Когда турки захватили константинополь

Обстоятельства взятия Константинополя османами

когда турки захватили константинополь

Византия в XI веке приютила у своих границ, оказав таким образом покровительство, бегущим от истребления крестоносцами племена тюрок-огузов.

Долголетнее соседство с высокоорганизованными византийцами, оказало благотворное воздействие на сознание и образ жизни полудиких кочевников и положило начало турецкой цивилизации.

Спустя несколько веков, 29 мая 1453 года произошло взятие Константинополя турками-османами, города, который более 1000 лет являлся столицей империи, великая Византия прекратила свое существование.

Истоки зарождения Османской империи

Расселившиеся на окраинах Византийской империи многочисленные тюркские народы были подданными формально существующего Сельджукского государства, в состав которого входил десяток разрозненных бейликов, возглавляемых удельными беями.

К концу XIII века к власти одного из бейликов приходит Осман. После свержения сельджукского султана он создает независимое турецкое государство, которому в будущем суждено стать одним из величайших государств мира.

Сам Осман стал родоначальником династии верховных правителей Османской империи.

Захват чужих территорий – священное дело династии Османов

Осман I был ревностным последователем традиций своего тюркского племени, у которого захват чужих земель почитался за святое дело, придя к власти, он начал расширять свои владения за счет византийских земель.

Все последователи основателя династии Османов вели захватнические войны. При Мураде I, третьем правителе и первом султане Османской империи, турецкое войско впервые вторгается в пределы Европы. В 1371 году Мурад привел в Европу качественно новую армию, профессионально обученную, с четко налаженной организацией и образцовой дисциплиной.

В битве на реке Марица турки одержали верх над союзнической армией государств Южной Европы и захватили при этом часть территории Балкан и Болгарии. Через 18 лет на Косовом поле османы одерживают победу над доселе непобедимым войском крестоносцев Султан Баязид вынужден был вести войну с крестоносцами и с византийцами.

В 1396 году крестоносцы выставили против армии султана отборное войско, в состав которого входили представители высшей европейской знати, и потерпели поражение. Правителю османов в то же время удалось организовать осаду Константинополя.

Неудачные попытки взятия Константинополя османами

Столица Византийской империи не давала покоя Османам со дня основания династии. Честолюбивый и амбициозный Мурад I в 1340 году привел свое войско к воротам Константинополя, но до осады и боевых действий не дошло. Турецкого султана смутила вероятная угроза со стороны европейского христианства. Может быть, поэтому он задумал перенаправить силу главного удара в первую очередь на Европу, решив уничтожать врага раздельно.

Первая осада Константинополя, предпринятая при правлении Баязида, была снята по причине подписания мирного договора между султаном и императором. Очередная попытка взятия Константинополя турками в 1400 году была приостановлена вторжением в османские владения Тимура.

В 1411 году турки предприняли очередную осаду столицы Византии, но военные действия вновь были прекращены вследствие подписания мирного договора. С 1413 по 1421 годы, когда на султанском троне находился Мехмед I, Византия и Османская империя переживали добрососедские отношения.

С приходом к власти Мурада II турки подготовили очередной поход на Константинополь в 1422 году. Военная операция была тщательно спланирована, учтено было все, вплоть до перекрытия всех дорог ведущих к крепости. Для поднятия боевого духа турецких солдат прибыл влиятельный духовный деятель в сопровождении войска, составленного из дервишей. Константинополь стойко держал осаду. Внезапно турки сняли осаду. Причиной послужило восстание, которое в борьбе за власть поднял брат султана Мустафа.

Взятие Константинополя турками-османами 29 мая 1453 года

Смертельная угроза со стороны османской империи заставила христиан забыть о распрях между католической и ортодоксальной православной церковью. Крестоносцы Европы собираются в мощное войско, но в 1444 году под Варной терпят сокрушительное поражения от турок. Поражение крестоносцев в этом сражении обрекает на гибель и крушение потерявшую свое былое величие Византию. Империя остается один на один с грозным и жестоким врагом.

Начиная с 1452 года, султан Мехмед II усиленно готовился к взятию Константинополя. В Османской империи производился усиленный набор в армию, строился мощный военный флот, для контроля над проливом на его берегу была обустроена крепость.

В специально созданной мастерской шла массовая отливка мощных осадных орудий.

В течение года османами были захвачены последние города, находившиеся под властью византийского императора, и заблокированы все пути возможной поставки подкрепления и продовольствия.

Взятие османами Константинополя: дата

В первых числах апреля 1453 года армия и флот Османской империи подошли к Константинополю. Султан Мехмед II установил свой личный шатер у стен крепости напротив ворот Святого Романа.

Крепостные стены практически по всему периметру контролировались войсками султана, за исключением участка в районе залива Золотой рог. Кораблей у турок было гораздо больше, но они проигрывали византийским по своим боевым качеством.

Все сражения на море, происходившие в период осады, османами были проиграны, кораблям султана не могли прорваться в залив.

