Что такое искушение в православии

Искушение: значение слова, что это такое в православии, как не поддаться искушению

что такое искушение в православии

Человек — существо слабое и уязвимое, поэтому каждый из нас сталкивался с таким чувством, как искушение. В нашей жизни очень много запретов, но иногда именно запретного и хочется больше всего.

Что такое искушение

Это слово всем давно знакомо, но задумывались ли вы, что оно значит на самом деле? А ведь у него очень интересная история.

Происхождение слова

Этимологический корень этой словоформы — искус. Он заимствован из старославянского глагола «искусити», что значило «испытать». Глагол этот происходит от глагола «кусити», имеющего такое же значение и заимствованного из германских языков. Затем в результате исторических процессов произошло чередование звуков, «с» перешел в «ш», и сейчас перед нами — корень «искуш».

Как мы видим, история этого понятия уходит глубоко в древность.

Значение понятия

По толковому словарю Д. Н. Ушакова оно означает соблазн, желание чего-либо недозволенного, запретного.

Также одной из тем этого определения по толкованию Д. Н. Ушакова является «действие от глагола искусить», значит , оно сохраняет за собой семантику испытания. Несомненно, так мы тоже выражаемся в своей повседневной жизни.

Но есть такие понятия, как искушенный зритель и искушенный человек . Обозначают они опытного человека, который многое повидал в жизни, и которого сложно чем-либо удивить. Значение этого слова претерпело некоторые изменения, но все же изначально употребление этого понятия было связано с библейскими сюжетами.

Упоминания в Библии

Как известно, Библия — это самая важная книга для христиан. Ее догматы указывают человечеству, как нужно жить, и как жить нельзя. И естественно, что понятия из этой книги часто фигурируют и в нашем современном языке. Одно из таких понятий — искус. В библии оно трактуется как испытание, которое дается человеку, дабы проверить крепость его веры. Если человек пройдет испытание, то обретет вечную жизнь в Царствии Небесном, если не пройдет, то душа его попадет в ад.

Искушению, по учению Библии, подвержен каждый человек. Даже Господь был подвержен испытаниям во время своего уединения в пустыне.

Также испытанию своей веры и любви к Богу подвергся Люцифер, и, как мы знаем, он его не прошел, предал своего создателя, в результате чего пал.

Еще одной известной Библейской фигурой, поддавшейся соблазну, был Адам, который вслед за своей женой Евой вкусил запретный плод. Судьба обоих также незавидна, ведь они были изгнаны из Райского сада.

Как видим, со временем библейская семантика утратилась, и это слово перестало указывать на испытание конкретно в православии , теперь оно обозначает просто испытание человека в чем-либо.

Виды искушений

У каждого — свои желания и стремления, свои запреты, поэтому соблазн у каждого будет разным. Кто-то не может устоять перед покупкой пирожного, а кому-то невмоготу пересилить себя и пойти на учебу/ в зал/ на работу. Ведь это все — своего рода испытания.

Материальные блага

Конечно, в первую очередь — это деньги. Кто в этом мире не мечтал о богатстве? Испокон веков люди стремятся получить как можно большую прибыль, и часто — не всегда законными способами. Воровство и грабежи, махинации, занятие постыдными вещами — на что только не толкает людей жажда денег.

Соблазны и греховные удовольствия

Легко человеческая душа поддается всяческим соблазнам, стоит только поманить. Мы хорошо знаем из истории, сколько войн было развязано из-за стремления к власти, из-за гордыни и даже из-за любви к женщине (ведь Троянская война началась именно из-за Елены Прекрасной).

И все это — соблазнения дьявола, которым люди поддались. Зависть ближнему, измена и предательство, плотские удовольствия, нарушения Божьих заповедей — большие соблазны, которые всегда противоречили христианской морали, да и этическим нормам в принципе.

Испытания Господа

Как уже говорилось, наш Бог также был подвержен испытаниям дьявола. Но, конечно, он с достоинством их прошел.

Вот эти испытания:

  1. Голод. Сатана предложил Христу превратить камни в хлебы, на что Христос ответил: «написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих».
  2. Гордыня, когда нечистый сказал, чтобы Христос прыгнул со скалы, и Ангелы поймали его. Вот каков был ответ: «написано также: не искушай Господа Бога твоего».
  3. Вера. Сатана предложил Христу власть над всем земным, если тот поклонится ему, но Христос был также непоколебим.

Влияние на человека

Всем известно, что потакание своим слабостям к добру не приводит. Опять же, посмотрим на правителей, послушавших свою гордыню и вступивших в войну за власть: Калигула, который погиб от рук своих же людей, Гитлер, который возжелал захватить мир, но, не добившись ничего, застрелился и т. д.

Наша психика — вещь очень тонкая, на нее влияет множество факторов, один из которых — соблазн. Люди, которые поддаются ему, зачастую становятся зависимыми от своих желаний, у них подавляется воля, внутренняя сила исчезает. И напротив, у тех, кто борется с искушениями, вырабатывается огромная сила воли, они способны контролировать себя практически в любой ситуации, и, конечно, уровень их жизни существенно выше.

Почему люди соблазняются

Безусловно, этому греху подвержены все без исключения, но почему же так происходит? Почему страсть к запретному так сильна в каждом из нас?

Историческая справка

Изначально, как уже было сказано выше, искушением считали «тест на веру в Бога», поэтому все люди православной веры проходили через это. А если кто-то не выдерживал испытания, это значило, что его сманил дьявол. Считалось также, что у сатаны есть цель — обольстить как можно больше людей, чтобы они отвернулись от Господа. И он неустанно занимался этим, впрочем, небезрезультатно.

