Когда родился иван андреевич крылов

Биография — Крылов Иван Андреевич

когда родился иван андреевич крылов

Будущий писатель-баснописец Иван Андреевич Крылов родился 2(13) февраля 1769 года в Москве. Первые годы своей жизни провёл в частых переездах с родителями. Во время восстания Е.Пугачёва проживал с матерью в Оренбурге, а его отец служил капитаном в самом Яицком городке.

Фамилия Андрея Крылова была внесена в «пугачёвские списки» на повешение. К счастью, для семьи Крыловых всё кончилось хорошо. Но после смерти отца семья впала в нужду, и мать будущего баснописца была вынуждена подрабатывать в богатых домах.

С девяти лет Иван вынужден был работать – его приняли переписывать деловые бумаги.

Дальнейшее образование получил в доме писателя Н.А.Львова – учился вместе с его детьми и много слушал разговоры литераторов и художников, которые приходили в гости к просвещённому хозяину.

Отрывочность образования создавала в дальнейшем много сложностей писателю, но постепенно он стал писать без ошибок, расширил свой кругозор и даже выучил итальянский язык.

«Проба пера»

Портрет Ивана Крылова, художник — Брюллов

Когда мальчику исполнилось четырнадцать лет, семья переехала в Петербург. Мать отправилась туда хлопотать о пенсии, но усилия её не увенчались успехом.

https://www.youtube.com/watch?v=E6ONriVyt6A

Здесь Крылов устраивается на работу в канцелярию Казённой палаты. Но дела служебные его интересуют не слишком. Большую часть времени он проводит в занятиях литературой и посещениях театров, близко знакомится с известными актёрами и директором театров П.А.Соймоновым.

Не меняются его увлечения и после смерти матери, когда на его попечении остаётся младший брат.

В восьмидесятые годы Крылов много пишет для театра. В это время им написаны литературные основы для опер «Бешеная семья», «Кофейница», «Клеопатра» и других, комедия «Сочинитель в прихожей». Ни известности, ни гонораров они не принесли, но помогли Крылову выйти на уровень общения петербургских литераторов.

Известный драматург Княжнин взял молодого человека под своё покровительство, желая помочь ему с более успешным продвижением своих произведений. Но Крылов не оценил помощи и не только порвал всякие отношения с драматургом, но и написал комедию «Проказники», в которой всячески просмеял Княжнина и его супругу.

Неудивительно, что она была запрещена к постановке, а у автора испортились всяческие отношения и с литераторами, и с театральной дирекцией, которая давала «добро» на постановку сочинений на сцене.

К концу 80-х годов Крылов решает попробовать себя в журналистике. В 1788 году в журнале «Утренние часы» он публикует первые басни, которые тоже остаются незамеченными.

Тогда Иван Андреевич берётся за издание журнала «Почта духов», который издаёт в течение восьми месяцев 1789 года. Здесь в сказочной переписке гномов с волшебником он создаёт карикатурную картину современного ему общества, порицая пороки высшего общества.

Журнал закрывает цензура, но причиной выдвигается наличие всего 80-ти подписчиков.

В 1790 году Крылов выходит в отставку и «с головой» уходит в литературную деятельность. Он становится владельцем типографии и вместе с друзьями и приятелями А.Клушиным, И.Дмитриевым и П.Плавильщиковым начинает издавать новый журнал «Зритель», который пользуется уже большей популярностью.

В журнале издаются произведения Крылова: восточная повесть «Каиб», сказка «Ночи», несколько «Речей» и «Мысли философа о моде». Число подписчиков постепенно увеличивается. В мае 1792 года журнал закрывают, но уже со следующего года он выходит снова, но уже под другим названием – «Санкт-Петербургский Меркурий».

Основной темой своих «нападок» Крылов выбирает одного из самых просвещённых людей своего времени – Карамзина и его последователей. Реформаторство Карамзина казалось Крылову искусственным, но многие люди заслуженно уважали великого историка, и осмеивание его оттолкнуло их от «Санкт-Петербургского Меркурия».

В конце 1793 года за недостаточностью подписчиков журнал был закрыт и Крылов на несколько лет уехал из столицы.

Служба у князя Голицина

Со времени закрытия журнала и до 1797 года Крылов жил в Москве, затем странствовал по стране – по поместьям своих друзей и приятелей. Всё это время он искал источники дохода и на какое-то время нашёл их в карточной игре, где он считался исключительно везучим игроком на грани шулерства.

Кто знает, как бы закончил дни свои ныне известный автор басен, но в начале 1797 года судьба свела его с князем Сергеем Фёдоровичем Голицыным, который предложил Крылову стать своим личным секретарём и домашним учителем. Иван Андреевич переезжает в имение князя в Киевской губернии и начинает занятия языками и словесностью с его сыновьями.

Здесь же он играет на музыкальных инструментах и пишет пьесы для домашнего театра. В это время им создаётся шутовская трагедия «Триумф, или Подщипа», главную роль которой Крылов с удовольствием озвучивает на домашней сцене.

Значение этого шутовского произведения было не только политическим (сатира на Павла I), но и литературным – Крылов пародировал тот высокий стиль классической трагедии, перед которым преклонялся в предыдущие десятилетия, искал новые пути в своём творчестве.

11 марта 1801 года на царский престол поднимается Александр I, который относится с Голицыну с большим доверием и назначает его лифляндским генерал-губернатором. Соответственно – Крылову дают пост правителя канцелярии. До 1803 года писатель служит в Риге, а осенью этого года переезжает к своему брату в Серпухов.

Творческая известность

В это же время приходит первый сценический успех к пьесе Крылова «Пирог». Крылов решает заниматься литературным творчеством дальше и возвращается в Петербург.

В 1805 году Крылов показывает первые переводы басен известному поэту И.Дмитриеву. Тот открыто говорит о том, что Крылов наконец нашёл своё настоящее призвание. Но Иван Андреевич печатает в следующем году только три басни и снова задумывается о драматургии.

В 1807 году уже три пьесы Крылова с успехом идут на сцене – «Модная лавка» (которую показывали даже при дворе), «Урок дочкам» и «Илья Богатырь». Несмотря на столь долгожданный успех, Крылов всё больше начинает «уходить» от театра и увлекаться сочинением и переводом басен.

Уже в 1809 году выходит его первый успешный сборник басен. Через два года появляются «Новые басни Ивана Крылова».

В 1815 году выходит трёхтомник, на следующий год – продолжение в 2-х книгах, в 1819 – шестая часть, а к 1830 году «собирается» восьмитомное собрание басен Крылова. Все эти издания пользовались оглушительным успехом.

Часть басен была написана на конкретные жизненные события, другие – на отвлечённые сюжеты. Но сами события вскоре забывались, а басни оставались любимым чтением во многих образованных семьях.

Смена жанра полностью изменила профессиональную репутацию Крылова. Если в первой половине жизни он был никому не известен и терпел множество материальных трудностей, то со зрелого возраста – баснописца Крылова знал каждый уважающий себя человек. Издания его расходились большими тиражами и простой, народный слог писателя был понятен каждому.

Вместе с признанием читающей публики шло и признание официальное.

В декабре 1811 года писатель был избран членом Российской Академии, в январе 1823 года за литературные достижения получил от неё золотую медаль, а в 1841 году был утверждён ординарным академиком отделения русского языка и словесности.

В 1812 году в Петербурге открыли Императорскую публичную библиотеку, куда писателя назначили библиотекарем. Одновременно ему утвердили пенсию за особые заслуги «в российской словесности».

В 1830 году, после издания восьмитомника Николай I увеличил пенсию Крылова вдвое и произвёл его в статские советники.

В феврале 1838 года с исключительным уважением и торжественностью Петербург праздновал 50-летний творческий юбилей писателя Ивана Андреевича Крылова. К этому времени его ставили в один ряд с выдающимися классиками Пушкиным, Грибоедовым и Державиным. Позднее басни Крылова были переведены более чем на 50 языков мира.

Последние годы жизни

Памятник Ивану Крылову в Москве, на Патриарших прудах.

Прослужив в Императорской библиотека почти 30 лет, в 1841 году Крылов вышел в отставку и поселился в квартире на Васильевском острове. Он жил тихо и в своё удовольствие. Любил сытно покушать и полежать на диване. Некоторые считали считать его лентяем и обжорой.

Но до самых последних дней писатель продолжал работать, подготавливая к печати новое полное собрание своих басен. Крылов не успел получить книги из типографии, но завещал раздать часть их своим друзьям на собственных похоронах, что и было сделано.

Умер Иван Андреевич от двухстороннего воспаления лёгких 9(21ноября) 1844 года в Санкт-Петербурге.

Отдавая дань уважения великому писателю, второй человек в государстве – граф Орлов лично нёс его гроб вместе с простыми студентами до погребальной повозки.