Начиная с 6 апреля, турецкая артиллерия в течение трех дней производила интенсивный обстрел укреплений и стен крепости, после чего последовал первый штурм, который закончился неудачно.

Артиллерия возобновила свою работу, осада города продолжалась. Следующий штурм крепости был предпринят 18 апреля, но и в этот раз защитники Константинополя отбили атаку османского войска. Турки предприняли попытку рыть подкоп под стены крепости, византийцы рыли упреждающие подкопы, завязалась подземная война. 20 апреля на помощь осажденным прибыл отряд из 5 генуэзских кораблей. Они были загружены боезапасом и пополнением. У входа в залив разыгралось неравное морское сражение.

Несмотря на численное меньшинство, кораблям удалось прорваться в залив. Победа была одержана за счет самоотверженности, более совершенной боевой выучки моряков и технического превосходства европейских кораблей и их вооружения.

После поражения флота в сражении на море султан решился на беспрецедентный маневр. Турки протащили несколько километров прядка 80 своих кораблей волоком по суше и доставили их в залив Золотой Рог. Мехмед II принял решение о генеральном штурме и назначил его на 29 мая. Это число считается датой взятия Константинополя османами в официальной хронологии.

Ранним утром под удары барабанов и восхваление Аллаха на штурм была брошена легкая пехота. Византийцы стойко держали свои позиции, заваливая подножия стен крепости тысячами убитых наступающих врагов. Турецкие солдаты дрогнули, на какое-то время волна наступления начала откатываться назад. На пути убегающих султан поставил специальные отряды, которые избивали палками и разворачивали отступающих солдат.

Затем последовал более мощный удар отборных частей, состоящих из уроженцев Анатолии, нескольким сотням из которых, удалось ворваться в город. Силы прорвавшихся турок были слишком малы, они были уничтожены осажденными. Посчитав, что стены крепости достаточно разрушены, а силы обороняющихся изрядно потрепаны, султан отправляет на штурм города янычар, элиту своей армии. Турки ворвались в крепость, яростное сражение продолжалось на улицах и в домах города.

Сам император Константин XI погиб, как солдат империи с мечом в руках в одной из смертельных схваток с врагом.

После того как угасли последние очаги сопротивления византийцев, город был отдан османским воинам на разграбление. Грабеж, резня и насилие растянулись на три дня, после чего султан Мехмед II торжественно, на белом коне въехал в поверженную христианскую столицу.

Взятие Константинополя турками-османами произошло в 1453 году, это положило конец тысячелетней истории Византии и дал начало эпохе расцвета величия Османской империи.

Источник: http://drevniy-egipet.ru/obstoyatelstva-vzyatiya-konstantinopolya-osmanami/

Турция — древо

когда турки захватили константинополь

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Турция, карта с сайта krugosvet.ru

Турция, официальное название Турецкая Республика, государство на Ближнем Востоке. Столица – Анкара. Площадь 780580 кв. км, население — 72,5 млч. чел. Официальный язык — турецкий.

  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Бо́льшая часть ее территории находится в Азии (Анатолия, включающая п-ов Малая Азия), а меньшая – в Европе (Восточная Фракия). Эти части разделены проливом Дарданеллы, Мраморным морем и проливом Босфор, которые имеют важное стратегическое значение и образуют водный путь, соединяющий Черное море со Средиземным. Современная Турция, чьим предшественником была 600-летняя Османская империя, появилась на политической карте мира после Первой мировой войны.

Рельеф местности

Турция преимущественно горная страна, где мощные окраинные хребты окружают высокое внутреннее плоскогорье, узкие равнины занимают территорию на периферии. Восточно-Анатолийское нагорье отличается особенно сложным орографическим рисунком. Беспорядочно простирающиеся хребты соединяются на крайнем востоке страны с горными цепями Загроса и Азербайджана. Венчает данное скопление гор вулканический конус Большого Арарата (5137 м, самая высокая точка Турции).

Этнический состав

В течение многих веков на территории Турции происходили постоянные контакты и смешение многих народов. Древние обитатели Анатолии внешне были схожи с шумерами Месопотамии и туранскими тюрками Центральной Азии. Начиная приблизительно с XX в. до н.э.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что будет если попасть в ад

, когда в Анатолию вторглись немногочисленные индоевропейские племена, создавшие на ее территории Хеттское царство, и в течение всего последующего периода, когда регион находился под властью греков, римлян, византийцев и османов, коренное население претерпело незначительные изменения.

Осевшие здесь позднее тюркские племена стали еще одним этническим компонентом.

Религия в Турции

Несмотря на то, что ислам с 1928 перестал числиться государственной религией, 99% населения (по данным турецких справочников) являются мусульманами.

Турки исповедуют ислам суннитского направления. В богослужении арабский язык частично заменен турецким. Законом запрещено ношение религиозной одежды за исключением одеяния официальных священнослужителей в местах богослужения и во время религиозных служб.

Большая часть курдов придерживается шиитского (или, точнее, алавитского) направления ислама. Среди арабов, проживающих в Турции, есть не только мусульмане (сунниты), но и христиане (марониты).

