Что такое уныние в православии

Филипп Ирапский: 3 совета тем, кто впал в уныние

что такое уныние в православии
Владимир Басенков
Неизвестный художник «Встреча Филиппа Ирапского с князем Шелешпанским»
Источник: 35Медиа

Иногда нам кажется, что наступила беспросветная черная полоса и жизнь не удалась. Нам хочется опустить руки, и мы уверены, что точно знаем, кто самый несчастный на свете. Но познакомьтесь с житием преподобного Филиппа Ирапского. Вот уж кому выпала нелегкая доля скорбей и тяжелых испытаний, но святой смог их преодолеть. И теперь делится мудростью с вами. 

Помните, всегда есть те, кому гораздо хуже

Девушка бросила? Уволили с работы? Сорвалась защита проекта? Поверьте, хотя это и прискорбно, но не критично, если взглянуть на проблему философски. Филипп Ирапский с детства был круглым сиротой. Вдумайтесь: 12-летний парень вынужден был побираться в окрестностях Комельского монастыря, чтобы выжить.

Никаких социальных служб или даже теплотрасс, чтобы погреться. Голод, холод, смертельная опасность для жизни от людей и диких зверей подстерегали мальчика.

Лишь человеческое милосердие в лице преподобного Корнилия спасло Филиппа: подростка приняли в обитель, где он из послушника превратился в трудолюбивого и смиренного инока.

Люди склонны делать из мухи слона. Ну, а если проблема действительно существует, попробуйте подумать о тех, кому еще хуже, чем нам с вами. Знаете, это очень трезвит и помогает остудить гнетущее пламя уныния и печали. Подобно Иоанну Златоусту, стоит просто сказать в минуту испытания: «Слава Богу за все!». Трудно, а помогает. 

Живите по средствам

Да, красиво жить не запретишь и не отговоришь, но все же умейте довольствоваться малым. Возможно, Господь пошлет вам большее позже.

Вы не смогли купить айфон новой серии? Отпуск заграницей сорвался? Не можете расширить жилплощадь и купить новую квартиру? Знаете, преподобный Филипп через 15 лет после прихода в монастырь отправился жить из уютных комельских келий на берег реки Андоги. Вологодская область, Русский Север и минусовые температуры даже в летние ночи.

Служебного жилья монаху, естественно, никто сразу не предоставил. Поддержка от князя Андрея Шелешпанского была, но в итоге Филипп самостоятельно (!) строил и дом-келью, и часовню для молитвы.

Общество и СМИ убеждают нас в том, что красивая жизнь – это необходимость. На самом деле нет. Если у нас не получается приобрести новую безделушку, не стоит огорчаться.

Да, бывает, что наши потребности более прагматичны, но и отсутствие решения вопроса с жильем или транспортом — это не повод унывать. Возможно, стоит подождать и усилить молитву, но уж точно не стремиться любой ценой, влезая в кредиты и долги, приблизить желаемые комфорт и благополучие.

Все обязательно будет. Выдохните. Бог рядом, и у Него все вовремя. Запаситесь терпением, молитесь и работайте. 

Одиночество там, где нет людей

Считаете себя одиноким? Но вокруг вас есть люди. Вы все-таки живете в обществе, у вас есть соседи, коллеги, знакомые. Вы можете пойти в клуб по интересам, посетить интересное мероприятие, записаться в секцию.

Если вам тяжело дается знакомство с людьми и вы тяготитесь этим, запишитесь к психологу, или, на худой конец, обратитесь к популярным советам по улучшению коммуникабельности в интернете. В любом случае, вокруг вас есть живые люди. Значит, с ними можно установить отношения.

Вы не одиноки, вам просто нужно сделать шаг навстречу им.

Филипп Ирапский вплоть до своей кончины жил в реальной северной пýстыни. Его единственным собеседником был Бог, а люди, хоть и навещали, но не часто. Перед смертью преподобный остался фактически один. Единственным человеком, который мог его похоронить, был инок Герман. То есть Филипп умирал в одиночестве, без близких людей, вне больничных палат и хосписов. Бог дал святому инока Германа как человека, который мог его похоронить. Все. Вот это одиночество.

Но какой бы тяжелой ни казалась жизнь преподобного, он, очевидно, редко унывал. Филипп молился, работал, духовно совершенствовался и целеустремленно шел к обители Отца Небесного. Как бы ни было плохо, никогда не теряйте надежду на Бога и как можно чаще обращайтесь к Нему. Хуже не будет. А лучше – точно. И Господь обязательно откликнется и поможет вам найти выход из самых непростых и трудных жизненных ситуаций.

Источник: https://jesus-portal.ru/life/blogs/sokrytaya-rus/filipp-irapskiy-3-soveta-tem-kto-vpal-v-unynie/

Анатомия печали и уныния

что такое уныние в православии

Сайт Горловской и Славянской епархии

Связаны ли между собой печаль и депрессия? Почему уныние стоит в ряду главных смертных грехов? Унывают ли монахи и святые? Делился мыслями и анатомировал уныние протоиерей Константин Лисняк, благочинный Соледарского округа.

Кто виноват?

Уныние относится к смертным грехам. Смертный грех вводит душу человека в состояние духовной смерти, когда теряется возможность покаяться, изменить свою жизнь. Печаль и уныние очень близки к отчаянию и самоубийству, это звенья одной цепи.

