Что такое канон в искусстве

Иконография — каноны и правила при создании икон

что такое канон в искусстве

Церковь синтезирует в себе несколько видов искусств: хоровое пение, архитектуру, театральное действие и живопись.

Живопись представлена такими направлением как иконопись.

Иконопись (от «икона» и «писать») — вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

Икона – это не свободная мысль художника, воплощенная на холсте. Любая икона должна соответствовать определенным канонам, поэтому существует определенная система, которая содержит в себе определенный свод правил и требований к иконам. Называется данная система иконографией.

Иконография (от греч. eikṓ n – изображение, образ и grá phō – пишу), в изобразительном искусстве строго установленная система вариантов изображения какого-либо персонажа, события, сюжета, связанных, как правило, с религиозной тематикой. Иконографией называют и раздел искусствознания, изучающий символику и канонические сюжеты искусства.

Иконография со своими канонами существует не одно столетие. За эти долгие годы сложились основные направления иконографии:

  • Иконография Иисуса Христа
  • Иконография Богородицы
  • Иконография «праздников» в христианском искусстве
  • Иконография Будды и божеств в буддийском искусстве.

Каноны иконографии

Строгие предписания при создании иконы существовали уже в древних цивилизациях. Самые строгие правила иконографии касались  Христа, Богоматери, ангелов и святых. Например, Христа изображали либо одного, либо в окружении святых. Облик Христа должен был соответствовать христианским преданиям:  он представал величавым, средних лет, с небольшой бородой и длинными волосами.

По сторонам от головы Спасителя должны быть буквы – сокращение имя Иисус Христос, а также расчерченный крестом нимб, который должен напоминать о жертве, принесённой за людей.

Изображения Христа могли быть оглавными (только голова), оплечными (по плечи), поясными и в полный рост.  Правая рука Иисуса должна быть приподнята в благословляющем жесте.

Иконографические каноны при создании иконы с ликом Богоматери были менее строги, что позволило появиться большому многообразию изображений Богородицы.

Тайна Триединства должна быть воплощена в любом изображении Троицы. Следует сказать, что в разное время понимание сюжета Троицы было разным.

Канонической стала икона Рублёва. При изображении Святой Троицы запрещаются любые указующие надписи (даже в сокращенном виде), запрещается изображение нимба над Иисусом. Бога Отца тоже изображать нельзя, так как его никто не видел и как он выглядит – никто не знает.

Что касается одежды, то тут иконография так же выдвигает ряд правил. Она должна представлять из себя яркие пятна, которые повторяют изгибы тела. Что касается фона, то первоначально это были горы или холмы, которые стремились вверх. Позже на изображениях появляются парящие в воздухе постройки.

Иконография и другие науки

Археологи под термином «иконография» понимают изучение смысла изображения, в том числе и портрета.

У искусствоведов понятие «иконография» еще шире – это целая дисциплина, которая ставит перед собой задачу идентифицировать и классифицировать художественные произведения. Сложилась эта дисциплина в Германии и Франции в 1840 году.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на http://anysite.ru обязательна!

Источник: http://anysite.ru/publication/ikona

КАНОН

что такое канон в искусстве

термин, широко используемый в различных сферах церковной науки: 1) в библеистике — см. Канон библейский; 2) в литургике — см. Канон (жанр визант. гимнографии), Канон мессы; 3) в каноническом праве — см. Каноны (правила); 4) в церковном искусстве — канон иконописный.

История термина

Греческое слово κανών родственно существительному κάννα — тростник; тростниковая ограда. Последнее в свою очередь представляет собой заимствование из семит. языков. В ВЗ неоднократно употребляется существительное   означающее «тростник», отсюда производные значения «трость», «брус для измерения».

В первоначальном, букв., значении слово   употреблено в 3 Цар 14. 15: «как тростник ( ), колеблемый в воде»; в Ис 19. 6: «камыш ( ) и тростник завянут»; в Пс 67. 31: «Укроти зверя в тростнике» (   букв.- «зверь тростника») и в ряде других библейских текстов, а также слово   в значении «трость (для опоры)» — в 4 Цар 18.