Нынешняя территория Турции (Малая Азия) была одним из основных центров распространения раннего христианства. Позднее здесь несколько веков существовала Византийская империя, а ее столица Константинополь была центром православия до ее захвата турками в 1453. Лозаннский мирный договор 1923 закрепил права христианских меньшинств в Турции, однако в силу разных факторов как абсолютная, так и относительная численность христиан постоянно сокращается.

Православная Церковь в Турции представлена тремя Поместными Церквами. Большая часть страны является канонической территорией Константинопольской Церкви с центром в Стамбуле. На Северо-Восток Турции (уезды Артвинский, Ардаганский, и северная часть Эрзурумского, историческая область Тао-Кларджети) распространяется юрисдикция Грузинской Церкви. Небольшая область на юге страны входит в состав Антиохийской Церкви и включает в себя древнюю патриаршую кафедру этой Церкви — Антиохию (Антакью).

Армянской апостольской церковью в Турции руководят патриарх Стамбульский и патриарх-католикос Киликийский. Армяно-католическая церковь возглавляется архиепископом Стамбула, халдо-католическая церковь – архиепископом Диярбакыра, сиро-католическая церковь – викарием Мардина. Экзархом римско-католической церкви в Турции является папский представитель в Стамбуле.

Делами иудейской общины ведает главный раввин Стамбула.

Государственный строй

Турецкая Республика – унитарное государство со смешанной формой правления (в нем сочетаются элементы как парламентарной, так и президентской республики). Действует конституция, принятая в 1982.

Конституция Турецкой республики включает статьи и положения, которые не могут быть изменены и по которым запрещено выдвигать законодательные инициативы. К числу таковых относятся положения о том, что:

  • Турецкое государство является республикой;
  • Турецкая Республика является демократическим, светским и социально-правовым государством;
  • Турецкое государство, страна и нация – единое неделимое целое;
  • Положения о национальном флаге, гимне и столице – Анкаре.

Доосманский период

История собственно Турции берет свое начало с XI в., когда в Малую Азию проникли тюркские племена. Однако задолго до этого, в течение нескольких тысячелетий, территория Турции была одним из очагов развития цивилизации и местом контактов Востока и Запада.

Самое раннее из крупных государств в регионе было создано хеттами; хетты захватили значительную часть территории Малой Азии. Соперником Хеттского государства была хурритская держава Митанни, земли которой располагались к востоку, в районе оз. Ван. Хеттское царство было опустошено варварами.

Остатки хеттов основали новое государственное образование на землях близ границы между современными Турцией и Сирией.

На месте Хеттского царства возникла монархия Фригия. Фригийцы, родственники фракийцев, населявших нынешнюю европейскую часть Турции, были предками армян. Приблизительно в то же время на смену Митанни пришло государство Урарту.

Фригия и Урарту были опустошены кочевниками-киммерийцами. На месте Фригии появились несколько государств, самым могущественным из которых была Лидия.

Еще одним центром античной культуры было побережье Эгейского моря. Гомеровская Троя была всего лишь одним из 46 самостоятельных городов, история которых восходит приблизительно к XXX в. до н.э., а собственно греческая цивилизация зародилась отнюдь не в самой древней Греции, а в ионийских греческих колониях на анатолийском побережье.

В IV в. до н.э. территория Турции была захвачена персами и оставалась под их властью вплоть до вторжения войск Александра Македонского. При его преемниках Малая Азия раскололась на несколько небольших государств, самыми крупными из которых были Пергам, Вифиния, Понт и Армения. В этот период начинается проникновение в Азию усилившегося Рима, который к середине I в. до н.э. захватил или подчинил себе все земли региона.

В течение следующего тысячелетия Турция входила в состав Римской империи. После ее раздела на Восточную и Западную территория Турции вошла в состав (а позднее составила основу) Восточной Римской, или Византийской империи. Большая часть Турции оставалась под властью Византии вплоть до вторжения тюрок-сельджуков в XI в.

Натиск сельждуков был столь мощным, что император Византии пришел к выводу о безнадежности своего положения без значительной поддержки со стороны христианских стран и обратился к ним за помощью, что и послужило поводом для организации I крестового похода. Тем не менее тюрки удержали власть над Малой Азией. После смерти правнука Сулеймана Кылыч-Арслана II в 1192 сельджукские правители Румского (Конийского) султаната создали в Малой Азии исламское государство.

Распад Сельджукского государства

В битве у Кесе-дага в 1243 монголы разгромили сельджукского правителя Кейхюсрева II и превратили Сельджукскую монархию в своего вассала. Малая заинтересованность со стороны монголов в делах сельджуков и отсутствие поддержки их правителям привели к политическому хаосу.

Почти в то же время византийские императоры вернули Константинополь, захваченный крестоносцами во время IV крестового похода и превращенный ими в столицу Латинской империи, но основное внимание они обратили на решение балканских проблем. Вскоре почти вся Анатолия перешла под власть тюрок.