Особенности психики и характера

Чаще всего поддаются соблазну именно те люди, у которых слабая сила воли, и они просто не могут противостоять запретному удовольствию. Их «хочу» перевешивает «нельзя».

То же самое с детьми, у них еще не сформированная психика, и родители стараются внушить им, что хорошо, а что плохо. Но дети, даже понимая, что есть много конфет — это плохо, все равно тянутся к заветному мешочку со сладостями.

И наоборот, люди, у которых твердый характер и большая сила воли, легче борются с желанием запретного. Они понимают, что сиюминутные радость и наслаждения могут обернуться несчастьем.

Как бороться с искушениями

Вопрос о том, как же избавиться от тяги к запретным удовольствиям, мучает многих.

Вот несколько пунктов, которые, как объясняют священники , помогут людям не поддаться искушению :

  • нужно иметь твердую веру и принципы;
  • если вы верующий, то в трудную минуту искренне помолитесь, и тогда Бог поможет перебороть в себе это чувство;
  • будьте занятым и целеустремленным, тогда работа и любимое дело будут отвлекать вас от греховных мыслей;
  • в момент, когда готовы сорваться, представьте, что будет после того, как это сделаете, визуализируйте момент раскаяния, тогда будет легче отказаться от соблазна;
  • старайтесь чаще помогать ближним и защищайте слабых — это разовьет чувство милосердия и добра;
  • и самое главное — никогда не сомневайтесь в себе и своих силах.

о том, как бороться с соблазном

Как бороться с соблазном, если заедает рутина, и жизнь становится однообразной, узнайте из этого видео.

Источник: https://proreligiu.club/spravochnik/terminy/iskushenie.html

Искушение

что такое искушение в православии

Искуше́ние (с церковнославянского языка переводится как «испытание»):
1) соблазн;
2) действие Божье, направленное на испытание человеческого произволения, духовно-нравственного расположения (Быт.

22:1);
3) внешний повод, провокация падших духов или людей, имеющее целью расположить человека ко греху;
4) действие человека, направленное против другого человека с целью выказать его в невыгодном свете (Мк.

10:2); 5) внутренний помысл, мысль или желание, подталкивающие человека ко греху;

6) испытание долготерпения Божия со стороны человека (Исх. 17:2).

Если человек согрешает по искушении его Богом, то не следует ли из этого, что Бог является Причиной греха?

Несмотря на то, что Священное Писание содержит указания на факты искушений праведников Господом, таких, например, как искушение Авраама (Быт.22:1), искушение всего Израильского народа (Суд.3:1-4), Бог никогда никого не искушал и не искушает с той целью, чтобы склонить ко греху (Иак.1:13).

Напротив, используя искушение для того, чтобы поставить людей перед возможностью или даже необходимостью нравственного выбора, Господь это делает исключительно из соображений добра, в частности для того, чтобы выявить, будут ли они держаться Его путей (Суд.2:22), любят ли они Его от всей души, от всего сердца (Втор.13:3). При этом Бог никогда не накладывает на человека бремени большего, чем тот сможет вынести.

Так, искушение Авраама обнаружило искренность его веры, жертвенность, ревность о Господе. Вера патриарха была вменена ему в праведность (Гал.3:6). Должное, богоугодное отношение Аврааму к искушению способствовало низведению благословений не только на него самого, но и на его потомков, на его род (Быт.22:16-18).

Однако часто бывает и по-другому. Нередко случается, что люди, искушаемые Богом, не желают следовать Его требованиям, действуют вопреки голосу совести, используя предоставленную им свыше возможность для нравственного выбора не во благо, а на зло.

Так, искушая Израильский народ (Суд.3:1-4), Господь попустил, чтобы на территории Обетованной земли вместе с сынами Израиля жили и языческие народы. Такое Божественное определение дало народу Завета дополнительную возможность проявить верность Единому Богу, утвердиться в истинной вере, возрасти в святости, добродетели. Кроме того, пример их послушания Богу мог бы благотворно сказаться и на язычниках.

Вместо этого Израильтяне уклонились от веры и сами стали перенимать языческие культы, обряды, традиции, строить идольские капища, жертвенники. В силу непослушания они всё больше и больше отдалялись от Бога, переполняя чашу Его священного гнева.

Для того, чтобы вразумить Свой народ, Господь посылал к ним судей, пророков. Но по упрямству и жестокосердию этот народ, в основной своей массе, неохотно прислушивался к Божьим посланникам. В результате, со временем он был разделен, пленен и рассеян.

Большим искушением для многих, как это ни странно, стало Благовестие Христа. Ведь и оно требовало от человека выбора: последовать за Спасителем или отвергнуть Его (1Кор.1:23). В этом отношении Господь ещё во времена Ветхого Завета был назван, камнем преткновения, скалою соблазна и даже петлею и сетью для жителей Иерусалима (Ис. 8:14).

Что означает в молитве Господней «Отче наш» прошение «и не введи нас во искушение»?

Святитель Кирилл Иерусалимский так отвечает на этот вопрос: «Неужели Господь научает нас молиться о том, чтобы вовсе не быть искушаемыми? Как же сказано в другом месте: «кто не был искушен, тот мало знает» (Сир.34:10), — и еще: «с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения» (Иак.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое запас прочности

1:2) — Но, может быть, войти в искушение значить погрязнуть в искушении? Ибо искушение как бы подобно некоему потоку, через который трудно перейти. Посему одни, не погрязая в искушениях, минуют их, как бы сделавшись некими искусными пловцами, и ни мало не увлекаясь ими. А другие не таковы, – входят и погрязают. Как, например, Иуда, вошедши в искушение сребролюбия, не переплыл пучины, но погряз и погиб телесно и духовно.