21 (= Ис 36. 6).

Производные значения слова   в древнеевр. языке можно разделить на 2 группы: связанные с идеей ответвления; связанные с идеей меры и измерения. В кн. Исход слово   24 раза употреблено в значении «ветви семисвечника» (Исх 25. 31, 32, 35; 37. 17-18 и др.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как избавиться от пороков

); в Иезекииля пророка книге слово   регулярно используется в значении измерительного инструмента: «и в руке того мужа трость измерения (  ) в шесть локтей, считая каждый локоть в локоть с ладонью; и намерил он в этом здании одну трость ( ) толщины и одну трость вышины И в каждой боковой комнате одна трость длины и одна трость ширины и в пороге ворот у притвора одна трость» (Иез 40. 5-7; т. о.

, слово   ситуативно используется не только в значении измерительного инструмента, но и в значении меры длины. См. также: Иез 40. 3; 42. 16-19).

Древнейшие зафиксированные контексты употребления греч. κανών соответствуют значению «трость»: у Гомера упоминаются прутья (κανόνες) щита, служившие его каркасом и рукоятью («Несторов щит, о котором слава до неба восходит, будто из золота весь он — и круг, и его рукояти (κανόνας)» (Homer. Iliad. VIII 192-193); «щит, из воловых кож и блистательной меди скругленный, и двумя поперек укрепленный скобами (κανόνεσ)» (Ibid.

XIII 406-407)), а также цевка, трубка для наматывания пряжи (κανών; Ibid. XXIII 761). Указание на прямоту и прочность, связанное с семантикой термина κανών, обусловило употребление этого термина в значении «измерительный инструмент, отвес».

Один из ранних и наиболее известных примеров — рассуждение Платона в диалоге «Филеб»: «Что же касается строительного искусства, то, по-моему, оно пользуется многочисленными мерами и орудиями, которые сообщают ему большую точность и ставят его выше многих наук Ибо оно применяет отвес (κανόνι), токарный резец, циркуль, плотничий шнур и хитро сделанный прибор — тиски» (Plato. Phileb. 56 b-c).

Еще большей степенью абстрактности характеризуется употребление термина κανών у Демокрита и Эпикура. Оба философа вынесли в заглавие своих произведений слово κανών в значении «образец, критерий, мера» (Περ λογικῶν ἢ κανών (Демокрит); Περ κριτηρίου ἢ κανών (Эпикур)), т. е. слово κανών в этом контексте имеет значение «основа познания», следов., позволяет отличить истину от лжи.

Скульптору Поликлету приписывали употребление термина κανών в значении идеального соотношения всех пропорций человеческого тела (Plin. Sen. Natur. hist. XXXIV 8. 55), создание статуи с названием κανών и написание книги с тем же названием (Galen. De placitis Hippocratis et Platonis. V 3 (Cl. Galeni De placitis Hippocratis et Platonis / Rec. I. Mueller. Lpz., 1874. Amst., 1975); Idem.

Ars medica // Claudii Galeni Opera omnia / Hrsg. C. G. Kühn. Lpz., 1821. Bd. 1. S. 343). Пифагорейцы употребляли понятие «гармонический канон» в значении прибора для измерения звуковых интервалов по длине струны (Ассман. 2004. С. 116-117; Oppel. 1937. S. 17-20).

Дионисий Галикарнасский использует понятие κανών в значении «образец стиля, правильного языка» (τῆς ᾿Αττικῆς γλώττης ἄριστος κανών — «лучший образец аттического языка»).

У Еврипида понятие κανών обозначает нормы социального поведения, к-рые каждый человек определяет для себя («пусть других своей не мерит мерой» (Eur. El. 52), букв.- «пусть будет благоразумным тот, кто оценивает все лукавыми канонами разума»). Впосл. этическое значение слова κανών становится очень распространенным.

Демосфен говорил о «пределах [осуществления] блага и канонах» (Demosth. Or. 18. 296), Аристотель — о «каноне и мере» «истинного» (Arist. EN. III 6), Плутарх — о «канонах благоразумия и прочих добродетелей» (Plut. Consol. ad Apoll. 4), Лукиан Самосатский — о необходимости «канона и гномона» для оценки моральных поступков (Lucian. Herm. 76) (см.

