Что такое воскресный день

День рождения воскресного дня — Православный журнал

что такое воскресный день

Почему именно в воскресенье в Православии принято обязательно ходить в храм? Какова история воскресенья? Связаны ли воскресенье и Воскресение? Почему этот день мы считаем днем отдыха и радости? Как и почему этот день называют в других странах?

Воскресенье – день субботний?

У почитания воскресенья довольно долгая и сложная история. Существуют разногласия по поводу того, каким днем недели является воскресенье – первым или седьмым. Иногда говорят, что воскресенье и вовсе подменило собой субботу.

Если мы обратимся к тексту Ветхого Завета, то найдем такие слова: «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт 2:3). Получается, что суббота – седьмой день недели, день отдыха, воздержания от мирских дел, день покоя.

Среди Заповедей Моисея, которые он получил от Господа на горе Синай, прочитаем: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих.

Ибо в шесть дней Господь создал небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20:8-10).

Также мы помним, что убийство Христа состоялось в пятницу – «день перед субботою» (Мк 15:42). Прийти ко гробу Учителя жены-мироносицы смогли только про прошествии субботнего дня – дня, когда Господь был в аду. И уже после этого, на третий день свершилось чудо Воскресения: «Воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов» (Мк 16:9).

Вера в Воскресение Христа является основой веры во Христа вообще. Апостол Павел в Первом Послании Коринфянам говорит: «А если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор 15:14).

В этот день свершилось все то, что ждали люди Ветхого завета – поэтому в почитании Воскресения нет забвения четвертой заповеди, а есть ее переосмысление: день, посвященный Богу теперь тот, в который свершилось Спасение.

День рождения воскресенья как выходного дня

Статус праздничного выходного дня воскресенье получило благодаря святому императору Константину Великому. Именно он издал Миланский эдикт о веротерпимости, согласно которому христианство обрело статус государственной религии.

В 323 году, когда Константин стал править всей Римской империей, он распространил действие Миланского эдикта и на всю восточную часть империи.

7 марта 321 года император Константин издал указ, по которому воскресный день (в римской языческой традиции это был день Солнца) стал днем отдыха. Теперь в этот день нужно было отложить все мирские дела: рынки закрывались, государственные учреждения прекращали свою работу. Только земельные работы не облагались никакими ограничениями.

Важность воскресного дня подтверждалась и дальнейшими указами. В 337 году принят закон об обязательном участии солдат-христиан в воскресной литургии. Позже императором Феодосием был издан эдикт, запрещавший устраивать публичные зрелища по воскресеньям. Этот указ не сохранился, но эдикт 386 года запретил судопроизводство и торговлю по воскресеньям.

День Солнца

В языках многих народов день, соответствующий воскресению, носит название дня Солнца. Это традиция наглядно видна в языках германской группы.

В Древнем Риме название дня — dies Solis — «день Солнца» было заимствовано от греков и является дословным переводом греческого heméra helíou. Латинское название в свою очередь перешло к германским племенам.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как левша блоху подковал

Так, по-английски воскресенье будет «Sunday», а по-немецки – “Sonntag”, на датском и норвежском — “søndag”, на шведском — “söndag”, что дословно и значит «день Солнца».

В большинстве языков Индии воскресенье именуется — Равивар (от «Рави») или Адитьявар (от «Адитья») — происходящих от эпитетов солнечного божества Сурьи и одного из Адитьи.

В китайском для обозначения всех дней недели используются иероглифы, обозначающие числа от одного до шести, а воскресенье пишется с иероглифом «солнце».

В Японии дни недели также именуют при помощи иероглифов, при этом значение их связано скорее с традициями, бытом, историческим прошлым японцев, чем с какой-то конкретной системой (пятницу пишут с иероглифом «деньги», а субботу – с иероглифом «земля»). Однако в написании воскресенья, как и у китайцев, присутствует иероглиф «солнце».

В ряде языков дни недели называются по порядку и сохраняется традиция почитания воскресенья как первого дня. На иврите воскресенье называют «йом ришон» — день первый.

День Господа

В греческом все названия дней понедельника, вторника, среды, и четверга переводятся как «второй», «третий», «четвертый» и «пятый». Воскресенье когда-то именовали «началом», но сегодня за ним закрепилось название «Кирьяки», то есть «день Господа». Так же и в армянском – понедельник – уже «второй день», а воскресенье – «кираки».

