Календарь

Это первый вопрос, который я задаю на собеседовании перед Таинством Крещения. В первую очередь, ответить на этот очень важный вопрос должен каждый самому себе.

 Причины, по которым родители решают крестить своих детей разнообразны, но порой их ответы не имеют никакого отношения к Церкви.

  • часто говорят о семейной традиции: «В нашей семье все крещеные, поэтому и детей своих желаем покрестить».
  • иногда это национальная традиция: «Я русский человек, а значит православный».
  • беспокойство о здоровье ребенка.
  • самый неприятный ответ – это молчание и «пожимание» плечами.

Главная причина по которой мы крестим человека – это рождение для новой, вечной жизни. Человек заново, духовно рождается и восстанавливает связь с Богом, которая была утеряна человечеством. Человек настолько погряз в грехе, что явилось необходимым Богу прийти в мир, воспринять наше человеческое естество и пройти весь путь земной жизни: рождение, искушения и страдания до самой смерти. После смерти Господь воскрес и тем самым воскресил падшее человеческое естество.  И поэтому каждый, кто принимает Таинство Крещения, становится христианином, потому что рождается от Христа.

В Таинстве Крещения человек становится членом Церкви, а значит может участвовать во всех таинствах Церкви, которые установлены Богом и являются проводниками благодати Божией: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Соборование, Венчание – в них мы исцеляем наше духовное и телесное естество.

Крещение – это только начало пути. Поскольку в Таинстве Крещения мы рождаемся духовно, то и питаться мы должны также духовно через Таинство Причастия и молитву. Когда мать родила ребенка, то это не означает, что этот ребенок проживет всю жизнь. Его нужно кормить, одевать, воспитывать, приспосабливать к жизни. Точно также и в Таинстве Крещения. Крещение ребенка, не означает, что в его жизни будет все хорошо, он не будет болеть, ангел хранитель будет его всегда охранять и после смерти он попадет в рай. Нет! Таинство Крещения – это всего лишь зерно, брошенное в землю, которое нужно взрастить, чтобы оно дало плоды. И если человек в Таинстве Крещения рождается для вечной жизни, но духовно не питается, то он умирает и становится не пригодным для вечной жизни.

 Однажды по окончании бесед, я попросил родителей и крестных подготовится к Таинству Причастия. Когда все начали расходиться, ко мне подошла мамочка и попросила справку о том, что она прошла собеседование. Я решил, что она хочет крестить своего ребенка в другом храме и оказался прав, но причиной тому была моя просьба о подготовке к Причащению. Дело в том, что она не хотела Причащаться. Получается так, что поскольку она не собирается вести духовный образ жизни, то покрестив своего ребенка, она обрекает его на духовный голод. Тогда возвращаемся к вопросу: «для чего вы решили крестить своего ребенка?».

Крещение – великое Таинство, но без нашей веры, оно теряет силу. «Когда демон выходит из человека, он бродит по пустынным местам и не найдя себе пристанища, возвращается и видит дом свой (то есть душу человеческую) выметенной, пустой и приводит с собой семь других бесов. И бывает последнее горшее первого» - этот Евангельский отрывок святитель Иоанн Златоуст относит и к Таинству Крещения. Если после Крещения человек не меняет свой образ жизни, не ведет духовной работы, а продолжает жить прежней жизнью, то Таинство становится бессмысленным и духовная пустота заполняется духами злобы.

Часто на свой вопрос «Для чего вы решили крестить своего ребенка?», слышу примерно такой ответ: «что бы был с Богом и что бы у него был ангел хранитель, который будет оберегать его в течении всей его жизни».  Такой ответ меня больше всего радовал. Но что родители вкладывают в понятие «быть с Богом и ангелом хранителем». Ведь для того чтобы ангел хранитель оберегал, для того чтобы Бог участвовал в нашей личной жизни, мы должны сами об этом попросить Бога и ангела хранителя. Почему так?