Малая Азия распалась на более чем десяток крошечных княжеств (бейликов).

Османская (Оттоманская) империя

Эта империя была создана тюркскими племенами в Анатолии и существовала с эпохи заката Византийской империи в XIV в. вплоть до образования Турецкой республики в 1922. Ее название происходило от имени султана Османа I, основателя династии Османов. Влияние Османской империи в регионе начало постепенно утрачиваться с XVII в., окончательно она распалась после поражения в Первой мировой войне.

Современная Турецкая республика ведет свое начало от одного из бейликов гази. Создатель будущей могучей державы, Осман (1259–1324/1326), унаследовал от своего отца Эртогрула небольшой пограничный удел Сельджукского государства на юго-восточной границе Византии, недалеко от Эскишехира. Осман стал основателем новой династии, а государство получило его имя и вошло в историю как Османская империя.

Республика

В апреле 1924 в Анкаре Великое национальное собрание под руководством Мустафы Кемаля приняло Конституцию, которая предусматривала создание парламента.

По конституции парламентарии избирали президента страны, который назначал премьер-министра, формировавшего правительство с согласия Великого национального собрания. Женщины были отстранены от участия в выборах и не могли баллотироваться в депутаты.

Свобода слова, собраний, печати и передвижения были ограничены в интересах национального единства.

Во Второй мировой войне Турция сохраняла нейтралитет вплоть до февраля 1945, когда она объявила войну Германии и Японии.

В 1974 с новой силой разгорелся многовековой греко-турецкий конфликт, источником которого послужил переворот на Кипре, где в течение длительного времени существовали трения между двумя ведущими общинами – греческой и турецкой.

Поводом стало свержение правительства греков-киприотов, придерживавшегося курса на независимость страны, Национальной гвардией греков-киприотов, которая выступила за объединение с Грецией. В ответ правительство Эджевита направило на остров войска, с тем чтобы предотвратить его аннексию Грецией.

Эти войска захватили северную треть острова, создав там зону безопасности для составляющих этническое меньшинство турок-киприотов. В результате Кипр оказался разделенным на две части.

Использованные материалы

  • http://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/TURTSIYA.html

Источник: https://drevo-info.ru/articles/14745.html

Что, если бы Константинополь устоял перед османами — Статьи

когда турки захватили константинополь

Падение Византии — событие мрачное и трагическое, но больше для Европы, чем для самой империи.

Что произошло?

Султан Мехмед II поклялся взять Константинополь и взял его. На это ушло много сил и времени. К захвату города Мехмед готовился несколько лет. Окружал его, отрезал пути контакта с союзниками, стягивал войска. Осада началась 6 апреля, а завершилась 29 мая. У Мехмеда было 120 тысяч воинов, не считая всевозможных наемников. Под началом императора Константина находилось около 7 тысяч человек, а также его личная охрана — это около 600 бойцов.

Впрочем, тут дело даже не в численном перевесе. Все решила турецкая артиллерия, уничтожившая укрепления Константинополя и открывшая армии османов путь в город.

В византийских хрониках падение столицы империи описано как величайшая трагедия в истории (что понятно), по сути, для греков это был конец света, дальше только темнота. Но тут нужно обратить внимание на одну важную деталь.

29 мая 1453-го пала вовсе не империя, пал именно Константинополь, а от могущественной Византии, наследницы Рима и колыбели православия, осталось одно только название.

Султан Мехмед вступает в Константинополь. (wikipedia.org)

К 1453 году Византия представляла собой два очень маленьких участка земли, разделенных многими сотнями километров. В ее состав входили Константинополь и его окрестности, а также Пелопоннес и два небольших городка в Болгарии. Император имел реальную власть лишь в столице, а Пелопоннес, формально входивший в империю, жил, в общем и целом, своей жизнью. При этом Константинополь со всех сторон был окружен владениями османов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Титло что это такое

Его единственным козырем было море, по которому столица империи могла получать поддержку в случае необходимости. Мехмед подумал об этом и сумел блокировать город с водной стороны, лишив того последней надежды на спасение. При этом захват Константинополя имел для османов только символическое значение. Он был чем-то вроде бельма на глазу, но не являлся каким-либо стратегическим препятствием. Захват столицы с ликвидацией Византии прибавил Мехмеду и его державе авторитета.

Однако, если бы этого не произошло, османы не стали бы слабее.

Могло ли быть иначе?

Рано или поздно это должно было произойти. Неизбежно. Все тут было ясно где-то к середине XIV века. Рано или поздно Константинополю суждено было пасть. И в самой империи это прекрасно понимали. Византию страшно подкосил Четвертый крестовый поход (1204), когда крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, а саму Византию, по сути, ликвидировали.

На ее месте возникла Латинская империя с центром в Константинополе. При этом правопреемницей Византии и главным центром жизни греков стала Никея. Ее правители в конце концов восстановили «законность и порядок». Их стараниями крестоносцы были изгнаны из Константинополя, а Византия реставрирована. Только это было уже не то.