Петр же вошел в искушение отречения, но, вошедши не погряз, а мужественно переплыв пучину, избавился от искушения. Послушай еще, как в другом месте лик дошедших до совершенства святых благодарит за избавление от искушения: «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил скорби на хребте нашем, посадил человека на главу нашу. Мы прошли через огонь и воду, и Ты вывел нас в покой» (Пс.65:10–12).

Видишь, с каким дерзновением говорят, что перешли искушения и не изнемогли. Сказано: «и Ты вывел нас в покой». Войти же в покой значит избавиться от искушения».

***

Искушение – это предложение совершить грех. Оно может прийти на мысленном уровне, в чувственной сфере, на вполне материальном плане, когда кто-то конкретно искушает Но ты можешь совершить грех, а можешь его и не совершать.
протоиерей Игорь Филин

***

Что умножает в нас духовную силу? Преодолённое искушение.
священник Александр Ельчанинов

***

Кто совершит дело, угодное Богу, того непременно постигнет искушение; ибо всякому доброму делу или предшествует, или последует искушение, да и то, что делается ради Бога, не может быть твёрдым, если не будет испытано искушением.

Как за телами следуют тени, так и за исполнением заповедей – искушения, ибо никто, сказал Великий Антоний, не войдет в Царство Небесное без искушений. Итак, не удивляйся, сын мой, что, заботясь о спасении своём, ты встречаешь искушения и скорби.

Но терпи без смущения и молись, благодаря, что ты, за исполнение заповеди, сподобляешься быть в искушении, для обучения и испытания души твоей. Благий Бог да подаст тебе во время искушения внимание и терпение.

прп. авва Дорофей

Плод искушения — самопознание: «А вот здесь, оказывается, я слаб; вот здесь у меня нет сил, здесь я ничего не понимаю». И всё это узнаётся для того, чтобы деятельно исправляться.
прот. Андрей Ткачев

***

По мере воцерковления кажется, что избавление от внешних обстоятельств сможет коренным образом изменить жизнь. Увы, на месте одних внешних причин незамедлительно появляются другие. По мере духовного роста приходит осознание, что главные наши враги – внутри нас, это тщеславие, раздражительность, суетливость, осуждение и т.п., а внешние трудности лишь выявляют их.

Источник: https://azbyka.ru/iskushenie

ИСКУШЕНИЕ

что такое искушение в православии

побуждение к нарушению религ., нравственного закона; соблазн. Производное от старослав. глагола   (испытать, оценить, попробовать, узнать, соблазнить — ЭССЯ. Вып. 9. С. 39-40), к-рый восходит к праслав. kusiti, имевшему нейтральное в религ. отношении значение «пробовать на вкус» (Там же. Вып. 13. С. 135).

Общее понятие

И.- одно из основополагающих понятий правосл. аскетики. И. могут быть названы как особое состояние души, при к-ром ей навязываются греховные мысли и чувства, так и вообще любые скорбные переживания, к-рые посещают человека по Божию попущению. В широком смысле к И. относятся также различные нужды и скорби человеческой жизни: болезни, обиды, нищета и др. обстоятельства, в к-рых при правильном отношении закаляется вера в Бога и упование на Него. В целом христ. традиция называет И.

все то, что испытывает силу устремления человека к Богу и ставит его перед сознательным выбором. Далеко не всегда термин «искушение» имеет негативную окраску. Помимо диавола, к-рый по ненависти к людям стремится отвратить их от Бога, а также самого человека, к-рый искушается собственной похотью, Свящ. Писание называет источником И. Бога, Который, не желая зла человеку, посредством различных И.

ставит его перед нравственным выбором и призывает реализовать дар свободы, данный ему при сотворении.

ВЗ об И.

Термину «искушение» соответствует евр. глагол   ( ), к-рый имеет основное значение «испытывать, проверять» и во мн. случаях не имеет значения побуждения к злу. Подобным образом в Септуагинте употребляется соответствующий греч. глагол πειράζω и некоторые его синонимы (Légasse. 1991. Col. 193). И.

в ВЗ встречается в значении испытания одним человеком мудрости (3 Цар 10. 1; ср.: 2 Пар 9. 1) или дружбы (Сир 6. 7) другого, проверки его веры и упования на Бога (Прем 2. 17). Человек может искушать собственное сердце (Еккл 2. 1); нужно испытывать душу, чтобы уразуметь, что для нее вредно, и воздерживаться от этого (Сир 37. 30).

Глагол   употребляется в значении испытания вещи на пригодность к использованию (1 Цар 17. 39), свойств и качеств явлений (Еккл 7. 23) и даже испытания Бога (Суд 6. 36-40); кроме того, глагол   употребляется в значении пробовать, стараться (Иов 4. 2; ср.: 1 Макк 12. 10; 2 Макк 11. 19; др.; см.: Helfmeyer. 1998. P. 444-446).

Однако чаще в ВЗ этот глагол имеет специальное религ. значение (Seesemann. 1999. P. 24).

И. сопровождает каждого человека на протяжении его жизни. Первый опыт И. люди приобрели в раю (Быт 3. 1-6): они не выдержали И. змея, обещавшего, что они станут «как боги» (Быт 3. 5).