Мы прекрасно помним райское событие про запретный плод. Зачем Господь посадил дерево посреди Рая и запретил вкушать от него плоды?  Именно потому, что посадив это дерево, Господь даровал всему человечеству, в лице Адама и Евы, свободу выбора. Господь, как бы обращаясь к Адаму и Еве, говорит: «Если вы желаете быть со Мною, то не вкушайте плодов от этого дерева. Но если ослушаетесь Меня, то смертью умрете». Умрут не потому что плоды дерева были смертельно ядовиты, а потому что Бог есть Жизнь и если идти против Него, то это означает обрекать себя на добровольную смерть. Это выбор, который Бог дал человеку и делает его свободным. Человек сам в праве решать с кем ему быть.

Этот запретный плод мы вкушаем ежедневно, когда совершаем тот или иной грех и тем самым отталкиваем себя от Бога. Мы делаем свой выбор и зачастую не в пользу Бога. И тогда как может нам помочь Бог и наш ангел хранитель, если мы сами того не желаем. Мы не посещаем храм, не молимся, не участвуем в церковных таинствах, а если и участвуем, то часто это происходит формально. Мы делаем свой выбор, используем свободу, которую даровал нам Бог в своих интересах, но не в пользу Бога, а в пользу дьявола. И Господь не нарушая наш выбор, оставляет нас.

Человек не может прожить день, чтобы не согрешить. Но если человек хочет быть с Богом, то для этого есть Таинства Покаяния и Причастия. Именно через Таинство Покаяния мы очищаем свою душу от грехов, а через Таинство Причастия в наше сердце входит Господь. И поэтому мы должны регулярно исповедоваться и причащаться. Если мы настроим свой духовный образ жизни, тогда Господь начнет участвовать в нашей жизни и ангел хранитель будет нас оберегать. Потому что этого мы сами захотели. И тогда нам не будут страшны никакие житейские невзгоды, опасности. Потому что Бог будет на нашей стороне. А «если Бог за нас, то кто против нас» - пишет свое послание к Римлянам апостол Павел.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Комментарии   

#13 Павел Линьков 09.09.2015 16:07
Цитирую Павел Линьков:
священник Дионисий, спасибо большое за ответ. Если позволите, еще пара вопросов:
1. Как на ваш взгляд, нужно все-таки однозначно крестить детей как можно скорее и раньше или все-таки может иметь место разная практика: крещение либо в младенчестве, либо в более зрелом возрасте, - в зависимости от мнения родителей в этом вопросе?
2. И еще вопрос. Участие в Таинствах Церкви требует от человека определенной подготовки, внутреннего настроя, это ответственность. Вот, например, Таинство Евхаристии может быть в суд и осуждение. Почему же к крещению в большинстве случаев отношение такое, как будто осуждению оно не подлежит. Т.е. главное покрестить, а Бог сам разберется что к чему. Разве это не называется "искушать Бога"?