Интересно о Крылове:

— Любимыми занятиями Ивана Андреевича было поесть и поспать. И то и другое он умудрялся делать даже в гостях.

— Крылов написал более 200 басен, которые переиздавались очень большими тиражами.

Вернуться в раздел «Биографии»

Источник: https://lit-classic.ru/biography.php?author=7

Иван Андреевич Крылов

когда родился иван андреевич крылов
× Новое: И. А. Гончаров. «Обломов».

И. А. Крылов

» Полное собрание сочинений

Об авторе

Крылов Иван Андреевич [2(13).II.1769 (или 1768), Москва, — 9(21).XI.1844, Петербург] — русский писатель, журналист, баснописец. Родился в семье армейского офицера, который из рядовых дослужился до капитанского чина, руководил обороной Яицкого городка от мятежников-пугачевцев. Детские годы Крылова прошли в опасностях и лишениях.

Во время пугачевского восстания он вместе с матерью находился в осажденном Оренбурге. После смерти отца (1778) семья осталась без средств, и десятилетний подросток поступил подканцеляристом в Калязинский земский суд, затем в Тверской магистрат.

Крылов самостоятельно изучил французский, впоследствии также немецкий и итальянский языки, а в старости — древнегреческий; с юности был начитан в русской, европейской и античной литературе.

В 1782 году Крылов переехал в Петербург и через год определился на должность мелкого чиновника в Казенную палату, а в мае 1787 г. устроился на службу в Горную экспедицию. В Петербург Крылов привез свою первую комическую оперу «Кофейница» (1782), которая была приобретена издателем, но не напечатана. В столице Крылов познакомился с Н. А. Львовым и Г. Р. Державиным, сблизился с театральным миром. Выдающийся актер И. А.

 Дмитревский стал советчиком молодого Крылова в его драматических опытах. На протяжении 1786—1788 гг. Крылов создал трагедии «Клеопатра» (не сохранилась) и «Филомела», комическую оперу «Бешеная семья», а также прозаические комедии «Сочинитель в прихожей» и «Проказники». Последняя привела к конфликту между Крыловым и Я. Б. Княжниным, выведенным в пьесе под именем Рифмокрада. Жалоба Княжнина привела к снятию пьес Крылова с постановок. В мае 1788 г.

он уволился из Горной экспедиции и на много лет оставил государственную службу.

В 1789 г. Крылов начал издавать ежемесячный сатирический журнал «Почта духов», продолжавший традицию сатирических журналов Н. И. Новикова. По резкости и смелости сатиры «Почта духов» явилась одним из крупнейших явлений русской журналистики конца XVIII века.

Используя жанр сатирического эпистолярного романа с несколькими сюжетными линиями, Крылов в «Почте духов» дает гротескную панораму современных нравов, демонстрируя комизм повседневного существования и абсурдность привычного порядка вещей.

Остановка издания после восьмого выпуска могла быть связана с усилением цензурных гонений после начала революции во Франции.

В 1792 г. в компании с актерами И. А. Дмитревским, П. А. Плавильщиковым и драматургом А. И.

 Клушиным Крылов организовал собственную типографию «Крылов с товарищи» и приступил к изданию журнала «Зритель», в котором опубликовал несколько сатирических памфлетов и фельетонов, в том числе «Похвальную речь в память моему дедушке», повести «Ночи» и «Каиб». В 1793 г.

Крылов и Клушин издавали журнал «Санкт-Петербургский Меркурий», не получивший популярности. Разочаровавшись в журналистике, Крылов отошел от журнальной деятельности. Переехав в Москву (1794), он на некоторое время стал профессиональным карточным игроком. С осени 1795 г. до воцарения Павла I ему как игроку запрещено жить в столицах.

В 1797 г. Крылов поступил личным секретарем к генералу кн. С. Ф. Голицыну. После внезапной опалы Голицына последовал за ним в имение Казацкое на Украине, где прожил на положении компаньона до 1801 г.

В эти годы он написал бурлескную «шутотрагедию» «Трумф» (иначе «Подщипа», 1799—1800) — издевку и над самодержавием, и над немецким засильем при Павле I. Позднее, в 1807 г.

, Крылов представил пьесу в цензуру, но публикация ее была запрещена, что не помешало «Подщипе» распространяться в списках и стать одним из самых популярных неподцензурных текстов первой четверти XIX века.

После коронации Александра I Голицын был назначен военным губернатором Лифляндии. С октября 1801 г. по сентябрь 1803 г. Крылов жил в Риге, заняв должность правителя дел канцелярии Голицына. На протяжении нескольких следующих лет, выйдя в отставку в невысоком чине губернского секретаря, жил то в столицах, то в провинции, вел крупную карточную игру.

В 1804 г. Крылов переехал в Москву, а в 1806 г. возвратился в Петербург. Там он познакомился с театральным деятелем кн. А. А. Шаховским, с которым издавал в 1808 г. журнал «Драматический вестник». В Петербурге были созданы Ссатирические комедии «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807), а также сказочная комическая опера «Илья-богатырь» (1806, музыка К. А. Кавоса), которые имели шумный успех и оставались в репертуаре до середины XIX века.

«Модная лавка», лучшая из комедий Крылова, высмеивала галломанию русского дворянства. К этому времени относится и сближение Крылова с А. Н. Олениным, принявшим участие в судьбе писателя. Благодаря его дружеским связям в 1812 г. Крылов занял должность библиотекаря в открывшейся в Петербурге Императорской Публичной библиотеке, где прослужил около 30 лет. В разные годы сослуживцами Крылова по Публичной библиотеке были известные поэты и прозаики — Н. И. Гнедич, К. Н. Батюшков, А. Х.

Востоков, М. Н. Загоскин, А. А. Дельвиг и др.

В январе 1806 г. в «Московском зрителе» были опубликованы переведенные из Лафонтена басни «Дуб и Трость» и «Разборчивая невеста», с которых начался путь Крылова-баснописца. «Ворона и лисица», «Ларчик» и ряд других басен были напечатаны в 1808 г. в «Драматическом вестнике». Первая книга басен, собранных под одной обложкой, увидела свет в 1809 г.

С выхода этого сборника началась еще одна — вторая или третья, но для нас самая главная литературная жизнь Крылова. В 1811 г. появились «Новые басни Ивана Крылова», в 1815 г. — «Басни Ивана Крылова в трех частях», в 1816 г. были напечатаны части четвертая и пятая, в 1819 г. басни вышли уже в шести частях. Сочинять их Крылов продолжал до конца жизни. В 1825 г.

басни вышли в семи частях (книгах), в 1830 и 1834 — «в осьми книгах», в 1844 г. — в девяти. Последнее упомянутое издание, на титуле которого стоит 1843 год, в действительности вышло уже после смерти баснописца. На траурной обертке экземпляров, разосланных ближайшим друзьям и знакомым, было напечатано: «Приношение. На память об Иване Андреевиче. По его желанию. СПБ. 1844 г.

9 ноября 3/4 8-го, утром» (дата и час смерти Крылова).

В первой половине 1810-х годов Крылов декламировал свои новые басни на заседаниях «Беседы любителей русского слова». В противоположность другому знаменитому баснописцу тех лет, И. И. Дмитриеву, чьи басни написаны ровным средним стилем, Крылов был сторонником не Карамзина, а Шишкова. Реформатор русской басни был последовательным архаистом: в его баснях реализована установка на русский разговорный язык, очищенный от иноязычного влияния.

Народная лексика, экспрессивные формы народного языка, своеобразные черты его синтаксиса, фразеология и семантика использованы в баснях Крылова с необычайным мастерством и разнообразием. В контекст басен органически внедрялись народные пословицы; с другой стороны, многие афоризмы и крылатые выражения из басен Крылова вошли в ежедневный обиход, стали общераспространенными пословицами и поговорками.

Пушкин, назвавший Крылова «истинно народным поэтом», утверждал, что «Крылов превзошел всех нам известных баснописцев, исключая, может быть, Лафонтена».

В Крылове-баснописце неизменно чувствуется Крылов-драматург.

Стремительное развитие диалога во многих баснях, драматическая острота и динамичность реплик, которыми обмениваются басенные персонажи, сценически действенные положения и «ремарочный» характер авторского «комментария» к ним — все это делает иные басни миниатюрными «сценами», легко поддающимися театрализации.

Таковы «Мышь и крыса», «Демьянова уха», «Волк и ягненок», «Крестьянин и лисица», «Волк на псарне» и др. Характерный для басен Крылова говорной стих отлично передает интонационное многообразие живой речи (размер басен — разностопный ямб вольной рифмовки, за исключением басни «Стрекоза и муравей», написанной четырехстопным хореем).