Со времени грехопадения связь с Богом, прерванная непослушанием, подвергается постоянной опасности различных И. Сын Адама и Евы Каин испытал И. («у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе» — Быт 4.

7) и, исполнившись зависти, убил своего брата Авеля. Избранный народ Божий многократно подвергается различным И.

Впервые в Библии об И. говорится в 3-й гл. кн. Бытие

Искушение Адама и Евы. Фрагмент иконы «Символ веры». 1-я четв. XIX в. (МИХМ)
Искушение Адама и Евы. Фрагмент иконы «Символ веры». 1-я четв. XIX в. (МИХМ)

, где описывается грехопадение Адама и Евы, хотя само подстрекательство змея к нарушению прародителями заповеди Божией не называется И. Большинство отцов Церкви, комментировавших этот эпизод, полагали, что в образе змея первых людей искусил сатана.

В немногочисленных упоминаниях в Свящ. Писании сатана предстает как лукавый искуситель, «лжец и отец лжи» (Ин 8. 44), он действует не только против человека, завидуя ему (Прем 2. 24), но и против Бога (Зах 3.

1-2), он противопоставляет себя всему божественному творению: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр 12. 9). Диалог с Евой змей начинает с вопроса, к-рым ставит под сомнение достоверность слов Бога: «Подлинно ли сказал Бог: «не ешьте ни от какого дерева в раю»?» (Быт 3. 1).

В этом вопросе заключается ложь в отношении Бога, т. к. запрет преувеличен до крайности. Ева повторяет запрет вкушать плоды с древа познания, но при этом к словам «не вкушайте» добавляет «и не прикасайтесь к ним» (Быт 3. 3). В усилении запрета, а также в напоминании о каре за преслушание — «чтобы вам не умереть» (Там же) прослеживается страх наказания.

Следующая реплика змея опирается на этот страх: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт 3. 4-5). Змей усиливает недоверие к Богу и приписывает Ему ложь. Вместе с тем он предлагает Еве свое толкование запрета и тем самым ставит ее перед выбором: либо продолжать с доверием относиться к словам Бога и, следов.

, признать ошибочным толкование этого запрета змеем, либо согласиться с искусителем, вкусить плод в надежде обрести независимость от Бога, но при этом фактически признать Бога лжецом. Диавол не настаивает на нарушении заповеди и даже не убеждает нарушить ее; он всевает в душу Евы сомнения, которые по его замыслу должны привести ее к осознанному греху — в этом и заключается И.

Следующий стих кратко описывает то, как Ева принимает решение: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт 3. 6). Здесь змей уже не фигурирует, Ева согрешает и способствует греху Адама. Т. о., грех — это результат свободного выбора; благодаря греху в мире людей появилось зло.

Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина
Прав. Лот и жители Содома. Роспись Троицкого собора Ипатиевского мон-ря, Кострома. 1684 г. Артель Гурия Никитина и Силы Савина

Грехопадение Адама и Евы имело тяжелые последствия для них самих и для их потомства.

Одним из следствий первого греха явилось то, что в самом человеке появилась склонность ко греху: «Велико развращение человеков на земле все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время» (Быт 6. 5). Даже после потопа, когда в живых оставлена была только семья праведника Ноя, сила влечения ко греху не ослабла.

В Третьей книге Ездры, где осмысляются последствия грехопадения Адама и Евы, указывается на «корень зла» или «семя зла», к-рые передаются их потомкам и служат основанием личных грехов: «С сердцем лукавым первый Адам преступил заповедь, и побежден был; так и все, от него происшедшие. Осталась немощь и закон в сердце народа с корнем зла, и отступило доброе, и осталось злое» (3 Езд 3. 21-22; ср.: 4. 30; 7. 48).

Нередко ветхозаветные писатели, оценивая силу этого «корня зла», приходят к выводу, что грех вовсе не может быть искоренен («нет человека, который не грешил бы» — 3 Цар 8. 46; ср.: 2 Пар 6. 36; Пс 50. 7).

Сознание беспомощности перед грехом не означало, однако, того, что человек не должен бороться с грехом, или того, что человек не может быть праведным. Примером противостояния соблазну в ВЗ является праведный Лот, к-рый, живя в развращенной среде Содома, не потерял памяти о Боге и не утратил благочестия, за что был спасен Богом (Быт 19. 1-23).

И. может исходить непосредственно от Бога

Источник: http://www.pravenc.ru/text/674970.html

Молитва на удаленке: все о запретах для верующих из-за коронавируса

МОСКВА, 19 мар — РИА Новости, Антон Скрипунов. Пандемия коронавируса меняет привычки верующих. Пока в других странах власти закрывают культовые сооружения, в большинство российских церквей, мечетей и синагог по-прежнему пускают прихожан. Духовенство пошло на беспрецедентные для себя меры, чтобы обезопасить людей, однако у некоторых возникают сомнения по этому поводу: мол, чего бояться, если Бог поможет.

Причастие на самоизоляции

У православных христиан сейчас Великий пост — важнейший период в церковном календаре. Он посвящен сосредоточенной молитве и размышлениям о вере.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Что такое проскомидия в православии

Но на святую Четыредесятницу пришлась объявленная пандемия коронавируса. В различных странах, в том числе и в России, ввели особые меры по борьбе с эпидемией. В Москве действует режим повышенной готовности и ужесточены меры профилактики COVID-19. Нельзя, например, собираться компаниями более 50 человек, людям вообще советуют оставаться дома.

В связи с этим у верующих возникает вопрос: а будут ли закрываться храмы? В Великий пост православным полагается как можно чаще участвовать в церковных службах. Но большая часть прихожан — пожилые люди, и именно они находятся в группе риска.