1. Крестить ребенка "скорее" или "раньше" необходимо только в тех случаях, когда есть угроза смерти ребенка. Если такой угрозы нет, то ребенка крестят на 40-й день после рождения. Если родители против крещения ребенка и склоняются к тому, чтобы ребенок сам принял решение, то Церковь принимает их выбор и не будет крестить ребенка насильно или тайно, надеясь на Промысл Божий.
2. Что такое Таинство Евхаристии? Для подготовки к Святому Причащению человек готовится к Таинству Исповеди. Через Таинство Исповеди человек очищает свою душу от грехов, а через Таинство Причащения в очищенную душу входит Христос. Если человек формально подходит к Таинству Исповеди, то причащается в осуждение, поскольку душа не очищена, и Господь в такую душу не войдет. - Это если объяснять "человеческим языком". Что касается Таинства Крещения. В храм приходит человек и изъявляет желание покреститься. Катехизатор проводит с ним собеседование объясняет ему всю ответственность, которая ложится на него после Таинства Крещения. Таким образом мы человека готовим к этому. А уж как он поведет себя после Таинства Крещения - ответственность, в какой-то мере, остается за ним.
Цитировать
#12 Павел Линьков 09.09.2015 12:18
священник Дионисий, спасибо большое за ответ. Если позволите, еще пара вопросов:
1. Как на ваш взгляд, нужно все-таки однозначно крестить детей как можно скорее и раньше или все-таки может иметь место разная практика: крещение либо в младенчестве, либо в более зрелом возрасте, - в зависимости от мнения родителей в этом вопросе?
2. И еще вопрос. Участие в Таинствах Церкви требует от человека определенной подготовки, внутреннего настроя, это ответственность. Вот, например, Таинство Евхаристии может быть в суд и осуждение. Почему же к крещению в большинстве случаев отношение такое, как будто осуждению оно не подлежит. Т.е. главное покрестить, а Бог сам разберется что к чему. Разве это не называется "искушать Бога"?
Цитировать
#11 Мария Федосова 08.09.2015 18:57
Должен быть некий духовный авторитет у крёстного по отношению к крестнику, то есть при разрешении духовных вопросов ребенок в первую очередь обратится к крёстным родителям, или хотя бы будет учитывать их мнение (подтвержденное их христианской жизнью, конечно же).
Или у отцов, или даже у пророков сказано нечто (не дословно, к сожалению): если праведник видит грешника и не увещает, то будет осужден вместе с грешником; если видит и увещает, а грешник его не послушает, то вина на грешнике, а праведник чист; если послушает же и сделает, то спасутся оба. Такая вот ответственность...
Цитировать
#10 священник Дионисий Духновский 08.09.2015 18:56
Цитирую Павел Линьков:
Отец Дионисий, здравствуйте! А ответьте пожалуйста на такой вопрос: на ком лежит ответственность, если все-таки крещеный в младенчестве ребенок по достижении зрелого возраста отпадает от церкви? Отсюда и еще один вопрос: является ли постоянное причащение ребенка гарантией того, что он не отпадет от церкви в зрелости?

Ответственность лежит на родителях. В одном из комментариев я приводил пример о первосвященнике Илие и его двух сыновей Офни и Финиес. Про них можно прочитать в Ветхом Завете 1-й Книге Царств. Сыновья оскорбляли своего отца своими беззаконными поступками особенно при жертвоприношениях. И за то что он легко к этому относился Бог осудил род Илия. Сам Илий был благочестивым человеком, но не уделял внимания в воспитании своих детей и за это понес наказание. И в другом случае можно привести пример: когда родители являются нечестивыми, а их дети пришли к Богу, то за благочестие детей Бог прощает грехи родителям.
Постоянное причащение Святых Христовых Таин не является для ребенка гарантией того, что он не отпадет от Церкви в зрелости. Если родители постоянно заставляли свое чадо молиться, ходить в храм, выстаивать длинные службы – одним словом всячески угнетали верой в Бога, то никакое причастие не спасет его от ухода от Церкви. Здесь остается надеяться на Промысл Божий, что Господь вернет его в лоно Церкви. Но в этом случае для него это будет огромным переломом в жизни.
Цитировать
#9 Павел Линьков 08.09.2015 18:39
Отец Дионисий, здравствуйте! А ответьте пожалуйста на такой вопрос: на ком лежит ответственность, если все-таки крещеный в младенчестве ребенок по достижении зрелого возраста отпадает от церкви? Отсюда и еще один вопрос: является ли постоянное причащение ребенка гарантией того, что он не отпадет от церкви в зрелости?
Цитировать
#8 священник Дионисий Духновский 07.09.2015 13:49
Цитирую Алексей Трубецкой:
Спасибо, Отец Дионисий, за Ваше разъяснение.