Выделяется и группа наименований, которые происходят от латинского слова Dominica (Господь). Так, на итальянском воскресенье звучит как «la domenica», на французском – «dimanche», а на испанском – «domingo».

В русском языке день недели «воскресенье» назван в честь Воскресения Иисуса Христа. Слово произошло из старославянского въскрьсениѥ, въскрѣшениѥ и в русский язык пришло через церковнославянский.

День «неделя»

В других же славянских языках сохранились названия, происходящие от славянского ne dělati «не делать» и тем самым знаменуют «день отдыха»: на украинском этот день называется «неділя», на белорусском — «нядзеля», на польском — «niedziela», на чешском – «neděle».

Подобные названия существуют во всех славянских языках. В русском языке такого значения за словом «неделя» не сохранилось, однако оно присутствует в церковном обиходе: когда мы говорим «Неделя о Блудном сыне», «Фомина неделя» и т.п. – подразумевается как раз день недели.

Место воскресенья в календаре

В настоящее время в большинстве стран Европы воскресенье считается завершающим днём недели. Существует международный стандарт ISO 8601, согласно которому первым днём недели является понедельник, а воскресенье — последним. Однако воскресенье официально продолжает оставаться первым днём недели в Польше, США, Израиле, Канаде и некоторых африканских странах.

Воскресенье – малая Пасха

Каждое воскресенье для христианина – это малая Пасха. Главное дело этого дня – присутствие на литургии в храме. Именно с этим связно правило не делания (см. выше происхождение слова неделя) обычных житейских дел в этот день – они не должны помешать молитве. Воскресенье – всегда праздничный день. При этом в православной традиции сохраняется память и о особом статусе субботы.

Праздничность этих дней отражается в церковных канонах. Некоторые из них неизвестны даже многим воцерковленным людям – так, например, в воскресенье и субботу не положено делать коленопреклоненные поклоны.

Наиболее ярко это видно на примере порядка богослужений в Великий пост, главной тональностью которых становится покаяние.

Воскресные и субботние дни выделяются из дней Великого Поста. В них совершается праздничное, не постовое богослужение. Служится полная Литургия, а не литургия Преждеосвящённых даров, не читается покаянная молитва Ефрема Сирина, не делаются земные поклоны.

На заставке фрагмент фото Giuseppe Milo (www.pixael.com)

Источник: https://foma.ru/den-rozhdeniya-voskresnogo-dnya.html

ЧИТАЙТЕ ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

Воскресный день – день встречи с Богом! Так поспешим к церковному порогу

что такое воскресный день

— Действительно, все работы желательно закончить к воскресенью, а тем более к Великим праздникам, чтобы посвятить время Богу и делам милосердия. Откуда это пошло? Когда Бог творил мир, в котором мы живём, по Библии, Он совершил Своё творение в шесть дней. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои И благословил Бог седьмой день, и освятил его» (Быт.2 2-3).

И нам через пророка Моисея по четвёртой заповеди Бог благословил посвящать седьмой день Ему. У евреев этот день — суббота, у христиан же воскресенье, так как в этот день воскрес наш Спаситель Господь Иисус Христос. Для нас воскресный день — это малая Пасха, о чём говорит и само его название.

А кто же будет работать на Пасху? В эти светлые дни мы ходим в храмы, в гости, радуемся Воскресшему Христу, дарим подарки. Вот и воскресный день надо так же проводить, чтобы не умалить праздника. Но нет греха в том, чтобы помочь ближнему, особенно пожилым и немощным. Если я в воскресный день пойду к старику-соседу и вскопаю ему огород, это будет только благо для моей души (если, конечно, я не «раструблю» в инстаграммах и контактах о своём добром деле).

— А чего точно нельзя делать в православные праздники?

— В святые дни не следует ссориться и браниться, впрочем, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми. Бранясь и в дни церковных праздников, и в будни, человек оскверняет свою душу. Отказ от ругани и ссор должен быть нормой для христианина.

— Стирку в Божьи дни лучше не устраивать, а отложить её при возможности на другой день?

— К счастью, появление стиральной машины-автомата избавило православных людей от этого труда. А раньше стирка была тяжёлой работой, которая занимала с утра почти весь день – уже и не до церкви.

Помню, на заре своей семейной жизни в субботу с утра пораньше топил печь, приносил воды из колонки, и после её нагрева жена начинала стирать бельё, и стирка шла до полудня. Сейчас открыл дверцу, закинул бельё, а потом его развесил.