Все храмы Москвы — а их порядка 1200 — открыты для посещения: на них не распространяются ограничения властей. В Русской православной церкви уточнили, что их полное закрытие недопустимо. То же касается и таинств, особенно причастия Тела и Крови Христовых из общей чаши, — ни о каком запрете речи не идет.

Никакого особого «режима» в храмах не вводят, и причастие на дому совершается по обычным правилам.

«Дома или в больнице причащают людей, которые находятся в критической ситуации. Либо это лежачие тяжелобольные, либо те, кто уже при смерти. Тогда священник приезжает и домой, и в стационар», — говорит корреспонденту РИА Новости глава информационной комиссии Московской епархии, настоятель солнцевского храма преподобного Сергия Радонежского священник Александр Волков.

Правда, сейчас, отметил он, священники не могут посещать болящих из-за того, что все московские больницы закрыты на карантин.

«В нашем храме была такая практика: раз или два в неделю священник приходил в отделения и причащал всех, кто заранее записался. Сейчас в клиниках можно причащать только тех, кто в критическом, предсмертном состоянии», — пояснил священник.

Все как обычно

В Русской церкви призывают сохранять спокойствие и не поддаваться панике, но меры предосторожности принимают. Согласно утвержденной синодом РПЦ инструкции, священнослужителям нужно «преподавать святые Христовы Тайны с обтиранием после каждого причастника лжицы (ложечки для причастия. — Прим. ред.) пропитанным спиртом платом (с регулярным обновлением пропитки) и окунанием затем ее в воду с последующей утилизацией воды, согласно практике, предусмотренной при стирке платов».

После причастия эта вода сливается в специальный алтарный колодец, который обычно находится в удаленном от людей месте на территории храма. Делается это потому, что частицы Христовых Тайн — величайшей для христиан святыни — могут остаться на ткани после причастия.

Кроме того, согласно документу причастникам теперь надо давать запивку — смесь вина и воды — в одноразовых стаканчиках. А антидор (использующийся для таинства Евхаристии священный хлеб) раздавать в одноразовых гигиенических перчатках.

Обычно причастникам вытирают губы специальным платом. Но теперь, в условиях борьбы с эпидемией, в храмах будут использовать салфетки. А прихожанам, в свою очередь, не рекомендовано целовать чашу с Тайнами после их принятия.

«Не искушать Бога»

Угроза коронавируса не повлияет на совершение таинства соборования (елеосвящения), которое приходится как раз на дни Великого поста. Но сейчас священники помазывают прихожан с помощью одноразовых ватных палочек, а не специальных кисточек, как обычно.

Обычай помазывать прихожан освященным маслом во время Всенощного бдения (этот обряд зачастую ошибочно путают с соборованием) на время и вовсе отменят. Он будет совершаться только накануне общецерковных или храмовых праздников во время особого моления — литии.

Еще одно ограничение: Церковь отменила целование креста после службы и обычай целовать руку священнослужителю, когда тот дает благословение.

Для новейшей истории Русской православной церкви подобные меры беспрецедентны. Поэтому у некоторых прихожан возникают сомнения в их оправданности. Но Церковь в ответ призывает паству следовать словам из Евангелия: «Не искушай Господа Бога твоего».

«Нужно принимать меры предосторожности и не пытаться вывести какие-то богословские обоснования для действий повседневного характера, если, конечно, они не противоречат нравственным нормам. А санитарные нормы в Церкви никакого нравственного направления не имеют», — объясняет в беседе с РИА Новости известный церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш).

Святой отец онлайн

Ситуация с коронавирусом затронула и католиков. Их храмы открыты, мессы проводятся по расписанию. Но некоторые ограничения для верующих все же ввели.

По благословению главы российских католиков архиепископа Паоло Пецци, запрещены прикосновения во время особого момента мессы, когда молящиеся жмут друг другу руки со словами «Мир тебе». Верующих призывают ограничиться поклоном.

Традиционно католики при входе в храм окунают пальцы в кропильницу со святой водой и крестятся. Но сейчас эти чаши пустуют.

«Прихожанам с симптомами ОРВИ и гриппа — в том числе не ярко выраженными — следует воздерживаться от посещения храма, посвящая время молитве. Они могут участвовать в мессе, транслируемой в сети «Интернет», соблюдая подобающее молчание и молитвенную атмосферу», — призвал Паоло Пецци в обращении к российским католикам.

Современными технологиями воспользовались и в некоторых протестантских общинах. Так, все церкви Российских христиан веры евангельской (РОСХВЕ, пятидесятников) перешли на онлайн-богослужения.

«Организуйте просмотр в малых домашних группах, ободряйте окружающих, успокаивайте паникующих, молитесь за больных», — обратился к своей пастве начальствующий епископ РОСХВЕ Сергей Ряховский.

Без намазов

В Москве и Московской области временно не будут совершаться джума-намазы — коллективные пятничные молитвы мусульман. Обычно на них приходят десятки тысяч верующих.

«С тяжелым сердцем мы идем на эту вынужденную меру, но она, увы, необходима. В ряде стран, в том числе и мусульманских, вирус распространялся именно во время коллективных богослужений. Такого мы не должны повторить в нашем городе, ведь Пророк нас учил: «Нельзя наносить вред ни себе, ни другим», — говорится в специальном обращении к верующим первого заместителя председателя Духовного управления мусульман России Дамира Мухетдинова.

Все мечети на территории столицы и региона закрыты, в том числе и для совершения пятикратных ежедневных намазов.

