкого и Коломенского Николая, посетил Генрих Хельд – президент Евангелической церкви Рейнской области ФРГ, на которого тоже был торжественно возложен наперсный крест.

Особенно теплые отношения в те годы у нас были с представителями Англиканской церкви. Еще до революции они посещали нашу страну, бывали и в Москве, и в Троице-Сергиевой лавре. Бывали там и англиканский священник, известный нам как детский писатель Льюис Кэрролл, и высокопоставленные прелаты. Так, в июле 1956 года архиепископ Йоркский доктор Михаил Рамсей, как и его предшественники, побывал в лавре преподобного Сергия, молился в облачении у раки его.

После литургии на Казанскую летнюю он и другие члены делегации Англиканской церкви были приняты Святейшим патриархом Алексием I, который возложил на доктора Рамсея золотой наперсный крест; драгоценные кресты были возложены также на епископа Дербийского доктора Роулинсона и епископа Оксфордского доктора Карпентера.

В свою очередь, когда Святейший патриарх через восемь лет был в Лондоне, доктор Рамсей у престола Кентерберийского кафедрального собора поднес патриарху одну из высших наград Англиканской церкви – Ламбетский крест. Но «последнее слово» все же осталось за нашим иерархом: вручать еще раз крест архиепископу Йоркскому он не мог, поэтому наградил его супругу учрежденным орденом Святого Равноапостольного Великого князя Владимира 2-й степени.

Другому предстоятелю Англиканской церкви, доктору Фредерику Д. Когану, наперсный крест был вручен 25 января 1974 года митрополитом Тульским и Белевским Ювеналием (нынешним Крутицким и Коломенским).

Источник: http://oldhat.ru/symbol_1/85.htm

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Кто такой святой патрик

Закрыть