Вместе с тем идейно и тематически басни продолжали журнальную сатиру Крылова. Современники, считавшие, что едва ли не все басни Крылов сочинял «по поводу», уверенно вычитывали в них сатиру на высшие правительственные учреждения («Квартет», 1811), лично на Александра I («Воспитание Льва», 1811) и Николая I («Вельможа», 1836), на конкретные события общественной и литературной жизни.

Так, басня «Волк на псарне», написанная в разгар Отечественной войны 1812 г. и опубликованная в патриотическом журнале «Сын отечества», сатирически изображает попытку Наполеона вступить в мирные переговоры с Кутузовым. Читатели легко догадывались, что басня «Кошка и соловей» (1824) описывает бесчинства цензуры, «Кукушка и Петух» (1841) изображает Н. И. Греча и Ф. В. Булгарина и т. д.

Наконец, Крылов стал творцом еще одного произведения, значимость которого, пожалуй, сопоставима со значением его басен. Это легендарный образ «дедушки Крылова» — ленивца, обжоры, неряхи и причудника, лишь отчасти соответствующий реальной личности баснописца и тем подобный литературному персонажу или театральной роли.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что происходит в роддоме

Так, во все биографии Крылова вошло, будто причиной его последней болезни стала неумеренность в еде, в чем он перед смертью якобы сам каялся; сохранился, однако, официальный документ, свидетельствующий о том, что Крылов умер от воспаления легких.

В глазах современников поэта реальное в его жизни столь тесно переплеталось с легендарным, что часто они не отличали одно от другого.

И. П.

По материалам «Краткой литературной энциклопедии», биобиблиографического словаря «Русские писатели. 1800—1917», академической «Истории русской литературы в 10 томах»

и предисловия к сборнику «И. А. Крылов в воспоминаниях современников»

В основу крыловского раздела РВБ положена электронная версия самого значительного издания произведений Крылова — Полного собрания сочинений в трех томах, выпущенного Гослитиздатом в 1945—1946 гг. по случаю столетия со дня смерти писателя.

В первом томе помещены прозаические произведения, во втором — драматургия, в третьем — басни, стихотворения, письма и официальные записки. Наибольшую ценность представляет третий том, содержащий обширный свод печатных и рукописных разночтений.

В первых двух томах другие редакции и варианты, к сожалению, не учитываются.

Указатели

Электронная публикация — РВБ, 2007—2020. Версия 2.0 от 18 декабря 2016 г.

Источник: https://rvb.ru/18vek/krylov/

Иван Крылов (13 февраля 1769 — 21 ноября 1844). Некролог и биография

когда родился иван андреевич крылов

«С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,Он, точно с старческой неспешностью речей,Рассказывает нам, с своих высоких кресел,Про нравы странные и глупости зверей,И все смеются вкруг и сам он тихо-весел».

Из стихотворения Ивана Майкова, посвященного памяти Крылова

«Мне чин один лишь лестен был,Который я ношу в природе, —Чин человека; — в нем лишь бытьЯ ставил должностью»

Из стихотворения Ивана Андреевича Крылова

Биография

Когда Емельян Пугачев возглавил штурм городовой крепости Яицка, офицер донского казачества Андрей Прохорович Крылов оказался в числе преданных правительству солдат, которые сумели защитить городок от натиска. Пугачев поклялся расправиться с Крыловым лично, а также со всей его семьей. Жена офицера — Мария Алексеевна — в страхе вывезла из города их малолетнего сына, предварительно спрятав его в глиняном сосуде.

Вот таким способом жизнь Ивана Андреевича Крылова — выдающегося русского баснописца — была спасена.В детстве Ивану Крылову так и не удалось получить приличного образования. Отец его умер довольно рано, а мать, оставшись с двумя малолетними сыновьями на руках, едва ли могла сводить концы с концами. Зато в память об отце у Ивана сохранился целый сундук книг — прекрасный старт для саморазвития. Впоследствии Иван Андреевич войдет в историю как один из самых образованных людей своего времени.

Прежде чем обратиться к литературной деятельности, Иван Крылов служил подканцеляристом в Калязинском суде, а затем и Тверском магистрате. Финансовое положение его оставалось весьма напряженным и особенно ухудшилось после смерти матери, так как опеку над малым братом пришлось взять на себя. Однако с переездом в Петербург творчеству Крылова открылись хорошие перспективы. Крылов с азартом берется за написание пьес, но на поприще драматургии так и не достигает успеха.

Крылов (слева), Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду (репродукция картины Григория Чернецова)

Впрочем, талант его в полной мере раскрылся в баснях. Творчество Крылова прекрасно охарактеризовал Иван Тургенев, подметив, что «его писания были истинно русскими». «Можно сказать без всякого преувеличения, что иностранец, основательно изучивший басни Крылова, будет иметь более ясное представление о русском национальном характере, чем если прочитает множество сочинений, трактующих об этом предмете», — писал Тургенев.

При жизни Иван Крылов создал и опубликовал несколько сотен басен, собранных в девять сборников. Также на счету автора числится более десятка повестей, комедий и трагедий.К концу жизни Иван Крылов обрел прекрасную репутацию в литературной среде, а также обзавелся связями в высших кругах. В частности, баснописца высоко почитали в царской семье, а на похоронах Крылова сам Граф Орлов — второй человек в государстве — вызвался нести гроб.

Перед смертью Иван Крылов завещал все свое имущество и права на сочинения мужу своей усыновленной дочери Саши, в компании которой писатель проводил последние дни жизни. Умер великий баснописец в возрасте семидесяти пяти лет. Причиной смерти Крылова послужило двухстороннее воспаление легких. Похороны Крылова состоялись на Тихвинском кладбище в Петербурге в присутствии высокопоставленных особ.

В память о легендарном таланте во многих городах России установлены величественные монументы.

Памятник Ивану Крылову в Санкт-Петербурге авторства Петра Клодта (1855 г.)

Линия жизни

13 февраля 1769 г. Дата рождения Ивана Андреевича Крылова.
1774 г. Семья Крыловых переезжает в Тверь.
1777 г. Маленький Крылов устраивается подканцеляристом в Калязинский нижний земской суд.
1783 г. Иван Андреевич пишет первую комическую оперу «Кофейница».
1789 г. Крылов выпускает журнал «Почта духов».
1809 г.

Опубликована первая книга басен Крылова.
1812 г. Литератор принят на работу в Публичную библиотеку Петербурга.
1823 г. Крылов переживает два инсульта.
1841 г. Писатель выходит на пенсию и поселяется в семье своей удочеренной крестницы Саши.
21 ноября 1844 г. Дата смерти Крылова.
25 ноября 1844 г.

Дата похорон Ивана Крылова.

Памятные места

1. Город Москва, где родился и провел детство Иван Андреевич Крылов.2. Город Тверь, куда переехала семья Крыловых в связи со сменой места работы отца.3. Город Санкт-Петербург, куда переехала семья Крыловых после смерти отца.4.

Город Рига, куда переехал Иван Крылов, сопровождая князя Голицына.5. Город Серпухово, где долгое время гостил Иван Андреевич у своего младшего брата Льва.6. Тихвинское кладбище в Александро-Невской лавре, где похоронен Крылов.7. Памятник Крылову в Летнем саду, Санкт-Петербург.8.

Памятник Крылову на Патриарших озерах, Москва.

9. Памятник Крылову в Твери.

Эпизоды жизни

Иван Андреевич Крылов был знатным едоком. Всякий раз, когда к столу подавалось новое блюдо, он накладывал себе в тарелку столько еды, сколько могло в нее вместиться. После трапезы Иван Андреевич вставал, молился на образ и произносил: «Много ли надо человеку?». Очевидцы над этой фразой всегда смеялись, зная, сколько нужно Крылову.

Однажды, перечитывая Лафонтена, Иван Андреевич вдруг почувствовал неудержимое желание воспроизвести некоторые из его басен на русском языке для своего народа. Литератор горячо взялся за работу и в скором времени явился с результатами к знаменитому баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву.

Тот, хоть и заприметив в Крылове конкурента, все же высоко оценил его талант: «Это истинный ваш род, наконец вы нашли его».

Завет

«В породе и в чинах высокость хороша,Но что в ней прибыли, когда низка душа?»«Как часто говорят в делах: еще успею.Но надобно признаться в том,Что это говорят, спросяся не с умом,А с леностью своею».

Документальный фильм «Иван Крылов: Веселое лукавство ума»

Соболезнования

«Крылов оставил по ceбе так мало сведений, что каждое его слово приобретает интерес для потомства».
Владислав Кеневич, писатель« Он способен был побеждать трудности. Напрасно воображают, что легкие стихи его сами текли с пера».

Петр Плетнев, поэт

«Сожаление наше, что эти последние, торжественные, умилительные дни перехода от жизни к смерти совершились неведомо от нас»

Петр Вяземский, поэт

«Он превзошел всех нам известных баснописцев».