Современная жизнь насквозь пропитана зловонием уныния. Посмотрите, сколько людей сейчас пребывает в депрессии! В США население сплошь употребляет антидепрессанты, серьёзно подсажено на химию.

Человек в условиях относительно комфортной жизни находится в праздности, она — мать множества грехов и пороков. В духовной сфере одно проистекает из другого: какой грех ни возьми, каждый тянет за собой другие. Печаль — это начальное звено уныния, самое малое по степени тяжести. Постепенно состояние ухудшается, и человек доходит до ступора.

Святые о том, почему печаль — это грех:

«Чрезмерная печаль обыкновенно доходит или до сомнения, или до пагубного богохульства» (свт. Иоанн Златоуст).

«Если кто думает, что не имеет пристрастия к какой-нибудь вещи, а лишившись ее, печалится сердцем, тот вполне прельщает самого себя» (прп. Иоанн Лествичник).

«Тоска происходит от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами» (прп. Марк Подвижник).

Уныние парализует душу человека, он не способен ни покаяться, ни помолиться толком, ни доброе дело сделать. Всё из рук валится, смысл жизнь потерян, всё плохо, всё пропало. Унывающего можно сравнить с больным, пережившим инсульт: охватывает полная недееспособность.

Это очень тяжёлое духовное состояние. С другой стороны, святые отцы пишут, что уныние — это спутник каждого подвижника, особенно монаха. «Бес полуденный» — это именно о нём.

Опытные духовники заметили, что где-то с 10 утра и до трёх дня у монашествующих случаются искушения, следствием которых становятся печаль, уныние и сомнения.

Какие ещё причины у печали и уныния? — праздность, гнев, раздражение, неудовлетворённость греховной страсти. С ними нужно бороться, ни в коем случае не потакать. Унывающая тварь — хула на Творца. Уныние — скрытое богохульство. Человек как будто говорит: «Зачем мне эта жизнь?» Самоубийство — страшный грех именно потому, что убивающий себя дар жизни бросает Богу в лицо: «Зачем Ты мне это дал? Не хочу!» Это плевок в сторону Создателя.

Святые отцы приводят разные примеры уныния. Святой Иоанн Златоуст вспоминает Иуду. Дьявол омрачил его, настолько предал чрезмерности печали, что он удавился. Преследовал его до тех пор, пока не лишил намерения покаяться и не привёл к самоубийству. Была печаль, а вот деятельного покаяния, как у Петра, не произошло. Апостол Пётр — пример противоположного поведения: всю жизнь каялся, слёзы проливал, даже умереть, как его Учитель, считал себя недостойным.

Святой Иоанн Лествичник пишет: «Мать уныния — тщеславие». Человек нафантазирует о себе что-то, а потом, когда случаются в жизни какие-то преткновения, падения, разочарования, не может смириться. Святитель Феофан Затворник утверждал: «Состояние уныния — один из крестов, которые нести нам неизбежно в продолжение жизни своей». И дальше добавляет: «На дух уныния жалуйтесь Господу и Ангелу хранителю, и отбежит. Но всяко терпи благодушно».

Грехом может быть даже печаль о совершённом грехе:

«Грешат те, которые считают добродетелью чрезмерную печаль после греха, не понимая, что это происходит у них от гордости и самомнения, от того, что они слишком много надеются на самих себя и на свои силы» (прп. Никодим Святогорец).

Впрочем, бывает так, что печаль помогает истребить грех:

«Печаль, рожденная грехом, истребляет грех, когда сопровождается покаянием» (свт. Иоанн Златоуст).

Вывод какой? — не надо убегать от этого состояния, потому что догонит и накроет. Нужно идти навстречу и разбираться, как и с любым другим духовным вопросом. Современный человек всего боится — от маловерия, слабохарактерности, малодушия. На него наваливаются возраст, немощи, одиночество, и с ним невозможно ни о чём разговаривать, не получается растормошить.

Что делать?

Лекарство такое: если человек относительно молод — то работа, физический труд. Движение — это жизнь. Даже просто взять веник или швабру, прибрать, помыть что-то — уже хорошо. Глядишь, кровь разошлась, и жизнь развиднелась.

Можно к друзьям обратиться. Один священник рассказывал такую историю. Некий человек служил в спецназе. Это непростая работа, занимающиеся ей люди получают большую деформацию психики. Так и этот человек: впал в уныние, решил покончить с собой. Положил перед собой на стол оружие, сидит, настраивается на «харакири». В этот момент звонит телефон.

Оказывается, что это его сослуживец. Поговорили, анекдоты друг другу рассказали, посмеялись, вспомнили прошлое — словом, от души пообщались. Когда бывший спецназовец трубку отложил, то посмотрел на оружие и подумал: «Что я, совсем с ума сошёл?» Он перевернул эту страницу и стал жить дальше.

Общение, даже простой звонок могут спасти человека от страшного греха.

Нельзя замыкаться в унынии, не надо смаковать его. Тоска по Богу рождает спасение, а самоедство — довольно опасная штука. Весь мир тебе не мил, кажется, что ты всем в тягость. Не хочется общаться, начинаешь людей избегать, потому что у тебя состояние тяжёлое, ты всем недоволен, всё угнетает. В итоге люди тоже начинают тебя избегать, получается замкнутый круг.

Это состояние ада. Вообще, уныние — от дьявола: ему нечего ждать (чаять), кроме исполнения своего приговора, он в состоянии от-чаяния. Это от него исходят газы, отравляющие всех унынием. Не человек это всё придумал, это пришло из другого мира. Так что уныние — это враг, и на него можно гневаться, как пишут святые отцы.