«Но молитва в них не прекратится — для этого там остались имамы. А в Московской соборной мечети по благословению (главы ДУМ России. — Прим. ред.) муфтия Равиля Гайнутдина непрерывно читается Коран», — поясняют в муфтияте.

Простых же верующих призывают молиться дома. В Соборной мечети для них специально организуют трансляцию джума-намазов.

В других регионах не такие строгие ограничения. Например, в Татарстане пятничные молитвы не отменяли, но их время сокращено. Верующих просят отказаться от традиционных рукопожатий и объятий до и после богослужения.

Призывы к пастве

В столице закрываются и некоторые синагоги — в частности, молельни в Марьиной Роще, на Бронной и религиозный центр «Жуковка».

«Мы призываем всех верующих оставаться и молиться дома, стараться работать дистанционно, больше проводить времени со своей семьей. Принятые еврейской общиной меры должны помочь в нашей общей борьбе с вирусом», — заявил президент Федерации еврейских общин России раввин Александр Борода.

Из крупных московских синагог открытой остается только Хоральная на Китай-городе, но в нее, как пояснили в пресс-службе главного раввина Москвы, будут пускать не больше 50 человек — в соответствии с запретом городских властей на массовые мероприятия. Но даже и там не будут проводиться традиционные трапезы в шабат. Иудеев просят приходить в синагогу только при крайней необходимости.

Защищаются от коронавируса и буддисты. В их дацанах, как и в храмах других религий, проводят обязательную дезинфекцию. Буддистские ламы рекомендуют верующим окуривать свои жилища особым антисептическим благовонием под названием «санзай», в основе которого измельченный можжевельник.

«Мы не можем запретить людям посещать дацаны. Если они чувствуют потребность прийти на хурал, то приходят. Только при этом и ламы, и хубараки (студенты Буддийского университета), и сотрудники дацана, безусловно, должны быть более бдительными и внимательными», — говорит глава Буддийской традиционной сангхи России Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.

В дацанах во время пандемии читается особая молитва о защите от коронавируса. Так же поступает и духовенство других религий. Все религиозные деятели рекомендуют верующим соблюдать правила личной гигиены, придерживаться установленных властями мер профилактики эпидемии и, конечно, заботиться о близких и всех нуждающихся в помощи.

Источник: https://ria.ru/20200319/1568812322.html

Иеромонах Дорофей (Баранов): «Порой мы проигрываем в схватке, но другого пути нет»

Иеромонах Дорофей (Баранов): «Порой мы проигрываем в схватке, но другого пути нет»

5297      0

Как бороться с искушениями

Закалка боем

— Отец Дорофей, искушение, насколько я понимаю, – это некое испытание, что-то вроде трудного экзамена. Верно?

— Словом «искушение» обозначаются два понятия. Во-первых, в обычном житейском смысле это тяжелые и неприятные жизненные ситуации, случающиеся с человеком по Промыслу Божию. Сюда относятся болезни, материальная нужда, обиды и несправедливости от людей. Их еще называют «скорби».

Во-вторых, в самом главном, духовном, смысле искушением называется состояние души, когда близка опасность впасть в грех, нарушив Божественные заповеди. В христианстве слово «искушение» не носит негативного оттенка.

Хотя в духовной жизни грех — самый главный наш враг (есть дажетакая присказка, что христианин ничего не должен бояться, кроме Бога и греха), но без искушений был бы невозможен духовный рост человека, то есть искушение — это испытание, пройдя которое христианин становится более опытным, сильным, закаленным.

— Вы сказали, что искушения попускаются Богом. А у верующих бытует мнение, что их устраивают совсем другие силы

— Господь посылает нам все: и радости, и горести. Но не в том смысле, что Он играет с нами, экспериментирует, а в том, что Господь попускает злу действовать относительно свободно, чтобы проявилась свободная же воля человека к добру.

Зло — это то, от чего человек должен оттолкнуться, чтобы прилепиться к добру. Мы говорим, что христианин должен бегать от греха.

В этом смысле искушения — это инструмент в руках Бога, посредством которого Господь делает души более совершенными и пригодными для спасения.

— Избежать искушений невозможно?

— Они неизбежны для каждого человека, пока он жив, причем их сила возрастает по мере духовного роста человека. Чем выше поднимается человек по пути духовной жизни, тем более сильным подвергается искушениям. Наивысшим искушением в истории было, когда Сам Господь в пустыне был искушаем от диавола (Мф. 4, 7–11).

Первое искушение произошло с Адамом и Евой, когда Бог дал им заповедь не есть плод от древа добра и зла. Создатель установил правила, потому что без них духовный рост невозможен. Запрет — это начальная точка, из которой начинает расти прекрасный кристалл нравственной личности.

Человек создан со свободной волей, но, если не научится ее сдерживать, превратится в животное.

Если провести аналогию с компьютерными играми, перенося искушения, мы проходим пошаговую стратегию, от легкого уровня к более сложному, преодолевая препятствия, иногда неся потери, порой проигрывая в схватке, но обретая опыт, который позволит выиграть в следующей битве. Другого пути нет, если мы хотим быть нравственными людьми.

Конечно, можно вообще не думать о нравственности, духовном росте. Тогда не будет искушений, все будет дозволено, и «личность раскроется во всей своей полноте», как сегодня модно говорить. Но когда это произойдет, окружающие поймут, что имеют дело со зверем.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:  Как правильно читать символ веры

Испытание на верность

— Как человеку, который не связан с Церковью, не знаком с тонкостями христианской жизни, понять, что является искушением, а что таковым не является?