: TDNT. Vol. 3. P. 596).

В эллинистический период термин κανών стал также употребляться в значении «таблица, перечень», как математический, астрономический и историографический термин (Plut. Solon. 27).

Употребление слова κανών в НЗ не имеет связи с Септуагинтой (в LXX древнеевр.   никогда не передается как κανών). В НЗ слово κανών 2 раза употребляется в смысле «правила» христ. жизни: «Тем, которые поступают по сему правилу (κανόνι), мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал 6. 16); «Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу (κανόνι) жить» (Флп 3.

16; выражение «и по тому правилу жить» отсутствует в Синайском, Александрийском и Ватиканском кодексах и ряде др. древних рукописей и считается объясняющей припиской (Metzger B. A Textual Commentary on the Greek New Testament. L., 1975. P. 615)). В 2 Кор 10.

13, 15-16 слово κανών имеет значение удела, подобающей сферы занятий: «не хвалиться в чужом уделе (ἐν ἀλλοτρίῳ κανόνι)» (2 Кор 10. 16).

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как жить после смерти мамы

В творениях ранних отцов Церкви регулярно используется слово κανών в значении «правило», «установленная норма» применительно к вероучительным вопросам (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 7. 2; Clem. Alex. Strom. IV 15. 98; VI 15. 124; Euseb. Hist. eccl. III 32. 7 (приводятся слова Егеcиппа); V 24. 6 (приводятся слова Поликрата Эфесского)).

Насколько возможно судить по сохранившимся текстам, впервые слово κανών в значении «правильный список богодухновенных книг» было употреблено свт. Афанасием Александрийским. Во 2-м прав. свт. Афанасия Александрийского (из 39-го послания о праздниках, ок. 367) приводится список «канонических» книг (τὰ κανονιζόμενα) и книг, «не введенных в канон» (см. также: Athanas. Alex. De decret. Nic. Syn. 17. 3).

Евсевий Кесарийский писал, что Ориген в комментарии к Евангелию от Матфея «защищал канон Церкви» (τὸν ἐκκλησιαστικὸν φυλάττων κανόνα) (Euseb. Hist. eccl. VI 25). Свт. Амфилохий Иконийский завершает перечень священных книг такими словами: «Это наиболее безошибочный канон (ἀψευδέστατος κανών) богодухновенных Писаний» (Amphil. Icon. Iamb. ad Seleuc). В значении «перечень богодухновенных книг» понятия canon и Scripturae canonicae начинают широко использоваться блж.

Августином и блж. Иеронимом Стридонским (canon: Hieron. Prol. in Reg.; canon Scripturarum: Aug. De doctr. christ. II 8; Scripturae canonicae: Hieron. Ep. 129: Ad Dardanum. 3 // PL. 22. Col. 1103; Aug. De doctr. christ. II 8).

Остается спорным вопрос о том, какое именно значение греч. слова κανών дало толчок для его использования применительно к перечню библейских книг, почитающихся богодухновенными: «правило, норма, образец» или «список, перечень» (обзор мнений см.: Мецгер. 2001. С. 287).

Первое значение соответствует богословскому представлению о священных книгах как о безусловно авторитетном вероучительном и нравственном руководстве; 2-е значение отражает формальную сторону этого представления: авторитетные тексты должны иметь четкую фиксацию, регламентированную Церковью.

Лит.: Oppel H. Kanon: Zur Bedeutungsgeschichte des Wortes und seinen lateinischen Entsprechungen (regula — norma) // Philologus. Suppl. Lpz., 1937. Bd. 30. H. 4. S. 3-108; TDNT. 1965. Vol. 3. P. 596-601; Мецгер Б. Канон Нового Завета. М., 2001. С. 282-287; Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.

Канон иконописный

в правосл. искусстве система иконографических и стилистических правил и норм, сформированная многовековой церковной традицией, к-рая устанавливает соответствие иконного образа Свящ. Писанию, догматам и литургическому Преданию правосл. Церкви. Изобразительное искусство правосл.