Александр Пушкин, поэт

Ссылки

Биография Ивана Андреевича Крылова в «Википедии»
Сайт, посвященный жизни и творчеству Ивана Крылова
Литературный клуб имени Крылова «ВКонтакте»
Собрание сочинений Ивана Крылова в библиотеке Максима Мошкова
Полное собрание сочинений Крылова на сайте русской виртуальной библиотеки

Также может быть полезно:

Источник: http://epitafii.ru/necrolog/ivan-krilov.html

Мы Вам перезвоним!

Иван Андреевич Крылов — известный русский баснописец, творчество которого приходится на конец восемнадцатого — начало девятнадцатого века.

Биография И.А. Крылова

Крылов И.А. родился в Москве, в 1769 году, в семье офицера драгунского полка (был доктором) и дворянки. Отец Крылова умер рано, так как ослабел здоровьем, от какой-то болезни, не поддающейся лечению. Его вдова, мать Ивана Андреевича, осталась одна с двум детьми.

Свои детские годы Иван провел по большей части в разъездах, учился мало, но очень тяготел к чтению. Исходя из воспоминаний современников будущего великого баснописца, Крылов И.А.

не стремился к получению медицинского образования, зато с интересом принимал участие в народных гуляниях, разного рода сборищах, увлекался кулачными боями, опасными для здоровья, и, принимая в них участие, чаще всего выигрывал схватки о взрослыми мужчинами, в лечении после таких схваток не нуждался, так как отличался богатырским здоровьем, тогда как его оппоненты, партнеры по кулачным боям, то и дело попадали в руки докторов, а то и надолго оставались в больнице.

В 1872 году Крылов И.А. приехал в Санкт-Петербург, т.к. его матери необходимо было оформить пенсию, и получить помощь по линии медицины. Примерно в этот период начало зарождаться творчество, ставшее впоследствии литературным наследием Ивана Крылова.

Творчество И.А. Крылова

Первым произведением Ивана Андреевича Крылова, так сказать «пробой пера» стало оперное либретто «Кофейница», которая была опубликована спустя почти восемьдесят лет после здравого написания. В молодые годы Крылов И.А. стал писать тексты для театральных постановок, особым успехом они не пользовались, но по некоторым работам Крылова И.А. все же делались постановки.

Следующим этапом в развитии Ивана Андреевича как поэта явилось издание в душе сатиры под названием «Почта духов», которое просуществовало не более восьми месяцев. После закрытия периодического издания Крылов путешествует по России, составляет заметки, здесь берет начало основной виток его творчества — Иван Андреевич начинает писать басни.

Вернувшись в Петербург Крылов И.А. первые издает сборники басен и становится популярным.

Вопреки сложившемуся мнению Крылов вовсе не был доктором наук, а был простым библиотекарем, несмотря на серьезное увлечение литературой Крылов  И.А. всю свою жизнь посвятил государевой службе.

Крылов никогда не мог болеть раком молочной железы, но для других это не приговор. Это заболевание с успехом лечится в клиниках Израиля.

Различные, правильно подобранные высококлассными специалистами, методы обследования и лечения вернут здоровье и жизнерадостность.

В отличие от времен Крылова, теперь методики лечения рака молочной железы в клиниках Израиля включают два способа, информация о которых представлена на информационных порталах израильских клиник, хотите узнать больше — пройдите по ссылке.

Память о Крылове И.А

Великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов остался в памяти соотечественников. Прежде всего, благодаря своему таланту, благодаря литературному наследию, которое до наших дней актуально.

Практически в каждом русском городе имеются улицы имени И.А. Крылова, часто встречаются библиотеки имени знаменитого писателя.

Во многих русских городах установлены памятники Крылову, и, конечно, главные памятники и памятные места Ивана Андреевича — это города Санкт-Петербург и Тверь, где даже сохранены в прежде существующем виде квартиры Крылова.

Источник: http://hms-web.ru/index.php?p=kto-takoy-krylov

Краткая биография Ивана Крылова для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

>Биографии писателей и поэтов

Быстрый переход:

Очень краткая биография (в двух словах)

Краткая биография (подробно)

краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец — Андрей Прохорович Крылов (1738-1778), военный. Мать — Мария Алексеевна (ок.1750-1788). Нигде не учился, занимался самообразованием. В 1789 году начинает печатать ежемесячный журнал «Почта духов». В 1792 году начинает печатать журнал «Зритель».

В 1810 году устраивается помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку. Не был женат, официальных детей не было, но вероятно имел внебрачную дочь от кухарки. Умер 21 ноября 1844 года в возрасте 75 лет. Похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Основные произведения: «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки» и другие.

Краткая биография (подробно)

Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской АН. Родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг.

В 1780 году он начал подрабатывать подканцеляристом. Позже Крылов поступает на службу в казённую палату. В 1789 году начинает печатать сатирический журнал «Почта духов». К тому времени он уже написал немало сочинений и сделал перевод французской оперы.

В 1792 году начинает выходить в свет его журнал «Зритель», который также носит сатирический характер.

В 1797 году писатель познакомился с князем Сергеем Голицыным и поступил к нему на работу секретарём и учителем его детей. В качестве баснописца писатель начал себя проявлять в 1805 году, после того, как перевёл на русский язык две басни Лафонтена.

Вскоре появились его работы: «Урок дочкам», «Модная лавка», «Илья Богатырь, волшебная опера», «Лентяй» и другие. В 1810 году он поступает на работу в Императорскую публичную библиотеку, где работает вплоть до выхода в отставку в 1841 году.

В 1811 году присоединяется к литературному обществу любителей русской словесности. В этом же году становится членом Российской Академии.

Во время войны с Наполеоном поэт выступал патриотом, хотя позднее высмеивал в своих работах пороки светского общества. Он также высмеивал многие людские недостатки, например, гордость, эгоизм, тщеславие, глупость. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен, наиболее известными из которых являются «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица». Его басни были переведены на французский, итальянский, грузинский и прочие языки.

Крылов умер 21 ноября 1844 года в возрасте 75 лет от двустороннего воспаления лёгких. Похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

­

­

краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

­

см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов

Источник: https://www.sdamna5.ru/ivan_krylov

Иван Крылов и Оренбуржье. Со дня рождения баснописца исполнилось 250 лет

13 февраля исполнилось 250 лет со дня рождения русского писателя-баснописца Ивана Андреевича Крылова. Так какую же дату мы отмечаем на самом деле? И правда ли, что Крылов – наш земляк?

Казалось бы, дата и место рождения И.А. Крылова давно установлены, внесены в справочники и энциклопедии – 13 февраля 1769 года, город Москва. Однако не всё оказалось так просто.

Тайна рождения

Окончательно год рождения поэта утвердился в общественном сознании, когда в 1838-м власти и общественность торжественно отметили 70-летие со дня рождения Крылова и 50-летие его литературной деятельности. На то были свои причины.

1769-й стал считаться годом рождения Крылова после того, как была найдена челобитная матери Ивана Андреевича на имя императрицы Екатерины II. Вдова после смерти мужа-офицера хлопотала о пенсии.

В последние годы доказано, что именно она сильно занизила возраст первенца, чтобы разжалобить государыню количеством своих малолетних детей.

Доказательства этому обстоятельству тоже есть. Если внимательно присмотреться к биографии баснописца, обнаруживаются удивительные несостыковки. Выходит, что 13-летний Иван Крылов самостоятельно уехал из Твери в Петербург, был принят на службу в Казённую палату (солидное государственное учреждение!), привёз с собой готовое либретто комической оперы «Кофейница». Да это ни в какие ворота не лезет!

С местом рождения Ивана Андреевича тоже не всё ясно. В 1949 году, когда в стране отмечали 180-летие со дня рождения Крылова, Сталин распорядился признать родиной писателя Москву. Говорят, что накануне юбилея великого баснописца Сталин «посоветовал» не спорить о месте его рождения: «Будем считать, что Крылов родился в Москве». И главный советский баснописец Сергей Михалков напоминал об этом «факте» при всяком удобном случае.

Так где же и когда родился будущий великий российский баснописец?

Кстати, в «Именных списках чиновников Императорской публичной библиотеки» за 1837-й, 1838-й, 1840 годы (той самой библиотеки, в которой И.А. Крылов работал почти 30 лет) указывается, что Крылов родился в 1766 году.

Южноуральские краеведы утверждают, что отец Ивана Крылова с 1765-го по 1769 год проживал с супругой в Троицке (тогда Оренбургской губернии!), где проходил службу в драгунском полку Оренбургского гарнизона.

2 февраля 1765 года (а не в 1769-м, как утверждает официальная биография) в семействе родился первенец Иван. Сына крестили в недавно построенном Свято-Троицком храме (в годы пугачёвщины все метрические записи пропали).

А в январе 1769 года, когда Ивану Крылову было почти четыре года, полк его отца направили в Астрахань.