Новое государство было очень уязвимо и почти беззащитно перед внешними угрозами. Что и показали следующие 200 лет.

Султан Мехмед II. (wikipedia.org)

Османское государство возникло в 1299-м. Первой его столицей был Сёгут. В следующие полтора века новая держава постепенно пожирала Византию, к концу XIV века османы уже прогрызли себе дорогу в Восточную Европу и во всю хозяйничали на Балканах и в Болгарии, угрожая Венгрии и Чехии.

Падение Константинополя могло произойти лет на шестьдесят раньше, но дважды Византию спасали внешние, независящие от нее самой обстоятельства. В 1396-м ей подсобил Тамерлан, напавший на державу османов и вынудивший султана Баязида уйти из-под стен Константинополя.

В 1432-м город спасло восстание в Сёгюте, спутавшее карты султана Мурада II.

Но так не могло продолжаться вечно. Византия была беззащитна и просила о помощи. Европа, в целом, понимала, чем может обернуться падение Константинополя. Лучше иметь дело с полумертвой Византией, чем с сильной державой османов.

В итоге Константинополю помогали Венеция, Венгрия и родосские рыцари, иногда даже и Генуя, которая, правда, больше юлила и лавировала между Византией и османами. Все они требовали уступок. А особенно напорист в этом был Рим. И тут речь шла об уступках религиозного характера.

Многие византийские вельможи были недовольны и открыто заявляли императору Константину XI, что уж лучше турки-мусульмане, чем католические прелаты. Словом, Константинополь был обречен.

А если все-таки

Это было бы, конечно, великое чудо, но при определенных обстоятельствах Константинополь мог пережить май 1453-го. Тут существует сразу несколько «если». Если бы вовремя пришел на помощь венецианский флот, если бы в 1444 году не провалился Крестовый поход на Варну. Это была довольно крупная по своим масштабам кампания, предпринятая государствами Восточной Европы. Конечная цель — отбросить османов в Азию.

В походе приняли участие Венгрия, Польша, а также валашские господари и даже рыцари Священной Римской империи. Яношу Хуньяди удалось одержать над османами несколько важных побед. Отличился в боях и Влад II Дракул, отец легендарного Влада III Цепеша. Но кончилось все под стенами Варны, где крестоносцы были разбиты османами решительно и бесповоротно. С этого момента на помощь Венгрии Византия могла не рассчитывать.

Битва при Варне. (wikipedia.org)

Еще одно «если» могло быть связано с очередными распрями между самими османами. Мехмеду было всего 20 лет, и он еще не имел железного авторитета. Султан получит его после захвата Константинополя. Но до этого его положение было еще очень шатким.

В любом случае, если бы 29 мая Византия устояла, это ничего не изменило бы в глобальном плане. Рано или поздно османы взяли бы свое. Не через год, так лет через 20. Константинополь не мог вечно просить о помощи, а своих ресурсов для победы над столь мощным противником у него просто не было.

Источник: https://diletant.media/articles/40778852/

От Константинополя до Стамбула: что скрывается за переименованием столицы двух империй

28 марта 1930 г. по указу Мустафы Кемаля Ататюрка Константинополь был переименован в Стамбул. Смена вывески на вратах Царьграда стала одним из заключительных этапов реформ первого президента Турции и символизировала окончательный отказ страны от османского политического наследия и переход на светские рельсы. Сегодня город-легенда, расположенный в двух частях света, снова на распутье — между европеизмом Ататюрка и неоосманизмом Эрдогана.

Новое имя — новая судьба. Стамбул не раз испытывал на себе справедливость этого тезиса.

Впервые крутой разворот в истории города случился в 330 году: по велению Константина древнегреческий Византий стал Новым Римом — официальной столицей Римской империи, а спустя почти полвека он подарил своё родовое название её восточной преемнице.

Однако в качестве Нового или Второго Рима город просуществовал немногим более столетия и опять был переименован: столица Византии была наречена Константинополем.

Очередной поворот судьбы произошёл в 1453 г., когда град Константина был завоёван турками и провозглашён столицей Османской империи. Формально он сохранял прежнее название, но оно было переиначено на турецкий лад — Костантинийэ. Неофициально же новые хозяева окрестили его Истанбулом. А цивилизованный мир стал называть этот город просто — Стамбул.

Двойное название — двойная жизнь: крупнейший центр восточного христианства превратился в центр исламского мира. В таком двусмысленном положении Стамбул-Константинополь просуществовал до провозглашения республики. А потом решительной рукой Ататюрка город был лишён столичного статуса и вскоре переименован.

Кстати, вместе с Константинополем вывески сменили и другие турецкие города с греческими корнями: новоявленная столица Ангора стала Анкарой, Смирна — Измиром, Адрианополь — Эдирне. А чтобы любителям старины было неповадно смотреть в прошлое, корреспонденцию с пометкой «Константинополь» отправляли обратно, уведомляя адресата, что такого города не существует.

Слово и дело

Но, прежде чем менять указатели, первый президент Турции провёл в жизнь свои знаменитые реформы, превратившие страну из отсталого халифата в процветающую светскую республику.