Но вот возникает какой вопрос. Совершили обряд крещения над несмышленышем – таинство совершено, благодать получена. Потом причастили – опять таинство совершено, благодать получена.

Так что, получение благодати Божией в таинствах это процесс, требующий соработничества Бога и человека, или можно и без человеческой воли обойтись?

Алексей Петрович, Здравствуйте. Обойтись без человеческой воли никак нельзя. Бог создал человека свободным. Это началось с Адама и Евы, когда Бог посадил в райском саду дерево познания добра и зла. Ведь оно было посажено именно для того, что бы дать человеку, в лице Адама и Евы, свободу. И человек сделал свой выбор не в пользу Бога. Точно такой же выбор мы делаем ежедневно, когда преступаем заповеди Божии.
Что же касается младенцев. Ведь мы действительно крестим и причащаем их без их же воли. Но мы прекрасно понимаем, что у них, как таковой, своей воли на данном этапе жизни еще нет. И ответственность за них в полной мере возлагается на родителей и восприемников. Мы, взрослые, прекрасно понимает, что для нашего ребенка будет полезным, а что будет во вред и согласно этому действует в отношении нашего малыша. Родители дают ответ за детей перед Богом здесь на земле и на Страшном суде после смерти.
Это можно понять по истории из 1-й Книги царств, где главный герой первосвященник Илий. Его сыновья Офни и Финеес оскорбляли своего отца своими безаконными поступками особенно при жертвоприношениях. И за то что он легко к этому относился Бог осудил род Илия.
Цитировать
#7 Алексей Трубецкой 07.09.2015 13:47
Спасибо, Отец Дионисий, за Ваше разъяснение.

Но вот возникает какой вопрос. Совершили обряд крещения над несмышленышем – таинство совершено, благодать получена. Потом причастили – опять таинство совершено, благодать получена.

Так что, получение благодати Божией в таинствах это процесс, требующий соработничества Бога и человека, или можно и без человеческой воли обойтись?
Цитировать
#6 священник Дионисий Духновский 06.09.2015 17:14
Цитирую Ольго:
Цитирую священник Дионисий Духновский:
Цитирую Сергей Сафонов:
Здравствуйте,
почему необходимо крестить детей? Почему не крестить в сознательном возрасте, когда человек сам придет к Богу?

Сергей, здравствуйте. Представьте себе такую картину: зачастую, родители имеющие ту или иную профессию, желают, чтобы и их ребенок шел по их стопам. Отец врач хочет чтобы и его сын тоже был врачом. Для этого он с младенчества покупает ему игрушки "молодой доктор", в школе делает сыну акцент на предмет биологии, затем сын поступает в медицинский институт, академию и становится врачом - так бывает не только в идеале, но и в жизни. Родители воспитывают своих детей согласно своему мировозрени, согласно своему взгляду на жизнь. И если родители являются верующими людми, то они также желают что бы и их чадо было под покровительством Божиим, чтобы его охранял ангел хранитель. Они желают, чтобы их чадо, когда вырастет, во всем полагалось на волю Божию, потому что родители знают, что только через Бога их ребенок найдет радость в этом мире и спасение души в вечности. Поэтому они с самого детства начинают его не только учить молиться, но и любить молитву, храм, Бога и т.д. А для всего этого необходимо крестить ребенка, чтобы он стал членом Церкви и чтобы было возможно совершать над ним все Таинства Цековные.
Другими словами Вы говорите, а зачем воспитывать детей с детства, зачем объяснять, что хорошо, а что плохо. Вот когда вырастет, сам поймет и сам выберет как ему жить, быть ли бандитом или порядочным и воспитанным человеком. - это я утрирую. Что мы в ребенка заложим с детства, таким он и будет человеком.

Отец Дионисий,
"Они желают, чтобы их чадо, когда вырастет, во всем полагалось на волю Божию..." Аминь!
А как происходит в реальности? Родители и восприемники (!) воспитывают Священномучеников (как в первые века) - рабов Христовых (не говорю даже о друзьях)?