Предшествовали этому такие события. Отец баснописца, Андрей Прохорович Крылов, служил в Оренбургском драгунском полку с 1751-го по 1769 год. Полк во время первой русско-турецкой войны влился в состав Московского легиона, однако был возвращён из Астрахани в «родную» губернию на подавление пугачёвского восстания. Мать Крылова, Мария Алексеевна, была сиротой, встретил её будущий муж в нынешней Курганской области.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как обрести веру в бога

Капитан Андрей Прохорович Крылов был небогат, офицерский чин получил после тринадцатилетней службы простым солдатом. А в Оренбургскую губернию отправился потому, что здесь офицерам за службу давали земельные наделы. Когда началось пугачёвское восстание, капитан Крылов служил заместителем коменданта крепости Яицкого городка (нынешнего Уральска) и решил отправить жену с сыном в более укреплённый Оренбург.

Как бы то ни было, мы можем считать Ивана Андреевича Крылова своим земляком – уроженцем Оренбургской губернии.

Ваня Крылов в осаждённом Оренбурге

Первый раз на волосок от смерти Ванечка Крылов оказался именно в то самое смутное время пугачёвщины, когда его отец отправил жену с сыном под защиту крепостных валов Оренбурга. По дороге наехали бунтовщики, и Ваню мама спрятала от их глаз в корчагу – очень большой кувшин.

Об этом случае рассказывал один из оренбургских помещиков, «человек почтенный, внушавший к себе доверенность», как характеризует его один из биографов Крылова М.Е. Лобанов. И хотя Яицкий городок восставшие всё-таки захватили, взять городскую крепость с Михайло-Архангельской церковью в ней у них никак не получалось.

Комендант подполковник Иван Симонов и его заместитель капитан Андрей Крылов прекрасно понимали, какая страшная участь их ждёт, если они попадут в руки пугачёвцев.

В этом нет преувеличения. Уже на второй день шествования «императора» по «своей» земле начались убийства. В каждой занятой крепости наряду с празднеством устраивались казни.

Причём людей убивали не во время штурма, но после – торжественно, демонстративно, едва ли не со вкусом, с приготовлением виселиц. Пугачёв разыгрывал целый спектакль с «царским судом».

Вешали и женщин – по взятии Рассыпной крепости вместе с комендантом майором Веловским повесили его жену, в Татищевой – жену полковника Елагина

Всё-таки мать и сын Крыловы добрались до Оренбурга. Что ждало их в осаждённой крепости? К моменту осады в магазинах города был трёхмесячный запас провианта – около 4 250 четвертей муки и 740 четвертей круп. Заметим, что русская мера четверть составляла 131,04 килограмма. Но это был запас для обычного контингента Оренбурга – теперь же в крепости скопилось до 16 тысяч человек. Уже стало не хватать и фуража для лошадей.

Затянувшаяся осада тяжело далась оренбуржцам. Резко выросли цены на хлеб: четверть ржаной муки продавалась (если продавалась!) по 130 рублей, пшеничной – по 140. Практически рубль за килограмм – сумасшедшие по тем временам деньги! Фунт мяса (около 400 граммов) – по 8–10 рублей, конина – по 4 рубля за пуд (16 кило).

По приказу губернатора Ивана Рейнсдорпа все нищие были собраны, и прокормлением их занялись власти. Таковых было до 100 человек. Предпринимались и иные шаги – губернатор пытался взять под контроль запасы продовольствия в городе, вплоть до конфискации излишков у имущих. Введены были нормы выдачи пайков для нуждающихся – по фунту хлеба в день на взрослого. Разрешено выходить за стены крепости на рыбную ловлю.

В середине октября по городу прошёл слух о нехватке соли, но губернатор быстро п пресёк его, приказав проверить соляные запасы и сообщив всем о результатах. В дальнейшем соль выдавали бесплатно. В пищу стали использовать необработанную кожу скота.

Вот какие трагические события пережил Ваня Крылов в раннем детстве.

Оренбуржье в творчестве

В 1833 году Иван Андреевич рассказывал Пушкину о пугачёвских событиях в Оренбургском крае, дав ценный материал писателю для его «Капитанской дочки» и «Истории Пугачёва». Многие факты о деятельности отца Крылова, бывшего в период Пугачёвского восстания помощником коменданта Яицкой крепости и фактически организатором её защиты, взяты Александром Сергеевичем для создания образа капитана Миронова. Пушкин использовал и бытовые детали воспоминаний Крылова, жившего ребёнком в Оренбурге.

Среди множества басен Крылова есть и такие, в которых сказываются воспоминания его о пугачёвщине, хотя и замаскированы эти воспоминания ярко выраженной аллегорией.

Некоторые исследователи считают, что в басне «Безбожники» дана картина народного бунта, который Крылов наблюдал лично. В басне «Конь и Всадник» Крылов, рассуждая о свободе, рассказывает о том, что разнузданный конь сбросил седока, а сам убился до смерти, свалившись в овраг. Басня заключается выводом:

Как ни приманчива свобода,

Но для народа

Не меньше гибельна она,

Когда разумная ей мера не дана.

Такой след оставили годы, прожитые на оренбургской земле, в творчестве Ивана Андреевича Крылова.

Сергей Хомутов, «Сельская жизнь»

Источник: https://ria56.ru/posts/ivan-krylov-i-orenburzhe-so-dnya-rozhdeniya-basnopisca-ispolnilos-250-let.htm

Крылов Иван Андреевич, русский публицист, поэт, баснописец и издатель

Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году. Родители из-за нехватки средств не могли дать Крылову хорошее образование, однако от своего отца будущий баснописец перенял большую любовь к чтению. Соседи Крылов, бывшие довольно обеспеченными людьми, позволили Ивану Андреевичу посещать уроки французского языка, которые давались их детям. Благодаря этому Крылов смог достаточно неплохо выучить французский язык.

Крылов в раннем возрасте начал работать и познал все тяготы жизни в бедности. После того, как умер отец Ивана Андреевича, Крылова взяли в губернский магистрат Твери на должность подканцеляриста. Раньше в этом ведомстве работал отец Ивана Андреевича.

на этой должности было низким и позволяло только лишь не умереть с голоду. Спустя пять лет мать Крылова вместе с детьми едет в Санкт-Петербург для того, что хлопотать о пенсии и устроить на работу старшего сына.

Таким образом, Иван Андреевич устраивается на новую должность приказного служителя в казенной палате.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Несмотря на отсутствие системного образования, Крылов активно занимается самообразованием, много читает, учится играть на музыкальных инструментах. В возрасте пятнадцати лет Крылов написал небольшую комическую оперу «Кофейница», для которой сочинил куплеты.

Это был первый дебют Крылова в литературе, пусть и не совсем удачный. Язык оперы был чрезвычайно богат. Крылов любил посещать разного рода ярмарки и простонародные увеселения, благодаря чему отлично знал нравы простых людей.

Эти знания в будущем очень сильно пригодились будущему писателю.

Творческая деятельность Крылова

Так совпало, что в момент переезда Крылова в Петербург там впервые открылся общедоступный театр. Крылов, всегда тянувшийся к искусству, сразу же посетил открывшийся театр, где познакомился с артистами и, начиная с этого момента, жил интересами театра. Крылов не желал всерьез заниматься карьерой на государственной службе, и в возрасте 18 лет ушел в отставку, для того, чтобы заниматься литературной деятельностью.

Начало творческой деятельности Крылова было весьма неудачным. Трагедия «Филомела», написанная в подражание классикам, в литературном плане была достаточно слабым произведением, несмотря на то, что были некоторые проблески свободомыслия начинающего писателя. Однако Крылов не собирался на этом останавливаться.

Следующие произведения, комедии «Проказники», «Бешеная семья», «Сочинитель в прихожей», тоже не вызвали восторга у читателей и критиков. Однако по сравнению с первым произведением был заметен значительный рост мастерства.

Первые басни, написанные Иваном Андреевичем, были опубликованы без подписи. Эти произведения тоже практически не были замечены читателями. Первыми баснями Крылова являются:

  • «Судьба игроков»
  • «Стыдливый игрок»
  • «Новопожалованный осел».

В этих баснях было много едкости и сарказма, однако не хватало мастерства, и поэтому эти произведения не получили одобрения ни со стороны читателей, ни со стороны критиков.

В 1798 году Крылов совместно с Рахманиным начал издавать журнал «Почта духов», где стремился вновь возродить сильную сатиру, которая была присуща новиковским журналам. Однако это издание тоже не пользуется успехом среди публики. Выпуски журнала прекращаются.

Однако даже эта неудача не смогла остановить Крылова. Спустя три года Крылов с группой своих единомышленников основывает журнал «Зритель», а еще спустя год журнал «Санкт-Петербургский Меркурий». В этих журналах публиковались и некоторые произведения Ивана Андреевича, наиболее известными из которых является статья «Похвальная речь моему дедушке», где Крылов обличает самодурство помещиков, и повесть «Каиб».