Турция преобразилась внешне и внутренне. Женщины получили равные права с мужчинами — и обязательное ношение мусульманской одежды ушло в прошлое. Был введён новый латинизированный алфавит, сменивший арабскую вязь. Канули в лету законы шариата, уступив место Гражданскому кодексу. И наконец Турция приняла единую для всего прогрессивного человечества международную систему времени, календаря и мер. Таким образом, перед Турцией открылись двери в европейскую семью народов.

Не менее ощутимыми стали преобразования в экономике. Реформы дали толчок бурному развитию промышленности. Страна переживала индустриальный бум, возводились предприятия, строились дороги. Сельское хозяйство благодаря частному предпринимательству шагнуло из допотопного состояния в новую технологическую эру. Одним словом, модернизация шла полным ходом.

Финальным аккордом симфонии реформ стало изменение имени и самого первого президента Турции. Согласно закону о фамилиях Великим национальным собранием Турции ему была присвоена фамилия Ататюрк («отец турок»), больше, правда, напоминающая почётное звание.

Вперёд в прошлое

Завоевания Мустафы Кемаля Ататюрка казались незыблемыми. Но лишь до прихода к власти Реджепа Тайипа Эрдогана. Новый рулевой турецкой республики настойчиво прокладывает курс в сторону Османской империи.

Чтобы понять это, достаточно обратить внимание на такие говорящие мелочи, как увеличение числа мусульманских школ, разрешение носить хиджабы в светских вузах и даже в парламенте, а также на возрождение моды на бороды — прежде турки, подражая Ататюрку, брили подбородки и отращивали усы.

Показательно и недавнее высказывание первой леди Турции Эмине Эрдоган, которая публично заявила, что «гарем — прекрасная школа жизни».

Ползучая исламизация проникает во все сферы жизни республики, а главное — в умы её граждан. И сегодня неоосманские идеи многим туркам, особенно молодым, уже не кажутся утопичными.

Сладкие грёзы о возрождении халифата Эрдоган подкрепляет радикальными мерами: отказом от миролюбивой внешней политики Ататюрка и агрессивными действиями на международной арене, закручиванием гаек внутри страны и гонениями на свободную прессу.

А также сезонными, так сказать, профилактическими порками высшего военного руководства, ещё недавно являвшегося гарантом и опорой светскости Турции. Ведь и сам Ататюрк, чьи портреты сегодня исчезают с улиц, орденов и вымарываются из школьных учебников, был представителем турецкого генералитета.

Если так пойдёт и дальше, то, возможно, не за горами времена, когда столица двух империй и духовный центр двух религий, снова сменит и имя, и судьбу.

Илья Оганджанов

Источник: https://russian.rt.com/article/156038

Турецкий демарш

Российская империя не выполнила своей исторической миссии. Пять веков российские монархи пытались отбить у турок Византию и объединить славянские народы в Великой Греко-Российской Восточной империи. Не завоевали мирового господства и коммунисты. Теперь русским нужна новая национальная идея

Владимир Тихомиров
фото: Владимир Коробицын, FOTOBANK/REX, PHOTOXPRESS

Считается, что России необходима национальная идея. Или свой «особый путь» в развитии цивилизации Так уж исторически сложилось, что жизнь, лишенная какой-нибудь глобальной духоподъемной мечты типа установления всемирного господства, кажется бессмысленной.

Но национальные идеи просто так не рождаются. Если в Кремле думают, что можно собрать десяток чиновников, дать им зарплату и они тут же накатают какую-нибудь зажигательную идеологию Новой России, то это, мягко говоря, самообман и несусветная глупость. Потому что идеи, ради которых живут и умирают народы, рождаются в течение веков и тысячелетий.

Вот посмотрите на Америку, которая спит и видит, как бы по всему миру установить свои свободолюбивые законы демократии. Между тем американцы ничего сами не придумали — они просто подобрали из ослабевших рук Российской империи это мессианское знамя. Русские государи тоже  мечтали о свободе — правда, о свободе для православных народов.

Освободившись от монголотатарского ига, наши предки решили освобождать и других славян-единоверцев, которые должны были единой семьей основать Священную Греко-Российскую империю со столицей в Константинополе.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как наказать обидчика без вреда для себя

VISA В ЦАРЬГРАД

Вот уже несколько веков в отношении Византии существуют два диаметрально противоположных взгляда.

Славянофилы и евразийцы представляют Царьград как этакий потерянный рай — дескать, в эпоху темного варварства Константинополь оставался единственным светочем цивилизации, откуда на дикие просторы Руси падали лучи истинной веры.

Либералы-западники, напротив, выставляют Византию в виде отстойной ямы всевозможных пороков, где деградировавшие вельможи только тем и занимались, что плели хитромудрые интриги.

«Колыбелью православия» Византия стала  только после своего исчезновения

Древние славяне радовались, когда в 907 году киевский князь Олег Вещий приколотил к вратам Царьграда свой щит. Хотя в подвиге Олега не было ничего экстраординарного.