Гнев против сатаны, своих слабостей и страстей — не грех.

В качестве лекарства от уныния воцерковлённому человеку обязательны молитва, чтение Священного Писания, Псалтыри, духовной литературы. Самое главное врачевство — это, конечно же, таинства Исповеди и Причастия.

Как бороться с этим грехом:

«Если хочешь быть без печали, старайся угодить Богу» (авва Евагрий).

«Печаль есть рана души, и должно непрестанно лечить ее словами утешения» (свт. Иоанн Златоуст).

Печаль может происходить от нашей неблагодарности Богу:

«Не будь нечувствителен и неблагодарен. Так как радостное и приятное мы скоро забываем, а печальное всегда помним, то и говорим, что всегда находимся в печалях» (свт. Иоанн Златоуст).

Антирадость

Грех уныния охватывает человека незаметно, исподволь отравляет его, постепенно доводя до крайнего состояния. Вспоминается случай, который рассказывал в семинарии наш преподаватель, отец Нафанаил. Как-то в монастырь зашёл раздражённый человек.

Он остановил монаха и говорит: «Всё тут у вас хорошо, так хорошо, что просто замечательно. Но что-то мне у вас тут не нравится. Борода ваша мне не нравится, вот что!» А у отца Нафанаила борода была рыжая, раздвоенная на два клина.

Человек этот нашёл единственное, к чему можно было придраться в святом месте — бороду!

Важно заметить, что порой состояния угнетённости, депрессии, уныния имеют не духовную, а физиологическую природу. Это значит, что некоторым людям нужно не только исповедоваться, но и к врачу обратиться, попить определённые лекарства, пролечиться. Об этом и митрополит Антоний Сурожский говорил.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как полюбить читать книги

В отношении печали важна дозировка. Печаль о грехах, умеренная, открывающая двери покаянию — это добрая вещь. Если человек погрустил, а потом пошёл работать — ничего страшного в его печали нет, а если он в итоге ушёл в депрессию, перестал ходить в храм, общаться с людьми и Богом — это совсем другое.

Уныние — одна из главных человеческих страстей. Вспомним преподобного Серафима Саровского и подумаем, печалился ли этот человек, если он говорил каждому: «Радость моя, Христос воскресе!», — пребывал в состоянии пасхальной радости и благодатного озарения? Нет, конечно. Понятно, что это состояние высокой духовной жизни подвижников, достигших определённой степени совершенства.

Господь сподобил меня общаться со святыми людьми, когда я учился в семинарии. Я не слышал от них ни слова ропота, не замечал никакого уныния. Кажется, что человек светится, как солнышко. Понятно, что это плоды великих монашеских подвигов. Видя эти плоды, люди удивляются и тоже о чём-то важном задумываются.

Я бы советовал внимательно читать жизнеописания наших святых и учиться у них. Бог дал нам всё, Он умер за нас на Кресте, а мы имеем наглость ещё и унывать после этого, маловерие проявлять? — нет, так нельзя. Значит, будем бороться с унынием — благо, у верующего человека для этого есть множество средств.

Святые Оптинские старцы говорят о том, что такое уныние:

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает» (прп. Амвросий Оптинский).

И рассказывают, как бороться с ним:

«У вас на всё прочее есть время, а на молитву и чтение нет его. От этого-то вы и чувствуете в себе уныние и тоскливость, и беспокойство о своей неизвестности, и недоверчивость. А когда будете чаще пребывать в молитве и печаль свою во всём возлагать на Господа Бога и уповать на Его всесильную помощь, тогда Он и успокоит вашу душу» (прп. Антоний Оптинский).

«Предлагаю совет против уныния: терпение, псалмопение и молитва» (прп. Макарий Оптинский).

«Скука унынию внука, а лености дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь» (прп. Амвросий Оптинский).

Записала Екатерина Щербакова

Сайт Горловской и Славянской епархии

Источник: https://pravlife.org/ru/content/anatomiya-pechali-i-unyniya

О бесе полуденном, или «почему бог меня оставил?!»

что такое уныние в православии
Версия для печати

– Приветствую, ты чего такой хмурый?

– Чему радоваться? Болячки достали, дома каждый день проблемы, давление прыгает, везде все дорого. Кому начинаешь рассказывать, то в ответ такого наслушаешься, что и жить не хочется. И вообще, в пропасть катимся.

Знакомый диалог? Для многих не только знаком, но и ежедневно актуален. Увидеть сегодня с утра изначально хмуро-унылое лицо, которое всем недовольно и на вопрос «Что случилось?» отвечает ворохом жалоб и обвинений, проблемы не составит.

Это, к сожалению, объективная реальность, имеющая свойство активно прогрессировать. Прогресс этот и итог свой имеет: он превращается в озлобленность, недружелюбие и поиск виновных.

Дело доходит до обвинений всех и вся, причем крик «Почему Бог меня (нас) оставил?!» уже и в храме Божьем раздается.

Унылые лица, тяжелые вздохи, сетования, раздражительность стали повседневным обиходом

Удивленно смотрят на тебя даже прихожане, когда говоришь, что одним из самых повторяемых Христом слов было: «Радуйтесь!», а евангельский призыв Спасителя, который мы на каждой Литургии поем – «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Матф.5:12), воспринимается лишь как историческая данность того давнего апостольского времени.