У биографов нет точных сведений о том, почему Крылов забросил литературную деятельность и уехал из Санкт-Петербурга, но до 1806 года он практически не занимался писательством.

Возобновляет свою творческую деятельность Иван Андреевич лишь в 1806 году. В это время он пишет переводы басен Лафонтена «Разборчивая невеста», «Дуб и трость», «Старик и трое молодых». Эти талантливые переводы печатаются в журнале «Московский зритель». В том же году Крылов возвращается в Петербург, где ставит комедию «Модная лавка», а в 1807 году пьесу «Урок дочкам». Эти постановки, в которых высмеивается французомания, общество встречают с большим воодушевлением.

Творческий взлет

Настоящий творческий взлет Крылова начался в 1809 году. В это время он публикует свое первое издание басен, куда водит 23 произведения. Это издание читатели встретили с большим восторгом. Начиная с этого момента, Крылов становится известным баснописцем. Публика с нетерпением ждет новых произведений. В этот же период Крылов снова возвращается к государственной службе.

Внутренне Иван Андреевич в этот период тоже меняется. Он не любит ссориться, ведет себя сдержанно и благодушно.

С 1836 года Крылов перестает писать, но до самых последних дней работает над подготовкой к печати полного собрания своих басен. Получить книги из типографии Крылов не успел, но завещал часть книг раздать своим друзьям на собственных похоронах.

В феврале 1838 года в Санкт-Петербурге праздновали пятидесятилетний творческий юбилей Ивана Андреевича Крылова. Празднование было организовано с глубочайшим уважением и проходило исключительно торжественно. К этому моменту Крылова ставили в один ряд с такими выдающимися классиками отечественной литературы, как Пушкин, Державин, Грибоедов.

В ноябре 1844 года писатель скончался.

Замечание 1

Иван Андреевич Крылов является автором более 200 басен.

В этих произведениях он обличает пороки людей и российскую действительность. Ряд басен являются просто анекдотами в стихотворной форме. Меткие выражения Крылова со временем стали прочно вошли в разговорную русскую речь. Басни Крылова понятны всем и очень народны, ориентированы не только на высокообразованные слои населения, а на всех.

Замечание 2

При жизни писателя было выпущено около 80 тысяч экземпляров сборников его произведений, что по тем временам редкое явление. Басни Ивана Андреевича Крылова переведены более чем на 50 языков мира.

Источник: https://spravochnick.ru/literatura/krylov_ivan_andreevich_russkiy_publicist_poet_basnopisec_i_izdatel/

Иван Крылов: биография

В российской литературе Иван Андреевич Крылов известен как журналист, писатель, поэт, драматург и издатель. Однако наибольшую известность ему, выходцу из бедной семьи, принесли басни. Эти остроумные поучительные истории в стихах хорошо знакомы многим читателям с раннего детства

Будущий великий баснописец родился 2 февраля 1769 года в Москве. Его отец, Андрей Прохорович, служивший армейским офицером, во время Пугачевского восстания находился вместе с семьей в Яицком городке. И пока капитан Крылов участвовал в обороне крепости, мать с сыном были вынуждены скрываться от пугачевского гнева в осажденном Оренбурге.

Пережив в детстве голод и лишения, И. А. Крылов на всю оставшуюся приобрёл «синдром блокадника», то есть был чрезвычайно не воздержан в еде. В будущем его обжорство станет предметом многочисленных шуток, анекдотов и насмешек со стороны недоброжелателей.

Не имея возможности дать сыну хорошее образование, Андрей Прохорович сам преподавал мальчику грамоту и арифметику. Некоторое время маленький Ваня из милости обучался вместе с соседскими детьми. От отца он перенял страсть к чтению и настойчиво занимался самообразованием: без посторонней помощи освоил несколько языков, всерьёз увлекся математикой и выучился играть на скрипке.

В 1775 году Андрей Прохорович получает отставку, и Крыловы переезжают в Тверскую губернию. Некоторое время они живут в Калязине, а затем поселяются в Твери. Жалованья отца, служившего в ту пору председателем Тверского губернского магистрата, едва хватает на еду, а после смерти единственного кормильца семья и вовсе остаётся без средств к существованию.

В 1872 году Мария Алексеевна Крылова вместе с двумя сыновьями отправляется в Петербург, чтобы выхлопотать пенсию за 27-летнюю беспорочную службу мужа, но добиться каких-либо выплат ей не удается.

Семья живет впроголодь: мать подрабатывает чтением псалтири на похоронах, а Иван за гроши переписывает солдатские письма и прошения. Позднее будущему баснописцу удается устроиться канцеляристом в Казенную палату.

Но юноша не ропщет, ведь в столице он получил возможность серьёзно заниматься творчеством.

Путь к успеху

В январе 1789 году Крылов начинает выпуск собственного ежемесячного журнала «Почта духов», в котором печатает сатирические новеллы и публицистические фельетоны собственного сочинения.

В «Почте» Иван Андреевич изобличает недостатки современного русского общества, ведя повествование в форме фантастической переписки гномов с волшебником Маликульмульком. В августе того же года ежемесячник, имеющий всего лишь 80 подписчиков, закрылся.

Первый опыт Крылова в журнальном деле вызвал неодобрение императрицы, которая отправила его в путешествие по загранице за счёт правительства, «дабы остудить пыл».

Однако неудачи, кажется, лишь раззадоривают поэта. В 1791 году он вместе с единомышленниками открывает «Типографию Крылов с товарищи» и с 1792 года налаживает выпуск нового журнала «Зритель», который впоследствии переименовывает в «Санкт-Петербургский Меркурий».

В «Меркурии» роль поэта незначительна, его воспринимают скорее в качестве подражателя творчества Державина. Критики отмечают, что ранние произведения Ивана Андреевича отличаются трезвостью мысли, а вот чувств и вдохновения им, пожалуй, не достаёт.

Новое издание не имеет успеха у читателей и спустя год прекращает существование.

В конце 1793 года Крылов покидает Петербург и на 3 года пропадает из вида. Где он был, чем занимался, доподлинно неизвестно. Имеются сведения, что в этот период времени незадачливый издатель колесил по игорным домам Тамбова, Ярославля, Тулы, Саратова и Н. Новгорода, проводя сутки напролет в карточном угаре. По другим данным нешуточную карточную игру он вел после 1803 года.

Весной 1797 года Крылов отправляется с семьёй князя М. Ф. Голицына в загородное имение Казацкое. На новом месте Ивану Андреевичу надлежит исполнять обязанности личного секретаря опального вельможи и быть учителем для его младших детей.

Молодой поэт с удовольствием принимает участие в семейных спектаклях и специально для домашнего театра пишет трагикомедию «Подщипа, или Триумф».

В 1801 году Голицын получает место рижского генерал-губернатора, а вместе с ним из «деревенского заточения» возвращается в культурное общество и его секретарь.

Творческая карьера

С 1805 по 1809 годы в судьбе И. А. Крылова наблюдается небывалый творческий подъём. Поставленные одна за одной на столичной сцене пьесы «Пирог», «Модная лавка», «Илья Богатырь», «Урок дочкам» производят настоящий фурор в театральной среде. В январе 1806 года «Московский зритель» публикует его переводы трех лафонтеновских басен.

В 1808 году поэта зачисляют на службу в Монетный двор, а его уже оригинальные басни начинают выходить с завидной регулярностью. В это же время Крылов сближается с А. Н. Олениным. Именно в оленинском салоне новоиспечённый баснописец обрёл самых верных друзей и почитателей.

Дружба с А. С. Пушкиным

Общение И. А. Крылова с величайшим русским поэтом началось в кружке А. Н. Оленина и продолжалось вплоть до самой печально известной дуэли. Они встречались в литературно-артистических кругах, посещали салон В. Одоевского и «литературные субботы» В. Жуковского, оба состояли членами Российской академии.

А. С. Пушкин высоко ценил творчество И. А. Крылова. Во время одной из встреч он записал рассказ баснописца об осаде Яицкой крепости и впоследствии изложил его в своей «Истории Пугачёва».

Личная жизнь

В официальном браке И. А. Крылов никогда не состоял. Ещё будучи 22-летним пылким юношей, он без памяти влюбился в дочь брянского священника Анну, и та ответила ему взаимностью.

Состоятельные родственники девушки вначале не разрешили ей выйти замуж за бедного поэта, но при виде страданий Анны вскоре смягчились и дали согласие на брак, о чем написали Крылову в С.-Петербург.

В ответном письме Иван Андреевич попросил привезти невесту к нему, так как денег на поездку в Брянск у него не хватит. Оскорблённые столь вопиющей дерзостью родственники отменили свадьбу.