— Не будем делить людей на церковных и нецерковных. Искушение — не сугубо христианский термин для какой-то касты посвященных. Раз уж мы договорились, что борьба с искушением — источник нравственного роста человека, неважно, к какой религии он принадлежит и религиозен ли в принципе. Если человек оказывается в ситуации нравственного выбора в пользу добра или зла — это искушение.

И человек будет проходить через данное испытание в любом случае, осознавая его духовный смысл или не осознавая. В совести Творцом изначально заложены критерии добра и зла. Когда человек сталкивается с искушением и не знает, что это такое, он посылает информационный запрос к своей совести, и она ему говорит, как поступить.

В этом смысле любое событие, даже самое незначительное, если оно сопряжено с нравственным выбором, является искушением.

В искушениях человек испытывается: как поведет себя, что скажет, останется ли верен евангельскому образу жизни или ожесточится, перевесит ли в нем любовь к ближним или верх возьмет самолюбие. Каждый из нас в искушениях имеет возможность убедиться, чего он стоит на самом деле.

— А на практике это в чем может выражаться? Давайте приведем примеры.

— Самое распространенное мысленное искушение — беспокойство за свое существование и за обеспечение себя и своих ближних всем необходимым для жизни, сожаления о каких-либо упущенных возможностях или ошибках при достижении материальных благ, зависти к чужому преуспеянию, недовольство своим материальным положением. Пораженная этим искушением душа часто впадает в бестолковую суету.

Другой вид мысленных искушений — боязнь воображаемых опасностей и предвидение возможности различных несчастий. Душа полна беспокойства и тревоги. Кажется, что все опасения сбываются, человек уже переживает в мыслях несчастья и мучается понапрасну.

Сожаления тоже могут быть искушением. «Как жаль, что так получилось», — думаем мы, расстраивая себя бесплодными сожалениями, и грешим против надежды на Промысел Божий о нас.

Самоукорение имеет смысл только тогда, когда мы укоряем себя в грехе. В житейских же делах оно вредно, так как рождает уныние и поэтому на руку нашему врагу. Даже если мы ошиблись, это случилось не без Промысла Божия. Чаще всего жизненные неудачи обличают нас в том, что мы в делах надеемся на себя, а не на помощь Божию.

Часто искушения нападают, когда человек совершает какое-то доброе дело. Враг в этих случаях более, чем обычно, злобится на нас и старается свести на нет результаты нашего усилия, испортив его каким-нибудь проступком. Например, оказав милость ближнему, мы можем пожалеть об отданных деньгах. Или, тщеславясь, расскажем кому-то о совершенном благодеянии. В другом случае испортим хорошее дело одновременным осуждением ближнего.

Одним из наиболее тяжелых искушений является искушение против любви — вражда или неприязнь к близким людям. На сердце искушаемого словно камень лежит, в голове непрестанно крутятся мысли о неприятном человеке, вспоминаются ссоры, укоры, обидные слова, несправедливые обвинения.

Человек накручивает себя все больше и больше, душа полна горечи, раздражения, досады, обиды, и это признак, что лукавый властно господствует над нею, то есть во всех случаях, когда на сердце нет любви, радости, мира, значит, человек либо совершил грех, либо находится в искушении против любви.

Избегая самонадеянности

— В молитве «Отче наш» есть прошение: «И не введи нас во искушение». Почему Сам Господь учил просить не вводить нас в искушения, если без них все равно не обойтись? О чем конкретно мы просим в этой молитве?

— Нужно понимать, что искушение –– это экзамен, который мы можем и не сдать. По сути, мы просим Творца минимизировать количество бед, которое на нас находит, потому что не уверены, что справимся с ними.

С одной стороны, христиане — воины на духовном поле, но с другой — мы в своих силах не уверены, поэтому просим Бога, чтобы война зла против нас была менее интенсивна.

Христианин не должен думать о себе, что он в духовной борьбе этакий крутой спецназовец, ему ничего не страшно, он может вступить в любую схватку со злом. Победить зло сам человек не в состоянии, он может лишь присоединиться к Христовой победе.

— То есть для христианина вера в свои силы, даже когда речь идет о противостоянии греху, — это самонадеянность?

– Для любого человека самонадеянность — самое опасное заблуждение. Нужно различать рассудительность, способность трезво оценивать свои силы, взвешивать свои слова и поступки и самонадеянность, то есть нежелание просить помощи у Бога.

Когда человек живет без Бога, надеясь только на себя, искушения наваливаются на него одно за другим и побеждают его.

Даже если по мирским представлениям человек кажется победителем, достиг всего, чего только можно, наступит час, и за ним придет смерть, которой он уже ничего не сможет противопоставить.

— Когда человек приходит в Церковь, Господь словно авансом осыпает его духовными радостями. Но пора церковного детства проходит быстро, и начинаются искушения. Почему так?

— Это говорит о том, что человек окреп и готов приступить к духовному учению. Нужно поблагодарить Господа за «оказанное доверие» и мужественно принимать все, что нам посылается. Не нужно относиться к искушениям, как к шишкам, которые валятся с утра до ночи на нашу голову.

Это признак особого попечения Господа о нас. А если искушения приходятся на большие церковные праздники, можно сказать, что нам оказывается честь. Значит, угодили мы Господу и одновременно сильно разозлили врага.

Но нужно помнить: если бы Господь не знал, что это искушение пойдет нам на пользу, Он бы его не попустил.