Да мы и сами все меньше видим вокруг себя улыбок и радостных взглядов. Унылые лица, тяжелые вздохи, сетования, раздражительность стали повседневным обиходом. Попробуйте дойти до работы, радостно улыбаясь каждому встречному Знакомые удивятся, чужие – у виска покрутят.

И не мудрено, нам ведь с начала этого века князь мира сего и его клевреты упорно вбивают свой «основной принцип» жизни: удовлетворение тела – превыше всего. Для того чтобы об этом не забывали, практически все СМИ, и, прежде всего, телевидение работает только по одному шаблону: красивая, яркая, утверждающая реклама и трагические новости со скорбной аналитикой.

Причина этого – телесная и духовная лень

Прежде, чем оставить в стороне сугубо светский мир и тех, для которых колокольный звон – очередной раздражитель, а храм Божий только лишь место, где преподаются «услуги культа», хочется сказать следующее: трудно оценивать жалобы, тоску, унылые лица и озлобленность на всех и вся, когда видишь, что человек зациклен только на себе.

Как-то несерьезны эти крики и стенания на плохую жизнь, когда количество активно торгующих всем и вся лавок стремительно растет, мусорные кучи от съеденных упаковок продуктов за неделю превышают возможности его уборки, а дорогу, даже в нашем провинциальном городе, перейти практически невозможно из-за обилия личного транспорта. Да и средняя внешняя упитанность свидетельствует, что причина раздраженного уныния и озлобленности внешнего мира одна единственная – телесная и духовная лень.

Смысл жизни любого человека прост – служить Богу и людям

Почему мы не столь давно умели радоваться, смело смотреть в грядущие годы, а сегодня уныние и дитя этого уныния – злоба – столь распространены? Лучше жили, пили, ели, одевались? Отнюдь. Хуже. Но уныния не было, даже в те древние времена, когда апостолы в простых хитонах и босиком по земле ходили. Призрачной оказалась цель того недалекого, ушедшего общества, а новые реалии привнесли лишь принцип «бери, пей, веселись», начисто убрав главное – «трудись!»

Когда-то преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Скука унынию внука, а лености – дочь. Чтобы отогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет. А если к сему терпения и смирения прибавишь, то от многих зол себя избавишь». В этих словах самое главное лекарство от унылых лиц на фоне красочных реклам.

Смысл жизни любого человека прост – служить Богу и людям. Вот и нужно служить. Сейчас же под видом неправильно понятой свободы, что, мол, «прислуживаться тошно», не служат вовсе.

Философ Соловьев хорошо говорил, что народ – это не то, что он задумал о себе во времени, а то, что Бог задумал о нем в вечности. Чтобы победить уныние, нужно отказаться от навязываемых нам безбожным обществом привычек и стереотипов, поставить во главе угла Бога, и ситуация кардинально изменится.

Вспомните древнего счастливого философа Диогена, сидевшего в бочке.

К нему подошел великий Александр Македонский и сказал, что преклоняется перед его умом и здравомыслием и готов выполнить любую его просьбу: «Хочешь прекрасный дворец, богатство, рабов Все, что угодно?» Диоген же только попросил царя: «Александр, отойди, ты заслоняешь мне солнце». Так Диоген язычником был, а мы Христа знаем, но многие ли из нас на предложение «просто так» получить деньги и удовольствие скажут: «Изыди, ты мне Бога заслоняешь!»?

Как же давать что-либо не благодарящему и ничего не делающему?

Чтобы победить уныние, необходимо отказаться от навязываемых нам лукавым привычек и стереотипов. Мы же и в храм Божий большей частью приходим Бога просить. Да, что там просить! По всей Руси великой вопль стоит: «Господи, дай!».

А потрудиться Богу постом, молитвой, трудом, прежде чем просить, не надо? Радуемся ли мы, что Бог и сегодня утром позволил глаза открыть и мир Его с нашими родными и близкими увидеть? Благодарим ли Его за это? Не многие ответят «да» на этот вопрос. Так как же давать что-либо не благодарящему и ничего не делающему?

Можно плакать пред Богом, просить и упрашивать, можно выть и стенать со своими проблемами пред Ним, можно вообще нагло требовать у Бога чуда. Но как же быть с самой высшей молитвой – благодарением?

Спросите у любого священника, какие молебны он чаще всего служит? Вам перечислят молебны о болящих, о путешествующих, об успехах в делах начинаемых и так далее. То есть все просящие и умаляющие с основным глаголом «дай!». А где же «благодарю»? Почему столь редки молебны благодарственные?

Оттого и унываем, что только на себе любимом зациклены.

Увы. Потребительское отношение и к жизни, и к Богу сегодня побеждает

Уныние, в отличие от печали, прежде всего, связано с леностью, духовным и телесным расслаблением. Не зря этот смертный грех святые отцы называют «бесом полуденным», то есть тем состоянием, которое тебя днем одолевает. Днем ведь, по определению Божьему, трудиться надобно, а любовь к труду напрочь отсутствует.

Святитель Феофан Затворник пишет, что уныние есть скучание за всяким делом, как житейским, бытовым, так и молитвенным, желание бросить делание: «Пропадает охота и в церкви стоять, и дома Богу молиться, и читать, и обычные добрые дела исправлять». «Воздрема душа моя от уныния» (Пс. 118: 28), – приводит святитель слова псалмопевца Давида.

Не столь давно поделились со мной вот таким диалогом.