Дело в том, что накануне Олег разбил войска Хазарского каганата, которому славянские племена по берегам Днепра регулярно платили дань, и поспешил в Византию, дабы уведомить василевса Льва VI Философа, что отныне только Киев (а не какие-то там хазары) будет официальным торговым партнером на пути из варяг в греки.

Когда же византийские купцы поинтересовались, с чего бы это им вдруг менять одного партнера на другого, Олег кликнул дружину — и под стены Константинополя пришли 2000 (или, по другим источникам, 200) лодий, на каждой из которых было минимум по 40 угрюмых мужиков с мечами и топорами. Купцы, надо полагать, сочли за лучшее отказаться от дальнейших расспросов и предложили заключить договор.

По этому документу киевские купцы впервые в истории получали право беспошлинной торговли с Византией и равные юридические права с гражданами империи. Естественно, купцы и императоры Византии тоже решили извлечь  выгоду из наметившегося сотрудничества. Во-первых, агрессивных северных соседей начинают нанимать на военную службу — князь Святослав по просьбе императора Никифора громит «сепаратистов» в Дунайской Болгарии, а чуть позже русские дружины проводят серию карательных операций против мусульман в Малой Азии и на Крите, покоряют побережье Каспия.

Во-вторых, греки решили обратить славян в христианство. С одной стороны, принятие крещения означало бы признание вассального положения русских княжеств по отношению к патриархии Константинополя. Кроме того, открытие новой епархии и церковных приходов на севере решило бы проблему безработицы священников, которых в самой Византии девать было уже некуда.

Однако вместе с православием на Русь пришли не только многочисленные священники, но и купцы, архитекторы, живописцы и ремесленники. Обилие пришельцев, их высокомерная уверенность в себе породили у славян, выражаясь современным языком, резкий рост ксенофобских настроений. Словом, отношения между дикими русами и просвещенными византийцами были весьма неоднозначными.

Как писал византийский греческий философ Михаил Пселл, «это варварское племя славян все время кипит злобой и ищет предлога для войны с нами».

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

«Колыбелью православия» Ромейская империя, как это ни странно, стала только после своего исчезновения.

Сначала в 1204 году Константинополь был покорен крестоносцами — таким радикальным образом Папа Римский Иннокентий II разрешил спор между католической и православной церквами по поводу тонких нюансов в христианских догматах.  Вот Рим и объявил крестовый поход против «схизматиков» — то есть против православных, не желавших признавать главенство католической церкви.

Русские громили «сепаратистов» в Болгарии и проводили карательные операции на Крите

Русские князья, впрочем, поначалу к падению Царьграда оказались равнодушны: в это время Киевская Русь развалилась на несколько десятков княжеств, в каждом из которых шла война с соседями. Потом на Русь с востока пришли монголы, с запада — крестоносцы (Папа Григорий IX объявил крестовый поход и против русских «еретиков»). Словом, если разграбление Царьграда и стало началом духовного отчуждения православной Киевской Руси от католического Запада, то только в воображении летописцев, большинство из которых были по происхождению греками.

Второй, и последний, удар по Византии нанесли турки. В 1453 году Константинополь завоевывает султан Мехмед II, более известный как Фатих Завоеватель. Уцелевший после штурма город был переименован в Стамбул, а христианские храмы переделаны в мечети.

На Руси завоевание мусульманами столицы православия оценили как приближающийся конец света и как Божью кару за согласие Византии в 1439 году на Ферраро-Флорентийском церковном соборе признать главенство Ватикана. Русская церковь ощутила себя в полном одиночестве. Но для подъема народа на борьбу нужна была новая объединяющая идея.

Так Россия и стала преемницей погибшей Византии. Именно в этот момент в русском обществе появляется лозунг: «Два Рима пали по грехам своим, третий же стоит, и четвертому не бывать!».

Русское духовенство начинает культивировать мнение, что «русский государь призван заступить на место византийского императора и что русские люди призваны занять первенствующее место среди православных народов».

ЖЕНА КАК СИМВОЛ

Естественно, Третий Рим должен был посредством каких-либо значимых символов закрепить себя как преемника Второго Рима.

Этим символом и стала царевна Софья Палеолог, племянница Константина XI, последнего византийского василевса, которая вышла замуж за великого князя Ивана III.

После свадьбы Иван III принимает царский титул, на его печати появляется ромейский императорский двуглавый орел. А вот внук Софьи Палеолог — Иван Васильевич Грозный — и вовсе стал гордо указывать, что «мы ведем свой род от Августа-кесаря».

Покончив с последствиями ига Орды, российские цари начинают борьбу за «собирание» порабощенных другими ханами славянских народов. Сразу же возникает вопрос: а где, собственно, все эти православные славяне должны собраться? Ответ очевиден: в Царьграде, колыбели православия. Так «проклятый» Второй Рим превращается в будущую столицу грядущего панславянского царства.