Тихое семейное счастье баснописец обрёл на закате своих дней. По заверениям современников Крылов жил гражданским браком со своей кухаркой Фенюшкой, которая родила от него дочь Александру. Девочку поэт не признал, для всех она была лишь его крестницей.

Однако в воспитании Сашеньки Иван Андреевич принимал самое горячее участие. После смерти матери он оставил её жить в своём доме, затем за свой счет определил на обучение в пансион.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Когда можно давать соску

Выдавая «крестницу» замуж, Крылов дал за ней богатое приданое, потом с удовольствием нянчил её детей, а после смерти оставил семье Александры неплохое наследство.

Крылов-библиотекарь

В 1810 году баснописец получает место помощника библиотекаря Императорской публичной библиотеки. Продолжая трудиться под началом своего друга и покровителя А. Н. Оленина, Иван Андреевич работает над составлением славяно-русского словаря и библиографических указателей.

Созданная им система катологизации русских книг актуальна и по сей день. Пополняя фонды библиотеки, баснописец получает искреннее удовольствие от своей деятельности и удивительно быстро движется вверх по карьерной лестнице, а с возвышением в чинах увеличивается и его жалованье.

В декабре 1811 года Крылова избирают членом Российской Академии. В 1814 году он издаёт ещё 24 оригинальных басни, которые незадолго до этого читал посетителям литературного кружка императрицы Марии Федоровны. В 1825 году 2 тома крыловских басен были опубликованы графом Григорием Орловым в Париже на французском и итальянском языках.

Весной 1828 года баснописец в компании Жуковского, Грибоедова, Вяземского, Плетнёва слушает первое чтение Пушкиным знаменитой «Полтавы». Благодаря живому уму и добродушному нраву Ивана Андреевича охотно принимают в творческих кругах, где тот успевает познакомиться и с молодым Н. Гоголем, и с легендарным Д. Давыдовым, и с недавно прибывшим из Воронежа А. Кольцовым.

В Императорской библиотеке на благо русского языка и словесности Крылов проработал без малого 30 лет. При выходе в отставку в марте 1841 года поэту «не в пример» другим назначается пенсия, равная его полному содержанию по библиотеке, то есть 11700 руб. в год.

Иван Крылов

Иван Андреевич Крылов родился в феврале 1769 года в Москве, в семье бедного армейского офицера. Проявив героизм и мужество во время усмирения пугачёвского бунта, Андрей Крылов не получил никаких наград и чинов.

После выхода в отставку он поступил на гражданскую службу и переехал с женой и двумя сыновьями в Тверь. Должность председателя магистрата не приносила ощутимого дохода, семья жила в бедности. Умер Крылов-старший в 1778 году в чине капитана.

Жизнь вдовы и детей (старшему сыну Ивану выполнилось лишь 9 лет) стала ещё бедней.

Иван Крылов

Иван Андреевич Крылов не имел возможности получить хорошее образование. От отца он перенял большую любовь к чтению, получив в наследство лишь огромный сундук с книгами. Состоятельные соседи Крыловых позволили Ивану присутствовать при уроках французского языка, которые давались их детям. Таким образом Иван Крылов сносно выучил французский.

Будущий баснописец очень рано приступил к работе и познал тяжесть жизни в нищете. После смерти отца Ивана взяли подканцеляристом в губернский магистрат Твери, где раньше работал Крылов-старший. Копеечное содержание позволяло разве что не умереть с голоду. Через 5 лет мать Ивана Крылова, прихватив детей, отправилась в Санкт-Петербург хлопотать о пенсии и обустройстве старшего сына на работу. Так Иван Крылов получил новую должность, устроившись приказным служителем в казённую палату.

Иван Крылов в молодости

Молодой Крылов, не получив никакого системного образования, настойчиво занимался самообразованием. Он много читал, самостоятельно научился играть на разных инструментах. В 15-летнем возрасте Иван даже написал небольшую комическую оперу, сочинив для неё куплеты и назвав «Кофейница».

Это был его первый, пусть неудачный, но всё же дебют в литературе. Язык написания был очень богат, чему Крылов обязан своей любви толкаться среди простого народа на ярмарках и разных простонародных увеселениях.

«Благодаря» бедности, Иван Андреевич отлично был знаком с бытом и нравами простых людей, что в будущем ему очень пригодилось.

Творчество

Переезд Ивана Андреевича Крылова в Санкт-Петербург совпал с появлением в городе общедоступного театра. Молодой человек, тянувшийся к искусству, сразу же побывал в открывшемся театре. Там он познакомился с некоторыми артистами и с этих пор жил интересами этого храма искусства. Серьёзно заниматься карьерой на новой казённой службе Крылову не хотелось, все его интересы были направлены совсем в другую сторону. Поэтому 18-летний юноша ушел в отставку и занялся литературной деятельностью.

Баснописец Иван Крылов

Поначалу она была неудачной. Иван Крылов написал трагедию «Филомела», подражая классикам. Здесь были некоторые проблески таланта и свободомыслия начинающего автора, но в плане литературном «Филомела» была очень посредственным произведением. Но останавливаться молодой литератор не собирался.

За трагедией последовали несколько комедий. «Бешеная семья», «Проказники», «Сочинитель в прихожей» и другие тоже не поразили читателей и критиков дарованием. Но рост мастерства в сравнении с «Филомелой» всё же был заметен.

Первые басни Ивана Андреевича Крылова были напечатаны без подписи. Они появились в журнале «Утренние часы» в 1788 году. Три произведения, называвшиеся «Стыдливый игрок», «Судьба игроков», «Новопожалованный осёл», были почти не замечены читателями и не получили одобрения критиков. В них было много сарказма, едкости, но не мастерства.

В 1789 году Иван Крылов вместе с Рахманиным начинает издавать журнал «Почта духов». Он стремится возродить ту сильную сатиру, которую раньше демонстрировали новиковские журналы. Но издание не пользуется успехом и в том же году прекращает свой выход. Но это не останавливает Крылова.

Через 3 года он создаёт с группой единомышленников другой журнал, назвав его «Зритель». Ещё через год появляется журнал «Санкт-Петербургский Меркурий».

В этих изданиях печатались некоторые прозаические произведения Крылова, наиболее яркие из которых повесть «Каиб» и довольно смелая для своего времени статья «Похвальная речь моему дедушке», обличающая помещичье самодурство.

Журнал Ивана Крылова «Почта духов»

Доподлинно неизвестно, что стало причиной временного отхода Ивана Крылова от литературной деятельности, и почему он покинул Санкт-Петербург. Возможно, начались некие притеснения со стороны властей, а может литературная неудача толкнула писателя уехать из города, но до 1806 года Крылов почти забросил писательство. В 1806 году Крылов возвращается к активной литературной деятельности.

Он пишет довольно талантливые переводы лафонтеновских басен «Дуб и трость», «Разборчивая невеста» и «Старик и трое молодых». Переводы с лестной рекомендацией Ивана Дмитриева печатает столичный журнал «Московский зритель».

В том же 1806 году Иван Крылов вернулся в Санкт-Петербург и поставил комедию «Модная лавка». В следующем году ещё одну – «Урок дочкам».

Общество, в связи с наполеоновскими войнами переживавшее подъём патриотических чувств, с большим воодушевлением встречает постановки. Ведь в них высмеивается французомания.

В 1809 году начинается настоящий творческий взлёт Ивана Крылова. Первое издание его басен, состоящее из 23 произведений (среди которых всем известное «Слон и Моська»), пользуется огромной популярностью.

С этих пор Крылов становится известным баснописцем, чьих новых произведений с нетерпением ждёт публика. Иван Андреевич возвращается к государственной службе.

Сначала он поступает на заметную должность в Монетный департамент, а через 2 года – в Императорскую публичную библиотеку, где работал с 1812-го по 1841-ый годы.

В этот период изменился Крылов и внутренне. Теперь он благодушен и сдержан. Не любит ссориться, очень спокоен, ироничен и всё больше ленив. С 1836 года Иван Крылов уже ничего не пишет. В 1838-ом литературная общественность торжественно чествует 50-летие творческой деятельности баснописца. Умер писатель в ноябре 1844 года.

Иван Крылов, Александр Пушкин, Василий Жуковский и Николай Гнедич

Из-под пера Ивана Андреевича Крылова вышло больше 200 басен. В одних он обличал русскую действительность, в других – людские пороки, третьи – просто стихотворные анекдоты.

Множество метких крыловских выражений со временем вошли в разговорную речь и обогатили русский язык. Его басни очень народны и общепонятны. Они ориентированы на всех, а не только на высокообразованную интеллигенцию. При жизни автора разошлось почти 80 тысяч экземпляров изданных сборников басен. На то время – небывалое явление.

Популярность Ивана Андреевича Крылова можно сравнить с прижизненной популярностью Пушкина и Гоголя.