Прихожанин заявляет священнику:

– Лень одолевает. Батюшка, что делать-то?

– Борись с ленью, – отвечает священник.

– Так лень бороться, – уныло констатирует спрашивающий.

Не улыбку вызывает данный софизм, а констатирует четко и определенно, что потребительское отношение и к жизни, и к Богу сегодня побеждает.

Унылость наших лиц и душ – штука нами самими приобретенная и кроме нас, с Божьей помощью, конечно, этого «беса полуденного» никто не изгонит.

И в качестве действенного средства по борьбе с унынием хочу предложить известную молитву, в которой сочетается как просьба, так и благодарность Творцу.

Молитва Оптинских старцев:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

Во всех словах и делах моих — руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь. 

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400
ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Кто такой кузьма минин

Источник: http://orthodoxy.org.ua/data/o-bese-poludennom-ili-pochemu-bog-menya-ostavil.html

Почему лень и уныние тяжкие человеческие грехи?

Уныние, Николай Александрович Сергеев

Грех пасмурного настроения

С точки зрения психологии, уныние — это «проявление пасмурного настроения, недовольства, обиды, разочарованности, сопровождающееся общим упадком сил».

По мнению профессора психологии Московского гуманитарно-экономического института, доктора биологических наук, автора монографии «Семь смертных грехов для верующих и неверующих» Юрия Щербатых, главной причиной уныния являются наши не оправданные ожидания и надежды. Кроме того, его может спровоцировать усталость, болезнь, хроническое недосыпание, кризис среднего возраста и прочее. С унынием необходимо бороться, иначе оно может очень сильно навредить человеку, если перейдет в разряд депрессии.

«Это угнетенное состояние человека вызывает биохимические нарушения в центральной нервной системе, в первую очередь сбивается обмен нейротрансмиттеров — веществ, регулирующих психическую деятельность», — говорит Щербатых.

Достаточно точно симптомы депрессии описал в Библии царь Давид:

Я согбен и совсем поник, весь день сетуя хожу Я изнемог и сокрушен чрезмерно; кричу от терзания сердца моего Сердце мое трепещет; оставила меня сила моя, и свет очей моих — и того нет у меня.

С унынием не только можно, но и нужно бороться.

Для людей, находящихся в депрессии, американские исследователи изобрели лекарство. В его состав входит биологически активное вещество серотонин, которое управляет настроением человека.

Специалисты напоминают, что справиться с этим недугом не помогут наркотики, курение и алкоголь.

Также психологи советуют людям, находящимся в унынии:

— изменить привычный образ жизни: сменить сидячую работу на более подвижную или доходную;

— перестать бездействовать. Вспомните слова американского президента Франклина Рузвельта: «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

— начать заниматься спортом.

Церковь считает, что избавить душу от этого порока помогут только молитвы и общение с духовным отцом.

Когда вас одолеет тоска, то мысленно говорите такие слова: «Слава Тебе, Боже! Достойное по делам моим приемлю. Благодарю Тебя, Господи». Христиане уверены, что эти слова, сказанные десятки раз убежденно, от всего сердца, через некоторое время приведут душу к облегчению и спокойствию.

Дополнения к списку грехов

В марте 2008 г. епископ католической церкви Джанфранко Джиротти к традиционным смертным грехам добавил еще семь социальных:

  1. Нарушение биоэтики, в частности контроля рождаемости;
  2. Научные исследования, которые вызывают множество вопросов о морали и этике (например, связанные со стволовыми клетками или генной инженерией);
  3. Загрязнение окружающей среды;
  4. Растущая разница между бедными и богатыми;
  5. Излишнее богатство;
  6. Злоупотребление наркотиками;
  7. Доведение людей до бедности.

Незадолго до своей смерти епископ Русской православной церкви, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (1929-2008 гг.) предложил внести в список смертных грехов аборт и гражданский брак. В настоящее время по этому поводу ведутся дискуссии.

Источник: https://sciencepop.ru/unynie-i-len-chto-obedinyaet-eti-poroki/

Как бороться со смертным грехом унынием, православный ответ

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм  Господи, Спаси и Сохрани † —  https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ .  В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В Библии написано «10 заповедей Божьих». В них описываются основные, самые большие грехи. Среди них выделено чувство уныния. Причем, в православном мире такое чувство считается достаточно тяжким грехом. Что же на самом деле означает это понятие.

Уныние и тоска – это психическое состояние человека. Такой себе эмоциональный настрой, который возникает в следствии расслабления или жалости к себе. Также оно может возникать из-за того, что человек уделяет себе слишком много внимания. У многих людей может возникнуть вопрос: «Почему уныние смертный грех?» Все дело в том, что православные люди уныние и депрессию считают синонимами.  Оно связанно с ленью, телесным расслаблением, что в принципе недопустимо.

Святые отцы об унынии

Стоит отметить, что в церквах и храмах данное понятие еще могут называть «полуденным бесом», который как правило приходит к подвижнику в обед. Клонит его ко сну, отвлекает от работы и от молитвы.