Ольго, здравствуйте. Я с вами совершенно согласен. Порой родители или восприемники, воспитывая своих детей в православной вере, сами виноваты, делаая их "рабами" Церкви и всех ее уставов. И когда такое чадо вылетает из гнезда, то первое его желание - "оторваться по полной программе", попробовать все то, что до этого запрещалось, выйти за те границы, которые были жестко выставлены родителями. Естественно такой ребенок, оказавшись на воле, уходит от Церкви, от Бога. Это наблюдается не только в церковной среде, но и среди светских, не верующих семей: когда родители настаивают на выборе профессии, какая нравится именно им, а не ту, которую избрал подросток.

Задача воспитания заключается в том, как родители или восприемники преподнесут для ребенка ту или иную информацию. Если они стараются сделать из него идеал, то у них ничего из этого не получится, а будет только хуже. Мы не должны забывать, что дети - это дети и не требовать от них большего. Зачастую родители про это забывают, и хотят, чтобы их чадо испытывало те же нагрузки в духовной жизни, что и взрослый человек. Взять, к примеру, подготовку ко Святому Причащению: готовится вся семья. Глубоко верующая мама выставляет в ряд всю семью и начинает читать полностью все правило от начала до конца. Бедные дети, ведь они еще не умеют молиться. У них столько энергии, а их заставляют полтора часа стаять, не двигаться и вникать в непонятный текст. Тоже самое происходит и в храме. Мы должны не "приучать" детей к молитве, а научить любить молитву, храм, Бога. Когда рождается младенец, он не сразу умеет ходить, проходит целый год, до его первых шагов. Как говорил Святейший Патриарх Кирилл, что когда человек решает посещать тренажерный зал, он начинает с малой нагрузки. И чем дальше, тем нагрузка все больше и больше. А иначе, он надорвет свой организм, если начнет сразу с тяжелой нагрузки. Точно также и в духовной жизни. Чтобы подготовить ребенка ко Святому Причащению, в зависимости от его возраста, мы определяем для него такое количество молитв, на которых он будет сосредоточен и внимателен. На время поста не менять рацион пищи, а дать возможность ребенку самому выбрать для себя пост из предложенных вариантов: воздержаться от игр на компьютере, от сладостей, от просмотра телевизора и т.д. Не нужно заставлять детей выстаивать все Богослужение в храме. Сначала мы приводим своих младенцев только ко Святому Причащению, после начинаем постепенно оставаться на Богослужении: пришли в храм, поставили свечи, приложились к святыням и достаточно для него; спустя некоторое время мы увеличиваем время пребывания в храме и т.д. Так мы должны поступать во всем по отношении к своим детям. И самое главное во всем этом, мы должны показывать свой личный пример. Если ребенок видит, что папа и мама регулярно молятся, постятся, ведут духовный образ жизни, то и ребенок будет к этому стремиться, потому что захочет быть таким же как папа и мама, поскольку родители являются для него авторитетом. Когда мы заставляем и принуждаем кого-то что-либо делать, то это вызывает только отвращение и неприязнь. И если мы требует от наших детей то, чего сами не делаем, то тогда и получается, что наши дети невольно становятся "мучениками" и "рабами" Церкви.
Цитировать
#5 Ольго 06.09.2015 17:12
Цитирую священник Дионисий Духновский:
Цитирую Сергей Сафонов:
Здравствуйте,
почему необходимо крестить детей? Почему не крестить в сознательном возрасте, когда человек сам придет к Богу?