В этом занятии и труда особого не прикладывается, и греха большого нет. Но лучше отложить, если есть возможность, на будний день все повседневные заботы по дому: уборку, стирку, глажку и т. п.

Если же есть необходимость постирать кучу пелёнок от маленького ребёнка, то работу эту сделать лучше после службы.

— Мыться в праздники тоже нельзя?

— Раньше для этого нужно было протопить баню, наколоть дров, наносить воды. Поэтому в старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не этим хлопотам. Сегодня мытью не предшествуют такие трудности, поэтому принять ванну или душ вполне можно даже до службы, чтобы пойти в церковь с чистыми помыслами и телом.

Другая сторона медали — посещение в воскресенье бань, саун для комфортного времяпрепровождения, а не для элементарной гигиены после рабочего дня. Выпивка, расслабление, ненужные разговоры не способствуют спасению, и грешная душа довлеет над телом, хоть и чистым.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое унижение человека

— Помню с детства бабушкин запрет на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники, в святочные вечера.

— Рукоделие считается богоугодным занятием, так как это творчество, и каждому человеку Господь при рождении даёт талант. Когда рукодельница вышивает изделие, она вкладывает частицу души, тепло своих рук, и если работа совершается ещё и с молитвой, то это просто замечательно. Давайте вспомним жизнь Пресвятой Богородицы, которая ни дня не оставалась без рукоделия, и перед смертью раздала всё скудное имущество.

Если мы своим творчеством в воскресные дни трудимся не ради наживы и не ублажаем себя любимым занятием, а творим добрые дела бескорыстно, это похвально и принимается Богом как добродетель.

— А огородно-полевые работы попадают под запретную в дни церковных праздников деятельность?

— Сельскохозяйственный труд отнимает много сил и времени, которые в Божий день лучше уделить молитве. Но если посадку картошки или посев яровых в честь святого дня можно отложить, то не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птицу вряд ли придёт кому-то в голову.

Также есть много профессий, в рамках которых деятельность не может быть остановлена ради Божьих дней, поэтому нет возможности каждое воскресенье молиться в храме.

Главное, встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в том, чтобы отработать смену, прибраться, приготовить еду или напоить скот после молитвы, ничего греховного нет.

Воскресенье

Источник: https://narodnoeslovo.ru/voskresnyj-den-den-vstrechi-s-bogom-tak-pospeshim-k-tserkovnomu-porogu/

Неделя — древо

что такое воскресный день

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Неде́ля — древнейший праздник Церкви Христовой; церковнославянское и наиболее расхожее в славянских языках название воскресного дня.

О семидневном периоде времени см. ст. седмица; о распространенном особенно у греков и южных славян женском имени см ст. Кириакия

Этимология

Неделей воскресный день стал называться у славян после внедрения Христианства, т.к. в этот день ничего не следует делать, а только отдыхать и молиться. На начало XXI века это название используется в белорусском, болгарском, польском, сербском, словенском, украинском, хорватском, чешском. Русское название воскресенье указывает на содержание и причину праздника совершаемого в этот день — Воскресения Христова.

История установления праздника

Со времени создания Церкви Христовой, первый день седмицы стал праздничным как день празднования Воскресения из мертвых Господа Иисуса Христа. Об этом свидетельствуют древние церковные и нецерковные писатели.

20 марта 321 года был издан указ императора Константина Великого о праздновании воскресного дня в Римской империи. Таким образом равноапостольный царь узаконил праздник на государственном уровне, чтобы всё население, включая и язычников, уважало этот праздник.

При распространении праздника к славянам праздник получил название недели.

В народных славянских сказаниях «Неделя» иногда олицетворялась в женском роде.

В сказках малорусских, сербских, хорутанских и немецких святая Неделька часто является действующим лицом и помогает странствующим героям и героиням своими мудрыми советами и сверхъестественными дарами; так в одной сказке св. Неделька дает молодцу волшебного коня.

В Паисиевом сборнике помещено слово, обличающее суеверное почитание «Недели» и наставляющее чествовать не самый день, а соединяемую с ним память о Воскресении Иисуса Христа [1].

В честь дня Господня давались христианские имена Кириак и Кириакия, в слав. переводах — Неделя.

Использованные материалы

[1]  Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. В трех томах. 1865, Том I — ftp://lib.haibane.ru/Мифология/aphanasiev — поэтические воззpdf

Источник: https://drevo-info.ru/articles/1076.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Пушкин пророк когда написано

Закрыть