  • Еще с древних времен так как монахи встают рано, 12 часов – это и было пол дня. У них трапезы совершаются два раза в день (в обед и вечером).
  • Как писал Святитель Феофан Затворник уныние – это скука за каким-либо делом. Оно может быть, как житейским, так и молитвенным или бытовым.
  • Во время возникновения такого чувства хочется бросить все дела.  Кстати борьба с унынием это и есть воспитание силы воли, которое очень часто помогает человеку стать успешным и достигать успеха в жизни.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Исаак и Ревекка

А вот святитель Игнатий описал очень интересную историю как монах упал в уныние, оставил молитвенное правило. Монаха настолько сильно постигло это чувство, что он не мог продолжить свой монашеский подвиг. Чтобы с этим как-то бороться он попросил совета у одного старца, который рассказал ему следующую притчу.

У одного человека было в имении огромное поле, поросшее тернием. Он попросил сына, чтобы тот убрал поле для того, чтобы его можно было засеять.  Сын с охотой решил помочь отцу, но когда пришел на поле и увидел в каком оно состоянии, то приуныл, прилег на землю и уснул.

Когда пришел отец и увидел спящего сына он его разбудил и сказал:

«Сынок если б ты каждый день очищал поле от сорняков хотя бы такими маленькими частями на котором ты спал, то дело по немножко б продвигалось. И ты бы не был непослушным». 

Выслушав отца, сын так и поступил. Не прошло много времени как они засеяли поле и в скором собрали хороший урожай. «Так и ты сын мой не унывай, а мал по малому входи в подвиг, и Бог благодатью Своей введет тебя в прежнее состояние» Монах задумался над этой притчей и советом старца, вскоре монах вновь обрел духовный мир и преуспел о Господе.

Лучшая статья для Вас, переходите:  Слово удача в православии

Уныние смертный грех, как бороться

Как уже упоминалось выше, православные веряне уныние сравнивают с депрессией. Это не зря. Потому, что именно оно приводит к депрессии, с которой как доказано современной медициной выйти иногда очень и очень сложно без соответствующего специалиста.

Как известно, в современной психологии, а также в медицине разработано очень много разных методик и средств, которые помогают бороться с такого рода недугом.

Но перед тем как избавиться от уныния нужно отметить, что церковь во все времена обвиняла людей, страдающих унынием в грехе, что провоцировало возникновение еще большего депрессивного состояние, а медикаментозные методы лечения церковь не поддерживает.  У многих сразу возникнет вопрос как же бороться с грехом уныния по церковным канонам? Священнослужители рекомендуют молиться и ни в коем случае не замыкаться в себе. В противном случае к этому греху присоединится еще и одиночество.

Современная же наука рекомендует человеку наоборот сделать свою жизнь активней.  Ездить на отдых, заводить новые, дружеские знакомства и т.д.

Как избежать уныния

Несмотря на то, что современная психология и наука считают, что победить уныние можно только занимаясь спортом и ведя подвижный образ жизни. Говорят, что в процессе нагрузки, человек скидывает накопившуюся нагрузку. Таким образом он скидывает негативную энергию, становится уверенней в себе.

Но церковь рекомендует жить с верой в сердце, быть искренним и молиться. Только тогда вы сможете избежать такого тяжкого греха как уныние. В церковных канонах для этого есть специальная молитва:

Святая славная и всехвальная великомученице Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественном люди, раце мощей твоих поклоняющиися и любовию целующии, страдания же твоя мученическая, и в них самого Страстоположника Христа, давшаго тебе не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас, умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нужная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему — безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Тайн причастну, и всем, на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здрави пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь. 

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о грехе уныния:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/unynie-smertnyj-grex/

Уныние – смертный грех. Почему?

Как говорится в старом анекдоте, у меня один смертный грех — уныние, на остальные денег не хватает. Шутки шутками, а в чем вина унывающего человека, понятно не всем.

Кто-то утверждает, что это всё западная «кафолическая ересь», а у нас такого нет. Другой спрашивает с недоумением, почему же грехи «смертные». Третий отстаивает своё право на гнев, четвёртый Одним словом, разброд и шатание, океан мнений. И где-то в глубине кроется ответ на вопрос, почему уныние – смертный грех.

Самый таинственный из всех смертных грехов

Представление о «смертных грехах» рождается на заре христианства, в III веке, когда о разделении церкви на католическую и православную ещё и речи не было. Но относились смертные грехи в то время исключительно к списку монашеских обетов, а в мирскую жизнь это понятие еще не вошло. Всё поменял Григорий Великий, «последний хороший папа», который ввёл термин «смертные грехи» в жизнь всех христиан. И уже тогда грех уныния стоял в этом списке выше, чем грехи плотские. 

Что смертного в унынии?

Так что же такого «смертного» в унынии? Ведь печаль и скорбь – обычные переживания, знакомые каждому.

Суть именно в различении скорби и уныния. Со скорбью или ощущением утраты человек сталкивается постоянно, начиная с раннего детства: упало на асфальт мороженое — утрата. Мама не разрешила играть в луже — скорбь от нереализованного желания.

Психология называет такое состояние фрустрацией и обычно считает его очень важным элементом роста и развития человеческой личности.

Через столкновение с фрустрацией и скорбью мы учимся решать житейские задачи, находить решения проблем и становимся устойчивее как личность.

Однако бывает, что эти переживания оказываются столь сильными, что человек попадает в ловушку: куда ни глянь, везде боль, печаль и потери. Человек не видит, как выйти из этой ситуации, и у него опускаются руки: к чему стараться, если любое действие только усугубляет страдания?

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как вылечить психическое расстройство

Депрессия = Уныние

Именно это состояние современная медицина и называет депрессией, а христианство — унынием. Врачи и психологи считают, что в состоянии депрессии человеку требуется поддержка как извне – человеческая, так и изнутри – биохимическая.