Церкви призвано языком художественных средств явить божественное Откровение, с помощью видимых форм передать духовную реальность. В основе понимания К. лежит учение Церкви об иконном образе (см. в ст.

Икона), сформулированное в 82-м и 100-м правилах Трулльского Собора (691-692), которые предписывают в изображениях «очам всех» представлять образ Иисуса Христа так, чтобы показать «сим образом совершившееся искупление мира» (прав.

82), и запрещают изображения, «обаяющие зрение, растлевающие ум и производящие воспламенение нечистых удовольствий» (прав. 100). Термин «канон» по отношению к изобразительному искусству правосл. Церкви стал применяться только в XX в. Проблему К. исследовали свящ. Павел Флоренский, свящ. Сергий Булгаков и др.

Лит.: Лосев А. Ф. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. М., 1964. Вып. 6. С. 351-399; Флоренский П. А., свящ. Иконостас. М., 1994; Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. М., 1996; Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Коломна; Переславль, 1997. Литургика. Основные понятия Иконопись. Основные понятия Литургика. Основные понятия Искусствознание.

Основные понятия Церковное и каноническое право. Основные понятия Канон, термин, широко используемый в различных сферах церковной науки АРХИДИАКОН высший титул диаконской степени священнослужителя АРХИЕПИСКОП сан, или титул, епископов АРХИЕРЕЙ церковный сан, высшая степень священства «ВЕЛИКИЙ ГОСПОДИН» в наст.

время почетное именование Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при возношении его имени за богослужением ВОСПРИЕМНИКИ (крестные отец и мать) АВАТОН греческий термин, обозначающий свод правил, запрещающих вход определенных категорий лиц за стены монастыря АВТОКЕФАЛИЯ церковная, автокеф.

Церкви — самостоятельные, не зависящие ни от какой иной поместной Церкви, но являющиеся частями Церкви Вселенской АВТОНОМНАЯ ЦЕРКОВЬ Поместная Церковь, обладающая весьма широкой, но не полной самостоятельностью

Источник: http://www.pravenc.ru/text/1470223.html

Каноны живописи Древнего Египта

что такое канон в искусстве

Искусство в египетских землях начало формироваться тысячи лет назад. Уже в эпоху Древнего царства сложился свой оригинальный стиль в архитектуре, скульптуре и живописи Египта. Он стал образцом для подражания следующим поколениям египтян.

Древний Египет: архитектура, скульптура и живопись

Культовые здания строились из камня, и отличались строгими масштабными геометрическими формами. Вначале египтяне строили простую форму усыпальницы — мастабу. Позже появились ступенчатые пирамиды, из которых состояли огромные погребальные комплексы для фараонов и знати. Египетские зодчие сооружали храмы, оснащенные колоннами в виде цветка лотоса или папируса.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Марина по церковному как будет

Скульптура и живопись являлись неотъемлемой частью архитектуры в Древнем Египте. Статуи и памятники органично вписывались в оформление гробниц и храмов. Массивные изваяния богов и царей показывали власть и мощь страны. Рельефы и росписи украшали усыпальницы и дворцы. На них красочно изображали человеческую деятельность, сцены повседневной жизни или богов и их деяния.

Скульптура и живопись Древнего Египта

Живопись, как и скульптура служила для декорирования стен усыпальниц и религиозных зданий. Храмовая живопись отличалась своей монументальностью, достигая колоссальных размеров. Древние художники создавали сцены, в которых участвовали люди, животные и божества. Живопись вместе со скульптурой прекрасно дополняли архитектурные шедевры древних египтян, превознося религию и культовое могущество державы.

Каноны живописи в Древнем Египте

В египетских росписях преобладали яркие насыщенные оттенки. Основные цвета — белый, красный, черный, синий, зеленый и желтый. Краски долго сохраняли яркость, вдобавок сверху рисунки покрывали слоем смолы.

Древнеегипетская живопись подчинялась определенным канонам, которые никогда не нарушались. Так, лицо нарисованного человека принято было изображать в профиль, а другие части тела — в анфас. Фигуры людей обводились четким контуром.