Идея православного единства легла и в основу церковной реформы середины XVI века патриарха Никона. И дело тут не только в грамматических ошибках в церковных книгах. Просто если раньше ощущение русской «особливости», веками культивируемое в отдаленных лесных монастырях, помогало православной церкви выжить, то теперь религия Третьего Рима должна быть понятной всем православным народам.

АНГЛИЙСКИЙ ГАМБИТ

Впрочем, возвращение Стамбула было, скажем так, задачей отдаленного будущего. Пока же на повестке дня — начиная с XVI века — стоит задача освобождения собратьев по вере в Причерноморье и на Балканах. Православные народы составляли почти половину населения Османской империи. Если их поднять на борьбу, то могущественная держава турок рассыпется сама как карточный домик.

Но триумф русского оружия наступил только в конце XVIII века, во время пятой по счету Русско-турецкой войны, когда Александр Суворов разбил в пух и прах хваленых янычар, а граф Алексей Орлов уничтожил весь турецкий флот в знаменитом Чесменском сражении.

В итоге Россия получила свободный выход к Черному морю.

Императрица Екатерина II уже планировала кампанию по полному изгнанию турок из Европы и образованию православного Греческого царства, но тут за турок вступились все ведущие европейские державы — Австро-Венгрия, Англия и Франция.

Причина заступничества Европы за мусульман была проста: контроль России над Босфором и Дарданеллами неизбежно превратится в российскую гегемонию над Средиземноморьем и всей Европой. Далее воображению английских политиков тут же представилось и полное российское завоевание Турции, а затем Персии и, наконец, Индии, этой драгоценной «жемчужины британской короны». Поэтому турки-мусульмане представлялись европейцам гораздо меньшим злом, чем русские.

В итоге, оставив на время балканское направление, Россия решила давить на Османскую империю через Кавказ. Где, кстати, также проживали «угнетенные» православные народы — грузины и армяне. Однако за 300 лет почти непрерывных кавказских войн стратегическая цель — проливы и Константинополь — так и осталась не достигнутой.

НА ЦАРЬГРАД!

Мы могли одним броском захватить Стамбул и контролировать весь балканский полуостров

Во второй половине XVIII века образ Царьграда пережил очередное превращение: из легендарной столицы будущего «православного царства» он неожиданно стал реальным городом, который можно и нужно было завоевать. Случилось это в ходе Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов.

Перейдя через Балканы, русские взяли Адрианополь, передовые отряды уже рассматривали ворота Константинополя в бинокли. Армия была в состоянии одним броском захватить турецкую столицу и установить контроль над всем Балканским полуостровом.

Но под угрозой вступления в войну Англии и Франции российский император Александр II был вынужден заключить с турками мир.

Однако на этот раз уже вся Россия не могла примириться с потерей Царьграда. В обществе появилась идеология панславизма, целью которого было создание в самом ближайшем будущем Великой Греко-Российской Восточной империи.

Поэтому, временно отступив перед напором объединенной Европы, Россия с энтузиазмом продолжала гнуть свою линию.

В 1894 году на престол вступает Николай II, который сразу же подтверждает стремление «объединить славян под могущественным крылом российского орла». Принимается программа строительства Черноморского флота, и на совещании министров под председательством Николая II было рассмотрено решение о захвате Стамбула.

Командовать операцией назначили вице-адмирала Копытова. В его подчинении находилось 33 000 морских пехотинцев и 6 эскадренных броненосцев. На взятие города и установление контроля над Босфором войскам отводилось 72 часа. И хотя в успехе операции никто не сомневался, решение о вторжении было отменено в самый последний момент.

Император вновь испугался ответных действий Европы. И начал искать союзников.

МОРПЕХИ ДЛЯ БОСФОРА

И вскоре такие союзники нашлись. В годы войны 1914 — 1917 годов одним из условий, выдвигавшихся Россией перед вступлением в Антанту, было присоединение к империи Константинополя и Южной Фракии. В 1915 году нужный России договор был заключен.

Первоначально Босфорскую операцию, которой должен был руководить командующий Черноморским флотом вице-адмирал Колчак, планировали на осень 1916 года — после вступления в войну на стороне Антанты Румынии, которая отвлечет на себя силы турок и немцев.

Однако в августе румынская армия была наголову разгромлена германскими войсками — и операцию перенесли на весну 1917 года. Но зимой по неизвестной причине взорвался и затонул новейший линкор «Императрица Мария» — флагман Черноморского флота. Потом случилась Февральская революция.

И хотя Временное правительство не отказалось от планов взятия Стамбула, но поднять войска на штурм оно так и не смогло. Революционные матросы больше не хотели воевать, войска требовали мира и свободы.

Пришедшие к власти после Октябрьского переворота большевики и вовсе поставили крест на вековой мечте России. И даже на этот счет пели: «Не нужен нам берег турецкий» Идея славянской империи показалась им слишком мелкой. Заменив православие на коммунизм, большевики попытались построить всемирную коммунистическую империю, куда входили бы не только славяне, но и вообще все народы земли.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2295572

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Как молиться за усопших после 40 дней

Закрыть