Когда в христианском мире формировалось понятие об унынии как о смертном грехе, никаких действенных способов помочь людям в подавленном состоянии, какие дает современная психо- и фармакотерапия, не было.

Единственным способом вытащить человека из депрессии было активизировать его внутренние ресурсы, вдохновить на продолжение жизни и преодоление трудностей. А это задача непростая, как тогда, так и сейчас.

Если же оставить человека без помощи, то может случиться ужасное: долго ли протянет тот, кто не желает жить?

Уныние есть неверие в Господа

Соболезнование

Отправить онлайн

Отправить онлайн

Так что же, уныние — смертный грех, потому что ведёт к смерти? Лучше всего об этом пороке говорят сами творцы христианской этики. Почитаемый и в западной и в восточной церкви святой и философ Иоанн Лествичник пишет об унынии так:

«Уныние есть расслабление души, изнеможение ума оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив» (Лествица 13:2)».

Обращаясь к унывающему, Иоанн упрекает его в недостаточной вере в Господа: неужели ты считаешь, что Всевышний оставил бы тебя? Что он не любит тебя и отвернулся от тебя? Конечно, нет, ведь всякое испытание, случающееся с человеком, посылается ему для роста и для развития, и Господу, конечно, ведома мера сил, которая у человека есть.

Или обратимся к самому первому из всех источников: Евангелию.

«Не продаются ли два воробья за мелкую монету; но ни один из них не падает на землю без воли Отца вашего. А у вас все волосы на голове исчислены. Не бойтесь, вы лучше многих воробьев» [Матфей ст.29 — 33].

А Иоанн Златоуст трактует:

«Если же Он знает все, что ни происходит, а вас любит сильнее, нежели отец, – любит так, что и волосы ваши у Него исчислены, то вам не должно бояться».

Где страх и уныние, нет места любви

Бог есть любовь, говорит нам Иоанн Богослов, и как тут не вспомнить ещё одну уместную строчку: там, где страх и уныние, нет места любви. Из всего этого следует, что уныние — это тяжёлый грех неверия в разум, любовь и милосердие Господа, которые являются основой и сутью христианства.

Бог сохраняет всё

Однако, нельзя сказать, что тяжкий и смертный грех уныния непростителен. Ключевой момент — это покаяние и стремление стать лучше. Это правило универсально как в христианском, так и светском мире.

Возможно, вам будет интересно:

11 января 2019

Источник: https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/unynie-smertnyy-grekh-pochemu/

Уныние

Уны́ние – временное состояние или укоренившаяся греховная страсть, проявляющаяся как чувство ярко выраженной неудовлетворённости и опустошения (в отличие печали), заключающаяся в расслаблении сил человечной души и нежелании трудиться ради своего спасения в вечности.

Формы проявления уныния:

1) безучастность к молитве, храмовому богослужению;

2) лень, ослабление духовной ревности; в рамках иночества, монашества — охлаждение к подвижнической жизни вплоть до полного разочарования и возникновения желания оставить монастырь;

3) суета, многоделание, развлечения, даже труды на пользу ближних, стремление внешним деланием уйти от внутренней духовной жизни.

Из опыта жизни Церкви известно, что унынию могут подвергаться и довольно стойкие, ревностные христиане. Имея это в виду, апостол Павел, обращаясь к своим собратьям по вере, нарочито обращал их внимание, чтобы они, взирая на его скорби, не унывали (Еф.3:13).

Последствия:

Даже по меркам мирской, обыденной жизни уныние признаётся довольно опасным психологическим состоянием.

Уныние может способствовать быстрой утомляемости, рассеянию памяти и внимания, потере интереса к насущным проблемам, профессиональным и семейным обязанностям. Нередко оно служит фактором, провоцирующим депрессии или, что хуже, суицидальные настроения.

Достаточно распространенным спутником уныния бывает желание утопить грусть в стакане, залить тоску алкоголем, отвлечься, забыться в увеселительных заведениях. Однако, такое народное средство «помогает» лишь ненадолго.

В ряде случаев это приводит к длительным запоям.

Пьянство уже и само по себе губительно и для духовного, и для физического здоровья, а сопровождаемое страстью уныния часто приводит к куда более плачевному результату: эмоциональному выгоранию, деградации личности, конфликтам и пр.

В рамках религиозной деятельности уныние препятствует надлежащему исполнению христианского делания. Во время частного моления или храмового богослужения оно мешает внутреннему сосредоточению, способствует блужданию и рассеиванию помыслов; в более острых формах уныние может перерасти в отчаяние и даже вовсе отвлечь человека от Церкви.

Противоположные унынию добродетели суть радость о Господе, трезвение, надежда и упование на Божественный Промысл.

Методы борьбы:

Методы борьбы с унынием могут опираться как на психологические, так и на аскетические средства.

В качестве психологических средств рекомендуется: не опускать рук; нагружать себя, по мере сил, полезным трудом (в том числе — нравящимся, любимым делом); стараться придерживаться режима дня, распорядка; не замыкаться в себе, не отстраняться от общения с близкими; не зацикливаться на предмете печали, стараться отвлекаться от угнетающих, мрачных мыслей посредством полезных и интересных занятий (чтения, физкультуры, прогулок на свежем воздухе); избегать злостных советчиков-тунеядцев и др.