Басни

  • Стрекоза и Муравей
  • Лебедь, Рак и Щука
  • Ворона и Лисица
  • Волк и Ягнёнок
  • Мартышка и Очки
  • Квартет
  • Свинья под Дубом
  • Демьянова уха
  • Листы и корни
  • Разборчивая невеста

Источник: https://24smi.org/celebrity/1293-ivan-krylov.html

Дедушка русской поэзии. 250 лет назад родился И. А. Крылов

13 февраля 1769 года в Москве родился великий баснописец Иван Андреевич Крылов

Дмитрий Шеваров/РГ
Коллаж: ГодЛитературы.РФ

Один старый ленинградец рассказывал мне, как в июне 1944 года он шел через Летний сад и увидел, как с памятника Крылову рабочие снимают деревянный футляр, под которым баснописец сидел с осени 1941 года. «Рядом бегали дети в венках из одуванчиков. На памятнике играли солнечные блики. Я всю войну не плакал, а тут заплакал»

Кажется, что Иван Андреевич Крылов всегда был не только в нашей литературе, но и в русской жизни. Благодушный толстяк, сказочный обжора, дедушка Крылов, мучивший нас в начальной школе своими баснями о зверушках.

Не напиши Иван Андреевич свои 236 басен — он и без них остался бы в истории русской словесности (как остался в ней не написавший ни строчки пушкинский слуга Никита Козлов).

Крылов сделал художественное произведение из своей жизни

Причем он не приложил к этому никаких усилий. Не написал ни строчки воспоминаний. Жил, почти не сдвигаясь с места. Не попадал в приключения, не сидел в темнице, не стрелялся на дуэлях и крайне неохотно волочился за барышнями.

Казалось бы, и рассказать-то об Иване Андреевиче нечего. Но, к счастью, все приятели и знакомые Крылова понимали, что имеют дело с какой-то совершенно незаурядной личностью, и старались оставить о нем свои воспоминания. Константин Батюшков восхищенно говорил: «Крылов родился чудаком. Но этот человек загадка, и великая!»

Пушкин ловил каждое слово Ивана Андреевича, а когда работал над историей пугачевского бунта, то записывал рассказы Крылова о пугачевщине. Отец баснописца, скромный армейский офицер, участвовал в подавлении восстания, а малолетний Крылов в это время находился с матерью в осажденном Оренбурге.

Из пушкинских материалов к «Истории Пугачева»: «Иван Андреевич находился тогда с матерью в Оренбурге. На их двор упало несколько ядер, он помнит голод и то, что за куль муки заплачено было его матерью (и то тихонько) 25 р.

! Так как чин капитана в Яицкой крепости был заметен, то найдено было в бумагах Пугачева в расписании, кого на какой улице повесить, и имя Крыловой с ее сыном»

Описание осады Оренбурга в «Капитанской дочке» также во многом основано на рассказах Крылова.

Вообще при всей своей легендарной лености Крылов всегда оказывался свидетелем самых ярких исторических событий. 14 декабря 1825 года Иван Андреевич был на Сенатской площади и, не смущаясь опасностью, переживал все происходящее.

Ему кричали: «Иван Андреевич, уходите, пожалуйста, скорей!» Но Крылов под залпы орудий пробрался к самому каре восставших, и успел погрозить палкой Вильгельму Кюхельбекеру, которого знал еще мальчишкой.

Потом в Читинском остроге Кюхельбекер запишет в дневнике: «Странно бы было говорить, что Крылова басни прекрасны: это все равно, что рассказывать за новость о белизне снега или о свете дневном»

Памятник Крылову (Санкт-Петербург), был установлен в 1855 году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Автор проекта П. К. фон Клодт/ru.wikipedia.org

Басни о Крылове

Он был чрезвычайно сильного сложения и щеголял здоровьем. Ходил купаться в канал, омывающий Летний сад. Купался весь сентябрь и октябрь, а когда в ноябре канал покрылся льдом, Крылов, скачком проламывая лед, продолжал купаться до сильных морозов.

Раз он шел но Невскому, что была редкость, и встречает императора Николая I, который, увидя его издали, ему закричал: «Ба, ба, ба, Иван Андреевич, что за чудеса? — встречаю тебя на Невском. Куда идешь? Мы так давно с тобою не видались». — «Я и сам, государь, так же думаю: кажется, живем довольно близко, а не видимся». 

Художник Венецианов вспоминал: «Я зашел однажды к Ивану Андреевичу и обошел все комнаты; в них не было ни одной живой души; плач ребенка привел меня в кухню. Я полагал найти в ней кого-либо из немногочисленных слуг его; напротив, я нашел самого хозяина.

Он сидел на простой скамейке; в колыбели перед ним лежал ребенок, неугомонно кричавший. Иван Андреевич с отеческою заботливостью качал его и прибаюкивал. На спрос мой, давно ли занимается этим ремеслом, он преспокойно отвечал: «Что ж делать? Негодяи, отец и мать, бросили на мои руки бедного ребенка, а сами ушли бог знает куда».

Иван Андреевич продолжал усердно исполнять обязанность няньки до тех пор, пока не возвратилась мать»

Когда Фаддей Булгарин собрался издавать театральный журнал, то попросил у Крылова его неопубликованную комическую оперу «Кофейница». Иван Андреевич написал ее в пятнадцать лет. Крылов согласился, пригласил Булгарина к себе и предложил ему самому поискать рукопись в доме.

Булгарин потом рассказывал: «Два дня рылся я в кучах разных вещей, между которыми находились кое-какие старинные бумаги, перебрал весь хлам в старом сундуке, хранившемся на чердаке, и не нашел рукописи. «Нечего делать, братец, пропала так пропала!» — сказал мне И. А.

Крылов с обыкновенною своею беспечностью»

Анна Керн рассказывала: «Однажды Крылов уснул в самый разгар литературной беседы. Разговор продолжался под храп баснописца. Но тут спор зашел о Пушкине и его таланте, и собеседники захотели тотчас же узнать мнение Крылова на сей счет; они без стеснения разбудили его и спросили: «Иван Андреевич, что такое Пушкин?» — «Гений!» — проговорил Крылов и опять уснул».

Однажды у Канкриных, думая польстить Крылову, хозяева стали перечислять, как много уже вышло изданий его басней. «А что мудреного? — отвечал Крылов, — басни писаны для детей, а дети все рвут книжки, и приходится опять печатать».

 «Бывало (рассказывал мне Савельев) после дождя, когда на дворе образуются лужи, я да Надя (Надежда Каллистратовна, старшая сестра Савельева. — Примеч. авт.) бродим по воде, замочимся, выпачкаемся и, зная, что нас могут наказать, стрелой бежим к нашему всегдашнему заступнику Ивану Андреевичу; тот, по обыкновению, изрядно покушав, благодушно нежит свое тучное тело в креслах и сладко-сладко дремлет. «Дедушка! Милый дедушка! Спасите нас, спрячьте поскорее куда-нибудь»

Сейчас распахнется гостеприимный широчайший дедушкин халат, и мы, закрытые им, сидим, ни гугу, за спиной Крылова; а он на вопросы домашних, куда девались шалун и шалунья, отвечает вполне серьезно, во-первых, что дети не шалуны, напротив, очень тихие, милые дети, а во-вторых, что он знать не знает, ведать не ведает, где они. Затем проходила домашняя гроза. Мы благодарили дедушку за великодушную защиту. Дедушка тонко подмигивал и опять начинал дремать».

1. И. А. Крылов. «Синица», «Ручей» (последняя строка и мораль). Басни. [1811] РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 4. Л. 1.2. И. А. Крылов. «Вот Вам стихи!..». Экспромт, посвященный А. А. Олениной. [1820-е—1830-е] РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 6. Л. 1. 1об.3. И. А. Крылов. «Кукушка и Петух». Басня. Окончание.

С пояснительной запиской П. А. Плетнева. На обороте надпись неустановленного лица на немецком языке (по содержанию это — текст пояснительной записки). 9 июля 1834 г. РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 9. Л. 1.

4. И. А. Крылов. «Есть люди». Стихотворение. Отрывок. 8 июня 1837 г. РГАЛИ. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 10. Л.

1.

12.02.2019

басни КрыловаКрылов

Просмотры: 0

› Материалы проектов › Дедушка русской поэзии. 250 лет назад родился И. А. Крылов

Другие материалы проекта ‹Крылов 250›:

Выберите месяц Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017 Июнь 2017 Июль 2017 Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017 Январь 2018 Февраль 2018 Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020

книга «Басни Крылова»
Публикуем все 3 части народной книги басен

Показать еще Показать все

Источник: https://godliteratury.ru/projects/dedushka-russkoy-poyezii-250-let-nazad-rod

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Как освятить вышитую икону

Закрыть