Газета «Саратовская панорама» № 20 (948)

Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/porojj-my-proigryvaem-v-shvatke-no-drugogo-puti-net

Искушение политправославием

Версия для печати

После известной декларации, подписанной религиозными лидерами Украины, сложилась парадоксальная ситуация. Декларацию почти никто так и не прочел, но все представители политического православия (причем, обоих, противоположных лагерей) дружно повелись на заголовок: «украинские церкви за евроинтеграцию».

Для одних начался локальный конец света: «Ганнибал Растленная Европа у ворот!» Для других – предвкушение царства небесного на земле.

А незаангажированный церковный наблюдатель так и не понял, с чего политцерковный народ так оживился

В Евросоюзе пребывают не токмо извращенцы

Радикальные противники интеграции как бы забывают, что в Евросоюзе пребывают не только извращенцы, ювеналы, безбожники и т.д. В его составе находятся вполне себе православные страны: Греция, Болгария, Румыния (Сербия имеет официальный статус кандидата на вступление в ЕС).

Там же имеются и приходы Русской Православной Церкви, некогда объединенные в Западноевропейский экзархат.

И уж если первые христиане могли выжить на территории развращенной языческой Римской Империи, что уж говорить о Европе? Разумеется, опасения и сомнения могут быть у всех, но стоит отдавать себе отчет, что эти опасения менее всего имеют под собой именно религиозную основу.

Точно также не очень понятен восторг евроромантиков от Церкви. Такое впечатление, что уже завтра (ну послезавтра) Евросоюз примет Украину с распростертыми объятиями, и у нас немедленно потекут молочные реки в йогуртовых берегах.

Ассоциативное членство — это не немедленное вступление в Европу, это не необратимый процесс.

Это всего лишь взятие Украиной на себя определенных обязательств, при соблюдении которых в течение определенного количества лет можно будет говорить (только говорить) о вступлении в ЕС.

Ну и, разумеется, никакое вступление не гарантирует нам ни молочных рек, ни йогуртных берегов. И тем более, к Церкви это не имеет никакого отношения.

Всё дело в том, что политправославие живет не реалиями, а собственными фантазиями.

Чье политправославие правильнее?

И да, необходимо сразу оговориться. Под термином «политправославие» часто подразумевают некоторые группировки в рамках Украинской Православной Церкви, радикально отстаивающие единство с Русской Православной Церковью.

Но парадокс ситуации в том, что этим термином часто оперируют не менее радикальные группы в рамках украинского православия, которые жаждут немедленного разрыва с Русской Церковью. Дискуссии в сети с представителями этих антирусских групп лишний раз подтверждает, что они мало отличаются от радикалов прорусских.

Это явления одного порядка, но с разными векторами. И здесь аргумент в стиле: «наше политправославие правильнее, чем у них» выглядит разве что комично.

А потому я предпочел бы употреблять термин «политправославие» в более полном смысле. Политправославие присутствует там, где политика доминирует над церковностью, вне зависимости от направления этой политики.

Конечно, подобное искушение всегда было в мировой истории и всегда будет, пока Церковь будет взаимодействовать с государственностью. От этого не уйти. Беда начинается при неправильно расставленных приоритетах.

Нет ничего плохого в том, чтобы быть патриотом и иметь свои политические взгляды. Но если человек оскорбляет своего Предстоятеля и духовенство площадной бранью, станет ли для него оправданием патриотизм? Если человек готов уйти в раскол, либо сам поддерживает раскольников только потому, что те одного с ним политического лагеря, оправдает ли его некая, даже самая лучшая идеология?

Ответ очевиден

Благочестивая стена от Христа

Человек сам выстраивает стену, закрывающую его от Христа. (В этом, наверное, нет ничего нового, ведь еще Адам с Евой после грехопадения пытались спрятаться от Бога). И стена эта выглядит порой весьма благочестиво и невинно.

Можно закрыться от Спасителя гипертрофированным почитанием некоего святого, можно спрятаться от Него за неким очень важным делом (причем, действительно важным). А можно прикрыться идеологией.

Что до помянутой декларации, то стоит вчитаться в неё, чтобы убедиться – она лишь констатирует известные исторические факты. В том числе и исторический европейский выбор (как бы страшно для кого-то это ни звучало) нашего народа. Мы выбрали европейский путь развития с тех самых пор, когда равноапостольный князь Владимир сделал выбор именно в пользу Христианства, а не ислама. Это касается фактически всех народов, возводящих свою историю к Киевской Руси.

Да и на счет России декларация утверждает: «Этот выбор не является и не может считаться противопоставлением Украины нашему историческом соседу — России. Ведь ее государственность, история и культура тоже тесно связаны с Европой». Факт есть факт: русская культура — неотъемлемая часть общеевропейской.

Нельзя обойти стороной и то, что декларация не идеализирует Европейский союз. Но видят ли это политиканы всех лагерей?

Можно конечно задаться вопросом, насколько нужны подобные «паркетные» декларации, тем более, если дают повод интерпретировать их в разном смысле. Но, мне кажется, гораздо важнее не заниматься интерпретацией подобных текстов, не устраивать против них истерику, а беречь наше единство с Церковью Христовой, нашу веру, наше покаяние.

Ми оголошуємо благодійну передплату. Допомогти можна, перераховуючи щомісяця необтяжливу для вас суму на:

  • Карту «Приватбанку»
  • Webmoney — R504238699969, U862362436965, Z274044801400

Источник: http://orthodoxy.org.ua/data/iskushenie-politpravoslaviem.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Православный мир
Сколько длится литургия в храме

Закрыть