Важнейшим христианским (аскетическим) средством к преодолению уныния является молитва (хотя бы она осуществлялась и через усилие, через «не хочу»). В Евангелии молитва прямо противопоставляется этому греху: «должно всегда молиться и не унывать» (Лк.18:1). Кроме того, уныние, как и любой грех, требует покаяния. По возможности нужно стараться ходить в храм, участвовать в общественных молитвах, в Таинствах Церкви, просить молитвенного поминовения у ближних.

Протоиерей Валериан Кречетов:
– Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву?
– Ну, что значит, нет сил на молитву? Невозможно произнести «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного»? Вполне возможно. Или: «Боже, милостив буди мне, грешному». И это можно. Ну, если засыпаешь – поспи.

Проснешься, опять молись. А чего унывать? Здесь всё проходит. Помните кольцо Соломона: «Всё проходит, пройдет и это». Каждый момент – вот мы сейчас говорим – а он уже проходит. И так вся жизнь. Поэтому мучить себя тем, что уже проходит, не стоит. Тем, что прошло, совсем безумно. А тем, что еще не наступило, – тем более.

Этого нет еще, зачем же страдать?

Источник: https://azbyka.ru/unynie

Как избавиться от уныния, что является противоположностью унынию, почему это смертный грех и как бороться — Архангел

Уныние – смертный грех, являющийся седьмым по счету смертным грехом в христианском учении. Прежде чем говорить о том, как бороться с этим пороком, стоит разобраться, что являет собой грех уныния. 

В римско-католической церкви существует только грех печали. В православном каноне принято деление на смертный грех уныния и печали.

Уныние характеризуется как депрессивное, подавленное состояние души. Человек, впавший в уныние, утрачивает желание ко всякому виду труда и деятельности: физическому, умственному, духовно-нравственному. Христианская церковь описывает уныние как состояние духовного кризиса человека.

Ниже приведены основные свойства греха уныния:

  1. Леность, праздность, нежелание заниматься трудом. Человек, подвергшийся унынию, теряет всякий интерес к своей деятельности. Уныние делает человека апатичным к обязанностям и работе, заставляет его сконцентрировать все внимание на своем горе. Стоит отметить, что очень часто человек, который претерпевает страдания от уныния, не может никак и ничем объяснить причины этого явления.
  2. «Охлаждение» к духовной жизни. Унывающий человек тратит меньше времени на решение морально-нравственных вопросов. Он реже посещает церковь и причащается, меньше читает духовную литературу.
  3. Ухудшения здоровья. Душевное и телесное тесно связаны в человеке, и «болезнь» души может привести к болезням физическим. У того, кто впал в уныние, нарушается сон, пропадает аппетит, повышается утомляемость и уменьшается энергия.

Почему уныние признается смертным грехом?

Казалось бы, человек, впавший в уныние, не совершает ничего негативного по отношению к ближним людям. Он никого не обижает, не лжет, не ворует, не убивает, но тем не менее уныние причислено к смертным грехам. Оно признано смертным грехом по следующим причинам: 

  • может заставить впасть человека в отчаяние, а отчаяние может привести к самоубийству, которое является наиболее тяжким грехом в христианстве;
  • отводит человека от Бога и нравственного самосовершенствования, заставляя его сосредоточиться лишь на собственном горе; 
  • лишает человека воли к выполнению своей работы, что приводит его к лени, бездействию, оставлению своего долга.

Человеку сложно сопротивляться унынию. Оно лишает его жизненных сил и воли к действию. Бороться с унынием бывает подчас трудно, но это необходимо для духовного очищения человека.

Причины уныния

Христианская церковь выделяет различные причины возникновения уныния: испытание, посылаемое Господом для духовного очищения, уязвленное самолюбие, тщеславие, утрата человеком веры, безбожие, недостаточное участие в духовной жизни. Неправильный образ жизни и нежелание следовать нравственному закону приводят людей к духовному кризису, выход из которого бывает сложно найти.

Уныние может привести к замкнутому кругу: человек находится в состоянии уныния и не имеет желания ничего делать, от своей праздности он все больше впадает в уныние, от этого все меньше трудится, что приводит к еще большему унынию.

Священнослужители говорят, что тоска бывает естественной для человека. Страдания души помогают воспитать в нем нравственные благодетели. Преодолевая уныние, человек духовно самосовершенствуется и приближается к Богу. Уныние может являться испытанием, посылаемым человеку от Бога, которое необходимо преодолеть.

Как бороться со смертным грехом уныния?

Православная церковь выделяет следующие способы по борьбе с унынием:

  1. Лучший метод противостояния унынию – посильная деятельность. Работа, выполнение своих обязанностей помогают человеку выйти из угнетенного состояния.
  2. Не терять силы духа и не поддаваться греху.
  3. Усердно молиться, просить сил и помощи у Бога.
  4. Читать духовную литературу, размышлять о вечных морально-нравственных вопросах.
  5. Посещать храм и церковные службы. Участвовать в церковных таинствах.

Уныние – болезненный смертный грех, с которым человеку необходимо бороться для нравственного совершенствования, приближения к Богу, выполнения своих работы и обязанностей, ведения образа жизни, надлежащего истинному христианину.

Источник: https://arh-angel.ru/tserkovnyj-kalendar/kak-izbavitsya-ot-unyniya-chto-yavlyaetsya-protivopolozhnostyu-unyniyu-pochemu-eto-smertnyj-greh-i-kak-borotsya.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Как полюбить своего ребенка

Закрыть