Он был красного цвета для женщин, а для мужчин — черного. Природу египетские художники рисовали довольно схематично.

Источник: http://drevniy-egipet.ru/kanony-zhivopisi-drevnego-egipta/

Живопись / Искусство Византии / Византия — культура, история и искусство

Канон — совокупность строго установленныхправил и приемов для произведений искусстваданного вида. Церковь «художествовала,направляя своим духовным опытом рукииконописцев» (П.Флоренский).

Византийский иконографический канон регламентировал:

  • круг композиций и сюжетов священного писания
  • изображение пропорций фигур
  • общий тип и общее выражение лица святых
  • тип внешности отдельных святых и их позы
  • палитру цветов
  • технику живописи.

Соблюдение всех канонических правил неминуемо приводило к игнорированию линейной перспективы и светотени.

После завершения периода «иконоборчества» вопрос создания художественныхсредств для воплощения «святости» стоялособенно остро. Благодаря трудам Иоанна Дамаскина стало ясно, что можно изображатьна иконе, и что нельзя. Осталось выяснить ирегламентировать то, как следует изображатьвнешность святых и божественные сюжеты.

Палитра цветов, игнорирование светотени

Фон иконы (т.н. «свет»)символизирует ту или иную божественную сущность,регламентированную трактатом VI века «Онебесной иерархии» (например, золотой -Божественный свет, белый — чистоту Христа исияние его Божественной славы, зеленый — юность ибодрость, красный — знак императорского сана, атакже цвет багряницы, крови Христа имучеников).

 То же касалось элементов одежды иих цветов: покрывало богоматери — мафорий -писали вишневым (иногда — синим или лиловым),платье богоматери — синим. У Христа наоборот плащ- гиматий — синий, а хитон — рубаха — вишневая.
Поскольку фон был равной интенсивности, даже таминимальная объемность фигур, которую допускалановая живопись, не могла выявить светотень.

Чтобыпоказать наиболее выпуклую точку изображения, еевысветляли (например, в лице самыми светлымикрасками писали кончик носа, скулы, надбровныедуги).

Кроме того, был определен круг сюжетовсвященного писания и круг композиций,допустимых в иконописи.

Благодаря этой системе условностей возник языквизантийской иконописи, хорошо понятный всемправославным. Такие иконы уже не вызывалиупреков в язычестве и идолопоклонстве. Годы»иконоборчества» не прошли даром — онипривели к созданию нового вида искусства.

И все-таки, откуда взялись все этитеоретические правила, откуда брались образцы,которым иконописец обязан был подражать?

Первоисточники были, такие иконы называют»первоявленными». Каждая «первоявленнаяикона» — результат религиозного озарения,видений, видений.

Но если отвлечься отрелигиозной терминологии и посмотреть на вещипроще, без мистики — «первоявленные» иконы -это великие произведения неизвестныхсредневековых гениев, действительно достойныеподражания.

На первой из приведенной иллюстраций- икона «Христос-Пантократор»монастыря Святой Екатерины (Афон), выполненная в технике энкаустики.Икона создана в VI веке — задолго до оформленияканона. Но вот уже 14 столетий  Христа-Пантократора в основномпишут именнотак.

Конечно, в рамках любого канона допустимынекоторые вариации. Видение иконописца — это  трактовка канонического изображения на основесобственного духовного опыта (таланта).

Однако, талант — вещь штучная, а потребность виконах была велика. Иконописание почиталось, и имзанимались все, кто обнаруживал в себе на тоспособности — от монахов до митрополитов.Конечно, далеко не все изографы обладали,обладают и сегодня духовным зрением (прощеговоря, талантом).

Вот им-то и нужен был в первуюочередь канон для рабского копирования чужихпроизведений. Однако подлинным мастерамиконописи, как заметил Флоренский, «вканонических формах дышится легко». На них»ломались» лишь «ничтожества изаострялись настоящие дарования».

Поэтомуканон для мастера не оковы, а скорее рыцарскиедоспехи.

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6

Источник: http://www.byzantium.ru/arts.php?id=7

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Неупиваемая чаша что означает

Закрыть