Сергей, здравствуйте. Представьте себе такую картину: зачастую, родители имеющие ту или иную профессию, желают, чтобы и их ребенок шел по их стопам. Отец врач хочет чтобы и его сын тоже был врачом. Для этого он с младенчества покупает ему игрушки "молодой доктор", в школе делает сыну акцент на предмет биологии, затем сын поступает в медицинский институт, академию и становится врачом - так бывает не только в идеале, но и в жизни. Родители воспитывают своих детей согласно своему мировозрени, согласно своему взгляду на жизнь. И если родители являются верующими людми, то они также желают что бы и их чадо было под покровительством Божиим, чтобы его охранял ангел хранитель. Они желают, чтобы их чадо, когда вырастет, во всем полагалось на волю Божию, потому что родители знают, что только через Бога их ребенок найдет радость в этом мире и спасение души в вечности. Поэтому они с самого детства начинают его не только учить молиться, но и любить молитву, храм, Бога и т.д. А для всего этого необходимо крестить ребенка, чтобы он стал членом Церкви и чтобы было возможно совершать над ним все Таинства Цековные.
Другими словами Вы говорите, а зачем воспитывать детей с детства, зачем объяснять, что хорошо, а что плохо. Вот когда вырастет, сам поймет и сам выберет как ему жить, быть ли бандитом или порядочным и воспитанным человеком. - это я утрирую. Что мы в ребенка заложим с детства, таким он и будет человеком.

Отец Дионисий,
"Они желают, чтобы их чадо, когда вырастет, во всем полагалось на волю Божию..." Аминь!
А как происходит в реальности? Родители и восприемники (!) воспитывают Священномучеников (как в первые века) - рабов Христовых (не говорю даже о друзьях)?
Цитировать
#4 Сергей Сафонов 06.09.2015 17:10
Цитирую священник Дионисий Духновский:
Цитирую Сергей Сафонов:
Здравствуйте,
почему необходимо крестить детей? Почему не крестить в сознательном возрасте, когда человек сам придет к Богу?

Сергей, здравствуйте. Представьте себе такую картину: зачастую, родители имеющие ту или иную профессию, желают, чтобы и их ребенок шел по их стопам. Отец врач хочет чтобы и его сын тоже был врачом. Для этого он с младенчества покупает ему игрушки "молодой доктор", в школе делает сыну акцент на предмет биологии, затем сын поступает в медицинский институт, академию и становится врачом - так бывает не только в идеале, но и в жизни. Родители воспитывают своих детей согласно своему мировозрени, согласно своему взгляду на жизнь. И если родители являются верующими людми, то они также желают что бы и их чадо было под покровительством Божиим, чтобы его охранял ангел хранитель. Они желают, чтобы их чадо, когда вырастет, во всем полагалось на волю Божию, потому что родители знают, что только через Бога их ребенок найдет радость в этом мире и спасение души в вечности. Поэтому они с самого детства начинают его не только учить молиться, но и любить молитву, храм, Бога и т.д. А для всего этого необходимо крестить ребенка, чтобы он стал членом Церкви и чтобы было возможно совершать над ним все Таинства Цековные.
Другими словами Вы говорите, а зачем воспитывать детей с детства, зачем объяснять, что хорошо, а что плохо. Вот когда вырастет, сам поймет и сам выберет как ему жить, быть ли бандитом или порядочным и воспитанным человеком. - это я утрирую. Что мы в ребенка заложим с детства, таким он и будет человеком.

Спасибо.
Цитировать

Объявления

 

Изучение Псалтири и Евангелия

Дорогие братья и сестры!

При нашем храме в честь святого великомученика Георгия Победоносца продолжаются занятия по изучению Псалтири и Евангелия. Время проведения занятий в воскресение в 17:00 (смотреть расписание Богослужений). По всем вопросам звонить по тел.: 8 (910) 877-75-75.

Собеседование перед Таинствами Крещения и Венчания

Дорогие братья и сестры!

В нашем храме в честь святого Великомученика Георгия Победоносца перед Таинствами Крещения и Венчания  предпологаются обязательные беседы. Для начала вам необходимо связаться со священником иереем Дионисием по телефону +7 (910) 877-75-75 и договориться о встрече.